Оригинал материала: https://3dnews.ru/272098

Главные события прошедшей недели. Выпуск 11

По традиции, без длинных предисловий начнем наш разговор с главного события прошедшей недели - начала ухода с рынка графических адаптеров решений на базе процессоров NVIDIA G80 – моделей GeForce 8800 Ultra, GTX, GTS с 640 Мб памяти, а также GTS с 320 Мб памяти. Стартом для этой процедуры можно считать официальный релиз видеокарт GeForce 8800 GTS, основанных на 65-нм процессорах G92 (G8P, если верить новой системе кодового обозначения моделей), который состоялся 11 декабря 2007 года. И уже в январе NVIDIA намерена прекратить прием заказов на производство G80, вместо которого на сцену выйдут микросхемы D8E и D8P. К последнему и было приковано внимание общественности, заменившему G80 в видеокартах GeForce 8800 GTS. Главное, за счет чего выигрывает новый процессор: во-первых, использование 65-нм техпроцесса при его изготовлении; во-вторых, увеличенное с 96 до 128 количество потоковых процессоров; в-третьих, повышенная до 650 МГц рабочая частота ядра и до 1625 МГц рабочая частота шейдерных блоков. При этом видеокарты оснащаются 512 Мб графической памяти, разрядность интерфейса памяти составляет 256 бит. Необходимо отметить и поддержку графического интерфейса PCI Express 2.0. Но самое основное, что должно интересовать потенциальных покупателей, - насколько "быстрее" окажутся в игровых приложениях видеокарты GeForce 8800 GTS 512 Мб (G92), нежели предшественники, и в особенности, GeForce 8800 GTS 640 Мб (G80). Как показали результаты тестирования, новички превосходят в плане производительности GeForce 8800 GTS 640 Мб на 15 – 30%, в зависимости от приложения и разрешения, и на 50 – 100% GeForce 8800 GTS с 320 Мб памяти. Более чем достойный для новичка результат. А если учесть, что стоимость графических адаптеров составляет от $300 до $350, то можно говорить о весьма интересном продукте, как с точки зрения производительности, так и цены. Пока розничная стоимость новинок высока, но со временем ситуация должна коренным образом измениться, и цены опустятся до обещанного разработчиками уровня. Мы же отметим один недостаток - наличие только одного SLI-разъема, что не позволит организовать параллельную работу сразу трех видеокарт. А ведь компания NVIDIA 13 декабря официально представила технологию 3-Way SLI, которая оказалась более чем интересной для поклонников мощных игровых компьютеров, обладающих достаточными денежными средствами для покупки трех современных видеокарт. Немного подробностей, теоретическое и практическое исследование технологии представлены в обзоре на нашем ресурсе.
 Графическая система поддержкой 3-Way SLI
Что касается конкурирующей с NVIDIA на рынке графических адаптеров компании AMD, то единственным ответом на выпуск GeForce 8800 GTS 512 Мб и 3-Way SLI с некоторой "натяжкой" можно считать представление нового процессора ATI Mobility Radeon HD 2700 для мобильных персональных компьютеров. К некоторому сожалению, революции не произошло - новинка представляет собой 65-нм микрочип с 120 потоковыми процессорами, 128-разрядным интерфейсом памяти, поддерживающий DirectX 10, Shader Model 4.0, а также технологии ATI Avivo HD и PowerPlay. Оценить производительность Mobility Radeon HD 2700 пока не предоставляется возможным, однако ситуация прояснится с выходом ноутбуков Amilo Xi 2550 от компании Fujitsu-Siemens - первыми мобильными ПК, оснащенными новыми видеокартами. Однако последние новинки, выпущенные компанией AMD, пока не могут помочь ей выйти из финансового кризиса, который с течением времени только обостряется. На этой неделе стало известно, что рыночная стоимость чипмейкера и разработчика интегральных микросхем опустилась ниже $5 млрд., то есть достигла минимального значения за последние четыре года. Насколько невысоким является этот показатель говорит тот факт, что стоимость компании ATI на момент ее приобретения составляла около $5,4 млрд. А стоимость NVIDIA, которая к тому же, как и ATI, не является производителем столь сложных микросхем, как центральные процессоры для ПК, и не имеет собственных высокотехнологичных производственных мощностей, составляет $19 млрд. И не удивительно, ведь доход AMD уже четыре квартала не может превысить расходы, и за этот период компания потеряла в общей сложности около $2,2 млрд. Но высшее руководство в лице Гектора Руиза (Hector Ruiz), хоть и признает всю серьезность ситуации, смотрит в будущее с оптимизмом и прогнозирует возврат к рентабельности уже в третьем квартале следующего года. По мнению исполнительного директора AMD, первая половина 2008 года будет закончена с минусом в графе дохода, что связывают с сезонным снижением покупательской активности, но уже начиная с третьего квартала финансовые показатели компании пойдут вверх. При этом Гектор Руиз заявляет, что таких результатов удастся добиться увеличением доходности микропроцессорного бизнеса почти на треть (29%), в том случае, если доход от продаж графических процессоров и решений для потребительской электроники останется, как минимум, на прежнем уровне. К некоторому сожалению аналитиков Гектор Руиз не стал раскрывать дополнительные детали, хотя и возникает множество вопросов, в том числе и насколько сильно повлияли проблемы с выпуском процессоров Barcelona на общую финансовую картину компании. Пока не совсем ясно как чипмейкер планирует повышать доходность собственного бизнеса. Но, как ни странно, некоторую помощь в выходе из кризиса компании AMD может оказать основной конкурент - Intel. Так, в Сети распространились слухи относительно наличия ошибки в 45-нм четырехъядерных процессорах для настольных компьютеров. Согласно этим данным, ведущий мировой чипмейкер перенесет сроки выхода своих новых продуктов с середины января на конец первого квартала 2008 года, сосредоточившись на исправлении собственных недочетов. Такое развитие событий несколько улучшило бы положение AMD, которая в срочном порядке решает проблемы со своими процессорами Barcelona и готовит ревизию B3, в которой исправлен "баг" в TLB-блоке. Но сама Intel категорически отрицает факт наличия ошибок в ее продукции и говорит о начале поставок процессоров Core 2 Quad Q9550, Q9450 и Q9300 в заранее намеченные сроки. Теперь переключимся с рынка интегральных микросхем к разработкам в области роботостроения, тем более, что компания Honda предоставила для этого отличный повод, представив новую версию своего робота-андроида ASIMO. На этот раз разработчики сконцентрировали свое внимание на повышение интеллектуальных способностей своего творения, среди которых можно выделить три основных направления: способность нескольких роботов взаимодействовать друг с другом; определение направления движения человека, и как результат, возможность уступить дорогу, если это необходимо; автоматическое определение уровня заряда батарей, поиск зарядной станции, и, собственно, подзарядка.
 ASIMO-официант
Остановимся на новых функциях ASIMO и начнем со способности совместного выполнения задач несколькими аппаратами. Так, несколько роботов теперь могут оптимальным образом перераспределять выполнение поставленных перед ними задач, исходя из нескольких параметров: местоположения каждого робота, наличия или отсутствия уже принятого задания, уровня заряда батарей. На основании этих данных "сеть" из нескольких роботов определяет, какой аппарат сможет в кратчайшие сроки взяться за выполнение задачи и сможет достичь поставленных целей при минимальном количестве обращений к зарядной станции. Интересными выглядят и способности роботов определять местоположение, скорость и направление движения человека или другого ASIMO. На основании полученных от встроенной камеры данных робот автоматически принимает решение об изменении собственного маршрута следования во избежание столкновений – либо отходит в сторону и предлагает встречному пройти первым; либо меняет курс движения на параллельный, который не пересекается с направлением движения человека. Но что не менее важно, так это более повышенная автономность новых версий ASIMO - благодаря разработке новых зарядных станций и алгоритму определения уровня оставшегося заряда батарей роботы теперь самостоятельно определяют о необходимости следования к ближайшей станции для пополнения запаса электроэнергии. Помимо всего прочего, ASIMO могут передвигать перед собой тележку на колесиках, обслуживать посетителей ресторанов и кафе, и может работать гидом.
 ASIMO уступает дорогу
Таким образом, разработчики в этот раз сконцентрировались не на технических характеристиках аппаратов, таких как скорость передвижения, ловкость, и пр. Вместо этого было решено улучшить "социальные" характеристики, благодаря которым роботы повысили эффективность совместных действий, стали менее зависимыми от действий оператора, а также стали более внимательными по отношению к человеку. Согласно заявлениям разработчиков, исследования и усовершенствования роботов в ближайшее время будут продолжены, а "полевые" испытания "интеллектуальных" ASIMO постоянно проводятся в штаб-квартире Honda, где они работают в качестве гидов, официантов и безотказных помощников. Однако на этой неделе произошло еще одно очень интересное событие, которое хоть и не связано с информационными технологиями напрямую, показывает, как далеко зашло человечество в области изучения и освоения космоса. Стартовавший в 20 августа далекого 1977 года беспилотный космический аппарат Voyager 2 преодолел одну из границ Солнечной системы – так называемую область ударной волны (solar wind termination shock), в которой частицы солнечного ветра сталкиваются с частицами межзвездного газа, образуя область с повышенным давлением. За этой границей, преодоленной Voyager 2, находится область heliosheath (гелиопустошь), в которой плотность частиц заметно ниже, нежели до границы termination shock, но в которой еще ощущается воздействие солнечного ветра. Именно в этой границе сейчас находится и аппарат Voyager 1, вошедший в нее в 2004 году. Благодаря тому, что оба «Вояджера» двигаются по различным траекториям ученым удалось доказать гипотезу об искаженной под действием межзвездного газа границе Солнечной системы – теоретические расчеты и предсказания оказались верны. Следующим этапом путешествия Voyager 1 и Voyager 2 является преодоление последней границы Солнечной системы, так называемой гелиопаузы, за которой уже не наблюдается наличия частиц солнечного ветра. Пока ученые не могут предсказать точных сроков выхода аппаратов в межзвездное пространство, однако это должно состояться совсем скоро, в ближайшие 10 – 15 лет.
 Voyager 2
Как только первый «Вояджер» сможет пересечь границы Солнечной системы, он передаст на Землю уникальные данные о составе межзвездной среды, лишь бы аппарату хватило энергии для завершения этой миссии – ядерный реактор, установленный на оба корабля, должен проработать еще около 15 лет. Но для экономии энергии центр управления «Вояджерами» постепенно отключает ряд приборов, которые уже вряд ли пригодятся для получения ценных данных. После окончательного отказа реактора космические аппараты полностью «замолчат», но будут продолжать двигаться к звездам, и вполне могут сослужить Человечеству в последний раз – принести к другим планетам золотой диск с записью человеческих звуковых и видеосигналов, в том числе, известных классических произведений Баха, Моцарта, Стравинского, Берри и др. На обратной стороне диска ученые разместили схематическое изображение Солнечной системы, фотографию солнечного спектра, изображение Земли, состав атмосферы нашей планеты, и многие другие данные о, возможно, одном из многих разумных сообществ во Вселенной.
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.ru/272098