Канун Рождества для православных – особенное время, которое напрямую связано с Рождественским постом, как подготовкой к светлому празднику пришествия Христова. Оно проявляется не только в покаянии и исповеди, но и внешнем отстранении от различной мирской суеты, как способе стяжания более ценных – духовных благ. Вот и нас давно мучил вопрос, насколько согласуются IT-технологии, компьютерные игры и весь современный прогресс с нашей духовностью, и насколько активно сама Церковь приобщается к ним. Разобраться в ситуации нам помог отец Кирилл, диакон московского храма Николая Чудотворца в Бирюлево.
Отец Кирилл, хочется поговорить об отношении Русской Православной Церкви к компьютерам, компьютерной технике, интернету и играм. Насколько активно священнослужители Московской Патриархии используют компьютерную технику?
Используют, наверное, как и все люди – достаточно активно: для выхода в интернет, с целью получения той или иной информации, для участия в интернет-форумах, для общения с духовными чадами по электронной почте. Используется она и для написания проповедей, писем. Я, скажем, все письма заключенным, с которыми я переписываюсь, пишу исключительно на компьютере, это очень удобно. Какую-то главную мысль, которую я хочу сказать нескольким людям, я просто копирую и добавляю каждому что-то индивидуально. Очень удобно писать статьи и проповеди, потому что можно пользоваться библиотекой и переносить оттуда любые цитаты.
Если же говорить об интернете, то он имеет для нашей Церкви особое значение. О том, какое, можно понять из обращений нашего Святейшего Патриарха Алексия к пользователям интернета. В одном из них он, в частности, сказал: «Истина Христова должна быть распространяема максимально широко, достигая максимального числа людей. Сегодня интернет представляет исключительную возможность в этом отношении, и Церковь не вправе пренебрегать ею, ибо по слову апостола – горе мне, если я не благовествую
1». При этом, Святейший Патриарх на каждом ежегодном епархиальном собрании духовенства говорит, что даже каждый храм должен стараться иметь свою страничку в интернете. Наш храм Святителя Николая Чудотворца, что в Бирюлево, тоже имеет
свой сайт – небольшой, где помещается информация о богослужениях, приходской жизни, истории нашего храма, также приводятся жития некоторых людей праведной жизни, так или иначе связанных с нашим храмом, а также жизнеописания некоторых новомученников российских.
Здесь, наверное, еще следует сказать о том, почему у нашей Церкви отношение к компьютерной технике вполне положительное.
Во-первых, компьютеры и интернет изобретены ведь не без промысла Божия. Даже можно сказать больше. Один из известных наших русских старцев, недавно почивший архимандрит Иоанн Крестьянкин, говорил в одном из своих писем
2, что компьютер, как и прочие технические средства, изобретен не без помощи Божией. Ибо как сказал Господь в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего»
3.
Правда, среди некоторых православных людей, увы, бытует мнение, что компьютеры и прочая цифровая техника – изобретение духов зла. Те люди, которые так утверждают, слишком высоко думают о демонах. Демоны по своей природе являются существами духовными, а потому изобретать что-либо и творить в мире материальном они не могут. Они способны только побуждать человека на то, чтобы уже изобретенное употреблять во зло.
Что касается человека, мог ли он сам по себе что-либо серьезное изобрести, должен сказать, - это тоже совершенно невозможно. Человек по своей природе существо не автономное, а с Богом соединенное. Человек не имеет в себе источника жизни, его бытие поддерживается Богом. И человеком - образом Божиим – он может быть только тогда, когда находится в единении с Богом. Если это единение нарушается, человек уже перестает быть в полном смысле человеком. Он, увы, становится ближе к животному миру, теряет свободу, теряет творческие способности, начинает страдать. И только находясь в единстве с Богом, он может обрести полноту жизни, подлинное счастье, может творить, изобретать, открывать законы этого мира.
Здесь, правда, может возникнуть вопрос: почему Господь помог изобрести человеку компьютерную технику?
Очевидно для того, чтобы у современной цивилизации была возможность выжить. Говорят, что через пять лет население земного шара будет уже 7 млрд. При этом, как известно, большая часть населения сосредоточена в городах. Чтобы такое количество людей могло нормально жить на столь небольшой территории, совершенно необходим научно-технический прогресс и различные технические средства.
Да, к сожалению, от интернета и компьютеров действительно бывает и очень много зла. Но не стоит забывать о том, что Господь иногда вынужден выбирать из двух зол меньшее. И если бы Он не помог людям изобрести компьютерную технику, значит, было бы значительно хуже. Кто знает, может быть, люди давно бы передрались друг с другом, если не хуже, из-за невозможности нормального сосуществования.
Таким образом, в самом по себе компьютере и интернете нет ничего плохого. Все зависит только от человека, как он будет использовать эти сами по себе безобидные технические средства. Либо во благо себе и ближним, либо во вред.
В чем же главное значение интернета для Православия?
Прежде всего, в том, что он дает возможность широкой проповеди. Кроме того, он дает возможность РПЦ свободно выражать свои взгляды на те или иные события, происходящие в мире. К сожалению, СМИ: газеты, журналы, телевидение, а также институты, школы, все это нередко контролируется недругами Церкви. Через интернет же мы можем спокойно выражать на все свои взгляды. И если Церковь уйдет из интернета, то, вне всякого сомнения, ее место займут сектанты и оккультисты, которые, конечно, будут клеветать на Православие и вводить в заблуждение наших весьма мало духовно образованных соотечественников.
Особенно, между прочим, это касается молодежи. Мне нередко приходится общаться с молодыми людьми, в основном старшеклассниками, и я все более убеждаюсь, что они, к сожалению, о Православии совершенно ничего не знают. Как правило, они представляют себе нашу Православную веру, как некоторую благочестивую народную традицию со множеством интересных обычаев: вкушение блинов на Масленицу, освящение вербочек в Вербное воскресенье и куличей и яиц на Пасху и т.д. А о необыкновенной глубине и высоте Православного вероучения, об уникальности Православия во всех отношениях: истории его распространения, богословия, о тех сверхъестественных явлениях, которые происходят только в Православном мире, об этом, к сожалению, ничего не знают.
Но, Слава Богу, в настоящее время узнать можно, в том числе и из интернета. И тем, кто хочет узнать о Православии, я очень рекомендую послушать лекции профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова. Это очень образованный и очень обаятельный человек. Его беседы доходят до сердца. У него много лекций о христианстве в целом и о Православии в частности, о сущности христианства, о христианстве в сравнении с другими религиями, о духовной жизни. Эти лекции можно найти, например, на сайтах
www.aosipov.ru и
www.predanie.ru.
Как мы уже говорили, с интернетом связаны и многие опасности. Действительно, рядом с православными сайтами столь же доступны и различные сайты оккультистов и сектантов. Также, к сожалению, весьма легок доступ к порнопродукции, особенно это опасно для подрастающего поколения.
Не могу не сказать о том, что порнография, как и прочие грехи, действует на душу разрушающим образом, приводит к огрубению души. Многие люди, которые интересовались этим в детстве, а позже активно в юношестве, сталкиваются потом с проблемой создания семьи. Зачастую, они оказываются просто не способны к большой любви. Очень жаль. Настоящая любовь к единственной своей «половинке» дает человеку великое счастье, а человек это дар расплескал по каплям.
Но что делать, добро и зло, к сожалению, всегда в этой жизни идут рядом. Однако человеку дана свобода выбора. Он всегда вправе выбрать добро или зло. Да, добро иногда бывает непросто выбрать человеку в его падшем состоянии. Христианство утверждает, что все люди несут в себе с рождения наследственное повреждение, а потому больше склонны к злу, чем к добру. Но, если человек пожелает выбрать добро и искренне обратиться к Богу за помощью, Господь ему всегда в этом поможет.
А существуют ли в РПЦ какие-либо масштабные компьютерные проекты, например, библиотеки, фотобанки и т.п.?
В настоящее время у Православной Церкви имеется множество сайтов. Почти каждый московский храм имеет свой сайт. Некоторые из них прекрасно оформлены, поскольку и среди православных людей есть специалисты в этой области. Существуют и православные библиотеки. В 2004 году их было 11 или 12. Самая известная православная библиотека – «
Библиотека православного христианина Благовещение». Имеется очень много форумов, где можно задать любой вопрос и выразить свое мнение. Наиболее известный, наверное,
форум диакона Андрея Кураева✶. Имеются и фотобанки. В целом, можно сказать, что Православие представлено в интернете широко, разнообразно и на вполне достойном уровне.
Помню интересный случай, когда в далеком 97-м году мы с другом пришли в храм в м-не Чертаново помочь настроить батюшке только что купленный в магазине компьютер. В тот момент батюшка достал из кармана КПК с выдвижной клавиатурой (мы в то время такие видели только на фотографиях в журналах) и стал нам задавать вопросы относительно него. Мы тогда не смогли помочь ему, поскольку даже никогда в руках такую технику не держали. Много ли среди священников столь продвинутых людей?
Я думаю, таких священнослужителей не очень много. Но их было бы больше, если бы у наших батюшек была возможность приобретать такую дорогостоящую технику.
Каково отношение РПЦ к компьютерным играм разных жанров (стратегии, симуляторы, «стрелялки», квесты, логические и др.)? Проводил ли кто-то исследования на эту тему?
Вопрос, касающийся компьютерных игр, действительно очень важный и актуальный.
Да, поскольку сейчас популярность игр очень велика и рынок легализуется. Если раньше он был пиратский, то сейчас вся игровая индустрия в Россия на подъеме. У дистрибьюторов и издательских компаний в России сейчас появилось много денег. Идет много рекламы и пропаганды. Но, в то же время, поскольку легальный рынок только формируется, он пока сильно отличается от устоявшегося западноевропейского. У них есть рейтинги жестокости и прочее – в России сейчас на это пока никто не смотрит, никаких норм, ничего, к сожалению, у нас пока такого нет. Поэтому у нас как бы всеядность такая.
Конечно, свое отношение к компьютерным играм Православная Церковь нигде официально не формулировала. Но ее мнение представить себе можно, только если поставить вопрос несколько иначе: насколько Самому Господу угодно, чтобы люди занимались подобными делами? Мнение Церкви, как очевидно, не может быть различным с волей Божией, иначе это уже будет не Церковь Божия, а обыкновенная человеческая организация.
Но, прежде чем попытаться ответить на этот вопрос – есть ли воля Божия на это или нет – я бы хотел напомнить о том, что воля Божия о человеке – это всегда благо для человека. И только благо. Это так, потому что «Бог есть любовь»
4, а любовь не может причинять зла. И заповеди Божии – это не преграды для свободной и счастливой жизни человека. Наоборот – они есть законы подлинно свободной и блаженной жизни, нарушая которые, человек неизбежно начинает страдать.
Итак, если мы хотим определить по воле Божией или нет то или иное занятие, можно посмотреть, насколько оно является для нас подлинным благом. Если оно действительно благо для нас – оно угодно Господу. Если нет – то нет.
В отношении компьютерных игр, поскольку мы говорим именно об этом, мне кажется, что никакого блага они не дают человеку и даже наоборот.
Во-первых, они лишают человека мирного устроения души. Они наполнят его ум различными образами, совершенно ему не нужными, и человек, особенно верующий, потом вынужден тратить много сил, чтобы от этих образов избавиться.
Но главное, пожалуй, то, что компьютерные игры уводят нас в виртуальные миры, в миры, где нет Бога - источника радости и всего для нас. Следствием этого, собственно, и бывает та душевная пустота, какую, я уверен, ощущают многие после продолжительных игр. Но особенно остро этот уход в виртуальные миры ощущают, конечно, те, кто привык согреваться от благодати Божией. Лишение благодати – большая печаль для верующего.
Во-вторых, время игр – не потерянное ли время? Для верующего человека, например, время вообще бесценно. Ведь земная жизнь, которая служит приготовлением к вечности, ничтожно мала. От того, как человек проживет ее, зависит все его последующее вечное существование. Может это будет сказано громко, но верующий человек старается, по возможности, с пользой проводить каждую минуту своей жизни. Тогда он действительно ощущает полноту жизни. При напрасной же трате времени, разве не появляется у человека горького чувства неудовлетворения?
В-третьих, наконец, компьютерные игры сильно истощают нервную систему, рассеивают ум, утомляют физически, да и просто расстраивают здоровье.
Есть и другие отрицательные моменты, о которых не хочется сейчас говорить, дабы совсем не расстроить тех из моих слушателей, которые любят поиграть.
Что же касается детей, то им, на мой взгляд, игры также не приносят пользы. Да, безусловно, осваивать компьютер детям совершенно необходимо. Но, вопрос в том, могут ли компьютерные игры помочь им в освоении самого же компьютера? Я лично в этом весьма сомневаюсь. А кроме того, ребенок, пристрастившись к играм, вскоре начнет играть в ущерб самому же обучению.
Правда, существуют так называемые обучающие игры. Обучающие, например, английскому языку в игровой форме, работе на компьютере в игровой форме, позволяющие приобрести некоторые знания в области физики или химии и т.д. Я думаю, такие вот игры действительно могут быть полезными. Все же остальное, собственно говоря, учит ребенка только нажимать на клавиши и больше ничего.
Мне кажется, вместо игр гораздо полезнее ребенку или подростку читать хорошие книги. Пусть читают хорошую приключенческую литературу выдающихся авторов, таких, например, как Жуль Верн, Майн Рид, Клайв С.Льюис и др. Мне кажется, что это гораздо лучше развивает детей и подростков, поскольку учит их языку, учит грамотно выражать свои мысли, тренирует память.
Вот только я бы советовал, если это возможно, оградить школьников от чтения книг подобных «Гарри Поттеру». Эти произведения, помимо того, что они просто ужасны по языку, еще и вводят читателя в область оккультных понятий, оккультной философии, оккультной системы ценностей. Герои Роулинг часто врут, воруют, проявляют жестокость к людям и животным, глумятся, презирают физический труд и т.д. У некоторых детей, под влиянием «Гарри Поттера» возникают фобии, нарушения сна, неконтролируемое поведение и прочие патологии. Так что родителям, наверное, стоит задуматься.
Другое дело, что не всегда, к сожалению, удается оградить наших детей от чтения подобной литературы. И здесь, конечно, нельзя давить и запрещать. Подобные методы только напротив, - разожгут нездоровый интерес. Родителям, в таком случае, надо читать эти книги вместе с детьми и стараться, чтобы они оценивали эти произведения надлежащим образом, чтобы герои этих книг не стали для них кумирами и образцами для подражания.
Но все-таки, может быть от компьютерных игр может быть хоть какая-то польза? Ведь есть игры, в которых надо думать. Может быть, таковые способствуют, например, развитию логики?
Да, безусловно, есть такие игры, в которых думать надо. Однако, как мне кажется, человек, его мозг, развивается не от решения каких-то поставленных пред тобой практических задач. Человек и так в жизни решает постоянно множество таких задач: как решить ту или иную проблему, где взять денег, как «провернуть» то или иное дело и т.д. Ум человека развивается от приобретения новой информации, от анализа ее и осмысления, от выражения на нее своего взгляда, от формулирования своих мыслей и т.д. Читатели, я думаю, согласятся со мной, что все выдающиеся ученые, философы, историки, писатели жили в те годы, когда компьютеров не было. И иногда, признаться, создается впечатление, что с появлением компьютерной техники человечество как-то несколько поглупело.
Возможно, отец Кирилл, Ваши слова о компьютерных играх несколько опечалят тех наших читателей, которые ими особенно увлекаются. Даже если они во многом согласятся с Вами, у них вряд ли обнаружится решимость и силы раз и навсегда прекратить играть. Как же им быть?
Прежде всего – не печалиться. Господь ведь никогда не требует от человека того, что превышает его силы. А потому единственное, что, может быть, Господь желает – это чтобы люди хотя бы несколько ограничили время своих игр, для своей же пользы. Такое ограничение, хотя бы в малом, будет уже весьма драгоценно перед Богом. А в высвобожденное время, пусть они лучше погуляют со своими детьми, поиграют с ними в мяч на свежем воздухе, покатаются на коньках или лыжах. Также весьма рекомендую и занятия на тренажерах: беговой дорожке или велотренажере. Спорт, физическая активность весьма полезны. Они помогают восстановить силы и сбрасывают нервное напряжение и утомление, в том числе и после компьютерных игр.
И еще, конечно, надо стараться подбирать игры не кровавые и жестокие. Особенно это важно для детей. Дети должны понимать, что человек - это не ходячая мишень. Каждый человек – это личность бесконечно для Бога драгоценная. Настолько драгоценная, что для спасения и одного человека, если бы это было ему необходимо, Господь бы вновь воплотился и так же ужасно пострадал, как Он пострадал две тысячи лет назад. И наши дети, как и мы сами, должны об этом знать и помнить.
Но, к сожалению, большинство игр, а также современных фильмов, в частности, боевики, говорят совсем об обратном. Как правило, там личность только одна – главный герой, а все остальные, которых он, например, расстреливает из автомата, представляются как какие-то бездушные куклы, жизнь которых совершенно ничего не стоит.
Да, без сомнения, рынок сейчас наводнен именно такой продукцией, где надо в кого-нибудь стрелять и убивать. Но что делать? Я думаю, если человек захочет, он сможет, все-таки, подобрать себе что-нибудь более-менее безобидное и даже, может быть, умное и доброе. Особенно это важно для детей.
Итак, Господь не требует от человека, чтобы он немедленно оставил все свои увлечения. Если он очень увлечен играми, что ж, пусть играет. Для того чтобы понять, что это ему не только ничего не прибавляет в жизни, а наоборот – отнимает, надо созреть.
Но для того, чтобы созреть, надо делать хоть что-нибудь. Во-первых, взять игровой процесс под контроль: хоть малость ограничить по времени и отказаться от жестоких и кровавых игр. Во-вторых, пытаться постигать не только виртуальные миры, но и мир духовный, тот, где Господь, ангелы, святые, тот, который мы называем нашим Небесным Отечеством. Не стоит, наверное, забывать о самом главном, о том, к чему мы призваны и что является подлинным смыслом нашей жизни.
Отец Кирилл, что Вы пожелаете нашим читателям в светлый праздник Рождества?
Хочу поздравить всех пользователей интернета с этим великим Праздником и пожелать им, чтобы они не забывали о самом главном, о вечном. Чтобы они старались образовывать себя духовно. И не только стремились приобретать знания о Православной вере, но и хоть немного приобщались бы к духовной жизни. Жизнь с Богом – только она может дать человеку подлинное счастье: и в этой жизни, и в той, что начинается за порогом смерти. И это так потому, что таково устройство человека. Только в этом тайна его блаженства. Но понять это можно, только начав жить духовной жизнью, жизнью в Церкви Христовой.
А начинать надо всегда с малого. Каждый человек должен стремиться к добру по своим силам. Ведь как бывает в обычной жизни? Человек приобретает силу с малого. Начинает поднимать сначала какие-то легкие предметы, потом постепенно все более увеличивает их вес, потом смотришь, – ему удается уже достичь того, о чем он даже не мечтал. Также и в духовной жизни. Начав с малого - хотя бы поинтересоваться основами Православной веры, с Божией помощью непременно можно достичь многого.
Еще раз поздравляю всех с праздником Рождества Христова! В эти святые дни, да коснется вас благодать Божия, утешит, укрепит, вдохновит, вселит надежду на будущую вечную радость, к какой все мы призваны и для которой созданы нашим Господом.