Оригинал материала: https://3dnews.ru/556749

AMD HD3000 CrossFire: светлое будущее ещё не наступило

Стр.1 - Внешний вид. Особенности

Начнём, пожалуй, с того, что полное название рассматриваемой нами технологии – AMD CrossFire X. Приставку «X» на конце она получила сравнительно недавно, когда новоиспечённый производитель видеокарт решил, что двух видеокарт в связке может быть недостаточно, и их должно быть больше. Так и получилась CrossFire X, технология, позволяющая объединять между собой не только две, но и три или четыре видеокарты. Однако рассматривать мы сегодня будем связку из двух карт, наиболее доступный и простой вариант. Рассказ о технологии CrossFire мы начнем с небольшого экскурса в историю. Итак, давным-давно, в далёком 2004 году, компания NVIDIA анонсировала технологию SLI, которая позволяла двум (а ныне и более) видеокартам с интерфейсом PCI-Express и разъёмом MIO работать в связке друг с другом, что могло значительно повысить быстродействие в 3D-графике. Тогдашняя ATI, входящая ныне в состав компании AMD, не осталась равнодушной к технологии конкурента и, дабы не остаться за бортом, анонсировала собственную технологию объединения видеокарт под рабочим названием ATI Multi-Rendering (AMR). После этого по сети стало ходило много слухов, появлялись фотографии видеокарт и материнских плат, спроектированных под новую технологию. Конечно, не все новинки увидели свет, как, например, материнская плата на чипсете VIA с двумя слотами PCI-Express x16, фотографии которой два раза появлялись в сети. Наконец, в первой половине 2005 года со слухами было покончено, ATI Multi-Rendering переименовали в ATI CrossFire, произнесли много хвалебных речей, например, что она лучше, чем технология конкурента и т.д. Эх, есть, точнее, было у компаний ATI и AMD что-то общее, поскольку обе, порой, обещали революцию, а в результате выходила лишь демонстрация с выкрикиванием красивых лозунгов. Так технология CrossFire и не стала массовой, вернее, не обрела такой же популярности, как NVIDIA SLI. А всё потому, что новинка от ATI требовала двух разных видеокарт, ведущей, со специальным разъёмом и дополнительной начинкой для согласования получаемого изображения, и ведомой, более простой. Как вы, наверное, уже догадались, ведущие видеокарты были более дорогими и в продаже встречались реже, чем ведомые. В отличие от карт NVIDIA, для создания связки из которых требовалось просто две одинаковые видеокарты. В придачу к этому, у технологии CrossFire были серьёзные проблемы из-за драйверов, причем решались они гораздо медленнее, чем схожие проблемы у конкурента. Как это было, вы можете узнать из нашей статьи тех времён, а мы продолжим. Появление в 2006 году видеокарт ATI Radeon 1950Pro и ATI Radeon 1650XT сделало технологию CrossFire «ближе к народу», поскольку новые видеокарты более не делились на ведущих и ведомых, а стали совершенно одинаковыми и для объединения требовали два соединительных мостика, наподобие NVIDIA SLI. Единственное «но» в этом то, что для работы CrossFire требуется материнская плата с сертифицированным чипсетом. Впрочем, у NVIDIA - такая же история, так что ATI не стала белой вороной в этом плане. Список ограничился чипсетами ATI и Intel, что не изменилось и по сей день. Затем свершилась громкая сделка по поглощению компании ATI компанией AMD, что, по всей видимости, вызвало некоторые трудности (а куда без них?) у нового графического подразделения компании AMD, т.е. бывшей ATI. Время шло, а максимум, что мы видели и слышали от компании AMD, это фотографии инженерных образцов видеокарты на базе «революционного» графического процессора R600 (с первым чипом от AMD с поддержкой DirectX 10) и очередные переносы его анонса. И вот, компания NVIDIA анонсировала GeForce 8800GTX, видеокарту на базе графического процессора G80, первого в мире с поддержкой DirectX 10 и по-настоящему высочайшей производительностью. Собственно, GeForce 8800GTX и по сей день занимает первые места, поэтому нет ничего удивительного в том, что она поставила крест на всех Hi-End видеокартах от AMD. Даже вышедшая через полгода AMD Radeon HD2900XT, долгожданный флагман компании на базе чипа R600 с поддержкой DirectX 10, так и не изменила положения вещей, оказавшись значительно слабее конкурента от NVIDIA. Однако AMD решила брать количеством, противопоставив конкуренту связку CrossFire. Видеокарта Radeon HD2900XT так и не снискала популярности; не только по причине своей «прожорливости» и чрезмерного тепловыделения, но и из-за немалой цены. Прорывом для AMD стало новое семейство Radeon HD3000, включающее в себя (на данный момент) видеокарты Radeon HD3850 и Radeon HD3870, которые имеют умеренное энергопотребление и тепловыделение, и при этом ничуть не уступают предшественнику в производительности. Цена, само собой, тоже понизилась, что позволило AMD отвоевать некоторую долю рынка у конкурента. Конечно же, недорогие видеокарты как нельзя кстати подошли под концепцию CrossFire как конкурента NVIDIA, ведь, к примеру, пара Radeon HD3850 стоит дешевле GeForce 8800GTX, а по производительности, теоретически, может её даже обойти. Но подобные технологии очень сильно зависят от драйверов, поэтому на практике всё может оказаться не столь хорошо, как задумывалось, что мы и проверим. Итак, в нашем сегодняшнем тестировании будут принимать участие следующие видеокарты: AMD Radeon HD3870, представленные картами от Sapphire, уже изученной нами ранее, и Gigabyte, о которой мы скажем пару слов ниже. Видеокарта Gigabyte HD3870 поступила к нам в обычном антистатическом пакете, поэтому познакомить вас с её розничной упаковкой и комплектацией мы не можем. Однако, несмотря на это, видеокарта заслуживает внимания.
Перед нами - эталонная видеокарта Radeon HD3870 с той лишь разницей, что на ней имеется несколько наклеек от Gigabyte. Кстати, судя по наклейке на системе охлаждения, в комплекте с картой должна быть игра Neverwinter Nights 2.
Обратная сторона видеокарты вообще не имеет отличий от эталонного образчика. Зеленая наклейка содержит название и характеристики видеокарты, т.е. что это Radeon HD3870 с 512 Мб DDR4 видеопамяти. Продолжим разговор об участниках тестирования. Помимо двух топовых видеокарт Radeon HD3870, цены на которые, увы, порой не соответствуют рекомендованным, в нашем тестировании участвует пара более дешевых видеокарт Radeon HD3850, а в качестве эксперимента мы попробуем объединить одну из новых карт с Radeon HD2900XT 512 Мб. Говорят, что должно работать; вот мы это и проверим.

Стр.2 - Тестирование. Выводы

Итак, конфигурация нашего тестового стенда такова:

Тестовый стенд

Процессор
Intel Core 2 Duo X6800 2,93 ГГц
Материнская плата

MSI 975X Platinum PowerUp Edition

Оперативная память

Corsair XMS Xpert DDRII-800 4x 512 Мб

Операционная система

Windows XP+SP2+DirectX 9.0c / Windows Vista для DX10 тестов

Блок питания
750 Вт
Для видеокарт Radeon использовались драйверы Catalyst 7.12, а для карты GeForce 8800GT - ForceWare 169.21. Препятствий для работы CrossFire нет, поскольку как и чипсет, так и сама материнская плата поддерживают технологию CrossFire. Сразу заметим, что наша материнская плата при установке двух видеокарт в слоты PCI-E x16 переключает их в режим 8x8. Такое ограничение по скорости обусловлено чипсетом Intel 975X.
Видеокарты Radeon HD3870 заработали в связке без каких-либо проблем.
Связка из видеокарт Radeon HD3870 + Radeon HD3850 также заработала без проблем.
Ну и, конечно, связка из пары видеокарт Radeon HD3850 тоже заработала без проблем.
Заметим, что прежде, чем установить Radeon HD3850 в связку, мы «прошили» им одинаковые BIOS с рекомендованными AMD частотами 670/1660 МГц для GPU и памяти соответственно. Мы это сделали по той причине, что обе карты были изначально разогнаны, из-за чего не соответствовали рекомендованным AMD характеристикам.
Увы, но ни Radeon HD3850+Radeon HD2900XT,
ни Radeon HD3870+Radeon HD2900XT так и не заработали в паре. Скорее всего, потому, что им не положено работать вместе по маркетинговым соображениям.

Совместимость с играми

В отличие от драйверов конкурента, т.е. NVIDIA, которые позволяют создавать и редактировать профили игр, где можно самому выбрать режим, в котором будут работать видеокарты в той или иной игре, драйверы AMD Catalyst не позволяют этого. В результате, если игра (или любое другое 3D-приложение) не поддерживается драйвером, то режим CrossFire работать не будет. В дальнейшем вы узнаете, к чему это может привести. А пока - о разгоне.

Разгон карт в связке CrossFire и температурный режим

Разгонять видеокарты Radeon, находящиеся в связке CrossFire, очень удобно из панели управления драйвером ATI, т.е. Catalyst Control Center.
Нажимаем на ключик для разблокировки возможности разгона, после чего получаем окошко с предупреждением об опасностях разгона. Соглашайтесь, только если вы уверены в своих силах.
В результате пользователь получает возможность изменять частоту GPU и памяти, причем для каждой из видеокарт - по отдельности! Большим плюсом является то, что частоты можно изменять независимо друг от друга, и тем самым разгон одной карты не будет зависеть от другой. Конечно, это полезно лишь в том случае, если одна карта разгоняется лучше другой. Также пользователю доступна функция автоматического разгона и проверки на стабильность карты при выбранных частотах. Температурный режим двух карт практически не изменился от их работы в связке. Конечно, если вы поставите их в тесный, плохо продуваемый корпус, то вышестоящая видеокарта будет греться сильнее обычного из-за исходящего тепла от нижней видеокарты. Однако, если у вас корпус с хорошей вентиляцией, то вряд ли нижестоящая видеокарта сильно повлияет на вышестоящую, если повлияет вообще. В нашем случае связка из двух видеокарт нагревалась не сильнее, чем одиночная карта.

Тестирование и выводы

Тестирование расставило свои точки над «i», и вырисовавшаяся картина оказалась удручающей. Начнем с игры Crysis, которую режим CrossFire никак не улучшил как под управлением Windows XP, так и под Windows Vista. Быстродействие в режиме CrossFire оказалось практически таким же, как и с одиночной картой! Вывод – драйвер не оптимизирован под эту игру, т.е. не знает её. Хотя игра корректно распознала наличие двух видеокарт:
 Crysis
Как мы уже говорили, драйверы Catalyst не позволяют создавать или изменять профили игр, как драйвер NVIDIA ForceWare. Поэтому, к сожалению, включить режим CrossFire для игры Crysis нам не удалось. Следующей жертвой драйверов стала игра Need for Speed Pro Street Racing, в которой вместо повышения быстродействия наблюдалось его понижение. Скорость упала в диапазоне от 20 до 32% по сравнению с одиночной картой. Далее по списку идёт игра Call of Juarez 1.1.1.0, в которой под управлением Windows XP появились артефакты, сведшие все «плюсы» на «нет», а под управлением Windows Vista наблюдались скачки скорости. Так, после выхода в меню скорость увеличивалась до двух раз, а через какое-то время вновь снижалась до уровня одиночной карты. Виной тому стал драйвер, который не смог правильно распределить нагрузку на карты в этой игре. В качестве подтверждения нашей версии, скажем, что после отключения «интеллектуальной» функции Catalyst A.I., без которой, кстати, не будет работать CrossFire, скачки скорости прекратились, и она сравнялась с показателями для одиночной карты. Также стоит отметить, что в тестовом пакете 3DMark 06 в тесте Canyon Flight при использовании режима CrossFire наблюдались артефакты. Что же, перейдем к тем тестам, где CrossFire показал свою работоспособность. Знакомиться с результатами мы традиционно начнем с тестов 3DMark.
 3DMark
В этом тесте связки CrossFire из Radeon HD3870 и Radeon HD3850 оказались быстрее всех. Но прирост быстродействия несопоставим с увеличившейся в два раза ценой за две видеокарты, поэтому победа CrossFire неубедительна. Но, как мы уже говорили, тесты 3DMark – всего лишь один из показателей, а не конечная оценка той или иной видеокарты. Поэтому переходим к играм, тестировать в которых мы будем с 4-кратным сглаживанием и 16-кратной анизотропной фильтрацией.
 Call of Duty 4
В игре Call of Duty 4 прирост наблюдается при разрешении 1280x1024 и 1600x1200, однако конкурирующая видеокарта GeForce 8800GT всё равно оказывается быстрее. Итог таков: стало лучше, но не более.
 Need for Speed Carbon
Первую убедительную победу связка CrossFire одерживает в игре Need for Speed Carbon. Придраться не к чему; так, при разрешении 1600x1200 прирост составил почти 80%, чем заметно улучшил геймплей. При более низких разрешениях прирост составил примерно 60% и 40%, что тоже неплохо.
 Oblivion
В игре Oblivion прирост от использования CrossFire составил от 25% до 36%, что, в принципе, неплохо, но всё же не столь убедительно, как в предыдущем тесте. К тому же, обратите внимание на то, что и без использования CrossFire карты демонстрируют вполне приемлемую скорость. Итого – победа CrossFire неубедительна.
 Prey
В игре Prey - похожая ситуация; прирост быстродействия составил от 21% до 61%. 61% - очень недурно, но! Быстродействия одиночной видеокарты более чем достаточно даже для игры в тяжелых режимах. Поэтому целесообразность использования CrossFire для этой игры под вопросом, а победа технологии CrossFire чисто формальная.

Выводы

Конечно, есть игры, в которых технология CrossFire демонстрирует свою мощь, и таких игр немало. На примере игры Need for Speed Carbon мы с вами видели, что КПД от использования тандемов из видеокарт Radeon может быть очень высок. Однако признать её реализацию удачной на данный момент мы не можем. Причиной тому стали игры Crysis, Need for Speed Pro Street Racing и Call of Juarez с патчем 1.1.1.0. На наш взгляд, технологии типа CrossFire в первую очередь нужны там, где одиночная видеокарта не справляется. Но именно в таких играх оказалось, что она либо не работает, либо работает неправильно. Если бы драйвер Catalyst позволял создавать и редактировать профили для 3D-приложений, то, возможно, проблем бы и не было. Но нам остаётся лишь уповать на новые драйверы, в которых, возможно, программисты добавят поддержку актуальных игр. А пока что CrossFire показывает свою мощь лишь в не самых новых играх.

- Обсудить материал в конференции


Оригинал материала: https://3dnews.ru/556749