Стр.1 - XFX 9800GX2-BE. Комплектация. Внешний вид
Прежде чем переходить к рассказу о видеокарте, которая будет участвовать в нашем сегодняшнем обзоре, мы хотим поговорить о разгоне. Так что такое разгон? Понятие разгона зародилось достаточно давно, в то время, когда никто из производителей компьютерного "железа" о нём даже не заикался. Средства, позволяющие разогнать, были, но официально они таковыми не являлись. К примеру, частота шины процессора, его множитель и номинал питающего напряжения устанавливались при помощи перемычек, что и позволяло повысить его тактовую частоту. Но производители, как мы уже говорили, никак не способствовали любителям разогнать свои железки, напротив, они были против этого! Разгон часто становился причиной отказа фирм-продавцов от их гарантийных обязательств, а производители в свою очередь всячески препятствовали самой возможности разгона. Так, частота шины процессора и его множитель стали регулироваться на программном уровне, а возможность изменять последний обрубалась на корню, то есть сам процессор уже не позволял этого сделать. Нередко в ходе разгона "железо" действительно выходило из строя. Например, процессоры класса 80486 и Intel Pentium негативно реагировали на повышение питающего напряжения, после чего некоторые процессоры отказывались работать при его номинальном значении.
Несмотря на то, что разгон был рискованным и зачастую сложным процессом, энтузиасты не оставляли любимого дела. Ведь конечная цель стоила этого, например, автор этой статьи в своё время разгонял один из 486-х процессоров только для того, чтобы поиграть в DOOM 2, так как без разгона это не представлялось возможным. Не знал он тогда, что основной виновницей была видеокарта с шиной ISA, но как бы то ни было, разгон помог. Некоторые, кстати, повышали опорную тактовую частоту материнских плат с помощью замены кварцевого генератора, что требовало некоторых познаний в области радиоэлектроники. В общем, было рискованно, интересно и весело, а в случае успеха итог был ощутимым. Но с течением времени производители поняли, что бороться с разгоном бесполезно, а раз так, то на этом можно заработать денег. Так стали появляться материнские платы со штатными средствами разгона, процессоры с разблокированными множителями, "навороченные" системы охлаждения и так далее.
Став частью обыденной реальности, разгон потерял былую пылкость. Силами разработчиков риск от разгона свели к минимуму, а сам процесс максимально упростился, что перевело его из разряда запретных в разряд штатных возможностей. Сами посудите: перед вами - две материнские платы, основанные на одинаковых чипсетах поддерживающие одинаковые процессоры и память, но одна из них не поддерживает разгон. Какую вы выберете? Но уйдём от материнских плат, всё же темой сегодняшнего обзора будет видеокарта. Еще 15 лет назад трудно было себе представить, что модель видеокарты станет одной из определяющих характеристик современного компьютера. Но поскольку так и случилось, то разгон проник и в эту область современных компьютеров. Разгонять начали не только центральные процессоры, но и видеокарты. И точно так же, как и в случае с процессорами, процесс разгона видеокарт пережил определённую эволюцию, перейдя из разряда запрещённых в режим штатных возможностей. Дабы завоевать больше популярности и приманить покупателя к себе, производители стали сами разгонять видеокарты, давая им в результате причудливые индексы. Но тут то и возникают некоторые вопросы, самый главный из которых - зачем?
Да, производительность повысилась, но на упаковках видеокарт упор делается совсем не на это, а на самом факте разгона. Видимо, производители полагают, что человек, купивший такую видеокарту, будет ощущать свою причастность к процессу разгона. Но мы возразим, ведь в первую очередь разгон подразумевает участие пользователя в этом процессе, а конечной целью должен иметь значительное повышение производительности. По крайней мере, начиналось все именно так. В реальности же мы имеем небольшое повышение производительности, заметное, в основном, только на диаграммах, а слово "разгон" стало не более чем модным, потеряв былой задор. В этом легко убедиться на примере сегодняшней видеокарты GeForce 9800GX2 от компании XFX, которая была разогнана ещё на заводе. Нет, не подумайте, мы не считаем эту видеокарту плохой, ни в коем случае! Мы лишь говорим о её разгоне, его смысле и пользе. Религиозности в разгоне не осталось, его смысл очевиден, осталось только выяснить, какова от этого польза. Приступим к обзору видеокарты XFX 9800GX2 Black Edition.
Упаковка от видеокарты XFX выполнена в тёмных тонах, а на её лицевой стороне густым чёрным цветом написано "Black Edition". Невольно вспоминаются процессоры AMD серии Black Edition, чей разблокированный множитель должен способствовать разгону. Видимо, XFX эта идея понравилась, однако копировать её "в лоб" всё же не стоило. Получилось как-то второсортно и кисло.
Комплектация видеокарты XFX 9800GX2 Black Edition включает следующее:
- 6-контактный переходник питания для видеокарт PCI-express;
- два переходника DVI > D-sub;
- кабель для внутреннего подключения звукового сигнала S/P-DIF (необходим для передачи звука через HDMI);
- полная версия игры Assassin's Creed;
- вывеска на дверь "Не входить, я играю";
- CD с драйверами;
- руководство пользователя.
Стоит заметить, что в комплекте нет 8-контактного переходника питания. Хотя в 8-контактный разъём типа "мама" на видеокарте можно подключить 6-контактный разъём типа "папа" на кабеле, существует риск сделать это неправильно. Как оказалось, для этого достаточно приложить лишь немного больше усилий.
Видно, что видеокарта XFX 9800GX2 Black Edition изготовлена по эталонному дизайну и выделяется среди общей массы лишь фирменными наклейками.
Как и другие рассмотренные нами видеокарты типа GeForce 9800GX2, новинка от XFX располагает двумя разъёмами DVI и одним разъёмом HDMI.
Внутренние разъёмы питания видеокарты скрыты под наклейками, а разъём для подключения звука по стандарту S/P-DIF и разъём MIO для объединения видеокарт в тандем SLI защищены заглушками.
Пожалуй, на этом закончим знакомиться с внешносью новинки от XFX и перейдём к изучению её тепловых характеристик, проверим, какие тактовые частоты задал для неё производитель, и проверим на разгон.
Эффективность системы охлаждения и разгон
Тестировать эффективность системы охлаждения видеокарты XFX 9800GX2 Black Edition мы будем при помощи теста Firefly Forest из тестового пакета 3DMark 06. Условия тестирования - разрешение 1600x1200, 4-кратное сглаживание и 16-кратная анизотропная фильтрация. После девяти прогонов теста нами были получены следующие результаты:
Судя по общему для двух графических чипов датчику, видеокарта нагрелась до 89 градусов.
Что касается тактовых частот видеокарты, то они оказались выше рекомендованных компанией NVIDIA. Вместо 600/1512 МГц для графического процессора и 2000 МГц для видеопамяти производитель, то есть компания XFX, установил частоты 700/1700/2100 МГц для графического процессора и видеопамяти, соответственно. Стоит отметить, что реальная частота функционирования шейдерного блока оказалась ниже установленной 1700 МГц на 26 МГц, то есть 1674 МГц. Такое расхождение в установленной и реальной частоте обусловлено "шагом" частоты в графическом процессоре. Дальнейший разгон видеокарты XFX 9800GX2 Black Edition показал вполне обычные для этой серии результаты, 738/1782 МГц для графического процессора и 2250 МГц для видеопамяти.
Стр.2 - Тестирование. Выводы
Тестирование и выводы
Тестировать видеокарту XFX 9800GX2 Black Edition мы будем на обновлённом тестовом стенде следующей конфигурации:
Тестовый стенд |
Процессор |
Intel Core 2 Quad X6850 3,0 ГГц |
Материнская плата |
ASUS P5E3 на базе чипсета Intel X38 |
Оперативная память |
Corsair Dominator DDR3 2 x 1 Гб 1333 МГц 6-6-6-18 1T |
Операционная система |
Windows XP+SP2+DirectX 9.0c / Windows Vista для DX10 тестов |
Блок питания |
HIPER 880 Вт |
Теперь в нашем тестовом стенде используется материнская плата ASUS P5E3 на базе чипсета Intel x38 с двумя слотами PCI-express x16 второго поколения и памятью DDR3-1333. В качестве конкурентов для видеокарты XFX 9800GX2 Black Edition мы возьмем «обычную» видеокарту GeForce 9800GX2, работающую на рекомендованных частотах (600/1512/2000), и тандем из видеокарт Radeon HD3870+Radeon HD3850, работающих в режиме CrossFire. Таким образом мы не только протестируем новинку от XFX, но и выполним давнишнее обещание протестировать видеокарты Radeon HD3870+Radeon HD3850 на материнской плате с полноскоростными слотами PCI-express x16 второго поколения. Для удобства приведём таблицу с тактовыми частотами всех видеокарт.
Наименование видеокарты |
Частота GPU, ядро / шейдерный блок, МГц |
Эффективная частота видеопамяти, МГц (частота в BIOS, МГц) |
XFX 9800GX2 Black Edition |
702 / 1674 |
2106 |
GeForce 9800GX2 |
600 / 1512 |
2000 |
Radeon HD3870 |
777 |
2250 |
Radeon HD3850 |
670 |
1660 |
Ознакомление с результатами традиционно начнём с тестов 3DMark.
В тестах 3DMark все участницы идут очень близко и сильных разрывов между ними не прослеживается. Однако, всё могут изменить тесты в играх, которые мы производили с 4 кратным сглаживанием и 16 кратной анизотропной фильтрацией.
В игре Call of Duty 4 разогнанная видеокарта от XFX оказалась быстрее своей «простой» коллеги, однако несильно. Тандем из видеокарт Radeon потерпел поражение, однако следует сделать скидку на их меньшую стоимость.
В игре Crysis под управлением Windows XP видеокарта XFX 9800GX2-BE немного опередила «простую» GeForce 9800GX2. Что касается тандема из видеокарт Radeon, то там по-прежнему проблемы с режимом CrossFire, из-за чего использование связки из двух видеокарт не приносит должного прироста производительности.
В игре Need for Speed Pro Street Racing похожая ситуация, но справедливости ради стоит заметить, что режим ATI CrossFire стал работать заметно лучше, чем раньше (/video/radeon_hd_3870_x2/index3.htm).
В игре Call of Juarez видеокарты XFX 9800GX2-BE и GeForce 9800GX2 вновь идут очень близко, а связка из видеокарт Radeon оказалось заметно медленнее соперниц. Но тут стоит сказать, что тандем из видеокарт Radeon всё же обеспечивает вполне приемлемую скорость в этой игре и стоит при этом заметно дешевле соперников.
В игре Need for Speed Carbon ситуация немного меняется. Разница между видеокартами XFX 9800GX2-BE и GeForce 9800GX2 становится более заметна, хотя, по большому счету, она весьма мала, а тандем из видеокарт Radeon «подтягивает» свои результаты.
Ну и на последок старушка Prey. Как вы видите, разница между видеокартами XFX 9800GX2-BE и GeForce 9800GX2 весьма мала, а тандем из видеокарт Radeon не так уж и плох. С этой оптимистичной ноты перейдём к тестам в Windows Vista, из которых пришлось исключить связку из видеокарт Radeon. Дело в том, что при запуске игры Call of Juarez на этих видеокартах в режиме CrossFire мы увидели следующее:
В игре Crysis произошло тоже самое:
Жаль, что подобные проблемы до сих пор случаются с видеокартами AMD Radeon. Но не с ними одними – видеокарты NVIDIA по прежнему страдают от проблем с видеопамятью, в результате чего игра начинает сильно «тормозить», останавливаться, или вовсе может зависнуть. В ходе сегодняшнего тестирования мы «наткнулись» еще на одну проблему – игра Call of Juarez при разрешении 1600x1200 видеокарты XFX 9800GX2-BE и GeForce 9800GX2 шла рывками. Результаты тестирования в этом разрешении оказались такими же - +/- 20FPS, поэтому мы их исключили с диаграммы. Результаты тестирования в остальных режимах мы приводим ниже:
Как вы видите, особой разницы между видеокартами нет. Стоит отметить игру Crysis, в которой при разрешениях 1280x1024 и, особенно, при разрешении 1600x1200 были заметны проблемы с распределением видеопамяти, и, в результате, её нехваткой. По этой причине результат при разрешении 1600x1200 оказался одинаковым, невзирая на разные тактовые частоты видеокарт, производительность попросту упёрлась в эту проблему.
Выводы
Начинали мы сегодняшнюю статью с рассказа о разгоне, поэтому и выводы начнем именно с него. Разница между разогнанной видеокартой XFX 9800GX2 Black Edition и «обычной» GeForce 9800GX2 конечно есть и видна на диаграммах, но она весьма мала и слабо влияет на комфортность игрового процесса. Конечно, видеокарта от XFX немного быстрее своей неразогнанной коллеги, но лишь немного, и не стоит думать, что разгон способен поднять видеокарту на новый, гораздо более высокий, уровень производительности. Да и идеология разгона сюда не вписывается, всё же гораздо интереснее разогнать самому, чем отдавать это на откуп производителю. Хотя, это не помешало нам сегодня разогнать уже разогнанную видеокарту. Отступая от темы разгона, хочется сказать «пару слов» о сегодняшнем тандеме из видеокарт Radeon. Во-первых, стоит отметить, что две разные модели, Radeon HD3870 и Radeon HD3850 успешно заработали вместе, хотя этим сейчас вряд ли кого удивишь. Во-вторых, качество реализации режима CrossFire всё ещё оставляет желать лучшего, что хорошо видно на примере Windows Vista.