Оригинал материала: https://3dnews.ru/561125

9 рота – скучная сложность

Жанр: стратегия
Издатель в России: "Новый Диск"
Разработчик: Lesta Studio
Официальный сайт: www.9rota-game.ru
Минимальные требования: Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 64 2800+, 768 Мб RAM, видеокарта GeForce 6600/Radeon 9800Pro/X600 со 128 Мб видеопамяти
Рекомендуемые требования: Intel Core 2 Duo E6400/Athlon 64 X2 5000+, 1536 Мб RAM, видеокарта GeForce 8600 GTS/Radeon Х2600 XT с 512 Мб видеопамяти
Дата выхода: 30 апреля 2008 года
Война в Афганистане навсегда останется одной из самых темных страниц в истории СССР. Споры о том, что это было: помощь братскому народу или никому не нужное кровопролитие, продолжаются по сей день. В последние годы даже наметился всплеск интереса к данной теме, в том числе в кинематографе и среди отечественных разработчиков. Что интересно, все события оказались связаны между собой. "9 рота" в версии Федора Бондарчука дала жизнь двум играм. Гоблинская (в разработке был непосредственно занят ст. о/у Гоблин, он же Дмитрий Пучков) "Правда о девятой роте" стала своеобразным выступлением против фильма и в точности реконструировала тот самый бой у высоты 3234, хотя качество проекта оставляло желать лучшего. За громким слоганом "Документальная игра" на самом деле прятался скверный устаревший шутер. Сегодняшняя "9 рота" имеет к картине куда более близкое отношение, но это - не привычная "игра по мотивам", а скорее, экскурсия по знакомым местам. С поправкой на жанр "тактическая стратегия".

На войне, как на войне

Именно эта поправка наверняка отпугнет многих потенциальных покупателей. Поездка в Афганистан, пусть и виртуальная - далеко не увеселительное турне по горам, простреливаемым дорогам и минным полям в компании привычной зеленой рамки, а напряженная работа с постоянной нехваткой личного состава, боеприпасов и прочими реалиями войны. Но игра отпугивает не только этим; местный враг номер один - даже не вездесущие душманы. В первую очередь в глаза бросается камера. Не совсем понятно, как вообще можно было достигнуть такого фантастического неудобства, но у Lesta Studio получилось. Виртуальный оператор выглядит так, будто родился на консолях, а затем неуверенной рукой был "портирован" на ПК. На попытки изменить положение или ракурс камеры игра реагирует с опозданием, выбор же нужного уровня приближения - задача отдельной, эпической сложности. Нужные изменения происходят на экране только спустя пару секунд! В тренировочном лагере такие проблемы рождают лишь негодование, но на боевом задании медлительность оборачивается потерями, а то и провалом операции. Вместо того, чтобы раздавать приказы и выбирать солдатам укрытия, вы будете возиться с камерой в тщетной попытке хоть как-то сориентироваться в обстановке. Такие проблемы превращают "9 роту" в неповоротливую конструкцию и отбивают желание играть. Впрочем, приспособившись к камере, вы столкнетесь со следующей проблемой - интерфейсом. Но не будем винить панели и значки, они как раз весьма информативны и даже удобны. Все претензии связаны исключительно с мини-картой. Список замечаний довольно внушительный, начать хотя бы с неудобного обозначения камеры при максимальном приближении. Если вы вдруг решите тщательнее выбрать укрытие для бойца и опуститесь к самой земле, то после далеко не сразу найдете "себя" на карте. Порой даже простое управление колонной транспорта по дороге может завести в тупик, хотя, если верить карте, вы вроде бы идете в верном направлении. Еще хуже дела обстоят с флажками-заданиями: точно определить положение следующей цели, да еще сделать это быстро, просто невозможно. Приходится эмпирическим путем выяснять, куда же все-таки нужно отправиться. Атмосферу настоящей войны и сопутствующих ей неудобств дополняет графика явно не первой свежести. Модели техники, солдат и различного вооружения выглядят еще сносно (хотя в наше время такое качество неприемлемо), но серое и однообразное окружение просто убивает. О зрелищных эффектах от взрывов и выстрелов говорить не приходится, единственная отрада - обстрел с помощью ракетной установки "Град". Но что действительно непростительно, особенно при заданном курсе на реализм, так это смешная физическая модель. От артиллерийских ударов или попадания ракеты здания тут же разлетаются в стороны на аккуратные кусочки, будто картонные коробки из-под "ксероксов".

Командир или нянька?

Если считать "9 роту" своеобразным курсом молодого бойца, то с одной из задач она справляется на все сто процентов - мигом отучает от комфорта и привычных вещей. Еще до боя придется немало помучаться с камерой и мини-картой, но это - цветочки, главные же трудности начинаются при встрече с врагом. Привычные в других стратегиях потери в пяток-другой бойцов здесь - непозволительная роскошь, ведь солдат в подчинении немного и подкрепление чаще всего ждать неоткуда. Сами вояки, к тому же, исправно накапливают опыт, "стреляный" сержант окажется гораздо полезнее двух новобранцев, еще толком не нюхавших пороха. Выглядит все весьма логично: чем больше боец используют определенное оружие, тем лучше он из него стреляет. То есть снайпер-"долгожитель" вскоре научится бить без промаха, а закаленный пулеметчик в узком ущелье сможет долго сдерживать превосходящие силы врага. Если потерь избежать все-таки не удалось, перед следующим заданием придется набрать новых бойцов. Процесс создания и экипировки группы на добрую четверть отвечает за успешную операцию. Каждого солдата можно оснастить необходимым вооружением. Важно внимательно все продумать (главное - не забывать изучать брифинги) и просчитать. Если разведка сообщает о многочисленных минных полях, не лишним будет захватить с собой парочку бойцов с миноискателями, для удержания позиции очень кстати будут пулеметчики и снайперы, ну а костяк отряда всегда составляют автоматчики. Но и здесь есть несколько вариантов, например, заполнить не все слоты для магазинов у подчиненных, тем самым уменьшив вес и увеличив скорость передвижения. Всевозможных тактик еще на стадии подготовки операции на самом деле очень много, начиная от банального выбора бежать "налегке" или же грузить воинов, как мулов, и заканчивая предпочтениями в дополнительном вооружении, вроде гранатометов или медицинских сумок. Как поступать, решать только вам, советник здесь не предусмотрен, и если вы вдруг забыли захватить на задание рацию, то не обессудьте - артпомощи не будет. Придется исхитряться. Здесь практически всегда есть несколько путей к цели и вариантов ее устранения, но управлять вверенным отрядом трудно. Снова и снова вместо того, чтобы искать изящные варианты выполнения задания приходится сражаться с неповоротливой камерой, неинформативной картой и, самое плохое, быть нянькой для солдат. Бросить гранату, сменить оружие, найти укрытие, отправить санитара к раненому - везде нужно непосредственное участие игрока, порой кажется, что в вашем подчинении не живые люди, а какие-то роботы, не способные реагировать самостоятельно. Да что там говорить, даже за боеприпасами бойцы не удосужатся сбегать, если те лежат метрах в десяти. Из-за таких условностей вас буквально приковывают наручниками к каждому вояке, не давая оценить ситуацию в целом. Даже операцию по захвату двух точек нельзя провести одновременно. Просто выделить бойцов зеленой рамкой и отправить на врага - значит послать их на верную смерть. Конечно, опускаться до уровня простых стратегий не стоило, но почему слово "тактический" в понимании Lesta Studio обозначает кукловодство? В случае со штурмом двух высот, вначале придется бросить все силы на одну, вовремя реанимируя раненых, лично выбирая гранаты и рассаживая бойцов за ближайшими камнями, и лишь затем брать вторую. И так каждый раз.

Путевой лист

"9 рота" - это стратегия ради стратегии и сложность ради сложности. Продираясь сквозь все трудности, вы идете лишь к одной цели - получить новые трудности в следующей миссии. Боевые задания проходят как по шаблону: если в ближайших горах есть удобная позиция для обстрела, то там обязательно обнаружится враг, а если вас предупреждают, что на той стороне реки может быть засада, то она там и окажется. Весь маршрут и все предстоящие бои уже заранее спланированы, и вы сами это знаете и понимаете. Вытерпеть такое способны лишь настоящие почитатели жанра. Всем остальным, в том числе и поклонникам фильма, прельстившимся знакомым названием, в созданном Lesta Studio Афганистане будет скучно. Бесконечная возня с солдатами и непривычные задания без намека на героизм, вряд ли задержат больше чем на час. Впрочем, может и для "непосвященных" еще не все потеряно, если масштабный патч или, чем черт не шутит, дополнение уберут совершенно ненужные действия и наконец-то добавят зрелищности, как мотивацию к освоению всех хитросплетений и тонкостей игры. Наша оценка: 5,5/10
Графика Явно устаревшая, если при максимальном удалении камеры это не так заметно, то, приблизившись к земле, отчетливо видишь не самые лучшие модели техники и бойцов, а также "расплывшиеся" текстуры. Любоваться кроме этого нечем - ландшафты, как и должно быть, очень бедные, а редкие кусты и деревья выглядят пришельцами из прошлого века. Корректная физика здесь тоже не в почете.
Звук Надеяться на оглушительную канонаду и закладывающий уши треск выстрелов не стоит, игра в этом плане явно отстает от фильма. Местное звуковое сопровождение ничем на фоне собратьев не выделяется. Поначалу радует разве что музыка, композиции подобраны явно к месту, но со временем они банально надоедают.
Оригинальность Сделать сложную и требовательную (в плане механики) игру по популярному фильму - шаг довольно смелый. Но "9 рота" получилась слишком перегруженной мелкими деталями и очень быстро утомляет необходимостью бегать за каждым солдатом, буквально проверяя нужное ли оружие у него в руках. В конечном итоге разбираться во всех нюансах останутся лишь поклонники жанра, да и то не все.
Управление Освоиться с управлением можно буквально за пару минут, но привыкать к камере и мини-карте придется очень долго, если вообще получится. В самые ответственные моменты, когда решается исход боя, быстро поменять ракурс или выбрать другой масштаб не удастся, как не удастся и быстро найти текущую цель. Из-за таких проблем стремительные схватки часто превращаются в унылое избиение младенцев, причем в роли последних выступают солдаты игрока.
Геймплей одиночный Если вы не любите тактические стратегии, а купили игру из-за названия или в надежде на захватывающее зрелище, то диск, скорее всего, отправится на пыльную полку уже спустя пару часов. Необходимость возиться с каждым солдатом, неудобная мини-карта и почти неуправляемая камера - все это искусственно повышает сложность, но никак не интерес. Хотя, если вы на короткой ноге с жанром, "9 рота" - явно не худший способ занять пару-другую вечеров.
Для перепрохождения Играя даже в первый раз, часто можно угадать место "неожиданной" засады или предусмотрительно отправить бойцов в точку, откуда через пару минут выйдет подкрепление противника. Во второй раз такие позиции чувствуются за километр, и сам смысл перепрохождения теряется.
Геймплей многопользовательский Не предусмотрен.
Общее впечатление Игра по фильму лишь косвенно связанная с первоисточником и тактическая стратегия, непонятная людям, которые незнакомы с жанром. "9 рота" - явно для тех, кто готов смириться с определенными проблемами и пойти на компромисс, всем остальным ход не то чтобы закрыт, но точно находится за массивной дверью. Будете ли вы тратить силы, чтобы ее открыть, вот в чем вопрос.

Видеоролик

- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.ru/561125