Особенности камеры
Что ни день, то один за другим прямо на наших глазах рушатся неприступные ранее фото/видео бастионы полу- и профессионального классов. Техническое оснащение high-end-уровня, доступное раньше лишь крупным киностудиям, маститым фотомастерам да любителям-миллионерам, нынче зачастую можно приобрести мимоходом в магазинчике у автобусной остановки, совершенно не разоряя при этом домашний бюджет.
Первой "дрогнула" фотоплёнка: безжалостное и неумолимое нашествие цифровых зеркальных и компактных камер за несколько лет вытеснило классическую плёночную фототехнику практически из всех сфер применения, затолкав её в немногочисленные ниши. Киноплёнка держалась несколько дольше: первый удар ей нанесли компактные магнитные плёночные носители для аналоговой записи; следующим потрясением стал переход на компактную высококачественную цифру – правда, всё ещё с магнитной плёнкой.
Наконец, завершающий удар по киноплёнке нанесли камеры с компактными носителями – жёсткими дисками и флэш-картами: шутка ли, на крохотной карте SD ёмкостью 4 Гб (с копеечной по нынешним временам ценой) вмещается целый час видеозаписи с потоком данных 17 Мбит/с; в превосходном Full HD разрешении 1920х1080х25 кадров в секунду! Если же говорить о максимальной ёмкости карт формата SD - 32 Гб, - традиционные накопители вроде двухслойных дисков DVD (9,4 Гб) или miniDV-кассет (19 Гб) смотрятся нынче гораздо скромнее, даже если не вспоминать об отсутствии механики и невосприимчивости карт SD к царапинам и магнитным полям.
Несомненно, Голливуд какое-то время ещё будет держаться за свою любимую киноплёнку, кое-какие преимущества у неё по-прежнему имеются. Но какое дело нам, любителям, до Голливуда? Нынче директором фильма, автором сценария, режиссёром, оператором и редактором монтажа может стать каждый, и всё, что для этого нужно – относительно скромные затраты, свободный карман куртки или жилетки под съёмочную технику, программное обеспечение для монтажа (как правило, входящее в цену аппаратуры), да наличие минимального желания всем этим заниматься.
Сегодняшний рассказ посвящён представленной совсем недавно компанией Panasonic компактной водонепроницаемой SD-видеокамере SDR-SW20. По аналогии с Фунтом, "сидевшим при всех царях", скажу как человек, чем только не снимавший видео – и 8 мм камерами, и VHS/S-VHS/Video-8 камкордерами, и компактными фотокамерами, и Full HD-моделями с записью на MiniDV и жёсткие диски: новая модель Panasonic SW20 действительно заслуживает отдельного рассказа. На мой взгляд, с появлением камер этого класса в рознице эволюция любительского видео достигнет совершенно нового уровня, сравнимого с появлением коммуникаторов для эволюции мобильных ПК.
Взгляните на снимок: габариты камеры SW20 сравнимы с привычным форм-фактором большинства смартфонов; разве что камера чуть толще, что, впрочем, не мешает ей удобно разместиться в кармане куртки. Во время полевых испытаний, проводившихся в процессе велосипедных прогулок по улицам и окрестным паркам Москвы, так и получилось: камера весом всего 200 с небольшим граммов запросто заняла нагрудный карман жилетки – как всё время там "жила", - потеснив сотовый телефон.
Обычным инструментом для съёмки во время моих прогулок по городу служит цифровая "зеркалка" или обычный компактный цифровой фотоаппарат, но в таком случае ни о каком видео более-менее приемлемого качества речи быть не может, не говоря уж о "покадровом" MPEG2 с DVD разрешением 704х576 (4:3), обеспечиваемом камерой Panasonic SW20.
Теперь представьте, что в этой камере нет ни единой движущейся в процессе съёмки детали, никаких лентопротяжных механизмов и других механических элементов, чувствительных к тряске и ударам (не говоря уж об экономии заряда батареи). Если вам приходилось когда-нибудь после удара обо что-нибудь твёрдое или после экстренного торможения на полной скорости "слетать" с велосипеда через руль, вы хорошо поймёте меня: хорошо, если руки-ноги останутся целы, о технике в такие моменты как-то не думается.
Так что заявленная в спецификациях Panasonic SW20 возможность "ронять" камеру с высоты 1,2 метра, что соответствует армейскому стандарту ударопрочности MIL-STD-810F (метод проверки 516.5 SHOCK), можно оценивать по-разному: кто-то ненароком уронит её на пляжный песочек, кто-то ударится вместе с камерой и велосипедом об дерево, а любители снимать настоящий экстрим уличных происшествий, как знать, возможно, оценят крепость корпуса SW20 совершенно неожиданным образом.
Кстати, о песочке и заодно уж - о водичке. В спецификациях камеры Panasonic SW20 указана сертификация по стандарту IEC60529 IPX8, что означает возможность погружения аппарата в воду на глубину до полутора метров на время до 30 минут, а также по стандарту IP58, что означает значительную пылезащищённость (в цифрах это выразить непросто, но методика тестирования применяется серьёзная).
В сущности, для любителей поплавать у пляжа с маской и ластами большего не нужно: всё подводное великолепие, которое попадёт в поле зрения и на "слух" камеры, будет надёжно запечатлено на флэшке, а в помощь любителям подводной съёмки – инфракрасная подсветка и великолепный 10-кратный оптический зум. Но опять же, возвращаясь к реалиям нашей жизни (не так уж много в году пляжных дней!), пылезащита и водонепроницаемость будут не менее практичны и в городе. Ведь нет ничего проще, чем, снимая птичек на пруду или прыгающих на закате рыбок, уронить камеру в воду или, того чаще, в прибрежную грязь. Большинству камер после этого придётся сказать "прощай" или, как минимум, поискать дорогу к ближайшей мастерской, но только не в случае с Panasonic SW20. Только представьте, скольких незабываемых видеороликов вы лишились лишь по причине боязни потерять камеру! Не буду перечислять все такие случаи, но один из самых простых примеров, приведённых ниже – съёмка битвы пейнтбольных команд, снятая мной в одной из велосипедных прогулок (только не подумайте чего, вскарабкаться на парашютную вышку пришлось не из соображений безопасности, просто… оттуда обзор лучше).
Не очень хочется отвлекаться на традиционные таблицы с характеристиками камеры да подробное описание конструкции, но без этого обзор не обзор. Так что переведём дух и рассмотрим сухие цифры и факты.
Технические характеристики камеры Panasonic SDR-SW20EE (PAL) |
Сенсор изображения | 1/6 дюйма, CCD, 800 тыс. пикселей |
Диафрагма | F1.8 (WIDE) / F2.4 (TELE) |
Оптический зум | 10x (переменная скорость) |
Фокусное расстояние | 2,3 - 23,0 мм |
Фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте | Видео: 44,1-441 мм (соотношение сторон 4:3); 44,4-444 мм (соотношение сторон 16:9) Фото: 43,4-434 мм (4:3) |
Минимальная освещённость | 2 лк (Colour Night View) |
Фокусировка | AF / ручная |
Баланс белого | Auto, в помещении, вне помещения, пользовательская установка, подводная съёмка (с ИК-сенсором) |
Затвор | Видео: 1/25-1/8000 с, Фото: 1/25-1/500 с |
Режимы | Спорт, портрет, Low Light, Spot Light, Surf, Snow |
Компенсация подсветки | + |
Монитор | 2,7 дюйма, широкоформатный (123 тыс. точек) |
Микрофон | Стерео, функции Zoom Mic и Wind Noise Reduction |
Запись даты | Auto Date |
Режим Fade In/Out | + |
Стабилизатор изображения | Электронный - E. I. S. (Electronic Image Stabilizer) |
Цифровой зум | 10x - 700x |
Поддержка флэш-карт | SD / SDHC |
Формат записи фото | JPEG: 640x480 0,3 Мп |
PictBridge | + |
Формат записи видео | MPEG2 |
Режимы записи | XP (10 Мбит/с, VBR), SP (5 Мбит/с, VBR), LP (2,5 Мбит/с, VBR) |
Запись канала аудио | MPEG1 - Layer2 |
Интерфейс AV | Выход |
USB | 2.0 High-Speed (mini AB) |
Питание | 3,6 В / 5,0 В |
Энергопотребление | Запись: 2,9 Вт; Заряд батареи: 4,5 Вт |
Вес (без батареи) | 224 г |
Габариты | 33,8 x 63,4 x 115,4 мм |
Аксессуары в комплекте | Блок питания, сетевой кабель, литий-ионная батарея, ремешок, кабель AV, кабель USB; компакт-диск с утилитами и драйверами |
Устройство камеры
Устройство камеры Panasonic SDR-SW20
На тестирование в нашу лабораторию камера Panasonic SDR-SW20EE-S была предоставлена в виде инженерного образца, хотя, по большому счёту это касалось лишь отсутствия розничной упаковки да в некоторой степени комплектации. Кроме собственно камеры с аккумулятором и ремешком, поставляется полный комплект необходимых кабелей, блок питания и зарядки, инструкция на русском языке и компакт-диск с драйверами и утилитами.
Внешний обзор аппарата в первую очередь говорит о том, что Panasonic SW20 изначально разрабатывалась в дизайне видеокамеры, а не какого-то гибридного устройства: все традиционные атрибуты таких устройств на месте, разве что непривычно малы габариты. Боковые пластиковые поверхности аппарата покрыты сеткой мелких "пупырышек": если и придётся ронять камеру, то, по крайней мере, не по причине её выскальзывания из руки.
Передняя линза оптической системы камеры утоплена в корпус примерно на 5 мм, это в большинстве случаев обеспечивает отсутствие отпечатков пальцев на ней (хотя и не гарантирует); под "глазком" объектива располагается встроенный стереофонический микрофон – весьма чуткий, особенно при подводной съёмке, поддерживающий функцию "зумирования звука".
На левой боковой поверхности камеры расположена кнопка включения записи и герметично оформленный отсек, за которым скрывается весь набор интерфейсных разъёмов модели – AV, USB, питание.
Кстати, это один из двух отсеков, которые крайне не рекомендуется открывать во время подводной съёмки, дабы не испортить камеру. Второй из них – это расположенный снизу отсек для аккумулятора и флэш-карты; он также оснащён герметичными прокладками и надёжной защёлкой.
Дополнительно хочется обратить ваше внимание на расположенное тут же стандартное резьбовое крепление штатива: несмотря на лёгкий вес камеры Panasonic SW20, дизайнеры всё же не поскупились на обеспечение надёжности и предусмотрели металлическую резьбовую вставку.
Тыльная сторона аппарата: дублирующая кнопка записи и колесо переключения режимов, которым всё же удобнее пользоваться при открытом дисплее.
Вид сверху: лаконичные кнопки оптической трансфокации.
Вид слева ничем не примечателен до тех пор…
…пока мы не откроем откидной дисплей. Кстати, чтобы два раза не возвращаться: камера Panasonic SDR-SW20EE-S (и, насколько мне известно, все её модификации для различных рынков мира) будет поставляться в двух цветовых гаммах – серебристо-чёрной и красно-чёрной. Второй вариант – на снимке ниже.
Под дисплеем располагаются все основные элементы настройки и управления камеры. На колесо переключения режимов вынесены запись и просмотр видео, запись и просмотр фото, выключение. По кольцу располагаются кнопки настройки режимов съёмки и входа в меню, а расположенный в круге 4-позиционный "джойстик" с кнопкой по центру позволяет осуществлять навигацию и переключение. Функции удаления и переключения ручного/автоматического фокуса возложены на расположенную слева кнопку. Вот, собственно говоря, и всё, никаких сложностей.
Дисплей камеры - 2,7-дюймовый, широкоформатный, глянцевый, в открытом положении поворачивающийся на 180° относительно оси крепления; для большинства случаев съёмки его яркости и контрастности более чем достаточно, включая подводную съёмку.
Несмотря на тот факт, что тестировавшаяся камера является предпродажным образцом, интерфейс её русифицирован безупречно, в этом смысле традиционное многолетнее отношение компании Panasonic к локализации товаров можно назвать образцовым. В качестве примера ниже приведено несколько скриншотов.
Пожалуй, "официальную часть" рассказа о модели Panasonic SDR-SW20EE-S на этом можно было бы закончить, но для полноты картины всё же приведу несколько скриншотов из официальной презентации Panasonic, посвящённой новым цифровым видеокамерам компании образца 2008 года, на которых вы можете оценить всё разнообразие дополнительных аксессуаров. В качестве наиболее любопытной новинки позиционируется портативный DVD-рекордер Panasonic VW-BN1, подключаемый к камере посредством интерфейса USB и позволяющий делать резервные копии записей на оптических дисках. Впрочем, если речь идёт о серии коротких видеороликов, сделанных на прогулке или на вечеринке, по мне так проще и дешевле набить карман несколькими флэш-картами формата SD, тем более что варианты ёмкостью до 8 Гб стоят нынче немного.
Камера в работе
Камера Panasonic SDR-SW20 в работе
Трудно даже перечислить цели, ради которых мы нажимаем кнопку "запись" нашей видеокамеры. Свадьбы, семейные торжества, торжественные заседания? Да, безусловно, только в последнее время эти традиционные поводы видеосъёмки всё чаще становятся этакими "вкраплениями" в общем потоке видеороликов. С появлением YouTube и его подражателей каждый получил свой шанс на "15 минут славы", будь то постановочный ролик с друзьями, репортаж о горячем событии, курьёзы корпоративных вечеринок или просто смешной ролик из серии "нарочно не придумаешь". Помимо этого, появление "легко возобновляемых", практически вечных носителей информации, таких как жёсткие диски и флэш-карты, позволяет снимать всё и вся не задумываясь о расходных материалах – в конце концов, лишнее всегда можно стереть, вырезать или отредактировать.
В комплект камеры Panasonic SDR-SW20 для этого случая предусмотрительно включен "фирменный" пакет для обработки видео – MotionSD Studio 1.3E. Четыре ключевых режима работы приложения – ввод, редактирование, конвертация и вывод - обеспечивают полный цикл обработки полученных роликов, начиная с копирования карт SD, заканчивая сохранением на жёсткий диск ПК или записью на оптический диск или карту SD.
Нет смысла детально расписывать возможности этого видеоредактора, подчеркну лишь, что возможностей MotionSD Studio 1.3E более чем достаточно для типичных любительских нужд. Более того, здесь есть такие редакторские "штучки", как наложение надписей, виньеток – статических и анимированных, - спецэффекты перехода, наложение звука и титров.
Ролик ниже демонстрирует возможности наложения текста с помощью MotionSD Studio 1.3E.
Ролик ниже демонстрирует возможности наложения текста и "украшений" с помощью MotionSD Studio 1.3E.
Процесс съёмки камерой Panasonic SDR-SW20 интересен в первую очередь тем, что никакой подготовки для этого не требуется, а сам процесс не сложнее, чем съёмка цифровой компактной фотокамерой или даже камерой, встроенной в телефон. Благодаря функции Quick Start, ваша камера будет готова к работе всего лишь через 0,6 секунды после открытия дисплея, и это гарантия, что ни одно неожиданное событие не останется "безнаказанным".
Отдельно хотелось бы подчеркнуть особый дизайн камеры SW20 в плане комфорта при работе. Наличие двух кнопок записи позволяет захватывать аппарат множеством способов, например, "пистолетом" (удобно снимать через прутья ограды, не рискуя при этом получить ненароком по лицу) или держа двумя руками и уперев локоть в опору для дополнительной стабилизации картинки. И сложно даже представить, какие преимущества и способы съёмки получают теперь в своё распоряжение любители снимать скрытой камерой.
Особенно впечатлил весьма дальнобойный для такой компактной конструкции 10-кратный оптический зум, дополняемый с помощью цифровых средств обработки до 25-кратного и даже до 750-кратного, хотя, цифровой зум, это, конечно же, на любителя. Ниже: старый-престарый самолёт в 10-кратном приближении:
Ещё один пример 10-кратного зуммирования:
Камера Panasonic SDR-SW20 поддерживает три режима записи видео: XP (максимальное качество), SP (стандартное качество) и LP (наиболее продолжительное время записи). Для ориентира: на обычную 4 Гб карту памяти SD войдёт 50 минут записи в режиме XP, 1 час 40 минут в режиме SP или 3 часа 20 минут в режиме LP. Здесь же стоит упомянуть продолжительность записи камеры SW20 от одного заряда батареи: 1 час 10 минут в непрерывном режиме или около 40 минут при обычной "нарезке" роликов.
Забавно, что некоторые новички, получая в своё распоряжение столь продолжительные по времени возможности записи, поначалу воротят носы – мол, маловато будет. И как жаль становится их знакомых, пришедших в гости после отпуска новоявленных кинооператоров и вынужденных битый час наблюдать бесконечные кадры из серии "мы с Маней маемся на пляже" или "я видел как эта рыба плыла над кораллом два часа". Пожалейте своих знакомых, присядьте перед своей первой съёмкой у телевизора и посмотрите, каким образом операторы удерживают внимание зрителя в кадре. Если это новости – обычно идёт сюжетная "нарезка" под дикторский голос из фрагментов длиной 3-5 секунд; если это передача о природе – редко когда длина фрагментов превышает 10 секунд; разве что лекция, наблюдение скрытой камерой или что-то подобное подразумевает включение длительных фрагментов, но это именно те случаи, когда так хочется спать!
Даже в художественных фильмах (не говоря уж о документальных) всё время идёт смена ракурсов, лица актёров крупным планом перемежаются отвлечёнными вставками и т.д. Ловкий оператор – это, безусловно, крайне важно для успешного фильма, но не зря же за талант монтажа фильма ежегодно вручаются Оскары, наряду с режиссёрами и актёрами. Дело это кропотливое, хлопотное, с одной только озвучкой видеоряда можно провозиться не один день, но, как правило, оно этого стоит. Так что нырнув в океан и увидев что-то из ряда вон выходящее, всё же помните, что даже вид самой страшной мурены через некоторое время может вызвать у зрителя зевоту.
К сожалению, проверять камеру Panasonic SW20 на водонепроницаемость в условиях московских прудов дело безнадёжное – мутновата водичка. Поэтому эксперимент с погружением SW20 пришлось проводить в домашних условиях, для чего использовалась обычная 3-литровая банка и добрая порция соли для имитации морской воды. Это, конечно, не тропические рыбки в коралловых рифах, но оставить камеру без такого ответственного испытания никак нельзя.
Что ж, в рамках домашних условий камера справилась с испытанием достойно. Выпустив струйку пузырьков из-под декоративной решётки микрофона, камера уверенно сфокусировалась на расположенных поблизости объектах. Да что там рассказывать – лучше один раз увидеть:
Вторую часть испытания на водонепроницаемость, точнее сказать, "грязенепроницаемость", подкинула ситуация с упомянутым в начале статьи "полётом через руль" в режиме экстремального торможения, после добротного "поцелуя" пня и переднего колеса велосипеда. Камера при этом с удовольствием выпорхнула из кармана жилетки, описала широкую дугу и тюкнулась в прибрежную тину пруда, распугав расположившийся рядом многоголосый хор лягушек. И что бы вы думали: камеру оказалось сложнее найти, чем отмыть в воде пруда от налипшей грязи. Разумеется, после возвращения с прогулки аппарат пришлось "прополоскать" в проточной воде и тщательно проследить за чистотой оптики и декоративной решётки микрофона.
Искупать камеру в пруду, понятное дело, совсем не то, что в чистом море. Еще один ролик, предоставленный компанией Panasonic
Камера Panasonic SDR-SW20: итого
Итак, что же мы получаем за сумму, сравнимую с ценой современного цифрового компактного фотоаппарата? Камера Panasonic SDR-SW20 – это DVD-качество в формате MPEG2 в очень компактном лёгком защищённом корпусе, без каких-либо намёков на лентопротяжный механизм. Это водонепроницаемость на глубине до полутора метров, в том числе, в морской воде, это пылезащищённость и ударопрочность (до 1,2 м), это 10-кратная оптика, 2,7-дюймовый широкоформатный дисплей с двумя степенями свободы, работа при освещённости от 2 люкс. Это мгновенная (0,6 с) готовность к работе, стандартный интерфейс USB, удобное ПО в комплекте. Кстати, это какой-никакой, но фотоаппарат, с разрешением 640х480. Наконец, это универсальные, не знающие износа носители – флэш-карты SD/SDHC.
Один из наиболее животрепещущих факторов новинки – стоимость. Рекомендованная производителем цена камеры Panasonic SDR-SW20 в российской рознице заявлена на уровне 13 490 рублей, однако после прохода поисковиком по сегодняшним предложениям, выяснилось, что даже самые "жадные" магазины предлагают её дешевле; по крайней мере, в московской рознице за SW20 просят от 10 с половиной тысяч до 13,4 тысяч рублей.
В заключение ещё раз подчеркну: безусловно, отпуск на море – это прекрасно. Но для камеры класса Panasonic SDR-SW20 с учётом её выносливости и дома, на работе или в дороге работы - край непочатый.