Spore – это уникальный шанс создать собственное живое существо и привести его к безраздельному господству во Вселенной. Начав с простого одноклеточного, вы закончите высокоразвитой цивилизацией. Но и это еще не финал...
симулятор эволюции |
Electronic Arts |
Electronic Arts |
Electronic Arts |
spore.ea.com |
Pentium 4 2,0 ГГц/Athlon 64 2800+, 512 Мб RAM, видеокарта GeForce 5900/ Radeon 9500 со 128 Мб видеопамяти |
Pentium 4 3,0 ГГц/Athlon 64 3200+, 768 Мб RAM, видеокарта GeForce 8600/ Radeon HD 2600 XT с 256 Мб видеопамяти |
5 сентября 2008 года |
от 12 лет |
"От бактерии до космической империи - за день!" - еще полгода назад именно такие лозунги казались наиболее уместными для Spore. Развивать живое "нечто" от одноклеточного существа до высокотехнологичной цивилизации… Райт - едва ли не единственный человек во всей игровой индустрии, которого после этих слов не подняли бы на смех. И вот долгожданный момент настал. Сейчас хотелось бы "завернуть" что-нибудь пафосное, вроде "сентябрь 2008 года навсегда войдет в историю электронных развлечений", однако после Spore смысл в дальнейшем существовании других издателей и разработчиков все-таки есть. Это не лучшая игра всех времен и народов и, возможно, даже не "самая-самая" в этом году, но куда важнее другое. Maxis создала безграничный полигон для фантазии, и по сравнению с этим все остальные составляющие незаметно отходят на второй план. В самом деле, кто же в здравом уме скажет, что колонизация ближайших солнечных систем гибридом кузнечика с оленем - это скучно?
Слишком много "хорошо" - тоже "плохо"
Прямо сейчас со Spore происходят удивительные вещи: тысячи людей по всему миру дружно высказывают свое возмущенное "фи" и слишком уж усердно выискивают недостатки у этой почти идеальной для своей концепции игры. Из-за необычной идеи многие ждали от Maxis если не чуда, то уж точно чего-то пока невозможного. Теперь же настало время соотносить желаемое с действительным, и знакомство с гением Райта для некоторых обернется разочарованием.
Знаменитый гейм-дизайнер честно выполнил все заявления: пять стадий, необъятные возможности редактора и уникальное взаимодействие игроков между собой с помощью "Споропедии". И не стоит искать в Spore элементы, которых там быть не должно. Maxis никогда не задумывала игру как зубодробительный симулятор, а ждать от каждого этапа революции откровенно глупо. Так что, если вы вдруг надеетесь, что этап "животного", схожий с Diablo, уложит на лопатки детище Blizzard, а стратегическая часть переплюнет саму Civilization, то вы, мягко говоря, неприятно удивитесь. До финальной черты можно добраться всего за шесть часов, но и "финиша" как такового здесь не существует. Всегда найдется еще одна неисследованная планета, где обязательно водится что-то поразительное, будь то прямоходящий кактус или полутораметровый краб. Но сама суть Spore даже не в этом. В каком именно виде вы доберетесь до высшей ступени развития куда важнее того, с какими трудностями вы столкнетесь на пути к ней.
Путь наверх
В Spore невозможно не влюбиться еще на самой первой стадии. Глазастая не то амеба, не то бактерия, плавающая в первородном бульоне по ту сторону экрана - безусловно, самый необычный персонаж за последнее время. Но мало того, что в Maxis придумали такого замечательного героя, эта часть игры еще и чертовски красива. Красива не какими-то последними технологиями, а неуловимым визуальным стилем, характерным скорее для загружаемых аркад на современных консолях. Мимо вас туда-сюда проносятся другие борцы за место под солнцем, вальяжно проплывают облака пузырей, наконец, прямо на глазах меняется масштаб мира. После того, как маленький комок клеток "определится" с гастрономическими предпочтениями - либо вегетарианство, либо звание "хищника", у вас останется лишь одна задача. Необходимо кушать больше и расти быстрее, а все для того, чтобы отыскать подходящего партнера и оставить потомство. Всячески улучшать собственный вид в Spore можно на будущих его представителях.
Редактор на стадии простейшего существа - это, скорее, бледная копия его полной версии, но кое-какие выводы уже напрашиваются. Пусть крепить новые жгутики и прибавлять глаза разрешено лишь в двумерной проекции, к концу этапа у вас и, скажем, первокурсницы Маши из соседнего подъезда получатся разные особи. Второй после редактора главный аттракцион Spore - наблюдать, как в бульоне постепенно появляются представители вашего вида. При всем минимуме средств Райт сотоварищи заставляют даже испытывать жалость к своим родичам. Проплывая в поисках корма и заметив, как такую же амебу пробует сожрать нечто огромное и ужасное, грех не прийти на помощь. Впрочем, спасать бедолагу не обязательно, а после расправы ее останками вполне можно подкрепиться.
Правдами и неправдами набирая вес, клетка доживет до дня, когда не стыдно появиться и на суше. Превращение из плавающего простейшего в животное уже разительно отличается от предыдущих изменений. Список "опций" значительно увеличивается, и кроме ожидаемых ног и рук появляются разные виды глаз или кустики травы, добавляющие параметр "кокетство". Но даже это - не весь набор. Еще больше всевозможных частей предстоит найти, но мало просто отыскать приглянувшийся нос, надо еще и на него заработать. Очки ДНК (местная валюта) зарабатываются двумя основными способами: уничтожением конкурирующих видов или, наоборот, дружбой с ними. Причем второй вариант не только гуманнее, но и немного интереснее первого. Музыка в буквальном смысле объединяет различные существа, и чтобы с кем-нибудь подружиться, нужно нажимать специальную кнопку и попадать в ритм, заданный собеседником.
А мир вокруг все так же развивается вместе с вашим подопечным. Появляются новые представители, и далеко не со всеми удастся жить в согласии. В ближайших кустах обнаруживаются живые великаны, а коварные враги атакуют ваших товарищей. По землям Spore интересно просто бродить, даже ничего не делая. Всегда есть шанс наткнуться на что-нибудь удивительное и крайней необычное. Вот, например, на соседнюю стаю напало настоящее НЛО! Странным зеленым лучом оно затягивает барахтающуюся животинку прямо в грузовой отсек. А самая соль в том, что дойдя до космической эпохи, вы и сами будете исследовать флору и фауну далеких планет подобным образом. Собственных сородичей от использования в научных целях лучше беречь: этап хоть и возможно пройти в одиночку, но лучше всего делать это скопом. Вместе с двумя-тремя товарищами и драться сподручнее, и песни петь веселее.
Такое существование - последний шанс изменить своего подопечного. После перехода на стадию "племени" доступ к редактору животного закрывается. Но пока он открыт, менять разрешается все что угодно. Spore не придерживается заумных теорий: следующее поколение может радикально отличаться от родителей. Превратить парнокопытное в прямоходящее, добавить еще одну голову - местная генетика стерпит все. Игра принимает любую комбинацию из рук-ног-глаз-ртов и прочих органов.
К звездам
Музыка - это общение. Именно так считают в Maxis: вплоть до появления первых городов устанавливать дружеские отношения нужно с помощью мелодий. На стадии "племени" окончательно оформляется забавная мини-игра, где вам отводится роль дирижера. В зависимости от пожеланий публики, необходимо нажимать на определенные кнопки. После концерта слушатели не преминут выставить вашему оркестру оценки. Поверьте, группа "дикарей" с судейскими табличками в руках смотрится просто уморительно. В Spore очень много таких мелочей. Забавные или просто интересные, они удачно вливаются в общую концепцию. Например, если в вашу стаю входило существо другого вида, то после того, как ваши подопечные станут жить коллективом, оно превратится в домашнего зверька. Питомцами станут и доселе не известные особи, достаточно потратить на них немного еды. Двухголовая горилла, несущая яйца - типичная картина у местных племен.
Самые важные и ценные для развития вещи, будь то оружие или новая дудочка, даются лишь за мирные союзы с соседями или же их полное уничтожение. Как только вы достроите специальный тотемный столб, шаман произнесет напутственную речь на милой "тарабарщине" и откроет путь в мир машинного производства, многоэтажных домов и ухоженных мегаполисов. Все эти вещи нужно создавать самостоятельно. Выбор деталей даст развернуться любому гению, а красить свой новый небоскреб или завод можно буквально вручную. При этом Spore не забывает и о тех, кого такие нюансы утомляют - для них есть уже готовые модели.
То же самое и с техникой: в игре поедет или полетит все, у чего есть хоть какое-то подобие двигателя, колес или крыльев. С помощью машин захватываются источники специй и "промываются" мозги населению вражеского города, отчего тот переходит в ваши руки. Соперников еще можно банально уничтожить или "перекупить", собрав достаточно денег. И вот как только вся суша переходит в ваши руки, стартует пятая и последняя стадия Spore - "космическая". Игра неожиданно меняет ракурс и, примерив до этого ампула Pac-Man, Diablo и стратегии, надевает маску своеобразного "космосима". Родная империя дает всевозможные задания, преимущественно по поиску жизни; трюм забит различным грузом; на заработанные деньги приобретается новое вооружение и оборудование. Наконец, на планетах можно организовывать колонии и даже менять климат и рельеф. Отдельно стоит отметить масштаб - мириады звездных систем редко где увидишь. На одно только изучение уйдет не один день, а ведь в "Споропедии" уже есть миллионы существ, которых интересно загрузить в собственную игру. В этом вся Spore. Любопытство обязательно заставит запускать ее снова и снова, чтобы найти ответы на неожиданные вопросы. Например, выживет ли племя летающих крокодилов? Кто знает, здесь возможно все.
Наша оценка: 9/10
Графика в Spore - далеко не главное, поэтому она несет скорее функциональную нагрузку, и многое изображено буквально схематически. Однако не стоит думать, что кроме приемлемых системных требований такое решение ничего не принесло. Игра по-своему красива, начиная от первого этапа и заканчивая холодными глубинами космоса.
|
Осмысленной речи в Spore нет как таковой: правители государств и даже императоры несут полную "тарабарщину", как в The Sims. Остаются многочисленные звуки местной флоры и фауны. Отдельно отметим, что изменение формы пасти существа влияет и на его манеру "разговора".
|
Рискнуть и взяться за игру настолько масштабную до Уилла Райта не решался никто. Назвать Spore с ее пятью эпохами и мощнейшим редактором "неоригинальной" язык не повернется. |
В этапы, где управлять приходится одним существом или кораблем, очень удачно вписывается клавиатура, мышка же просто незаменима на стратегических стадиях. Интерфейс сделан максимально удобно, разобраться в нем можно буквально за пару секунд.
|
Если рассматривать Spore исключительно поэтапно, то найдутся игры интереснее и увлекательнее в своей области. Но вряд ли вы отыщете проект, хоть сколько-то сравнимый с детищем Maxis по масштабу и возможностям для самовыражения. |
Spore - единственная игра на Земле, которую с чистой совестью можно назвать бесконечной и интересной для многократного прохождения. Всегда ведь любопытно испытать самое невероятное живое существо. |
В прямом смысле этого слова не предусмотрен, но созданные вами предметы и существа загружаются в "Споропедию". А оттуда, в свою очередь, их могут скачать другие игроки, так же как и вы - их творения. Пришла пора выяснить, кто же сильнее - ваши "Руконогие" или соседские "Обезьянокони". |
Spore не перевернет ваше представление об электронных развлечениях, не заставит взглянуть на остальные игры свысока и, возможно, не станет лучшей игрой этого года. Но она гарантировано в каждом разбудит восторженного ребенка, которому подарили новый конструктор.
|
Видео
Ссылки по теме
- Spore стартует в магазинах "Союз"
- Spore разойдется 2 млн копий
- Nancy Drew победила Spore, Diablo, World Of Warcraft