Путешествия обнаруживают не столько
любопытство наше по отношению к тому,
что мы собираемся смотреть,
сколько усталость от того, что покидаем.
А. Карр
Помните времена, когда мы по несколько раз кряду перечитывали шедевры Артура Кларка и Кира Булычева, каждый второй мальчишка мечтал стать космонавтом, а люди, побывавшие на околоземной орбите, становились настоящими героями? А ведь согласитесь, лет 20 назад у нашего человека отношение к космонавтике, спутникам, кораблям, да и полетам в космос было несколько иным, совсем не таким, как сегодня, в ХХI веке. Скептики объясняют это явление тем, что для миллионов землян запуски челноков, достижения отечественных и зарубежных ученых в этой сфере перестали быть чем-то грандиозным, то есть мы ко всему этому просто привыкли.
В минувшем тысячелетии мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. А как же иначе – технических решений для воплощения в жизнь подобных идей и в помине еще не было, а если бы и были, то массовостью такие путешествия похвастаться уж точно не смогли бы.
Время шло, и вот, несколько лет назад об этом снова заговорили. Интерес общественность начали подогревать заявления ученых и инженеров о том, что совсем скоро увидеть Солнце и Луну в иллюминаторе космического корабля сможет практически каждый желающий. И для этого вовсе не нужно быть мультимиллионером, пользоваться какими-то там связями, то есть летать в космос только благодаря тугому кошельку или поддержке влиятельного дядюшки.
Обещать и строить оптимистичные прогнозы может каждый, а вот подтвердить свои слова результатами удается не всем. Постараемся сегодня разобраться, быть космическому туризму или нет, есть ли будущее у этого вида бизнеса и стоит ли нам, простым смертным, верить в то, что скоро заветные мечты детства десятков тысяч землян побывать на орбите Земли осуществятся.
С чего все начиналось (или до сих пор начинается)
Итак, что же такое космический туризм? Для начала дадим определение этому понятию. Под термином «космический туризм» подразумевается возможность человеку или группе людей отправиться в путешествие в космос (туда и обратно, конечно же) за определенную плату. Схема проста: мы платим деньги, проходим курс подготовки и отправляемся в полет. Здесь не нужно морочиться с пунктами обмена валюты, изучать иностранный язык, обивать пороги консульств и брать с собой карту. Какая-то сотня километров и вот она, наша планета, такая, какой видеть ее удавалось не многим. А ведь согласитесь, звучит действительно заманчиво - поглазеть на человечество свысока и покувыркаться в условиях нулевой гравитации.
А вот как это сделать и с помощью чего – вопрос другой, над которым ломают головы инженеры и ученые со всего света уже несколько десятилетий.
Осмелюсь предположить, что истоки космического туризма стоит искать вовсе не в середине ХХ века, когда взяла начало эра освоения космоса. Может быть, самой задумке полетов в космос забавы ради уже много сотен лет? Кто-то об этом подумал, кто-то подумал и сказал. Писатели -фантасты подумали и написали об этом в своих произведениях. А кто-то подумал, сказал и попытался воплотить мечту в реальность. Нам, переступившим порог очередного тысячелетия, посчастливилось стать свидетелями того, как эти мечты осуществляются.
Рассмотрим ключевые и наиболее значимые моменты эволюции отрасли космического туризма в течение последних 50 лет. Хронология событий:
год 1962 - 22 августа экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет (ЭПОС) USAF X-15 установил неофициальный мировой рекорд высоты - 107 км 960 м. Спустя более 40 лет этот рекорд побьет детище Virgin Galactic, летательный аппарат SpaceShipOne (111 км 996 м)
год 1967 - небезызвестный Баррон Хилтон (Barron Hilton) и Крафт Эрике (Kraft Ehricke) опубликовали несколько работ, посвященных космическому туризму. Одна из них – «Отели в космосе» (Hotels in Space). К сожалению, очередная попытка привлечь внимание общественности к вопросам коммерциализации космоса успехом не увенчалась.
год 1984 - в Великобритании увидела свет первая серия публикаций Дэвида Ашфорда (David Ashford) на тему создания летательного аппарата для туристических полетов в космос.
год 1985 - Гари Хадсон (Gary Hudson, компания Pacific American Launch Systems) представил общественности проект дизайна многоразового одноступенчатого воздушно-космического аппарата (МВКА) "Phoenix" (вертикальные взлет и посадка). В этом же году Pacific American Launch Systems вместе с туристической компанией Society Expeditions дали старт проекту «Project Space Voyage». Всего за $50000 (хотя на то время довольно ощутимая сумма) каждый желающий имел возможность в течение короткого промежутка времени побывать на низкой околоземной орбите. Тем не менее, популярностью инициатива не пользовалась, а недостаточная активность инвесторов лишила разработчиков возможности дальнейшего развития аппарата «Phoenix».
год 1986 - в ходе очередного Международного Конгресса Астронавтики (International Astronautical Congress, IAF Congress) представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма» (Potential Economic Implications of the Development of Space Tourism). Гибель шаттла «Челленджер» во время взлета. Все находившиеся на борту космонавты погибли, включая Кристи Маколифф. Школьная учительница должна была стать первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла. Спустя некоторое время, правительство США ввело запрет на полеты в космос непрофессионалов.
год 1989 - на Международном Конгрессе Астронавтики компания Shimizu Corporation, работающая в сфере строительства, представила дизайн проекта орбитального отеля ("Feasibility of Space Tourism - Cost Study for Space Tour")
год 1990 - Дэвид Ашфорд (David Ashford) и Патрик Коллинс (Patrick Collins) опубликовали материал «Ваше руководство по космическим полетам: как стать космическим туристом в течение 20 лет» (Your Spaceflight Manual: How you could be a tourist in space within 20 years)
год 1993 - 14 апреля организация Japanese Rocket Society (JRS) объявила о старте кампании по развитию космического туризма как вида предпринимательской деятельности. Основан исследовательский комитет Transportation Research Committee, задачей которого стала разработка летательного аппарата для перевозки туристов. Результаты проведенного на территории Японии масштабного аналитического исследования показали, что среди 3030 опрошенных респондентов подавляющее большинство с большим интересом следят за ходом развития отрасли и хотели бы стать космическими туристами.
год 1994 - 19 мая в городе Йокогама прошел Международный симпозиум, посвященный технологическим и научным достижениям в сфере освоения космоса (International Symposium on Space Technology and Science, ISTS).
год 1995 - август – сентябрь. Результаты социально-аналитических исследований в Канаде, США, Германии подтвердили заинтересованность общественности в космическом туризме: это популярно, об этом говорят и это может быть востребовано. Сентябрь - в Вашингтоне организация Space Transportation Association (STA) вместе с NASA объявила о внедрении программы по изучению вопросов, в той или иной мере касающихся космического туризма. В этом же году - учреждение фонда X Prize при участии Питера Диамандиса, Байрона К. Личтенберга (Byron K. Lichtenberg), Колетта М. Бевиа (Colette M. Bevis) и Грегга Э. Мариниака (Gregg E. Maryniak).
год 1996 - 18 мая в Сент-Луисе, США, Питер Диамандис объявил о старте соревнования за получение денежного приза. Условия: в течение определенного срока времени создать и запустить в космос частный космический корабль многоразового использования, который бы смог доставлять людей на околоземную орбиту. Главная цель этого негосударственного проекта и приза в $10 млн – привлечь внимание общественности к проблемам разработки и внедрения многоразовых космических аппаратов, мотивировать частные и государственные структуры к работе в этой сфере. Июль - NASA заключила контракт стоимостью $900 млн на 3 года с Lockheed Martin. Цель – создание и запуск беспилотного космического корабля Х-33, который бы позволил снизить стоимость доставки грузов в космос более чем в 10 раз.
год 1997 - учреждение Сообщества по Развитию Космического Туризма (Space Tourism Society) в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Март. В Бремене, Германия, открылся Первый Международный Симпозиум по вопросам Космического Туризма (First International Symposium on Space Tourism), организованный компанией Space Tours Gmbh. Мероприятие вызвало широкий интерес у прессы и общественности.
1998 1 января учрежден первый японский космический туроператор Spacetopia Inc. Одни из партнеров-спонсоров Первого Международного Симпозиума по вопросам Космического Туризма, компания Daimler-Benz Aerospace GmbH начала собственную программу по изучению вопросов космического туризма. Апрель - гигант пищевой промышленности Японии, компания Suntory вместе с Pepsi-Cola Japan объявили о начале акции, победители которой получат возможность стать космическими туристами. Май - собраны первые 5 миллионов долларов призового фонда X Prize.
год 1999 - основание компании Virgin Galactic Airways
год 2000 - объявлено имя первого «платного» гостя орбитальной станции МИР. Им стал американец Деннис Тито (Dennis Tito), финансовый аналитик, основатель Wilshire Associates.
год 2001 - 28 апреля запущен космический корабль «Союз ТМ-32» с первым космическим туристом на борту Денисом Тито. 21 июня - впервые за 40 лет существования NASA, представители агентства провели социологический опрос жителей США, в ходе которого им удалось определить уровень заинтересованности и отношение общества к космическому туризму. 27 июня - американский астронавт Эдвин Олдрин, который в 1969 году участвовал в первом полете на Луну, выступил с заявлением, в котором призвал правительство США способствовать развитию космического туризма. 24 августа - компания MirCorp, занимающаяся эксплуатацией орбитальной станцией "Мир", объявила о заключении с правительством России, Ракетно-космической корпорацией им. Королева «Энергия» и Российским авиационно-космическим агентством (Росавиакосмос) соглашения. Условия договора предусматривали разработку и запуск первой в мире частной космической станции Mini Station 1. Документ подписали Юрий Коптев (Росавиакосмос), Юрий Семенов («Энергия») и президент MirCorp Джефри Манбер (Jeffrey Manber).
год 2002 - 15 марта в Жуковском ученые и инженеры продемонстрировали прототип МВКА Cosmopolis XXI для доставки на орбиту космических туристов. Летательный аппарат разрабатывался при участии опытно-конструкторского бюро Мясищева и финансовой поддержке американской компании Space Adventures.
25 апреля - «южноафриканский Билл Гейтс» Марк Шаттлуорт (Mark Shuttleworth) стал вторым в истории космическим туристом и первым жителем Южной Африки, побывавшим в космосе. Тем не менее, сам Шаттлуорт, основатель компании Thawte, предпочитает называть себя космонавтом, никак не туристом. 22 июля - сразу несколько СМИ опубликовали информацию о намерениях Лэнса Басса (Lance Bass) из группы 'NSYNC стать космическим туристом. Спустя несколько дней Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) опровергло эти данные: "Мы - не турагенство, которое продает путевки всем желающим". Если бы Лэнсу удалось занять место в "Союз ТМА-1", он бы стал самым молодым в истории астронавтом, побывавшим на орбите и первым музыкантом, отправившимся в такое путешествие.
год 2003 - 1 февраля в небе над Техасом при заходе на посадку потерпел крушение шаттл «Колумбия» (Columbia) с семью членами экипажа на борту. 28-я миссия стала для шаттла последней. Трагедия заставила общественность задуматься о продолжении развития космического туризма как вида экстремального отдыха и предпринимательской деятельности. 20 апреля - в пустыне Мохаве компания Scaled Composites представила суборбитальный космический корабль многоразового использования SpaceShipOne и самолет-носитель White Knight. 19 мая - совершил свой первый полет SpaceShipOne. 17 декабря - SpaceShipOne впервые преодолел звуковой барьер.
год 2004 - 21 июня частный космический корабль многоразового использования SpaceShipOne совершил испытательный полет за пределы земной атмосферы.
17 июля - компания Constellation Services International (CSI) впервые представила инициативу организации полетов к Луне. Программа получила название Lunar Express Space Transportation System. 4 октября - Фонд X Prize объявил создателей SpaceShipOne, компанию Scaled Composites, победителями соревнования. 6 ноября - представители X Prize вручили приз Scaled Composites и объявили о том, что конкурс X Prize становится ежегодным. 12 ноября - основатель крупнейшего интернет-магазина Amazon Джефф Безос заключил сделку с компанией Blue Origin на строительство летательного аппарата для совершения суборбитальных космических полетов. 23 декабря - президент США Джордж Буш подписал закон, регламентирующий права на проведение частных полетов людей в космос. Согласно этому документу, граждане США имеют полное право совершать полеты в космос на частных летательных аппаратах на свой страх и риск. Общество приняло эту новость с оптимизмом. Считалось, что подписание актов такого рода повлечет за собой рост вложений в отрасль со стороны частных инвесторов.
год 2005 - 27 июля компании Scaled Composites и Virgin Group объявили о создании совместного предприятия Spaceship Company для разработки и запуска летательных аппаратов SpaceShipTwo и White Knight2. 1 октября - ученый Грегори Олсен (Greg Olsen), работающий в сфере оптоэлектроники и возглавляющий компанию Sensors Unlimited, стал третьим в истории космическим туристом. Американец провел на МКС восемь дней. 17 октября - компания Virgin Galactic начала прием заявок желающих стать космическими туристами.
год 2006 - Февраль. Компания Prodea Systems объявила о начале сотрудничества со Space Adventures и Федеральным Космическим Агентством России, в рамках которого планировалось создать целый флот многоразовых космических кораблей для коммерческих полетов. В этом же месяце пресс-служба Space Adventures поделилась с общественностью планами компании построить частный космодром на территории Объединенных Арабских Эмиратов. 18 сентября - американка иранского происхождения Анюше Ансари (Anousheh Ansari) стала первым космическим туристом-женщиной. Она заменила японца Дайсуке Эномото, который не смог полететь в космос из-за проблем со здоровьем.
год 2007 - 7 апреля. Доктор Чарльз Симони (Charles Simonyi) стал пятым по счету космическим туристом. Путешествие обошлось ему в 20 миллионов долларов. Июль - пресс-служба Bigelow Aerospace объявила о намерениях компании ближе к 2010 году построить космический отель. Примечательно, что заявление американской компании последовало сразу после того, как испанская Galactic Suite сообщила о намерениях построить отель для космических туристов до 2012 года.
Космический туризм как бизнес
Обычно ничего не возникает из ничего, то есть для рождения и развития космического туризма со стороны мировой общественности потребовался толчок, стимул. Вряд ли бы кто-то стал тратить миллионы долларов на исследование, разработку моделей космических кораблей для туристов, если бы мы с вами этого не хотели. Давайте рассмотрим космический туризм как сферу предпринимательской деятельности – бизнес, который может быть и прибыльным, и убыточным.
По мнению Сергея Костенко, совладельца компании Space Adventures, организация полетов в космос на коммерческой основе – полноценный, и, что самое главное, рентабельный бизнес. Здесь действуют те же законы рынка, имеются потребители, готовые заплатить достаточно денег за яркое приключение.
Чтобы заработать свои деньги, необходимо привлечь потенциального клиента. Сегодня Space Adventures предлагает побывать в космосе за 25 миллионов долларов. Для кого-то эта сумма может показаться астрономической, в то время как для некоторых – вполне приемлемой.
Как считают некоторые бизнесмены и специалисты, возможностей у отрасли космического туризма, как вида бизнеса, намного больше, то есть орбитальными или суборбитальными полетами все не заканчивается. К примеру, уже несколько компаний заявили о намерениях в ближайшие несколько лет организовать путешествия к Луне. Среди них: упомянутая в хронологической таблице Constellation Services International (CSI) и проект Lunar Express Space Transportation System. Ее конкурент - компания Space Adventures, готова позволить увидеть спутник Земли вблизи каждому желающему всего за 100 миллионов долларов. Предлагаемая CSI схема путешествия смельчака, который согласится совершить такое путешествие, выглядит так:
Кроме того, в «меню» агентств, работающих в сфере космического туризма, могут входить следующие «околокосмические» сервисы или услуги:
- Возможность ощутить все преимущества и недостатки невесомости – в США, к примеру, такое удовольствие до недавних пор стоило немного больше $3500 (полет на самолете по параболической траектории);
- Полеты на самолете на экстремальной высоте. Один из примеров – за 24 тысячи долларов посмотреть на мир с высоты 36 км из кабины МиГ-25 или МиГ-31 FoxHound;
Что касается перспективных проектов и планов развития бизнеса космического туризма, то здесь всё зависит от изобретательности предпринимателей. Схема несложная – заставить идею, пусть даже самую сумасшедшую, работать и приносить прибыль.
Зарубежные и отечественные инвесторы сходятся во мнении, что причин или стимулов для развития космического туризма предостаточно. Среди них:
- Люди хотят летать в космос;
- Большинство идей действительно можно воплотить в жизнь, пусть даже в перспективе (с нашим-то развитием и прогрессом);
- Это один из немногих и самых просты путей заработать на «неиссякаемых космических ресурсах»;
- Космическим туризм волшебным образом позволяет совместить целое множество земных видов бизнеса, начиная с маркетинга, моды, архитектуры, технологий, и заканчивая изготовлением сувениров и предоставление оригинальных услуг для самых эксцентричных клиентов;
- В конце концов, это может быть увлекательно и интересно;
А ведь правда, на космосе может заработать каждый, кто может и хочет этого. Взять, к примеру, японскую компанию First Advantage, которая объявила о том, что совсем скоро за 2,5 млн. долларов можно будет выйти замуж или жениться на борту космического корабля в условиях нулевой гравитации. Тем не менее, получать удовольствие от бракосочетания молодожены смогут не долго – полет длится около часа, в то время как в невесомости брачующимся удастся «поплавать» всего пару минут.
Для воплощения своих планов в жизнь японцы решили задействовать возможности американской компании Rocket Plane. Первую церемонию бракосочетания в космосе планируется провести через 3 года.
Отели будущего: ночлег в космосе
Предположим, что однажды космическим туристам захочется задержаться в космосе на денек-другой или провести там весь свой отпуск. Для этого им придется зарезервировать место в настоящем космическом отеле.
Самой идее строительства жилья в космосе уже не один десяток лет. В свое время об этом задумывался сам Баррон Хилтон (Barron Hilton) – «гостиничный» король ХХ века. Тогда, к сожалению, эта идея никого не вдохновила. Тем не менее, сегодня сразу несколько компании-разработчиков обещают уже в ближайшем будущем открыть за пределами Земли отели, где можно будет не только почувствовать себя космонавтом, но и просто «экстремально» отдохнуть.
Интересно, какие сервисы должен предоставлять посетителям космический отель? В их числе, скорее всего, должны быть «земные» услуги: номера, столовые, бар, набор развлечений. Тем не менее, заведения такого рода должны будут порадовать туристов парочкой особенностей. Наиболее востребованными из них, наверное, станут жизнь в условиях невесомости необычный вид из иллюминатора. Весьма вероятно, что однажды туристам предложат так называемые космические прогулки в открытом космосе в скафандрах. Представьте себе – как-нибудь «повиснуть» в полутьме под хорошую музыку и помечтать, рассматривая в окошко нашу планету или далекие звезды.
Напомним, что ближе к 2012 году можно ждать появления космических отелей сразу от двух разработчиков: Bigelow Aerospace и Galactic Suite. Вот тогда и посмотрим, смогут ли инженеры удивить привыкшего к инновациям обывателя.
Космический туризм: сколько это стоит
Несмотря на все преимущества и возможности сервисов для космических туристов, летательных аппаратов, популярность и спрос на этот вид бизнеса во многом зависит от стоимости путевки. В данном случае потребительский рынок услуг космического туризма можно разделить на несколько групп. Первая - это рынок богачей, готовых заплатить за путешествие в космос не один миллион долларов. Вторая группа - рынок менее обеспеченных потенциальных клиентов, которые также желают полететь в космос.
По словам руководителей Space Adventures, цены на полеты для богатых клиентов будут расти, то есть за 20 миллионов долларов, которые заплатил в свое время Деннис Тито, уже никто не полетит. Факторов, определяющих ценообразование, несколько: экономическая ситуация в стране и мире, состояние рынка, конкурентов, удорожание рабочей силы, рост стоимости самих космических кораблей.
Если говорить о рынке космического туризма для массового потребителя, то здесь компаниям необходимо стремиться к снижению цен на свои сервисы. В то же время, в этом сегменте может и должна иметь место конкурентная борьба – «Я обязан предложить потребителю нечто более привлекательное (по сравнению с конкурентом), но по более низкой цене».
К слову, сейчас в кругах банкиров и предпринимателей ведутся дискуссии относительно кредитования космических путешествий. Совсем недавно глава Первого Чешско-Российского Банка Роман Попов объявил о возможности предоставления кредитов для потенциальных космических туристов сроком на 5 лет. Тем не менее, это пока только разговоры. Еще один вариант популяризации полетов, предложенный астронавтом и главой ShareSpace Foundation Баззом Олдрином (Buzz Aldrin), - космическая лотерея, где шанс выиграть путевку появляется у каждого.
Компания Virgin Galactic, этим летом представившая летательный аппарат WhiteKnightTwo, обещает в течение ближайшего времени начать катать космических туристов за $200 тыс с человека. Интересно отметить, что компании уже удалось собрать около 30 миллионов долларов с нескольких сотен желающих, терпеливо ожидающих своей очереди.
В некоторой мере, космический туризм можно сравнить с «земным»: основной поток клиентов для сотен туропероторов составляет средний класс – обычные люди с обычными возможностями. Тем не менее, на рынке есть место для услуг класса «люкс» - дорогой эксклюзив, который тоже пользуется спросом.
Изучая тему космического туризма, я решил провести небольшое социальное исследование среди группы своих близких, знакомых и узнать, как они относятся к полетам в космос за деньги. Результаты, признаться, немного удивили. Подавляющее большинство опрошенных не только не согласились бы платить за полет на околоземную орбиту, но и не стали бы этого делать бесплатно. Главная причина отказа – вопросы безопасности. В свою очередь, некоторые респонденты согласились бы на такую авантюру в случае, если стоимость путевки не будет превышать их месячной заработной платы.
Космический туризм сегодня – что есть и что будет
В этом разделе хотелось бы несколько слов сказать о наиболее ярких и перспективных проектах, которые, возможно, будут формировать космический туризм в течение ближайших нескольких лет. Начнем, пожалуй, с компании, о которой больше всего говорили этим летом - Virgin Galactic. Несколько недель назад основатель компании, миллиардер сэр Ричард Бренсон в пустыне Мохаве представил носитель WhiteKnightTwo.
Главной задачей корабля является поднятие на определенную высоту летательного аппарата SpaceShipTwo, который и будет доставлять на околоземную орбиту группу космических туристов. В отличие от многих конкурентов, Virgin Galactic удалось достичь завидных успехов на пути к воплощению своих идей в жизнь. Подтверждение тому – награда X-Prize, несколько тестовых полетов и серьезная заинтересованность со стороны общественности.
На страницах 3DNews мы уже не раз писали о достижениях Virgin Galactic и непосредственного изготовителя кораблей, компании Scaled Composites во главе с легендарным Бартом Рутаном (Burt Rutan). Все интересующиеся могут ознакомиться с этими материалами по следующим ссылкам:
Еще один перспективный проект – Hermes, активно финансируемый корпорацией Intel. Кстати, нашим журналистам удалось видеть этот космический корабль для перевозки туристов в ходе осеннего IDF
вживую.
Внешне Hermes похож на обычный шаттл, однако по размерам меньше его в три раза. По словам идеологов проекта, на выбор клиента будет представлено две программы путешествий. В ходе первой десятерых пассажиров корабль доставит на высоту свыше 34 км. Стоимость такого приключения будет сопоставима с ценой авто среднего класса.
Вторая программа, более интересная, предусматривает полет на высоту более 112 км, где туристам будет предоставлена возможность «поплавать» в условиях невесомости в течение 15 минут. Стоимость путевки – 100 тысяч долларов.
Необходимо отметить, что судьба Hermes во многом зависит от щедрости заинтересованных лиц и инвесторов. На официальном сайте сказано, что для завершения работ над летательным аппаратом необходимо собрать полтора миллиона долларов. Будь эти деньги в наличии – Hermes бы поднялся в воздух уже через год.
Весьма вероятно, что за господство на рынке космического туризма с зарубежными компаниями совсем скоро будут бороться российские инженеры. Подтверждение тому – проект «Aerospace Rally System» (ARS, АРС) – ракетоплан, разрабатываемый специалистами Московского авиационного института (МАИ), МГТУ им. Баумана, ЦАГИ, Институтом военной медицины, а также Центром полезных нагрузок ракетно-космической корпорации «Энергия».
Цель проекта – создание многоразового летательного аппарата для совершения суборбитальных космических полетов для туристов. АРС построен по крылатой бесхвостой схеме. В качестве носителя ракетоплана выступает сверхзвуковой двухместный истребитель МиГ-31. Самолет доставляет аппарат на высоту 20 км, затем движение АРС осуществляется с помощью ракетного двигателя (разработка Института имени Келдыша). В Aerospace Rally System имеется три места – два для пассажиров и одно для пилота. Самое интересное то, что разработчики обещают в скором будущем продавать путевки по рекордно низким ценам – в районе 50 - 60 тысяч долларов.
Выводы
Несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться пионерам космического туризма, отрасль уверенно развивается. В течение последних нескольких лет мы стали свидетелями событий, которых ждали десятилетиями. Нам, обывателям, сегодня остается лишь спокойно наблюдать за становлением эпохи коммерциализации космоса и надеяться, что совсем скоро стать космонавтом сможет каждый. Кто знает, может мы, простые смертные, через десяток-другой лет сможем бороздить галактики, как это делают любимые герои фантастических фильмов. Было бы здорово.