Стр.1 - Введение. Комплектация. Внешний вид
Что-то новое или еще не совсем забытое старое?
Проблема получения стереоизображения и 3D-видения будоражит умы разработчиков компьютерной техники уже не первый десяток лет. В той или иной степени она была достаточно успешно решена еще в самом начале XXI века с появлением стереодрайвера eDimensional Stereo Game Driver для видеокарт ATI. Примерно в то же время быстро набирал популярность пакет драйверов NVIDIA, работавший с сотнями игр, имевший регулировку параллакса, а также оснащенный несколькими утилитами, среди которых нужно отметить программу просмотра стереоизображений и программу захвата "объемных" скриншотов. Были и другие, менее известные программные продукты, но широкого распространения они не получили.
Что касается аппаратной части, то здесь недостатка решений тоже не наблюдалось. Причем стоимость устройств, совместимых с упомянутыми выше драйверами, колебалась в необычайно широком диапазоне - от 20 руб. до нескольких тысяч долларов! Вы, наверное, уже догадались, что речь идет о стереоочках, построенных на основе различных стереоскопических технологий. Несмотря на заметную разницу в стоимости и принципах работы, во всех стереоочках используется единый способ получения стереоизображения - для левого и правого глаза создаются различные изображения, точки обзора которых несколько смещены относительно друг друга. Коэффициент этого смещения и есть та глубина или объем, которыми любуется пользователь, глядя в плоский монитор.
Самой простой и доступной технологией получения стереоизображения является цветовое разделение, которое сегодня довольно часто используется при просмотре стереофильмов. Все наверняка видели очки с синим и красным фильтрами, пропускающими кадры лишь определенных цветов. Такие очки и сегодня стоят в пределах 100 руб. и при этом успешно доносят 3D-изображение до широких масс. Конечно, качество стереоэффекта подобные устройства дают не самое лучшее, да и искажение цветов зачастую сильно бросается в глаза.

Технология поляризационного разделения лишена этих недостатков, т.к. в этом случае очки имеют не цветовые фильтры, а поляризационные, с разной направленностью. Таким образом, каждый глаз в поляризационных очках получает нужное изображение. Недостатки есть и у этой технологии - требуется дорогостоящее и крупногабаритное оборудование. Именно такие очки в настоящее используются в кинотеатрах IMAX, фильмы для которых снимают на две пленки специальной камерой с двумя объективами, разнесенными друг от друга на расстояние, примерно равное расстоянию между глазами человека.

Но описанные выше стереоскопические технологии - не единственные в своем роде. Среди них есть и более совершенные, хотя и требующие более значительных материальных затрат от конечного пользователя. К их числу относится технология разделения изображений для каждого глаза во времени. Стереоочки, использующие данную технологию, оказываются более сложной конструкции, при этом они должны подключаться к компьютеру и синхронизироваться с изображением на экране. При этом, каждый глаз получает изображение по очереди, в строгом соответствии с тем, что выводится на экран. Из освоенных на сегодняшний день стереотехнологий эта является наиболее совершенной по качеству 3D-картинки. К ее недостаткам стоит отнести лишь необходимость в большой частоте развертки дисплея или другого проецирующего устройства, ведь приходится выводить в два раза больше кадров, чем обычно. Так, при частоте дисплея 120 Гц, для каждого глаза изображение будет обновляться с частотой лишь 60 Гц. При меньшей частоте развертки глаза будут сильно уставать вследствие появления на экране характерного мерцания.
Именно это важное требование и стало преградой на пути развития стереоскопических технологий несколько лет назад. Высокие частоты развертки были доступны ЭЛТ-мониторам, но большинство ЖК-панелей до сих пор работает при 60 Гц. Впрочем, прогресс не стоит на месте, и необходимая для работы очков затворного типа развертка с частотой 120 Гц сегодня доступна уже и у ЖК-мониторов. Путь оказался открыт, и NVIDIA, опережая конкурентов и доказывая свое лидерство в мире стерео, сразу же сделала серьезный ход, выпустив на рынок GeForce 3D Vision - новые стереоочки затворного типа.
Как видите, назвать новый продукт революционным или хотя бы просто чем-то совершенно новым, нельзя. Еще лет восемь назад на отечественном рынке были представлены стереоочки, поставляемые в комплекте с видеокартами ASUS GeForce (в версиях Deluxe). Были и другие продукты - например, очки CrystalEyes от компании
VRLOGIC.
Также были широко известны в свое время очки 3D Revelator от компании
ELSA Technology Inc., о которых мы
писали еще в 1999 году,
или даже шлемы виртуальной 3D-реальности I-glasses от компании
i-O Display Systems. И хотя на отечественном рынке сегодняшний выбор стереоочков никак нельзя назвать широким, модель GeForce 3D Vision от NVIDIA не уникальна.
Комплект поставки
Поставляются очки в относительно компактной картонной коробке с прозрачными вставками. Сама коробка - это своего рода маленький дизайнерский шедевр. Каждый аксессуар здесь комфортно располагается в индивидуальном поролоновом отсеке и надежно защищен от внешних воздействий.
Кроме очков, в коробке был найден передатчик ИК-сигналов, два USB-кабеля A-B разной длины (для подключения к компьютеру ИК-передатчика и зарядки встроенного в очки аккумулятора), кабель DVI-HDMI, аудиокабель VESA stereo-mini-jack (2,5 мм) для подключения к DLP, сменные резиновые насадки для комфортного расположения очков на переносице, тряпочка из микрофибры для протирки, мягкий чехол, а также набор драйверов, стереопримеров и инструкций. Надо сказать, что набор весьма внушительный и позволяет покупателю забыть о дополнительных тратах на нужные кабели при подключении стереоочков к той или иной A/V-аппаратуре.
Внешний вид
Внешне GeForce 3D Vision выглядят почти как обычные солнцезащитные очки. Конечно, за десяток лет, прошедших со времени бума стереоскопии в компьютерном мире, тенденции в моде претерпели множество изменений и даже возрождений, но раньше стереоочки в большинстве своем не отличались привлекательным дизайном, главное - чтобы сидели плотно и функции свои выполняли. К счастью для всех ценителей красоты, новинка лишена этого недостатка.
Широкие пластиковые дужки в раскрытом состоянии сливаются с черной лакированной оправой, окаймляющей затемненные слегка зеленоватые стекла. Оправа эффектно сочетает и сглаженные формы, и рубленые грани, отчего смотрятся очки стильно и модно. Механизм раскрытия дужек работает идеально. Винтовых соединений не видно, так что подкручивать со временем разболтавшиеся дужки не придется.
Концы дужек изогнуты и покрыты прорезиненным материалом ярко-зеленого фирменного цвета NVIDIA.
Левая дужка в самой широкой своей части имеет небольшое утолщение, в котором располагается аккумуляторная батарея, порт mini-USB для подключения кабеля зарядки, короткоходная кнопка включения в верхней части, а также светодиодный индикатор работы, который через некоторое время после включения гаснет и, таким образом, не раздражает пользователя своим светом, если тот работает в темном помещении.
Резиновые накладки для переносицы у очков сменные. В комплекте их имеется три штуки, так что практически каждый сможет подобрать подходящий размер.
ИК-передатчик и подключение
ИК-передатчик, как и оправа очков, изготовлен из черного лакированного пластика. Усеченная пирамидка в нижней части немного скошена, что придает ей дополнительную элегантность. Передняя панель в нижней части имеет небольшую кнопку включения, а задняя панель срезана. Здесь находятся два разъема (USB для подключения к компьютеру и mini-jack 2,5 мм для подключения фирменным кабелем к стереоинтерфейсу VESA), индикатор работы и пластиковое колесико, регулирующее глубину 3D-эффекта. Примечательно, что колесико расположено именно сзади, а не на лицевой части приемника, что выглядит немного нелогично.

Кстати, сама идея регулировки глубины 3D-эффекта не нова. И раньше (десяток лет назад) в фирменных стереодрайверах NVIDIA была такая регулировка. Сегодня изменять параллакс можно не только с помощью настроек в драйвере, но и аппаратно, что, несомненно, более удобно.
ИК-приемник подключается к компьютеру трехметровым USB-кабелем, поэтому расположить ресивер можно на приличном расстоянии и от компьютера, и от дисплея, что, безусловно, важно, если он у вас не самой маленькой диагонали. Кроме того, очки без проблем работают на расстоянии 5-6 м от приемника - главное, чтобы последний находился в зоне прямой видимости. Кстати, очков, подключенных к ресиверу, может быть сколь угодно много, так что при желании можно без проблем смотреть стереофильмы как вдвоем, так и в огромной веселой компании. А вот кабель зарядки встроенного в очки аккумулятора не слишком длинный - около двух метров. Впрочем, по заявлению производителя, зарядки достаточно для 40 часов непрерывной работы, так что часто заряжать очки вам не придется.

Почем "стерео" для народа?
Как мы уже выяснили выше, для работы GeForce 3D Vision требуется ЖК-монитор с поддержкой развёртки 120 Гц (на данный момент в продаже есть две таких модели — Samsung SyncMaster 2233RZ и Viewsonic VX2265wm), один из DLP-телевизоров Mitsubishi (перечень моделей есть в описании очков на сайте NVIDIA), другие «3D Ready» DLP-телевизоры или проектор DepthQ. Можно с большой степенью уверенности предположить, что в ближайшие месяцы список совместимого оборудования существенно расширится. Но даже если на вашем новом ЖК-телевизоре красуется надпись "120 Гц" - это вовсе не означает, что GeForce 3D Vision будут работать с ним. Дело в том, что сигнал от компьютера большинство таких панелей, рассчитанных в первую очередь на телеприем, все равно получают по DVI-интерфейсу с частотой лишь 60 Гц. Так что перед покупкой придется выяснять технические характеристики достаточно подробно.
К нам на тестирование попали очки с монитором Samsung SyncMaster 2233RZ — наиболее распространенной в данный момент 120-Гц моделью. Более того, уже сейчас вы можете встретить предложения о продаже как отдельно очков GeForce 3D Vision, так и набора, в котором к очкам прилагается еще и данный монитор. Стоимость очков на отечественном рынке составляет порядка $200, а указанного монитора - $550. Если учесть, что у подавляющего большинства пользователей монитора с частотой развертки 120 Гц в наличие нет, то цена на новую стереотехнологию автоматически становится равной $750. Много это или мало - решать вам.
Те, кто увлекался стереоиграми десять лет назад, наверняка помнят, что для работы с очками еще в то время требовалась достаточно производительная машина, а разрешение и детализация в играх все равно были невысокими. Увы, но GeForce 3D Vision также потребует от пользователя серьезный современный компьютер: процессор не ниже, чем Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2, видеокарту NVIDIA GeForce серий 8ххх, 9ххх или GTX200 и установленную 32- или 64-битную Microsoft Windows Vista. Увы, системе Windows XP предлагается уйти на покой. Круг потребителей сузился еще немного - сюда входят лишь достаточно продвинутые геймеры. Тем же, кто просто хочет "смотреть стереокино", предварительно придется провести модернизацию своего старого компьютера.
Стр.2 - Тестирование. Выводы
Работа с очками и тестирование
Подключение и установка драйверов заняли не много времени. Тестирование мы проводили на стенде с процессором Intel Core i7 965 Extreme 3,84 ГГц, материнской платой Gigabyte EX58-UD5, 4 Гб оперативной памяти DDR3-1333 и видеокартой NVIDIA GeForce GTX 295 с комплектом драйверов v.7.15.11.8208 и стереодрайвером v.182.08, установленными под Windows Vista Ultimate 6.0.6001 SP 1. После установки автоматически запускается проверка подключенного оборудования - и монитор, и очки были найдены и опознаны без проблем, и после короткого теста, все оборудование перешло в режим ожидания стереоразвлечений.





На поставляемом в комплекте диске имеется тестовый видеоролик, снятый в режиме стерео. Он ничего интересного из себя не представляет, но дает общее представление о возможностях очков. Впрочем, гораздо интереснее проверить эти возможности на настоящих фильмах, чем на тестовых роликах. Но с фильмами мы развлекаться не стали, а проверили работу новинки на нескольких вполне современных играх. Интерес в данном случае представляли следующие вещи: совместимость очков с теми или иными играми, качество стереоэффекта и ощущения от его работы (к сожалению, исключительно субъективные), снижение производительности в результате передачи двух кадров вместо одного, а также влияние работы стереодрайвера на производительность.



С совместимостью вопрос был снят практически сразу. Достаточно лишь взглянуть на официальный список поддерживаемых игр, чтобы понять - GeForce 3D Vision подойдут игроманам всех мастей. Конечно, у нас не было возможности проверить на работоспособность такой обширный список игр, но поверить на слово производителю в данном случае можно - подобных проблем не было и в далеком прошлом, на заре появления стереодрайверов NVIDIA. Более того, несколько сотен самых популярных игр не только проверены на совместимость с очками, но и для каждой из них создан свой профиль со своими настройками.

С качеством 3D-эффекта и личными ощущениями дело обстоит сложнее. Эти параметры, увы, нельзя выразить цифрами или просто количеством - только словами, а, стало быть, субъективным мнением. Но все же, попробуем ограничиться исключительно фактами. Во-первых, нужно отметить, что очки заметно затемняют изображение. В тех играх (и фильмах), где преобладают яркие краски и светлые тона, это очень хорошо заметно - достаточно просто снять очки, чтобы ощутить огромную разницу. Это явный минус GeForce 3D Vision. А вот цветопередача не искажается совсем, что нужно причислить к положительным моментам, свойственным, впрочем, всей затворной стереотехнологии.
Еще одним отрицательным моментом является то, что мерцание изображения в очках все же заметно. Конечно, не сильно, да и не каждый на это обратит внимание. Через час игры голова не болит, но чувствуется некоторая усталость. Как бы там ни было, а очки вносят дискомфорт, пусть и не очень большой.
"Трехмерность" изображения в разных играх проявляется по-разному. Во многом это зависит от движка и проработки деталей в сценах, а во многом - и от жанра игры. Так, стереоэффект особенно сильно проявляется тогда, когда на переднем плане достаточно много различных предметов - в Far Cry 2 эффект просто великолепный. Проработка заднего плана не такая существенная, но тоже заметная. Все это касается и различных симуляторов, особенно, когда персонаж находится в кабине самолета или автомобиля. Тем не менее, если в игре постоянно смотреть на автомобиль сзади, пусть даже и на трехмерный, удовольствие очень скоро ослабевает и игра надоедает. Так, например, произошло на автотрассах Need for Speed ProStreet. В стратегиях стереоэффект хоть и заметен, но такого восторга, как в шутерах, не приносит.
Стереорежим настраивается таким образом, что при запуске той или иной игры он может подключаться автоматически, а при выходе из нее он автоматически выключается. В нашей тестовой конфигурации были доступны практически все возможные разрешения в играх. Тем не менее, и детализацию, и разрешение приходится снижать в пользу скорости - снижение производительности при подключении очков видно невооруженным глазом. Тесты показывают, что производительность при подключении очков падает чуть больше, чем в два раза, что вполне нормально, ведь стереодрайвер тоже использует часть ресурсов - к счастью, совсем немного. Все это наглядно можно увидеть на представленных ниже диаграммах полученных результатов.



Бросается в глаза тот факт, что режим SLI при подключении стереодрайвера не работает. На официальном сайте производитель уверяет, что технология 2-way NVIDIA SLI работать должна без проблем, а в скором будущем в драйвер будет добавлена и возможность работы с 3-way NVIDIA SLI. Скорее всего, так и есть, а полученные результаты свидетельствуют о некорректной работе драйверов с конкретной видеокартой GeForce GTX 295 в режиме SLI. Более важно другое: сам стереодрайвер требует для работы не так уж и много ресурсов. А вот режим работы стерео, как ему и положено, снижает производительность видеокарты в два раза, поскольку необходимо рассчитывать вдвое больше кадров, чем в обычном режиме.
Выводы
Стереоочки NVIDIA GeForce 3D Vision в реальных условиях работы показали себя достаточно хорошо - и изображение качественное, и управление с настройками продумано, и проработка для подавляющего большинства существующих игр имеется. Но будут ли они востребованы сегодня или все-таки нет? Дело здесь даже не в том, что технология не нова. Вопрос в другом… Стоимость одних очков не так велика. Но для их использования пользователю, скорее всего, понадобится новый монитор и достаточно производительный компьютер, укомплектованный видеокартой NVIDIA. Учитывая, что 22-дюймовый ЖК-монитор с частотой обновления 60 Гц стоит в два раза дешевле, чем 120-Гц аналог, можно предположить, что, скорее всего, как и раньше, стереоочки останутся экзотикой, а не массовым продуктом.
Увы, но довольно простые стереотехнологии никак не могут прорваться в широкие массы - то пришедшие на смену ЭЛТ-трубкам ЖК-мониторы помешали, то кризис не вовремя ударил. Впрочем, если 120-Гц ЖК-панели будут активно появляться на рынке, а цена на них будет снижаться, то геймеры наверняка обратят внимание на GeForce 3D Vision. Ну а тем, кто совсем недавно купил большой широкоформатный монитор с частотой 60 Гц, остается лишь кусать локти, мечтать и немного завидовать.
Благодарим компанию "3D Лига" за предоставленное для тестирования оборудование