Оригинал материала: https://3dnews.ru/574860

Нарисуй карту мира

В 2004 году, глядя на успех проекта Wikipedia, британец Стив Кост (Steve Coast) запустил проект Openstreetmap, целью которого является, как бы это ни пафосно звучало, "нарисовать карту всего мира". Зачем, казалось бы, нужен Openstreetmap, если есть другие карты? У каждого участника сообщества - а карты Openstreetmap создаются силами рядовых участников проекта, войти в число которых может любой пользователь - свои причины. Но среди самых распространенных - недостаток в коммерческих картах (и, как правило, невозможность их исправить) и открытость карт Openstreetmap. Жители крупных городов удивятся - какие могут быть проблемы, если есть Google Maps, "Яндекс.Карты", другие онлайновые и офлайновые карты? Однако помимо крупных городов, есть еще мелкие города и сельская местность. Впрочем, дать фору конкурентам Openstreetmap может даже в крупном городе. Приведем простой пример - допустим, открылся новый мост, развязка или дорога. На Openstreetmap можно сразу же внести это изменение, и через пару дней оно будет доступно всем пользователям. В коммерческих картах придется ждать обновления, которое обычно случается не очень часто, вплоть до одного раза в несколько месяцев.
 Clipboard02_Vsevolozsk1.png
 Clipboard02_Vsevolozsk2.png
 Clipboard02_Vsevolozsk3.png
Всеволожск в OSM, Google Maps и "Яндекс.Картах".
Казалось, что "нарисовать карту всего мира" нереально. Действительно, дела пошли хорошо не сразу, однако уже в 2006-м была основана организация Openstreetmap Foundation, призванная координировать работу над проектом и развивать его. В том же году была получена поддержка Yahoo - портал стал использовать данные Openstreetmap на фотохостинге Flickr, а взамен предложил всем редакторам карт свободно пользоваться спутниковыми снимками Yahoo. Понятное дело, что накладывая треки и точки на спутниковые снимки, получилось добиться более точных результатов. 2007-й год стал не менее удачным для Openstreetmap. Компания Automotive Navigation Data предоставила проекту подробную карту дорог Нидерландов, а также грунтовых дорог Индии и Китая. Чуть позже появилась возможность добавить дороги из базы данных US Census TIGER, а в конце года Openstreetmap API стал впервые использоваться на крупном сайте - Оксфордского университета. Сейчас у Openstreetmap более ста тысяч пользователей, которые вносят изменения в карту мира. Они записывают треки, ставят точки, рисуют знакомые объекты по имеющимся данным со спутниковых снимков. В крупных городах устраиваются встречи пользователей Openstreetmap, где они знакомятся друг с другом и обсуждают технические вопросы, чтобы не делать одну и ту же работу по нескольку раз. Кроме того, практикуются массовые выезды в какое-нибудь еще не отмеченное на Openstreetmap место, где участники разделяются на группы, гуляют или ездят и пишут свою часть треков. Уступает или нет Openstreetmap другим картам в конкретном городе, зависит еще и от того, насколько активны пользователи из этого города. Это хорошо видно на примере трех городов Северо-Запада. В Санкт-Петербурге, на первый взгляд, все прорисовано достаточно детально, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что данные Openstreetmap во многих местах уступают данным других карт. Активным участникам проекта есть еще над чем поработать, однако даже сейчас имеются точки, где данные Openstreetmap правдивее (например, запутанная схема дорог на Ржевке или пешеходный тоннель в Мурино, который существует уже два года, но не числится ни на каких картах, кроме Openstreetmap).
 Clipboard03_Murino2.png
 Clipboard03_Murino1.png
"Несуществующий", по мнению обычных карт, тоннель нашел пользователь OSM.
Другая ситуация в Петрозаводске - город прорисован на Openstreetmap (в отличие от Google Maps и Яндекс.Карт), но неполно - это вполне может сбить с толку человека, который, глядя на карту, попытается представить себе масштабы города и возможности отдельных районов. Намного лучше поработали авторы Openstreetmap в Великом Новгороде - город прорисован достаточно точно, стороннему посетителю, даже при наличии GPS-треков и собственных впечатлений, дорисовать уже практически нечего.
 Clipboard04_Petroz.png
 Clipboard04_Petroz2.png
 Clipboard04_Petroz3.png
Петрозаводск в OSM, Google Maps и "Яндекс.Картах".
Еще один аспект, по которому видны преимущества и недостатки Openstreetmap - прорисованность разных типов дорог и нумерация домов. Да, в Openstreetmap может не хватать улиц в населенном пункте и даже целых населенных пунктов. Зато, в отличие от других карт, ориентированных прежде всего на массово-автомобильную аудиторию, на Openstreetmap отмечено огромное количество лесных и грунтовых троп, лыжных трасс, велосипедных и пешеходных дорожек. Номера домов в крупных городах (России) отмечены на Openstreetmap скудно и поиска по ним нет, зато в мелких городах даже фрагментарные знания о номерах домов лучше, чем полное отсутствие таких данных на многих других картах. Openstreetmap напоминает другие известнейшие свободные проекты - энциклопедию Wikipedia и операционную систему Linux. Как и в Wikipedia, основную часть данных на Openstreetmap добавляют частные лица, заинтересованные в развитии проекта. По каждому участку карты видна история правок - это снижает возможность вандализма и, в некоторых случаях, позволяет оптимизировать работу нескольких человек, занятых одним и тем же участком карты.
 Clipboard01_stolitza.png
Столица России на Openstreetmap (в браузере).
Как в Linux, ядром Openstreetmap занимаются сами создатели проекта - они поддерживают работу серверов баз данных, пишут API для доступа к картам (в конце апреля, кстати, произошло значительное обновление - до версии 0.6, которая работает быстрее предыдущей и содержит некоторые новые функции). Всем остальным занимается сообщество. Помимо авторов карт, над проектом работают программисты - они пишут редакторы и просмотрщики для карт Openstreetmap, приложения для мобильных устройств, работающие с Openstreetmap, и другие утилиты. Создатели Openstreetmap ставят целью набрать миллион активных пользователей (которые рисуют карты) к 2011 году. Судя по тому, как развивается проект, есть все шансы на то, что их ожидания оправдаются. Буквально на днях Openstreetmap стал еще популярнее - теперь он используется на сайте президента США Барака Обамы. Многих пользователей привлекает в Openstreetmap открытость. Во-первых, это дает свободу применения карт Openstreetmap на своем сайте или для каких-то других целей, где не подойдут коммерческие карты - они накладывают ряд ограничений. Во-вторых, открытость Openstreetmap дает свободу в создании надстроек над картами. Например, в то время как в браузерной версии карт не указаны светофоры (это было бы избыточной информацией), программы для навигации в автомобиле способны отрендерить эти данные самостоятельно, на основе информации в базах данных Openstreetmap. Появляются и отдельные сайты, посвященные особому типу карт - например, велосипедный проект OpenCycleMap. Можно долго говорить о том, кто и зачем (абсолютно бесплатно и добровольно) обрабатывает немалые объемы информации для Openstreetmap, однако точно можно сказать, что многие пришли к использованию Openstreetmap через open source. В свободном программном обеспечении для картографии нередко в качестве основной карты используется именно Openstreetmap (например, в Maemo mapper для Nokia N810). Однако в целом наблюдается недостаток качественного софта для работы с Openstreetmap. Основная платформа, на которой легко использовать Openstreetmap, - это Linux. Здесь есть программа Viking для работы с картой и записи треков в реальном времени, множество утилит для скачивания и конвертирования данных Openstreetmap. Кое-что есть под Windows и даже MacOS, наблюдаются и кроссплатформенные приложения (например, написанная на Java программа Prune, предназначенная для анализа треков).
 Clipboard06_Prune.png
Просмотр треков из Великого Новгорода в Prune - добавить нечего, все уже на карте.
Существуют возможности для использования Openstreetmap на мобильных устройствах (Bluemapia для Windows Mobile, хак для iPhone, заставляющий клиент Google Maps показывать данные Openstreetmap). К сожалению, большинство таких программ только разрабатывается и поэтому, увы, оставляет желать лучшего. Впрочем, даже не будучи программистом и не имея возможности прямо повлиять на разработку программы, можно просто поделиться с разработчиками заметками об ее тестировании. И главное, вкладом в развитие Openstreetmap будет даже просто пополнение базы данных новыми дорогами и объектами. Чем полнее и актуальнее будет карта Openstreetmap, тем больше хороших инструментов для работы с ней появится. Разобравшись с чтением карт, некоторые пользователи регистрируются на сайте и переходят к их редактированию. Нередко все начинается с желания изменить "вот ту дорожку", а заканчивается активным участием в проекте. Очень приятным оказывается чувство, когда рисуешь новую дорогу, и через какое-то время она появляется на карте - оказывается, что даже в современном мире можно открыть свою небольшую Америку. Начать легко. Самые простые изменения можно делать прямо на сайте, нажав кнопку "Edit". Загрузится Flash-редактор, который действительно позволяет вносить правки, однако при длительном использовании его функций уже не хватает. Две популярнейших программы для редактирования Openstreetmap - это Merkaartor и JOSM. Последний написан на Java и поэтому работает под многими ОС. Вся информация в базе данных Openstreetmap представлена координатами и параметрами (тэгами). Допустим, параметр building=yes говорит о том, что перед нами здание (а не участок земли), а параметр lanes=4 в описании дороги говорит о том, что на ней предусмотрено четыре полосы движения.
 Clipboard05_Spb_Center_JOSM.png
Центр Петербурга в редакторе JOSM.
Данные редактируются в векторном виде, поэтому при загрузке изменений на сайт и просмотре их из браузера они будут видны не сразу - серверы Openstreetmap отрендерят их за 1-3 дня. Для удобства редактирования Openstreetmap свои треки лучше загружать на сайт - они станут видны другим пользователям и, в сочетании с их треками, дадут более точную отрисовку дорог, участков и объектов. Если же по каким-то причинам трек не хочется загружать, можно добавить его только в JOSM и на его основе рисовать дорогу. В списке предстоящих встреч пользователей Openstreetmap нет ничего о России, однако на форуме проекта есть русскоязычный раздел, где редактор карт может задать интересующий его вопрос и просто пообщаться с единомышленниками. Видя, сколько еще людей занимается отрисовкой карт, убеждаешься в том, что прав был Стив Кост - обозначить на карте весь мир вполне реально.
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.ru/574860