Иногда в течение только одной недели появляется столько разнообразной информации о новинках, что выбрать главное событие довольно сложно. Вот и прошедшие семь дней предоставили огромный объем информации для размышления, начиная с новых платформ для персональных компьютеров от компаний AMD и NVIDIA, заканчивая альтернативными источниками питания для портативных электронных устройств. Начнем мы с анонса компании AMD о выпуске набора микросхем системной логики с интегрированным графическим ядром AMD 785G. Новинка вряд ли существенно изменит расклад сил на мировом рынке - революционных изменений в конструкцию чипсета, по сравнению с предшественниками, внесено не было. Но свою долю рынка AMD 785G займет обязательно, хотя бы отобрав ее у модели AMD 780G, обладающей менее функциональным и менее интересным для потребителя интегрированным ядром. Но все же для начала стоит ближе познакомиться с самой новинкой.
Блок-схема системной логики AMD 785G.
Итак, чипсет AMD 785G - это изготовленные по 55-нм техпроцессу микросхемы, состоящие из немногим более 205 млн транзисторов. В функциональном плане новинка практически ничем не отличается от своего предшественника - AMD 780G, который также изготовляется по 55-нм техпроцессу и состоит из 205 млн транзисторов. В чем же разница между новинкой и предшественником? Основное отличие в обновленной интегрированной графике RV620, или Radeon HD 4200, основным нововведением которой стала поддержка DirectX версии 10.1, тогда как предшественник оснащался интегрированным графическим ядром RV610 с поддержкой DirectX 10. Тем не менее, количество потоковых процессоров в случае RV620 осталось прежним - сорок штук, не изменилась и рабочая частота ядра, составляющая 500 МГц. Исходя из технических характеристик чипсета, можно сделать такой прогноз: производительность интегрированной графики в большинстве трехмерных приложений вряд ли возрастет. Даже теоретическая производительность идентична для моделей AMD 785G и 780G, и составляет 40 Гфлопс. Переход на DirectX 10.1 обещает повысить реалистичность трехмерной графики и реализацию новых спецэффектов в компьютерных играх. Впрочем, новый чипсет позволит собрать более мощный персональный компьютер благодаря поддержке процессорного разъема AMD Socket AM3 и, соответственно, оперативной памяти стандарта DDR3.
Характеристики интегрированного графического ядра AMD 785G.
Стоит отметить еще одно достоинство нового набора микросхем, а именно, возможность автоматического изменения рабочей частоты графического ядра в весьма широких пределах. Это используется для снижения потребляемой мощности. В то время как графическое ядро RV610 могло функционировать только на одной частоте, вне зависимости от уровня нагрузки на него, рабочая частота RV620 может снижаться до 60 МГц в случае необходимости. Одновременно с этим реализована и возможность динамического изменения "внутренних" частот чипсета AMD 785G, что также продиктовано желанием снизить энергопотребление интегральных микросхем при их простое. Стоит заметить, что при этом рабочее напряжение остается неизменным.
При разработке AMD 785G инженеры учли тот момент, что интегрированное ядро может оказать негативное влияние на производительность. Чипсет работает с выделенным ему дополнительным объемом оперативной памяти - SidePort-памяти, - размещенной на самой материнской плате, и обращается к ней через отдельную шину. Такая функциональность была реализована и для модели AMD 780G, но лишь ограниченное число производителей материнских плат использовали предоставленную возможность. В случае чипсета с обновленной графикой число материнских плат, оснащаемых дополнительным объемом памяти SidePort, должно возрасти, тем более что это обеспечит прирост производительности компьютера.
Улучшенные возможности AMD 785G по работе с HD-контентом.
Расширенная функциональность графического ядра (речь идет о DirectX 10.1) будет использоваться в компьютерных играх. Но сегодня все большую популярность и распространение приобретает видео высокого разрешения, и разработчикам было необходимо повысить эффективность работы чипсета с HD-видео. Преследуя эту цель, сотрудники компании AMD перешли на использование модернизированного универсального декодера видео - UVD 2.0. Сохранив поддержку наиболее популярных форматов (H.264, MPEG-2, VC1), декодер позволяет работать сразу с несколькими потоками одновременно, что может пригодиться при использовании функции картинка-в-картинке. Одновременно с этим реализован и целый ряд функций, ответственных за повышение качества изображения - Dynamic Contrast, HD Flesh Tone Enhancement и HD Color Vibrance. В результате, платформу AMD 785G можно рассматривать в качестве предпочтительного варианта при сборке персонального компьютера, предназначенного и для воспроизведения видео высокого разрешения. В том числе и HTPC-систем, используемых в качестве Blu-ray-плеера.
Если компания AMD представила общественности обновленную платформу для персональных компьютеров мэйнстрим-уровня, то NVIDIA выпустила упрощенную версию своей платформы для неттопов и нетбуков. Речь о модели NVIDIA ION LE, позиционируемой в сектор компьютеров, работающих под управлением операционной системы Windows XP. Характеристики скромной новинки практически идентичны характеристикам уже хорошо знакомой нам платформы NVIDIA ION, отсутствует лишь поддержка DirectX 10 - LE-платформа сможет работать только с DirectX девятой версии. Казалось бы, акцент на устаревший API не является столь очевидным решением, как того хотелось бы NVIDIA. Однако в расчет нужно брать позиционирование платформы. И действительно, если мы говорим о секторе неттопов и нетбуков, то здесь необходимость в поддержке DirectX версии выше девятой отнюдь не очевидна. Во-первых, невысокая производительность мини-компьютеров не позволяет реализовать весь потенциал операционных систем нового поколения, в частности, выходящей в скором времени Windows 7. Во-вторых, подавляющее число компьютерных игр, которые можно запускать на столь слабых системах, не требует наличия DirectX 10 и выше. Что действительно важно, так это возможность компьютеров работать с видео высокого разрешения, и в этом плане производительность платформы NVIDIA ION LE ничуть не хуже, чем у предшественницы.
Еще одним доводом в пользу новой платформы должна стать меньшая стоимость. Впрочем, пока информация о стоимости NVIDIA ION LE руководством калифорнийской компании не разглашается. Зато стало известно, что платформа будет доступна только производителям персональных компьютеров - производители материнских плат не смогут выпускать на рынок собственную продукцию на базе NVIDIA ION LE.
Платформа NVIDIA ION.
Теперь предлагаем перейти от рассмотрения платформ для ПК к новинкам на рынке портативных аппаратов. Здесь наиболее интересным событием является официальный релиз компании Sony - общественности представлены две электронные книги: Sony PRS-300 и Sony PRS-600. В магазинах устройства могут появиться также и под обозначениями Reader Pocket Edition и Reader Touch Edition. Начало поставок обоих аппаратов намечено на конец текущего месяца, как раз к началу учебного года и сезонному оживлению продаж на рынке электронной продукции. Главное, что удалось сделать разработчикам, и благодаря чему планируется привлечь покупателей к новинкам, - невысокая стоимость электронных книг. Официально рекомендуемая цена на новинки составляет $200 за модель Sony PRS-300 и $300 - за модель Sony PRS-600. Правда, стоит упомянуть, что розничная цена в зависимости от региона может варьироваться. Тем не менее, становится ясно - электронные книги Reader Pocket Edition и Reader Touch Edition позиционируются в сектор недорогих устройств, а значит, и объемы продаж должны быть высокими.
Электронная книга Sony PRS-300.
Наиболее доступной для покупателей оказывается модель Reader Pocket Edition, впрочем, она является и самым функционально ограниченным аппаратом из всего ассортимента электронных книг Sony. Устройство оснащается 5-дюймовым дисплеем на основе технологии электронных чернил, поддерживающим восемь градаций серого. Большинство современных электронных книг оснащается сенсорной системой управления, однако в случае Sony PRS-300 от этого решено отказаться ради снижения цены на модель. В остальном же, Sony PRS-300 мало отличается от своих собратьев: инженеры оснастили аппарат достаточно вместительным накопителем объемом 500 Мб, из которых 440 Мб доступны пользователю; одного заряда аккумуляторных батарей будет хватать примерно на две недели; реализована поддержка популярных форматов - Adobe PDF, Microsoft Word, BBeB, EPUB.
В отличие от Sony PRS-300, модель PRS-600 имеет дисплей с большей диагональю - шесть дюймов, сенсорной системой управления, поддержкой рукописного ввода информации, предустановленным словарем Oxford American English Dictionary и гнездом для подключения карт памяти Memory Stick PRO Duo и SD. Все эти дополнительные функции повышают стоимость устройства на сто долларов по сравнению с Sony PRS-300. В качестве главного недостатка обеих моделей называется отсутствие модуля беспроводной связи.
Электронная книга Sony PRS-600.
Но ставка на невысокую стоимость самого аппарата - это только часть общей схемы продвижения нового товара на мировом рынке. Не меньшее влияние оказывает и стоимость цифрового контента для электронных книг. И здесь компания Sony также постаралась сделать свое предложение более интересным, нежели предложения конкурентов, в первую очередь, компании Amazon и ее электронных книг Kindle. Дело в том, что приобрести контент можно в книжных онлайн-магазинах компании Sony, и, самое главное, стоимость наиболее популярных изданий снижена до десяти долларов США. Таким образом, и по этому параметру Sony PRS-300 и Sony PRS-600 выглядят, как минимум, не менее интересным предложением, нежели электронные книги и цифровой контент, поставляемый главными конкурентами. Впрочем, для российского рынка куда важнее цена на сам аппарат - практика приобретения книжного цифрового контента пока еще не столь распространена, как в странах Европы и Северной Америки.
Топливный элемент Toshiba.
Последняя тема, которую хотелось бы сегодня затронуть, - тема альтернативных источников питания для электронных устройств. По традиции, в этом качестве должны выступить топливные элементы - разработчики не раз обещали выпустить устройства в ближайшем будущем, однако серийное производство постоянно задерживается. Причем, на неопределенные сроки. И вот - новое громкое заявление, теперь от компании Toshiba, пообещавшей в течение всего двух месяцев представить общественности готовые топливные элементы. Пока о характеристиках устройств мало что известно - по всей видимости, это будут топливные элементы с прямым разложением метанола (так называемые DMFC-элементы). Источники энергии будут представлять собой аппараты для подзарядки аккумуляторов портативной электроники - мобильных телефонов, мультимедийных плееров, игровых консолей и пр. Видимо, процесс передачи энергии будет осуществляться через интерфейс USB, как наиболее универсальный вариант для подключения внешнего источника питания. Правда, в этом случае процесс восстановления заряда аккумуляторов вряд ли окажется быстрым. А значит, пользователю придется работать с аппаратом с подключенным топливным элементом или дожидаться окончания процесса подзарядки. Впрочем, если информация подтвердится, и Toshiba действительно начнет выпуск первых коммерческих топливных элементов, это уже будет существенным шагом на пути их популяризации. За первыми устройствами японского производителя наверняка последуют и модели от сторонних компаний. А затем можно будет ожидать уже появления портативной электроники, где традиционные аккумуляторы или полностью заменены, или соседствуют с топливными элементами.