Оригинал материала: https://3dnews.ru/582458

Чикаго, 1895: первые автомобильные гонки

Давайте начнем рассказ так, как начинаются все интересные истории... "Давным-давно, в одной галактике...". Кстати - в нашей Галактике, в нашей Солнечной системе и даже на нашей планете Земля. Так вот, в один из холодных и ветреных дней 1895 года – ещё в XIX веке, состоялись первые автомобильные гонки для бензиновых автомобилей. Только происходило всё в те времена не так просто, как сегодня можно видеть во время трансляции "Формулы-1": выехали на старт и поехали. Начать хотя бы с того, что запланированный на 2 ноября старт гонок не состоялся, потому что многие участники не смогли доехать до места старта. Собрать всех участников на старт удалось только к концу ноября...
 chicago_race.jpg
Сразу надо сказать, что никаких специальных трасс для гонок не было, и автомобили "гонялись" между двумя городами.
Необходимое отступление - первое
Если говорить совсем честно, первые автомобильные гонки прошли во Франции за год до тех событий, о которых мы хотим рассказать. Автомобили ехали из Парижа в Руан и мало кто надеялся, что они доедут до конечной цели. Поэтому гонки эти назвали "Проверка надежности". Расскажем и об этом событии ради полной объективности нашего рассказа. Кстати, и сами бензиновые автомобили в то время пребывали в совершенно младенческом возрасте: их первые экземпляры построили в 1886 году два немца - Карл Бенц (Karl Benz) и Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler), независимо друг от друга. Свой автомобиль Даймлер продемонстрировал в 1890 году на всемирной парижской выставке, и французы очень заинтересовались новым устройством. Так вот, в декабре 1893 года парижский журнал Le Petit Journal (в переводе всего-навсего "Маленький журнал") объявил о первой гонке автомобилей от Парижа до Руана - это целых 120 километров! Даже организаторы не решились назвать это событие гонками, просто хотели посмотреть, какому из участников по силам будет преодолеть такое колоссальное расстояние. О желании участвовать в этой проверке заявили 102 гонщика, но на старт 22 июля 1894 года вышел лишь 21 участник. Первым до Руана доехал паровой трактор фирмы Dion, но жюри не стало рассматривать его успех и победу присудили автомобилю фирмы Peugeot, использующему двигатель компании Даймлера. Следующее французское состязание состоялось год спустя. Участники проехали 1000 километров от Парижа до Бордо и обратно. Но там не было серьезного жюри и, хотя первым приехал некто Эмиль Левассор (кстати, он доехал за 48 часов), его успех не признали, потому что он ехал на двухместном автомобиле. Тогдашние автомобилисты такой агрегат автомобилем не считали, и 31 тысячу призовых франков присудили г-ну Кошлину все из того же Peugeot, который затратил на прохождение дистанции 59 часов.
 paris-bordeaux.jpg
Стоит упомянуть, что Франция в конце XIX и начале XX веков считалась автомобильным центром всего мира. В начале 1895 года там был основан клуб автомобилистов Франции, который стал организовывать автомобильные гонки более серьезно. В 1898 году клубом были организованы первые международные гонки Париж-Амстердам и обратно, в 1901 году состоялись гонки Париж-Берлин-Париж, в 1902 - Париж-Вена-Париж, в 1903 - Париж-Мадрид-Париж. Гонки от Парижа до Мадрида стали последними соревнованиями на обычных дорогах. Ещё тогда, на самом первом участке до Бордо, погибло 8 человек: два гонщика, механик и 5 зрителей. Правительство приняло решение остановить эти гонки. Победителем был признан Фернандо Габриэль, который ехал со средней скоростью 100 километров в час.
И все же вернемся в Чикаго, поскольку там гонки организовывали серьезные ребята из газеты Chicago Times-Herald. Сначала планировалось провести гонки между городами Чикаго и Милуоки, но организаторы быстро поняли, что дорога до Милуоки просто ужасная, и гонки надо ограничить 90 километрами - от Чикаго до городка Эванстон и обратно. О желании принять участие в гонках заявили 83 экипажа, но 76 из них так и не смогли добраться до старта. Из-за этого организаторы даже отложили первую дату старта на неделю. Даже фаворит гонок Элвуд Хайнс (Elwood Haynes) не вышел на старт, поскольку повредил машину на пути к старту.
Необходимое отступление - второе
Впоследствии - в 1910 году, автомобиль был подарен Элвудом Хайнсом (1857-1925) известнейшему американскому музею "Смитсониан". В энциклопедии американского автомобилестроения написано, что этот прообраз современных "лексусов" и "джипов" двигался самостоятельно за счет своего двигателя со скоростью 12-15 километров в час. Хайнс утверждал, что его автомобиль "Пионер" был первым американским автомобилем - даже после того, как узнал и о других машинах (о них мы поговорим позже – о машине Дюрье, к примеру), стоящих нынче рядом с ним в том же музее.
 Elwood_Haynes_Pioneer.jpg
Если быть до конца точным, в музее Смитсониан стоит не самый первый "Пионер" мощностью в одну лошадиную силу, а его более поздняя модификация 1896 года в два раза большей мощности. У него более надежные пневматические тормоза (в первой машине были проволочные). Всё остальное - то же самое. Вес - около 450 килограммов, бензиновый бак снизу под полом, 4 сиденья, крыши нет. К сожалению, автомобильная компания Хайнса разорилась в 1925 году.
Однако вернемся в Чикаго. В те годы ещё не было автоинспекции, но вне зависимости от этого, любые официальные лица относились к автомобилям и автомобилистам крайне настороженно: полицейские остановили автомобили Хайнса и Мерседес-Бенц ещё на въезде в город. Причина? Автомобилям нельзя ездить по городским улицам. Дело удалось уладить только после того, как в автомобили были впряжены лошади, которые и доставили автомобили на старт. В общем, газетчикам пришлось еще не раз переносить старт и уговаривать городские власти разрешить гонки. Все проблемы удалось решить только ко Дню Благодарения - 28 ноября, когда на дорогах уже было немало луж, схваченных первым морозцем.
 1885_Benz.jpg
Итак, в этот день на стартовой линии стояли три машины фирмы Бенц, все трёхколесные. Единственной четырехколесной машиной на старте был "моторный вагон" Чарльза Дюруа (Charles Duryea) одноимённой компании Duryea Motor Wagon Company. Он и выиграл гонки.
 duryea1.jpg
Необходимое отступление - третье
Карл Фридрих Бенц (1844-1929) считается изобретателем автомобиля с бензиновым двигателем и основателем известнейшей марки немецких автомобилей Mercedes-Benz. Параллельно с ним над аналогичными проектами работали не менее талантливые инженеры Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах (Wilhelm Maibah), причем, ничего не зная о работах Бенца. Но Бенц первым запатентовал результаты своей работы, а также саму идею использования двигателя внутреннего сгорания для автомобилей. В 1879 году Бенц получил патент на этот двигатель, который он изобрел в 1878 году.
 CarlBenz.jpg
До 1890 года Майбах работал во Франции, а в конце XIX столетия перебрался в Германию, и вместе с Даймлером создал легкий и мощный двигатель внутреннего сгорания, который использовался на первых мотоциклах, моторных лодках, а с 1902 года и в новых автомобилях марки Мерседес.
Свою первую одноцилиндровую машину "Леди Фаэтон" Чарльз Дюруа со своим братом Фрэнком построили в 1893 году и продемонстрировали её публике 21 сентября в городке Чикопе (штат Массачусетс). Эксперты считают, что это и была первый бензиновый автомобиль в США.
 duryea.jpg
Гонки в Чикаго 28 ноября 1895 года выиграла вторая машина Дюруа. Водителем был Фрэнк, он проехал 87 километров со средней скоростью 12 километров в час. В том же году братья стали делать автомобили для продажи и до конца 1896 года им удалось продать 13 машин.
 duryea_co.jpg
Кроме бензиновых, на старте (уже тогда!) было и два электромобиля. Одному так и не удалось стартовать, а второму пришлось дважды останавливаться для замены достаточно примитивных батарей, быстро выходящих из строя на холодной и ветреной ноябрьской погоде. Проехав всего 18 километров, ему пришлось возвращаться назад. Была еще парочка тогдашних "мотоциклов", но их мощности не хватило даже для того, чтобы въехать на первую же горку на пути гонок. Там они и сошли с дистанции. Итак, реально в гонках участвовали три машины фирмы Бенц и машина Дюруа. Кстати, в этот день произошли не только первые гонки в Америке, но и первое дорожно-транспортное происшествие. Вскоре после старта один из "Бенцев" въехал в телегу, запряженную лошадьми и двигающуюся по той же дороге, и выбыл из соревнований. Через некоторое время с дистанции сошел и второй "Бенц". Вот тут и начались настоящие гонки. Со старта лидировала машина Дюруа, но потом его обогнал третий Бенц, который первым въехал в Эванстон. Но на обратном пути Дюруа удалось вернуть лидерство и первым в Чикаго вернулся именно он. Первый приз составил 2 тысячи долларов - в современном выражении это не менее 50 тысяч долларов. Первые автомобильные гонки оказали сильнейшее впечатление на зрителей, продемонстрировав, как быстро и как далеко могут ездить автомобили. Гонки продолжались около восьми часов. В заключение приведём некоторый набор сведений из общей истории автомобилестроения. Задолго до изобретения бензинового двигателя первыми рискнули конкурировать с гужевым транспортом громоздкие и шумные поначалу паромобили: еще в 1769 году на улицах появился неуклюжий паровой автомобиль французского изобретателя Николя Жозефа Кюньо (Nicolas Joseph Cugnot, 1725-1804), доказавшего возможность изготовления "самобеглого экипажа" на механической тяге.
 par_cunio.jpg
Обслуживание "паровиков" всегда было делом нелегким. Перед поездкой шофер должен был наполнить баки водой, погрузить топливо, подкачать воздух, зажечь фитиль, дождаться, пока нагреется испаритель. После этого следовало забраться на сиденье, передвинуть рычаг заднего хода, чтобы, как гласила инструкция, "вытеснить воду из двигателя и дать возможность зайти пару для запуска", и тогда лишь можно было трогаться в путь. Процедура, что и говорить, сложная... Однако эти трудности покупателей не отпугивали. В 1899 году автомобилестроительные фирмы распродали 1680 паромобилей, машины с бензиновыми моторами приобрели 936 покупателей, но рекордсменами стали электромобили — 1875. Далекие предки современных электромобилей были весьма популярны в конце позапрошлого, "электрического" века. Достаточно напомнить, что в 1899 году пулевидный электроэкипаж первым преодолел 100-километровый рубеж скорости. Справедливости ради отметим, что основные недостатки паровых и электрических экипажей — сложность и ненадежность конструкции, трудности в обслуживании — были в равной степени присущи и первым автомобилям с бензиновыми двигателями. Например, на "Даймлере" 1899 гoда смазка поступала из хрупких стеклянных резервуаров, размещенных на левой стороне двигателя, а топливо подавалось из бака, установленного рядом с фонарем на крыле.
 1899_Daimler.jpg
Теперь посмотрите на наши современные улицы. Прочувсвтуйте, как далеко ушло автомобилестроение всего за сто лет...
 volt.jpg
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.ru/582458