Лучший "кооперативный" боевик возвращается, и вновь - в звании лучшего. Зомби, жаркие схватки, драматические спасения – все опять повторяется. Большего от второй части Left 4 Dead и не требуется
FPS |
Electronic Arts |
"Акелла" |
Valve Software |
www.l4d.com |
Pentium 4 3 ГГц/Athlon 64 3200+, 1 Гб RAM, видеокарта GeForce 6600/Radeon X800 со 128 Мб видеопамяти |
Intel Core 2 Duo E6400/Athlon 64 X2 5000+, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 8600 GTS/Radeon Х2600 XT с 512 Мб видеопамяти |
17 ноября 2009 года |
от 18 лет |
Спустя год история повторяется с зеркальной точностью: зомби, четверо выживших, по аптечке на человека и призрачный шанс спастись. Невидимый режиссер (в новой версии AI Director 2.0) натравливает на компанию стада подгнивших менеджеров и разнорабочих, а в самый неподходящий момент из-за угла может выскочить огромная бурая туша и за секунду перебить всю команду. На дворе, словом, снова 2008-й, и ничто не выдает случившихся перемен. Именно год назад мастера из Valve придумали две гениальные вещи. Во-первых, дерзких и быстрых зомби - точь-в-точь как у Зака Снайдера. Спрятаться было негде: живые мертвецы бежали за вами, валили на пол и даже находили на крыше небоскреба. Во-вторых, самый удачный "кооператив" - совместное прохождение, до этого сугубо опциональное, было единственным шансом на спасение. Отчаянные одиночки, бросавшие команду и убегавшие вперед, неизбежно погибали.
Среди заслуг Left 4 Dead числится много чего еще, но интереснее другое - несмотря на гениальность, Valve стала жертвой собственных достижений. Анонс второй части летом этого года превратился в целую драматическую историю и настоящий скандал, хотя куда уместнее здесь определение "клоунада мирового масштаба". Несколько тысяч возмущенных людей вдруг решили, что Valve им чем-то обязана, и вместо Left 4 Dead 2 потребовали бесплатных дополнений к первой. Как это обычно бывает, когда случайные народные массы решают, что в чем-то они разбираются лучше специально обученных людей, и все вокруг по умолчанию им должны, петиция успешно провалилась. А в Valve, где справедливо не обращают внимания на подобные мелочи, тем временем снова придумывали гениальное.
Дуплет
Left 4 Dead 2 действительно похожа на первую часть, и сходство местами доходит до полного копирования. Начало, например, такое же: безлюдный город, случайная компания выживших, улетающий вдаль спасательный вертолет. За окном разве что не глубокая ночь, а солнечный полдень - зомби успешно осваивают дневное время суток. Первые минуты даются с трудом - хронология слишком знакома. Из офисных коридоров выбегают толпы подгнивших жителей, с характерным звуком взрывается бородавчатый толстяк и обдает вас противной слизью, что производит на зомби такой же эффект, как на быка - красная тряпка. В мозгу немедленно всплывает нужная схема: пригнуться, чтобы напарники смогли стрелять поверх вас, и ждать помощи. Через комнату события повторяются, в памяти окончательно проясняются остальные рефлексы, из необычных наблюдений - вам на голову может прыгнуть противный карлик и завести в какой-нибудь темный угол подальше от товарищей. Это - один из новых боссов с говорящим именем Жокей.
Схема Left 4 Dead 2 очевидна и поначалу выглядит несколько обескураживающе. Главные, на первый взгляд, достижения сомнительны: новое оружие ближнего боя, в том числе сковорода и гитара, несколько неизвестных зомби и боссов, кардинально изменившееся время и место действия. Как ни удивительно, некоторые пункты петиции от возмущенных покупателей отражают реальное положение дел. И здесь важно не забыть вот что: Left 4 Dead 2 находится за рамками списков оружия и инфицированных врагов. Сам процесс здесь гораздо важнее скупой статистики. И вот с процессом как раз полный порядок. Игра захватывает не хуже, а то и похлеще, чем первая часть. Судя по продажам, даже самые ярые пикетчики в первые же дни бросились покупать сиквел.
А буквально через пятнадцать минут игры неприятное чувство дежа вю и вовсе исчезает. Лифт предательски останавливается посреди пылающего этажа, и ко всем проблемам добавляется неприятный шанс по неосторожности сгореть заживо. В самый неподходящий момент прямо из огня выскакивает зомби в специальном огнеупорном костюме - коктейль Молотова, соответственно, тоже не работает, приходится прятаться в какой-то каморке и искать патроны. Вместо боеприпасов под руку попадает сковородка - тоже вариант, три удара между глаз спасают жизнь. Самое время помогать чуть менее удачливым товарищам. Неприятные боссы, в том числе пресловутый Жокей, бессовестно измываются над квартетом игроков в узких коридорах. Местный Квазимодо выпрыгивает из темных углов и старается завести жертву в укромное место, где ее, беспомощную, растерзают зомби. А мерзкий во всех отношениях накачанный тип по прозвищу Громила хватает первого попавшегося и забивает его до смерти. Неприятная дама по кличке Плевальщица, хлопая вываливающейся челюстью, плюет в зазевавшихся кислотой и быстро скрывается из виду. Вопрос один: как выжить?
Квартет
Кроме сомнительной локализации, грамматических ошибок и опечаток в переводе, русскую версию Left 4 Dead 2 невыгодно отличается следующая особенность - в ней нельзя печатать кириллицей. И это, кажется, единственная серьезная претензия ко всей игре. Придумав отличный "кооператив" еще год назад, авторы окончательно превратили его в обязательное условие. Уже со второго уровня сложности зомби свирепеют, боссы со всего размаху впечатывают в землю, а любой отставший рискует быть немедленно съеденным. Единственный выход - вовремя кричать в микрофон или хотя бы поспешно печатать, просить о помощи и советоваться с остальными. В жизни это обычно происходит так: схваченный за пятку товарищ криками указывает, где он валяется (в игре, конечно, есть свои указатели и индикаторы, но старый добрый вопль как-то надежнее), кто-то во весь голос радуется найденной бензопиле, а в самые отчаянные моменты в эфире слышен сплошной мат. Когда вас хватает и тащит на крышу своим длинным языком Курильщик, выбирать выражения как-то не приходится.
Для самых отчаянных предусмотрена еще одна дьявольская забава - режим "Реализм". Нечестная "подсветка" товарищей по команде и ключевых предметов отключается, большинство боссов убивает одной левой, зомби превращаются в совсем уж адских созданий и эффективно убиваются лишь одним способом - выстрелом в голову. В противном случае патроны кончаются еще на полпути до следующего перевалочного пункта, и вашей головой обедает случайный рабочий. С другой стороны, командные посылы Left 4 Dead 2 приобретают завершенную форму - одиночки обязательно погибают, голосовое общение необходимо, кто-то из игроков, в конце концов, становится необъявленным лидером, и вокруг него собираются остальные. Социальные принципы работают безотказно, хочешь выжить - работай в команде.
Четкое разделение ролей и кооперация важнее всего. Несколько новых устройств и допингов - дефибриллятор, ящики с разрывными и зажигательными пулями, адреналин - нужно распределить по всей команде. Кто-то кричит "разряд" над трупом товарища - в "Реализме" это вообще единственный способ вернуть игрока, - кто-то по приказу раскладывает боеприпасы и готовит бомбы - впереди маячит танк. Необходима исключительная координация - надо всем одновременно вколоть адреналин, который увеличивает скорость, и бежать от беснующейся толпы зомби к ближайшему дому. Снайпера - на крышу, двух автоматчиков - к окнам, внушительного негра с дробовиком - к входной двери, а вокруг разбросать баки с бензином и газовые баллоны. Left 4 Dead 2, кажется, можно без всяких изменений использовать в качестве тактического военного тренажера.
Финт ушами
Важная деталь - при всех тактических приемах и командном духе, Left 4 Dead 2 остается предельно простой и понятной игрой. Никакого обязательного стратегического планирования, схем передвижения или чего-то в этом духе здесь нет. В большинстве матчей царит лихорадочная стрельба от бедра - лишь профи стараются тщательно контролировать ситуацию. Впрочем, воевать с зомби весело и в том, и в другом случае. Приятному досугу ничто не мешает, ведь в игре почти все знакомо и привычно.
Второй раз подряд авторы по умолчанию закрепляют за правой кнопкой мыши удар прикладом, а не использование оптического прицела. Снайперской винтовкой обычно пользуется один человек, остальные целятся "на глазок" и яростно отмахиваются от зомби. При большом желании, кроме мышки и нескольких совсем уж обязательных кнопок на клавиатуре, можно вообще не прикасаться ни к каким другим клавишам. Суть происходящего очевидна с первого взгляда, примерные действия - тоже.
Зловещее изобретение Valve - AI Director, алгоритм, самостоятельно определяющий, когда и каких зомби натравливать на игроков, ко второй части получил такой же порядковый номер. Виртуальный режиссер беспрерывно тасует разбросанное оружие, набор медикаментов и схватки с боссами. Еще в Left 4 Dead каждое новое прохождение оборачивалось небольшим сюрпризом, здесь же весь расклад может перемениться за один раунд. Еще недавно в каморке лежал автомат, а в следующий раз там обнаружится снайперская винтовка или "Узи", а то и вовсе крикетная бита.
В самые драматичные моменты происходящее буквально завораживает. В последний миг вас вырывают из лап перекачанного мертвеца, всучивают обезболивающее, колют адреналин и приказывают бежать к укрытию. А там железные двери закрыть не получается - напирают зомби, кто-то спешно берется за бензопилу, расчленяет три дюжины подгнивших тел, и тут на вас, прикрывающего товарища, падает сверху Жокей и уводит в лес, в лапы к еще более страшной твари. Все, конец, нужно начинать сначала. В этот раз карта ляжет по-другому, и вас вообще могут убить на середине пути. AI Director, без шуток, одно из самых гениальных изобретений за всю историю жанра.
Водоворот страстей
Четверо выживших, в том числе стереотипный негр-физрук, по-прежнему двигаются по характерным для зомби-шутера декорациям. Здесь нет намеков на сюжет (в противном случае роль электронного режиссера была бы бесполезной), единственная цель - спастись. Ко второй части в Valve использовали все возможные знакомые ситуации. Классическое городское вступление, супермаркет - культовое для жанра место, магазин оружия, хозяин которого пробует вас одурачить. Парк аттракционов, несмотря на общее "светлое" настроение игры, обязательно показан в сумерках, рядом - полусгнившие клоуны, обветшалые аттракционы, мрачные шатры. Все время вокруг что-то взрывается, солнце проглядывает сквозь верхушки деревьев и отражается в воде, вокруг бегают кучки догорающих зомби.
Есть, наконец, почти шедевральный эпизод: вам необходимо включить освещение, аппаратуру и начать рок-концерт. Зомби следует сжигать пиротехническими зарядами на сцене под музыку "Всадников Апокалипсиса" - от происходящего по телу бегут мурашки. Авторы по ходу все туже закручивают гайки, спрессовывают действие, кульминация случается еще в предпоследней главе - совершенно гениальном закольцованном эпизоде. Первую половину игры вы ищете в полуразрушенном Новом Орлеане солярку, ближайшая заправка, по закону жанра, пуста, нужно идти дальше, в том числе через легендарное кукурузное поле, по ходу оставляя аптечки на обратную дорогу. Вторая часть, соответственно, посвящена возвращению. Погодные условия драматически ухудшаются - начинается шторм, экран заливает водой, сверкают молнии, ни зги не видно, а в наушники кричит напарник и просит его спасти. Перестрелок с зомби в самый разгар наводнения до этого не придумывал, кажется, никто.
Таких эмоций и впечатлений сегодня нет ни в одной другой игре. Left 4 Dead 2 - это нескончаемый драйв и череда невероятных сцен, которые дадут сто очков вперед любому "скрипту". Наконец, если вам нужны еще какие-то аргументы, это просто огромная армия дерзких зомби, с которой просто надо что-то делать!
Достоинства:
- эффектно выстроенные эпизоды;
- яркие, захватывающие моменты;
- первоклассно организованная командная игра;
- новое оружие и монстры.
Недостатки:
- не самый современный графический движок;
- в русской версии нельзя писать кириллицей.
Left 4 Dead 2 вполне обходится без последних технологических достижений - декорации большинства эпизодов обязательно вас впечатлят, особенно затопленный Новый Орлеан во время урагана.
|
7 |
Выстрелы - громкие и резкие - время от времени заглушают визжащую, кричащую и беснующуюся толпу оживших мертвецов. А каждого из боссов можно узнать по своему характерному звуку.
|
8 |
Играть в одиночку не только неинтересно, но и крайне трудно. Любые попытки перебраться на уровень сложности выше "Легко" заканчиваются гибелью. |
7 |
Кроме совместного прохождения, есть и другие режимы, например, "Сбор", где одна команда собирает канистры с горючим, а другая, играя за монстров, ей мешает. |
9 |
Лучшая "кооперативная" игра про зомби - главный аргумент в пользу Left 4 Dead 2. Другие доводы, по большому счету, не нужны.
|
9 |
Видео
Ссылки по теме:
- Left 4 Dead 2 - зомби от Джорджии до Луизианы (первый взгляд)
- Кооперативный режим на 16 человек в Left 4 Dead 2
- Бойкот игры Left 4 Dead 2 прекращён