Стр.1 - Тенденции. Поиск по голосу и местоположению.
В последние годы смещение потребительского интереса от традиционных настольных персональных компьютеров к мобильным устройствам привело к существенным изменениям в отрасли поисковых технологий. Огромными темпами растет количество поисковых запросов с мобильных терминалов. По данным одного из последних исследований в этой области, проведенного известной аналитической компанией ABI Research в феврале, в 2008 году использование поиска в интернете с помощью мобильных устройств увеличилось на 14% по сравнению с 2007 годом. 70% из опрошенных респондентов при доступе к онлайн-информации пользовались поисковыми системами.
Привычки и потребности мобильных пользователей кардинально меняются в соответствии с новой информационной эпохой. Согласно
результатам исследования Китайского информационного центра интернет-сетей CNNIC (China Internet Network Information Center), самыми востребованными задачами в интернете среди мобильных пользователей являются чтение новостей, онлайн-общение и поиск информации. А такие развлечения, как онлайн-игры, онлайн-музыка и мобильное ТВ по популярности отошли на второй план. И это при том, что еще сравнительно недавно, буквально в 2007 году, любимым занятием мобильных пользователей была загрузка рингтонов.
Мы привели лишь малую часть исследований, демонстрирующих возрастающую роль поисковых технологий в сегменте мобильных устройств. В данное перспективное направление направляются огромные денежные вливания, и это не случайно, ведь впоследствии можно будет собирать отличный урожай. По данным аналитической компании eMarketer, к 2011 году количество пользователей, пользующихся мобильным поиском, увеличится до 901,1 млн. При этом доходы от рекламы в этом сегменте вырастут до $2,36 млрд. Аналогично, компания ABI Research прогнозирует рост данного рынка до пяти миллиардов долларов к 2013 году.
Поэтому неудивительно, что сегодня так много компаний отчаянно сражается за мобильных пользователей. Среди наиболее известных имен назовем Microsoft, Yahoo, Yandex, Baidu, но мировым лидером является компания Google. Она занимает львиную долю рынка в Европе и Америке, а в Китае лишь немного уступает Baidu.
Три ключевых тренда
Мобильные платформы становятся все мощнее. Благодаря активному развертыванию широкополосных сетей, росту их пропускной способности и снижению тарифов, стремительно растет количество пользователей, выходящих в интернет с помощью мобильных терминалов. Все это, по мнению Google, привело к закату эпохи, когда интернет-поиск ассоциировался только с персональными компьютерами.
При работе на ПК поиск осуществляется главным образом с помощью текстовых запросов. Особенности современных конвергентных мобильных устройств - наличие камеры, GPS-модуля, возможность всегда носить с собой, накладывают уникальный отпечаток на поисковые технологии, которые в них применяются. На сегодняшний день наиболее перспективными направлениями в этой области являются использование вместо текстовых поисковых запросов голоса, изображений, а также привязка результатов к местонахождению пользователя. Давайте рассмотрим особенности их реализации в продуктах Google. Сразу отметим, что все эти новые разработки были представлены 7 декабря на презентации в Музее компьютерной истории в Маунтин-Вью вице-президентом компании по инженерии Виком Гундотрой (Vic Gundotra).
Голосовой поиск
Мобильные пользователи получили возможность "разговаривать" с Google еще осенью прошлого года с выпуском новой версии приложения Google Mobile App для iPhone, в которое была добавлена функция голосового интернет-поиска.
Как отмечают разработчики, реализация подобной технологии (как и двух остальных, рассмотренных ниже) была бы невозможна без таких составляющих, как высокопроизводительный мобильный терминал, быстрое интернет-соединение и "облачная" архитектура с дата-центрами, на которые приходится основная вычислительная работа.
Записанный с помощью встроенного в устройство микрофона файл с голосом передается в дата-центры компании. Там он разбивается на фонемы, слова, фразы, после чего в действие вступает стандартный поисковый механизм, а результаты отображаются на экране в привычном виде.
Изначально данная технология была доступна только для англоязычных пользователей iPhone. Но список поддерживаемых устройств и языков постепенно расширяется, хотя и не очень быстрыми темпами. В 2009 году голосовой поиск Google стал доступен для владельцев BlackBerry, а также аппаратов на базе Android и Symbian. Кроме того, теперь Google "понимает" различные акценты английского, а с недавних пор поддерживает китайский и японский языки.
В настоящее время основные усилия Google в данной области направлены на повышение точности распознавания голоса, а также расширение количества поддерживаемых языков. Стоит отметить, что Google не является единственным первопроходцем в мобильном голосовом поиске. Например, еще в прошлом году Yahoo представила технологию OneSearch with Voice.
Поиск по местоположению
В большинстве случаев, смартфон сопровождает своего владельца постоянно. Этот факт делает возможной реализацию поиска по местоположению. Определение координат пользователя может осуществляться не только с помощью сигналов GPS, но и координатам хотспотов Wi-Fi, а также методом триангуляции сотовой сети (но точность в этом случае может быть очень малой).
На днях Google представила обновленное приложение Google Maps версии 3.3 для аппаратов на базе Android, которое включает интересную возможность "What's nearby?" ("что находится вблизи?"). Эта функция позволяет получить список интересных объектов, которые находятся неподалеку, включая магазины, кафе, рестораны, больницы, кинотеатры. Для этого достаточно нажать на определенное место на карте в течение 1-2 секунд, затем "кликнуть" по всплывающему окошку и в меню выбрать пункт "What's nearby?".
Через несколько недель при посещении сайта www.google.com с мобильного устройства пользователи увидят ссылку "Near me now", после перехода по которой перед ними раскроется список ближайших объектов аналогично функции "What's nearby?".
Google планирует добавить возможность выводить не только "голый" список объектов, а также и более специфическую информацию. Например, пользователь вводит в поисковую строку модель товара и получает страницу результатов с первыми верхними ссылками на интернет-сайты ближайших точек продаж, где данное устройство есть в наличии.
Есть еще одна интересная функция, привязанная к местоположению пользователя, - Google Suggest. Суть ее работы в том, чтобы еще на этапе ввода данных пытаться угадать предполагаемый запрос, в зависимости от местоположения пользователя. Например, если вы находитесь в Бостоне и в строку поиска на телефоне ввели буквы "re", Google предложит ввести "Red Sox" (известная местная бейсбольная команда), тогда как web-серферу в Сан-Франциско - "REI" (один из крупнейших местных торговых центров).
Как и в случае с голосовым поиском, здесь Google не представила ничего сверхнового и революционного. Из конкурентов "What's nearby?" можно отметить, например, приложение Platial Nearby для iPhone.
Стр.2 - Google Goggles. Заключение
Google Goggles
Goggles можно дословно перевести как большие глаза. Этим Google хочет подчеркнуть, что ее новая разработка играет роль зрения для поисковой системы. Google Goggles представляет собой приложение, которое позволяет в качестве поисковых запросов использовать изображения.
Традиционный текстовый поиск эффективен далеко не всегда. Представьте следующие ситуации. Вы в картинной галерее стоите перед неизвестной вам работой и желаете узнать больше о биографии ее художника. Или вас заинтересовало необычное сооружение, но вы не знаете его названия и чем оно примечательно. В общем, когда требуется опознать нечто, находящееся прямо перед вашими глазами, на помощь приходит визуальный поиск. Достаточно сфотографировать заинтересовавший вас объект и по его изображению Google Goggles найдет соответствующую информацию.
Для получения лучших результатов поиска, Google приводит несколько простых рекомендаций. Желательно делать снимки при хорошем освещении, иначе процесс распознавания будет усложнен. Также, по возможности, необходимо максимально приблизиться к объекту. При съемке аппарат нужно удерживать в ландшафтном положении и стараться исключить "смазывание" снимка вследствие дрожания рук.
Если все действия произведены успешно, то через пару секунд пользователь получит страницу с результатами поиска. Если в качестве запроса используется фотография визитки, то вы, вероятно, получите e-mail нового знакомого, ссылку на персональную страницу или официальную страницу компании, где он работает, а также возможность сохранить распознанную информацию как контакт. В случае со штрих-кодом поиском займется сервис Google Product Search, и вы сможете сравнить цены на продукт в разных розничных точках.
Google Goggles также предлагает схожую с "What's nearby?" функцию предоставления информации об интересных объектах, которые находятся рядом, - Nearby Places Overlay. Для ее использования не нужно даже ничего фотографировать. Просто наведите камеру на объект, и Goggles с помощью GPS и компаса выведет на экране его название. Впечатляет, не правда ли? По сути, в данном случае речь идет о так называемой дополненной реальности, которую мы уже не раз
обсуждали в новостной ленте.
Все это очень красиво выглядит в теории, но на практике визуальный поиск пока работает далеко не так хорошо, как хотелось бы. Google и сама признает, что на данный момент Goggles хорошо узнает книги, обложки оптических дисков, архитектурные достопримечательности, логотипы, произведения искусства, этикетки продуктов, штрих-коды, а также распознает текстовую информацию и контактные данные с визиток. Однако с распознаванием животных, растений, автомобилей, мебели, одежды, дела обстоят не лучшим образом. Но это только "начало начала", заявляет компания.
Интересно отметить, что на данный момент заявлена поддержка только аппаратов с OS Android 1.6 и выше. И о перспективах поддержки других платформ Google пока молчит. Возможно, компания планирует сделать Goggles эксклюзивной "фишкой" Android, что даст "гуглофонам" определенные преимущества перед конкурентами.
Кстати, о конкурентах. На рынке уже существуют приложения дополненной реальности, которые позволяют в режиме реального времени работать с привязанным к географическим координатам контентом (geotagged content). Это браузер WIKITUDE (для Symbian, iPhone и Android),
приложение Monocle для iPhone,
а также Layar для Android.
Что касается поиска по изображениям, то здесь можно отметить представленное еще в прошлом году приложение Idee TinEye для iPhone, позволяющее искать музыку по фотографии обложки диска, а также поисковый ресурс Picollator для Symbian.
Заключение
Несмотря на то, что представленные выше разработки Google не претендуют на звание "первых и неповторимых" и в том или ином виде уже реализованы в других продуктах, преуменьшать достижения поискового гиганта не стоит. Например, та же платформа Android в техническом плане также не являлась революционной, и до нее уже существовала масса мобильных операционных систем на базе Linux. Но те "изюминки", которые Google смогла в нее добавить, тот размах, с которым компании свойственно подходить к каждому проекту, и талант продвигать свои идеи, дали плоды - текущий год оказался очень урожайным на
"гуглофоны", а в 2010 году
появится еще больше самых разнообразных моделей. До сих пор таким успехом не могла похвастаться ни одна мобильная Linux-платформа.
Конечно, работа новых поисковых технологий пока далека от идеала, но Google отмечает, что это всего лишь ранние примеры, демонстрирующие потрясающие возможности, которые открывает перед нами сочетание сенсорных смартфонов и "облачных" сервисов. Компания сделала шаг к новой эпохе, но впереди предстоит еще колоссальный объем работы.
Рекомендуемые материалы:
Источники информации: