"Прошлое подобно разбитому зеркалу.
Пытаясь собрать осколки воедино, можно порезаться"
Макс Пэйн
В 2001 году "горячие" финские парни из компании Remedy Entertainment выдали шедевр самой высокой пробы - шутер от третьего лица Max Payne. Игра рассказывает о двух днях жизни полицейского Макса Пэйна, чье имя по-английски звучит так же, как фраза "max pain" ("максимальная боль"). Это "совпадение" очень точно отражает внутреннее состояние героя.
⇡#Max Payne: часть первая, неповторимая
Несколько лет назад Пэйн потерял жену и дочь - их убили наркоманы, ворвавшиеся в квартиру. Казалось бы, ужасный, но вполне заурядный случай для криминального Нью-Йорка, если бы не одно но… Уничтоженные Максом налетчики оказались накачаны новым наркотиком "Валькирином". Пэйн, которому после гибели близких больше нечего терять, принимает предложение коллеги Алекса Болдера войти в отдел по борьбе с наркотиками и внедряется в одну из влиятельных преступных группировок Нью-Йорка.
Лицо Макса Пэйна "срисовали" со сценариста игры Сэма Лейка (Sam Lake; урожденный Сами Ярви - фин. Sami Jarvi).
Но провести операцию гладко не удается. Пэйна подставляет П. П. (Паршивый Предатель), убивающий Алекса Болдера при встрече того с Максом. Подозрение падает на самого Макса. Так он оказывается вне закона и начинает собственное расследование, находясь под огнем как бандитов, так и своих бывших коллег. Далеко не радужные настроения героя разработчики удачно передали через его метафорические высказывания, в которых Макс комментировал собственные действия, эмоции и мысли.
Единственный смысл жизни для него - месть всем, кто хоть как-то причастен к гибели его семьи. Тем не менее, боль утраты так велика, что Пэйн постоянно балансирует между неутолимой жаждой мести и желанием умереть. Не меньше страданий приносит Максу острое чувство виновности в смерти жены и дочери. В непрекращающихся кошмарах бывший коп иногда видит, как собственноручно убивает свою семью.
Развитие сюжета через "взрослые" комиксы - отличительная черта Max Payne.
По сути, Max Payne открыл новый поджанр, который можно определить как "нуар-экшн". Ночные сцены, непрекращающийся снег или дождь, давящий серый город, подавленность героя, эмоциональная сдержанность главного героя, гнетущая музыка - все это характерно как для нуар-фильмов
1, так и для игры. Сама игровая механика в Max Payne для своего времени также была весьма оригинальна. В первой части главный герой более уязвим, чем его враги, и чтобы пользователь все же мог противостоять им, авторы ввели режим замедления времени (bullet-time). Он настолько "тормозил" мгновения, что можно было увидеть летящие пули. Макс в этом режиме, в отличие от врагов, прыти почти не терял, а потому мог отскочить и уклониться от смертоносных кусочков свинца, одновременно сделав ответные меткие выстрелы.
Своим появлением в игре режим bullet-time во многом обязан фильмам режиссера Джона Ву (John Woo), где много сцен с акробатической стрельбой и замедлением времени (slow motion). Поэтому влияние известного фильма "Матрица", появившегося за два года до первой части Max Payne, в этом отношении едва ли следует принимать в расчет. Тем более, что bullet-time как основа игровой концепции появился в самом начале разработки проекта, то есть задолго до релиза. Однако кое-что от "Матрицы" Max Payne все же досталось. Например, оперативники "Айзир Корпорэйшн" ("убийцы в костюмах" - Killer Suits) смахивают на Агентов, а взрыв двери в метро сходен со взрывом двери лифта в фильме.
Добро пожаловать в bullet-time!
С определенного момента желание жить для Макса Пэйна перестало ассоциироваться только с осуществлением плана мести. Макс встречает женщину - Мону Сакс. Эта загадочная, красивая леди с пистолетом будто бы оживляет отчаявшегося героя. Сама Мона, работая на главного врага Макса - главу "Айзир Корпорэйшн" Николь Хорн, где-то в глубине души начинает понимать, что ее тоже тянет к Пэйну. По этой причине она отказывается выполнить приказ Хорн убить Макса, объясняя свой отказ тем, что Пэйн является "хорошим парнем". Неподчинение стоит Моне пули от охранников, однако затем тело Сакс таинственным образом исчезает.
Упомянутая Хорн в прошлом возглавляла правительственный проект "Вальхалла"
2, в рамках которого и создавался злополучный "Валькирин". С его помощью власти надеялись увеличить физическую силу и моральную стойкость солдат. Когда стало ясно, что "Валькирин" дает серьезные побочные эффекты, проект был закрыт, но Хорн не бросила разработку. В итоге, посадив на "Валькирин" полгорода, Хорн обрела колоссальную власть. Жена Макса работала в компании Хорн и случайно узнала о проекте "Вальхалла", что и предопределило ее гибель.
⇡#Max Payne: часть вторая, "упадническая"
В Max Payne 2, вышедшем в 2003 году, упор сделан на развивающихся отношениях между Максом и выжившей Моной. Сам Пэйн после событий оригинальной игры был оправдан и впоследствии вновь устроился в полицию. От своего предшественника Max Payne 2: The Fall of Max Payne ("Падение Макса Пэйна) отличается довольно существенно, хотя нуар-стилистика сохранена и даже углублена.
"Сладкая парочка" в игре.
Во-первых, главный герой стал более живуч. Во-вторых, снегопад первой части сменился дождем. В-третьих, в режиме bullet-time появилась возможность перезаряжать оружие с разворотом. Кроме того, количество убитых врагов напрямую влияло на замедление времени. Макс также научился стрелять лежа после падения. В-четвертых, внедрение физической системы Havok 2.0 позволило объектам игры перемещаться по законам физики - бутылки, ящики и прочие предметы обрели вес. А система Ragdoll "заставила" трупы врагов падать очень зрелищно (особенно с высоты) и больше не проваливаться сквозь стены. В-пятых, значительно улучшилась графика и мимика персонажей. Лицо Макса теперь "срисовали" с актера Тимоти Гиббса (Timothy Gibbs). Знаменитая ухмылка, к сожалению, исчезла.
Во второй части Пэйну не до улыбок.
В Max Payne 2: The Fall of Max Payne игрок встречает много старых знакомых. Это и Владимир Лем, глава русской мафии (союзник Макса в первой части), и мафиози Винни Гоньитти, и сенатор Альфред Уоден, помогший снять с Макса обвинения. Правда, во второй части он нанял Мону для убийства Пэйна и Влада. Появляется и шеф Макса Джим Бравура, пытавшийся в первой части поймать подопечного.
Несмотря на то, что сиквел оказался не хуже оригинала, многие фанаты Max Payne посчитали продолжение недостойным предшественника. Оно де не смогло повторить атмосферу первой игры. Причин тому несколько. Во второй части Пэйн, например, больше думает об отношениях, а не о мести. Макс становится более сентиментальным, что совсем не характерно для нуар-фильмов. Много негативных эмоций вызвал маленький "обман" разработчиков. После прохождения игры на максимальной сложности в качестве награды пользователь получал не секретный уровень, а комикс, рассказывающий о том, что подруга Макса не умирала.
Кто бы устоял перед такой женщиной?
⇡#Фильм Max Payne: немного фактов
А потом Max Payne экранизировали… Режиссером выступил Джон Мур (John Moore); сценарий написал Бо Торн (Beau Thorne). "Парочка", надо сказать, не самая известная. На счету Мура к 2008 году имелось пять режиссерских работ, среди которых можно выделить "В тылу врага" ("Bеhind Enemy Lines", 2001) и "Омен" ("The Omen", 2006) - римейк одноименной киноленты 1976 года. Что касается Торна, то, если верить сайту IMDb (The Internet Movie Database), для него как сценариста "Макс Пэйн" стал дебютом.
В главных ролях были задействованы Марк Уолберг (Mark Wahlberg) - Макс Пэйн, Мила Кунис (Mila Kunis) - Мона Сакс, Бо Бриджес (Beau Bridges) - Б. Б. Хенсли, Людакрис (Ludacris) - Джим Бравура, Ольга Куриленко (Olga Kurylenko) - Наташа Сакс, Крис О'Доннелл (Chris O'Donnell) - Джейсон Колвин, Амаури Ноласко (Amaury Nolasco) - Джек Люпино. Фильм был выпущен в 2008 году кинокомпанией 20th Century Fox и получил рейтинг PG-13. Бюджет составил 35 миллионов долларов. К началу 2009-го фильм собрал более 80 миллионов долларов по всему миру.
⇡#Экранизация: разбор полетов
Те, кто в свое время с упоением проходил Max Payne, после просмотра фильма наверняка некоторое время находились в состоянии легкого недоумения. Как гласит русская поговорка, "Федот" оказался совсем "не тот". Хотя нуар-атмосфера (мрачные улицы, кишащие асоциальными элементами; снег, сменяющийся проливным дождем) была сохранена, создатели фильма непонятно зачем перекроили сюжет и напутали детали.
"Сладкая парочка" в кино. Мона кажется девочкой-подростком, а не роковой леди.
Например, наркотик "Валькирин" в фильме не вводят шприцом в вену, а лихо пьют из колбочек, к тому же в игре он был не синего, а зеленого цвета. У виртуального Макса погибла дочь, а не сын, как в фильме. Неугомонный Бравура неведомо какими судьбами превратился из белого полного мужчины в подтянутого афроамериканца. Мона Сакс по прихоти сценариста в кино уже не работала на Николь Хорн. Кроме того, Хорн в фильме не является главным злодеем - эту роль выполняет друг отца Макса по прозвищу Б. Б. Хенсли. Тут нужно вспомнить, что в игре был такой персонаж - в локализации "1C" это предатель П. П., а в оригинале Макс расшифровывает инициалы B. B. как Backstabbing Bastard. В сцене же после титров картины Макс и Мона из газеты узнают о взлете акций корпорации Хорн, что дает повод думать о продолжении фильма.
Можно сказать, что перечисленные детали не так уж и существенны. Однако их количество наводит на одну неприятную мысль: в своем стремлении написать интересный сценарий Бо Торн беспардонно перетасовал игровых персонажей и факты. При этом у внесенных авторами фильма изменений нет смысла, на них не строятся сюжетные линии. Торн и оригинальное "сочинение" не создал, и толковый пересказ старой истории средствами кинематографа не осилил. Вместо этого он написал изложение, которое не заслужило высокой оценки со стороны поклонников игры.
Наташа Сакс, Пэйн и Люпино. Все пока целы и невредимы...
Вдобавок ко всему, видимо, устав менять пол, расу и имена героям своего сценария, Торн решил одним махом избавиться от нескольких главных и второстепенных персонажей. Так, в фильме вы не увидите ни Владимира Лема, ни босса итальянской мафии дона Анджелло Пунчинелло, ни Альфреда Уодена, ни братьев Финито. А ведь именно Пунчинелло убивает сестру Моны в игре, будучи ее мужем. В киноверсии Наташу (она же Лиза) режет на куски Люпино. В первой части игры Джек Люпино - сумасшедший бандит, владелец ночного клуба "Рагнарок". Помешанный на оккультизме гангстер считал себя мифическим волком Фенриром (не случайно его фамилия происходит от латинского "lupus" - "волк").
Есть в фильме и совершенно посторонний элемент - некие крылатые существа, являющиеся в наркотических галлюцинациях (на валькирий из скандинавского эпоса они не похожи). Эти чудища, появляющиеся в момент гибели персонажей, на наш взгляд, самый спорный момент картины, привносящий ненужный мистицизм. Возможно, здесь сказалось влияние Мура, поклонника "Омена".
Даже Макс не в силах противостоять "крылатым".
Об актерской игре многого не скажешь. Конечно, растатуированный Люпино корчит страшные гримасы, но нас-то больше всего интересовала игра Марка Уолберга в роли Пэйна. Увы, этому актеру больше подошла бы роль комедийного плана. По крайней мере, "влезть в шкуру" Макса ему удалось со скрипом. Не случайно Уолберга номинировали на премию "Razzie Award" как худшего актера, причем не только за невнятную игру в Мax Payne, но и за "достижения" в картине 2008 года The Happening.
Самое обидное, что кино-Пэйн не передает той неутолимой боли и бездны отчаяния, которую так хорошо выражал игровой Макс. Да, зрителя постоянно пытаются убедить в серьезности постигшего героя горя, но эти попытки выглядят порой то комично, то шаблонно. Пример первого - знакомство Бравуры с Пэйном в отделе по нераскрытым делам, когда последний молчанием встречает предложение темнокожего коллеги выпить пива. Пример второго - сцена с полуобнаженной Наташей, которую Макс выгоняет из дома, не желая заняться с ней любовью. Эти и другие "мелочи" работают на создание образа, прямо противоположного Пэйну из игры. Фильм по мере развития событий все больше начинает смахивать на детективные ленты с участием Алена Делона, где бесстрастный "детектив-симпатяшка" способен кулаками до полусмерти избить подозреваемого с целью добычи информации.
Люпино и Ко.
И, наконец, общую несуразность картины довершают сцены с замедлением времени. Мы бы добавили, с так называемым замедлением, потому что классического игрового bullet-time в экранизации просто нет. Эпизод, где Макс расправляется с Люпино и его приспешниками, выглядит сумбурным и непонятным рядовому зрителю, не знакомому с игрой. Почему один из бандитов "пуляет" мимо Пэйна, попадая в колбочки с наркотиком? Чтобы получилась эффектная сцена? Зрителю не дается объяснения, почему вдруг камера показывает замедленное движение летящих пуль, а ведь режим bullet-time - это "фишка" Max Payne.
⇡#Эпилог
Несмотря на приличные кассовые сборы, экранизация Max Payne не удалась. Неслучайно фильм получил много негативных отзывов не только от фанатов игры, но и от критиков. Целиком ли вина в неудачной экранизации лежит на сценаристе, режиссере и актерах? Думать так, значит, упрощать проблему. Кажется, даже более искушенным в кинематографе персонам было бы сложно поставить фильм по игре, представляющей собой фактически готовую киноленту, где, помимо прочего, часть сюжета подается в виде комиксов. Джон Мур, по иронии судьбы, взялся за очередной римейк, а римейк - это не оригинал. Нет ни тени сомнения в том, что экранизация Max Payne требует нестандартных кинематографических ходов. Как пример, можно привести первую часть фильма Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) "Убить Билла", где имелась "мультяшная" сцена. В общем, поэкспериментировать стоило.
Игровая классика на все времена...
В заключение хочется обратиться к эпиграфу статьи, выбранному отнюдь не случайно. В отношении к экранизации его можно воспринять метафорически - две части игровой саги о Пэйне остались в прошлом, и нужно быть очень осторожным, слагая новую картину из "осколков". Создатели кино "Макс Пэйн" были то ли торопливы, то ли не слишком внимательны, но в результате своим фильмом они поранили, а не порадовали поклонников. Что ж, по крайней мере, боль - естественное состояние в мире Макса Пэйна. И, похоже, разрабатывающаяся сейчас третья игра серии, где постаревший Пэйн больше похож на Люпино, только добавит поклонникам страданий…
Примечания:
1. Нуар (от фр. film noir - "черный фильм") - направление в кинематографе США, возникшее из синтеза американского "крутого детектива" и немецкого экспрессионизма. Появившийся в 40-х годах ХХ века нуар стал популярен в ряде европейских стран и Японии. Для нуар-фильмов характерны наличие криминала, цинизма, фатализма, презрительного отношения к женщинам и слабо освещенных сцен (часто ночных).
2. Игра насыщена мифологическими отсылками. Очень много параллелей обнаруживается со скандинавской мифологией (помимо названия "Вальхалла"). Например, Альфред Уоден имеет один глаз, как бог Один (Вотан), не случайно Макс встречается с ним в "Асгард Билдинг" (Асгард - место обитания скандинавских богов). А название "Айзир Корпорэйшн" происходит от собирательного названия пантеона скандинавских богов. Есть в игре связи и с древнегреческой мифологией, и с христианством.