Оригинал материала: https://3dnews.ru/591280

Уве Болл - злой гений игровых экранизаций

В советском фильме "Д'Артаньян и три мушкетера" славный мушкетер Портос говорил: "Я дерусь, потому что дерусь". Немецкий режиссер Уве Болл (Uwe Boll), похоже, придерживается аналогичного принципа и снимает фильмы просто потому, что их снимает. И, кстати, дерется... с критиками своего творчества.

#И родился мальчик Уве...

 Уве Болл вполне доволен собой
Уве Болл вполне доволен собой.

Уве Болл появился на свет 22 июня 1965 года в Вермельскирхене (Северный Рейн-Вестфалия). Уве очень рано понял, какому делу он посвятит всю свою сознательную жизнь. Это понимание пришло к нему с обретением кинопленки Super 8, на которую юный немец начал бодро снимать короткометражные фильмы.

Разумеется, Болл понимал важность обучения, причем не только режиссерскому мастерству, но также экономике и литературе. Посидев на студенческой скамье в Мюнхене, Вене, Кёльне и Зигене, Болл в 1995 году получил степень доктора литературы (что примерно соответствует нашему кандидату филологических наук). При этом Болл был и остается большим поклонником видеоигр. Одна из его любимых - Hitman: Codename 47, а из консолей Уве предпочитает SNES.

Кинопродукцию Уве стал исправно выдавать с 1991 года, именно тогда он снял фильм German Fried Movie. Своим появлением эта картина оказалась обязанной старой комедии Джона Лэндиса (John Landis) The Kentucky Fried Movie (1977). Вплоть до 2000 года Болл снимал немецкоязычные фильмы. Его карьера медленно, но все-таки шла в гору. Доктор Уве показал, что умеет держать нос по ветру, вовремя касаясь выгодных в коммерческом смысле тем. Например, его самая известная "доигровая" картина Heart of America (2003) основывалась на истории со стрельбой в средней школе "Колумбина". Премьера фильма прошла 13 февраля 2003-го на фестивале независимого кино в Сан-Франциско. Но за разработку этой же темы Золотую Пальмовую Ветвь на Каннском кинофестивале через несколько месяцев получил Гас Ван Сент (Gus Van Sant) с фильмом Elephant.

#Болл экранизирует видеоигры

В 2003 году Болл решает попробовать снять сливки с вновь набирающего популярность жанра зомби-хоррора. Успех Пола Андерсона (Paul W. S. Anderson), удачно экранизировавшего в 2002-м культовую игру Resident Evil, воодушевил Уве.

Свой взор он обратил на игру House of the Dead, тоже заслужившую статус культовой. На одну из ролей (капитана Виктора Кирка) Боллу удалось заполучить голливудского ветерана Юргена Прохнова (Jurgen Prochnow), который, впрочем, выглядел белой вороной среди остальных никому не известных актеров.

 House of the Dead

Уже при создании House of the Dead проявились худшие черты Болла-режиссера: быстрые, почти торопливые съемки, абсолютно наплевательское отношение к игровому сюжету, глупые диалоги и бескрайнее море треша. Игра House of the Dead, выпущенная компанией Sega в 1996 году, разительно отличается от того, что отсняла съемочная группа под руководством Болла. По сюжету игры главный герой - правительственный агент, получивший задание уничтожить ужасные порождения сумасшедшего генетика в его лаборатории. Кроме зомби, уровни наполнены разнообразными монстрами, включая пиявок, бешеных обезьян, собак-горгулий, биороботов и, конечно, чудовищ-боссов.

Но зрители в день премьеры картины увидели набившую оскомину историю о несмышленых студентах, жаждущих развлечений, и зомби, дающих половозрелым юношам и девушкам острых ощущений по самые не балуйся. На остров, где намечалась жаркая вечеринка, бедолаг-тинейджеров подвозит капитан Кирк. Далее, как и требует сюжет фильма категории "Б", начинается неравная схватка живых и мертвых. В конце фильма двум героям все-таки удается покинуть ужасный остров.

Фильм House of the Dead (являющийся приквелом к игре) справедливо разгромили критики, да и поклонники игровой серии (на сегодняшний день насчитывающей четыре части) теплыми чувствами к Уве не прониклись. Картину не спасли даже вставленные игровые ролики. В рейтинге "Rotten Tomatoes" она заняла 41-е место среди сотни худших фильмов 2000-х. В 2009-м журнал "Time" включил творение Болла в десятку самых плохих игровых экранизаций. В коммерческом плане House of the Dead тоже не преуспела, собрав при 12-миллионом бюджете менее 14 миллионов долларов по всему миру.

Здесь бы и остановиться Уве Боллу, но не тут-то было. По большому счету, сравнение с режиссером Эдвардом Вудом-младшим (Edward Wood Jr)*, заслужившим репутацию "самого худшего режиссера всех времен", петиция "Остановим доктора Уве Болла" и прочие напасти - результат "бараньей" настойчивости немца. Сними Болл один только House of the Dead, и критики объявили бы данный эпизод в его режиссерской карьере всего лишь неудачной попыткой "вылазки" на территорию проблемного жанра игровой экранизации. Однако Уве так и не смог остановиться...

В следующий раз своим тупым режиссерским скальпелем доктор Уве решил препарировать классику - хоррор Alone in the Dark. Он вновь сработал по своей излюбленной схеме: снял кино за два месяца, перекроил сюжет игры и пригласил парочку голливудских звезд. Получать затрещины и пинки вместе с Боллом вызвались Кристиан Слэйтер (Christian Slater) и Стивен Дорфф (Stephen Dorff).

 Слэйтер поймал не то монстра, не то большую щукуd
Слэйтер поймал не то монстра, не то большую щуку.

В фильме Alone in the Dark рассказывается, как много тысяч лет назад на территории современной Америки процветала некая цивилизация Абскания, поклонявшаяся демонам. Потусторонние существа сгубили абсканцев, а теперь собираются стереть в порошок и нынешнее человечество. Спасать мир предстоит частному детективу-паранормальщику Эдварду Карнби (Слэйтер), ученому-антропологу Эйлин (Тара Рейд (Tara Reid)) и командиру спецназа (Дорфф).

И ничего, что в игре, положившей в 1992 году начало жанру survival horror, действие происходит в 20-е годы прошлого века. И не беда, что Карнби расследует тайны особняка Derceto, владелец которого покончил жизнь самоубийством. Доктору Боллу, похоже, было плевать на классику, отчего фильм больше смахивал на продолжение четвертой части игрового сериала - Alone in the Dark: The New Nightmare (2001).

Премьера второй экранизации Болла состоялась 28 января 2005 года. Негативных отзывов на фильм было получено еще больше, чем на House of the Dead. Можно считать, что именно с этого момента Болл стал персоной нон грата для большинства поклонников видеоигр и первым претендентом на звание худшего кинорежиссера XXI века для кинокритиков. Бюджет в 20 миллионов долларов был потрачен впустую. В прокате Alone in the Dark собрал чуть больше 5 миллионов в США и примерно 2 миллиона - в других странах. На премию "Золотая малина 2004" были номинированы Тара Рейд ("Худшая актриса") и Уве Болл ("Худший режиссер"). Хотя актерская игра Слэйтера и Дорффа тоже не впечатлила, равно как и спецэффекты.

Однако немец упрямо гнул свою линию. Не успели зрители и критики прийти в себя после Alone in the Dark, как Болл в том же 2005-м предложил новое блюдо - экранизацию известной игровой саги BloodRayne о симпатичной рыженькой полувампирше.

 BloodRayne

Потратив целых 25 миллионов долларов на съемки, Уве Болл размахнулся не на шутку, собрав в одном кинопавильоне экс-терминаторшу Кристанну Локен (Kristanna Loken), "бешеного пса" Майкла Мэдсена (Michael Madsen), "резидентшу" Мишель Родригез (Michelle Rodriguez) и рок-звезду Мита Лоуфа (Meat Loaf). Если быть до конца честным, то фильм BloodRayne можно назвать относительно удачным для Уве Болла как режиссера. Вообще, все экранизации Болла настолько далеки от первоисточника, что уже после первых 15-20 минут перестаешь сравнивать фильм и игру. С одной стороны, это минус, но, с другой стороны, сама игра остается как бы "нетронутой", и после Уве Болла можно смело снимать повторную экранизацию и Alone in the Dark, и Far Cry, и даже Postal.

Вот в таком счастливом состоянии отрешенности картины Болла воспринимаются как заурядный треш, и BloodRayne на их фоне смотрится даже неплохо. Если, конечно, не вникать в абсурдный сюжет. Дампирша Рейн (дампир - тот, кто не боится света, крестов и может питаться кровью животных) желает отомстить могучему вампиру Кэгану за то, что тот изнасиловал и убил ее мать. Одновременно Кэган ищет три органа древнего вампира (ребро, глаз и сердце), чтобы разгуливать под солнцем и не опасаться более святой воды и креста. По ходу дела Рейн примыкает к группе борцов с вампирами, которые, в итоге, помогают девушке занять вампирский трон Кэгана.

Как водится, экранизация имела мало общего с игровой серией. Действие фильма происходит где-то в XVIII веке, хотя первая часть игры повествует о 1932 годе (там Рейн борется с нацистами и всякими монстрами), а события второй части разворачиваются в начале XXI века. Фильм не собрал и четырех миллионов долларов по свету, зато получил шесть номинаций на премию "Золотая малина". Причина тому - Уве Болл, одна фамилия которого теперь стала синонимом безвкусицы и сокрушительного провала.

 Postal

В 2007-м Болл выдал аж четыре фильма: BloodRayne II: Deliverance, Seed, Postal и In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale. Из них только Seed не являлась игровой экранизацией. Понятное дело - Болл купил лицензии, но разве нельзя было владельцам этих лицензий передать их другим, более вменяемым режиссерам?

Частный ответ на вопрос может дать история передачи прав на игру Postal. Вице-президент студии Running With Scissors Винс Дезидерио (Vince Desiderio) продал Боллу лицензию с важным условием - Винс должен лично участвовать в создании сценария и съемке. Но сценарий получился еще более жестоким и мрачным, чем сама игра. Уве Болл, в котором проснулся Денни де Вито (Danny DeVito), историю отверг и переписал ее с помощью ассистента Брайана С. Найта (Bryan C. Knight). Так фильм Postal получил комедийный уклон, который, впрочем, не спас его от провала.

Зато с 2008 года и по сей день Уве снял всего один фильм по игре. Хотя снижение количества на качестве положительно, увы, не сказалось. В этот раз не повезло шутеру Far Cry.

 Хороший Тиль отправил плохого в утиль
Хороший Тиль отправил плохого в утиль.

Киноверсия Far Cry - это все та же невыразительная игра актеров, диалоги-клише, плоские характеры главных героев и скудные спецэффекты. Суперсолдаты в фильме, которых даже пули не берут, больше смахивают на восставших зомби. Звезда картины Тиль Швайгер (Til Schweiger) просто не в состоянии вытянуть на себе всю ленту. Тем более что постельная сцена с его участием больше смахивает на порнопродукцию. Просто удивительно, как Болл удержался и все-таки доснял фильм про зомбированных солдат. В какие-то моменты кажется, что кино скатывается на эротические похождения журналистки (Эммануэль Вогье (Emmanuelle Vaugier)) на острове, кишащем страдающей от недостатка женской ласки солдатней.

#Деньги-дребеденьги

Многим может прийти в голову резонный вопрос - кто же давал Уве Боллу такие приличные деньги, если результат получался все плачевнее и плачевнее? Ведь бюджет фильма In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale достиг небывалых для Болла 60 миллионов долларов. А к этому времени за Уве уже закрепилось звание "худшего из худших".

 Уве Болл чем-то озадачен
Уве Болл чем-то озадачен.

Если верить информации некоторых интернет-ресурсов**, получать такие средства от заморских продюсеров Боллу помогала немецкая налоговая система. Она до недавнего времени давала льготы тем, кто вкладывал деньги в немецкий кинематограф. Налог платился лишь с полученных доходов, которых у фильмов Болла с гулькин нос. А вложенные деньги превращались в налоговую льготу.

Но теперь "халява", похоже, кончилась. Фильмы Болла 2008-2009 годов, например, Stoic, The Storm и 1968 Tunnel Rats сняты при скромных бюджетах (особенно первые два). Кроме того, диалоги Stoic и 1968 Tunnel Rats являются почти стопроцентной импровизацией. Надо сказать, очень плохой знак для игроков в преддверии новых экранизаций доктора Болла. Неудивительно, что в 2009 году Болл получил сразу две "Золотые малины": "худший режиссер" (за 1968 Tunnel Rats) и "худший вклад в кинематограф". Как говорится, приплыли...

#Кто остановит доктора?

Борьба с Уве Боллом ведется не только разгромными рецензиями и "Золотой малиной". В интернете были созданы ресурсы, призванные остановить немецкого "мэтра" (написавшего, кстати, еще в 90-х поучительную книгу "Как делать кино в Германии"). Это, в частности, сайт www.stopuweboll.org. Так, среди прочего, указано, что сразу три фильма Болла входят в авторитетный список "IMDb Bottom 100". А петиция "Остановим доктора Уве Болла" собрала уже более 354 000 голосов.

 Болл 'на пальцах' показывает преимущества своих фильмовн
Болл "на пальцах" показывает преимущества своих фильмов.

Сам Уве Болл не был бы немцем, если бы молча глотал все эти горькие для творческого человека пилюли. Он неоднократно отделывался от своих оппонентов хлесткими высказываниями. Например, однажды он выразился в том духе, что все те, кто пишет про него в интернете всякую "чушь" - не более чем маменькины сынки, "сидящие в домах, где все оплачено их мамашами".

А в 2006 году Болл вызвал на "дуэль" пятерых своих самых "злобных" критиков, которых и побил в буквальном смысле слова на ринге. Как потом утверждали четверо побежденных, они даже не были знакомы с правилами этого вида спорта. Вроде бы, коварный режиссер обещал им тренинг перед поединком, но в итоге обманул их ожидания. Сам же Болл раньше частенько баловался боксом, так что шансы соперников изначально были неравными. Как бы то ни было, веселого перфоманса не получилось, и критики нарвались на откровенный мордобой, прошедший в рамках болловской акции "Объявись или заткнись" (Put up or shut up).

#Новые экранизации

Завязывать со своим ремеслом Болл явно не намерен. Уже в этом году запланирован выход третьей части истории про дампиршу Рейн (BloodRayne 3: Warhammer). Похоже, Уве Болл так и не дождался больших денег из Голливуда и теперь всего с двумя миллионами снимает в Хорватии новый "шедевр". В 2010 году Болл также надеется завершить еще одну экранизацию - Zombie Massacre по мотивам одноименной игры 1998 года выпуска, разработанной для платформы Amiga.

Одному Боллу известно, сколько лицензий он приобрел и купит еще. Как однажды с упреком сказал режиссер, большинство компаний просто продают права на съемки, не заботясь о дальнейшей судьбе фильма. Но мы-то знаем, что даже участие создателей игры не гарантирует качества, о чем свидетельствует экранизация шутера Doom.

 'Я продолжу творить', - словно бы говорит Уве Болл
"Я продолжу творить", - словно бы говорит Уве Болл.

И сколько бы ни ругали Уве Болла, ничего поделать с этим творцом низкопробных кинолент никто пока не может. Появление таких режиссеров, как Болл и Вуд-младший, - это обратная сторона шоу-бизнеса, в рамках которого можно снять самый глупый и отвратительный фильм и беспрепятственно вывести его на экраны.

Похоже, Болл не перестанет снимать, даже если деньги на съемку будут собирать его малочисленные поклонники. В конце концов, на вооружение он может взять опыт Эда Вуда, который, к примеру, для съемки кабины пилотов использовал дачные стулья и душевую занавеску позади (речь о картине Plan 9 from Outer Space). Так что доктору Боллу еще есть, куда скатываться.


Примечания:

* Звание "худшего режиссера всех времен" Вуду (1924-1978) присудили кинокритики Майкл и Гарри Медвед (Michael Medved, Harry Medved) в своей книге "The Golden Turkey Awards" в 1980 году. Вуд любил снимать быстро (по 20-30 сцен в день, причем чаще всего - с первого дубля). Правда, в отличие от Уве Болла, практически все его фильмы финансировали люди со стороны, в результате, режиссер экономил на всем. В конце карьеры Вуд начал снимать порно.

Безумная и трагическая судьба Эда Вуда постоянно привлекает внимание. Про него в 1992-м была написана книга "Кошмар экстаза", а через два года снят фильм.

** См., в частности: uweboll.ru/articles/uve-bol-gollivudskij-dolgonosik/.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/591280