Оригинал материала: https://3dnews.ru/593309

КБ "Навис": до однокристалльного чипа остался один шаг

В рамках прошедшей на минувшей неделе выставки "Навитех-Экспо 2010" состоялась презентация чипа-приемника NAVSTAR/ГЛОНАСС от КБ "Навис" с поэтичным названием NV08C-MCM-M. Вообще-то, о его создании было объявлено еще в октябре прошлого года. Но тогда этот чип существовал только в виде макетных образцов, а сейчас уже можно говорить о попытке запуска производственной линии. Увы, пока только попытке: по словам гендиректора КБ "Навис" Валерия Бабакова, на изготовление первой партии в 25-50 пластин нужно минимум 700-800 тыс. евро. И эти деньги придется искать самим - Бабаков категорически против того, чтобы пользоваться господдержкой (хотя в рамках профильных статей ФЦП средства вполне можно было бы отыскать, "подвинув" другие, менее актуальные потребности). Общие затраты на разработку чипа Валерий Бабаков оценил в 6-7 млн долларов. Это при том, что западные фирмы берутся разработать такую микросхему за 3-4 млн.

Валерий Бабаков, гендиректор КБ "Навис".

Сам чип NV08C-MCM-M - конечно, шаг вперед от предыдущего приемника "Нависа", модели СН-4706, на которой, кстати, построено много отечественной навигационной аппаратуры, как самим "Нависом", так и другими фирмами (готовится к выпуску даже внешний трехсистемный Bluetooth-приемник СН-4712). Но это уже вчерашний день - размеры и энергопотребление СН-4706 не позволяют встраивать его в абонентские терминалы с автономным питанием. Чип NV08C получился значительно компактнее и экономичнее: 12х9 мм против 35х35 мм у СН-4706 и 0,15 Вт против 0,9 соответственно. Неудивительно, приемник СН-4706 состоял из пяти микросхем, а NV08C - всего из двух.

Здесь нужно определиться с терминологией, так как, строго говоря, "чипом" может называться только однокристалльная микросхема. Набор микросхем, даже объединенных в одном корпусе, - это уже чипсет или гибридная микросхема. Но до сих пор совмещенные приемники NAVSTAR/ГЛОНАСС имели такие параметры и габариты, что их уважительно называли даже не чипсетами, но модулями, там кроме микросхем было много "навесных" деталей. В сопроводительных же материалах к новому изделию КБ "Навис" тоже нет единообразия - там встречаются и "модуль", и "чип", и "чипсет". Сам руководитель "Нависа" предпочитает корректное "чипсет". Как бы оно ни было, это уже очень серьезный прогресс, ведь до настоящего однокристалльного чипа остался всего один шаг.

Приемник NV08C-MCM.

В NV08C заявлен прием сигналов и других спутников навигационных систем GALILEO, COMPASS и SBAS. Но, думается, это всего лишь заявка на перспективу. Невозможно сделать приемник, не проводя тестирование на реальных сигналах. А реальных сигналов той же GALILEO пока нет, и неизвестно, когда они будут, так что в NV08C под них всего лишь оставлено "приемное пространство".

На разработку приемника у "Нависа" ушло более двух лет. В принципе, все было готово уже в конце прошлого года, но подвел иностранный партнер - японская фирма Fujitsu. Именно она будет производить пластины для микросхем, на своем японском предприятии. А сборка будет делаться на Тайване (а не в Швейцарии, как указано в пресс-материалах и как поспешили сообщить многие СМИ). Разработано две модификации - общеупотребительная и корпусированная (в металлической "обложке"), соответствующая стандарту Automotive. Вторая модификация имеет обозначение NV08C-CSM и отличается расширенным диапазоном температур функционирования (стандартом предписано до минус 40 градусов Цельсия). Сборка NV08C-CSM будет налажена в России, в Твери. Предполагается, что NV08C-MCM-M будет встраиваться в PND и прочую пользовательскую аппаратуру, а NV08C-CSM - в аппараты стационарного базирования на автомобилях.

Сотрудник "Нависа" Георгий Шульгин демонстрирует прототип компактного навигатора с новым приемником.

Вот так в навигатор встроили чип NV08C...

...а вот так - ГЛОНАСС-антенну.

Кстати, про автомобили. На пресс-конференции представителей "Нависа" мучали вопросами о сотрудничестве с АвтоВАЗом. Бабаков отшучивался: у ВАЗа сейчас другие проблемы! Но потом рассказал, что "Навис" сотрудничает с фирмой "Итэлма", у которой есть проект мультимедийного комплекса для "Приоры", сделанный на модуле СН-4706. Там все уже готово к производству, но цена пока получается очень высокой. Сейчас "Итэлма" планирует переделать платформу под приемник NV08C-CSM и тогда уже можно говорить о серийном выпуске таких "Приор". Заметим, что эта разработка - альтернатива той, о которой шла речь в нашей недавней статье "Приора" с ГЛОНАССом", и пока окончательно выбор между этими проектами не сделан, у завода сейчас действительно есть более насущные заботы. Не исключено (и даже очень вероятно), что в серию пойдут оба проекта.

Первую промышленную партию "Навис" обещает выпустить до конца года, после проведения испытаний имеющихся образцов. Это будет минимум 100 000 штук, на производство которых и потребуются вышеназванные 700-800 тыс. евро. Предварительные заказы уже есть, так что продать такую партию, в принципе, реально. Более того, Бабаков считает, что у приемника есть хороший экспортный потенциал. Цена от массовых решений, принимающих только NAVSTAR, отличается несильно - NV08C планируется продавать по 15-17 долларов. Самый популярный односистемный конкурент - SirfStar III - стоит 8-10 долларов. А SirfStar VI - под 20. Так что рыночный потенциал у разработки есть.

Теоретически, есть возможность производить этот приемник и в России. Зеленоградский завод "Микрон", входящий в состав "Ситроникса", сейчас строит производственную линию для микросхем топологии 90 нм, то есть той, по которой сделан и "нависовский" приемник. Но, к сожалению, у каждого производства есть своя специфика, на "преодоление" которой уходит много времени. NV08C разработан под линию Fujitsu, и переадаптация под "Микрон" может занять два года. Куда за два года уйдет рынок - всем понятно, так что смысла в таком действии нет. Но, возможно, следующая модель уже будет сделана "под "Микрон" ", с которым сейчас идут переговоры. ТЗ на новый чип уже есть и, как сказал тот же Бабаков, "всего будет меньше на треть". То есть энергопотребление, габариты и цена уменьшатся минимум на 30% от параметров NV08C. Будет ли это однокристалльное решение - пока неясно. Но его обещают в производстве через три года. Магическая цифра.

Характеристики
Количество каналов слежения 32
Режим работы All-in-view
GPS/GALILEO/COMPASS/SBAS L1 1575,42 MHz
ГЛОНАСС L1 1597,5-1609,5 MHz
Точность получения навигационных параметров (RMS)* В плоскости:
  • в автономном режиме - 2,5 м
  • в дифференциальном режиме - 1 м

Высоты: 3 м
Скорости: 0,05 м/с
Времени: (1PPS) ±25нс
Время получения первого достоверного навигационного решения* Перезахват: <1 с
«Горячий» старт: <3 с
«Холодный» и «теплый» старт: 30 с
Чувствительность** Сопровождение: –190 дБВт
«Холодный» старт: –173 дБВт
Ограничение на использование Скорость: < 500 м/с
Ускорение: < 5g
Высота: <18 000 м
Системы координат: WGS-84, ПЗ-90, СК-42, СК-95

* Типовые значения.
** С хорошей активной антенной.

Характеристики аналоговых каналов
МШУ Встроенный (с программным переключением для экономии энергии)
Структура аналогового тракта Два аналоговых канала: GPS/GALILEO/COMPASS/SBASL1
ГЛОНАСС L1
Тип антенны Пассивная и активная1
Встроенный генератор 26 МГц (TCXO)

1 - Рекомендуемая активная антенна: GPS/GLONASSL1, полоса 35 МГц, усиление 20 дБ, Кш < 2 дБ, затухание 35 дБ @ fc ± 70 МГц.

Внешние воздействия
Рабочая температура От –30 до +85&degC
Максимальная влажность 98% при +40&degC
Интерфейсы
Частота выдачи навигационных данных 1, 2, 5, 10 Гц
Выдача данных в режиме TTTF (1 - 60 с)-1
Поддерживаемые протоколы IEC1162 (NMEA 0183)
BINR (собственный)
RTCM SC 104 v2.2
Интерфейсы 2x RS-232EI/O-порта (1,8-3,3 В CMOS-уровень)
2x SPI
TWI (I²C совместимый)
1PPS-выдача (CMOS-уровень)
Частота выдачи данных До 230 400 бит/с
Энергопотребление
Режимы основного питания От одного источника: 3,0-5,5 В
От двух источников: 1,2 В / 3,0-5,5 В
Питание цифровых портов ввода/вывода 1,8-3,3 В (номинал)
Потребление в спящем режиме 1,2 В, 4 мкA
Потребление в режиме TTTF (@ 1c) Только по GPS или только по ГЛОНАСС*: 16 мВт
По всем ГНСС: 20 мВт
Потребление врежиме непрерывного слежения Только по GPS или только по ГЛОНАСС*: 100 мВт
По всем ГНСС*: 150 мВт

Блок-схема:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/593309