Еще несколько лет назад, будучи в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, автору удалось пронаблюдать оснащение некоторых полицейских автомобилей: в стандартную комплектацию таких машин часто входил бортовой компьютер, подключенный по мобильной связи к центральному полицейскому серверу города или штата. Тогда подобный функционал у российских экипажей ППС и ДПС представлялся разве что во сне: до сих пор эфир специальных каналов связи даже в крупных городах заполнен запросами на "пробивку" по базам того или иного водителя, остановленного по подозрению в совершении административного правонарушения. Всю эту информацию инспекторы запрашивают по открытым радиоканалам и ответа, как известно, надо ждать несколько минут – все зависит от проворности инспектора «на том конце провода». К тому же, пока оператор зачитает всю "административку" на водителя, может пройти и четверть часа.
Но современные технологии все-таки проникают в силовые структуры - весьма вероятно, что "пробивать" водителя по информационным базам межрегиональных информационных центров МВД РФ можно будет за считанные секунды из любой патрульной машины. Также, как и составлять протоколы об административных правонарушениях на месте (к примеру, по превышению скорости). Вдобавок, если водитель со своим нарушением согласен - он сможет оплатить штраф с помощью любой банковской карты непосредственно в машине ДПС. Такие автоматизированные комплексы до конца 2010 года будут установлены на десятках машин в Санкт-Петербурге.
Проект по автоматизации патрульных машин ГИБДД стартовал еще в начале 2010 года – оснащенные по последнему слову техники машины есть в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Но только сейчас, с получением дополнительного финансирования в рамках целевых госпроектов, отдельные тестовые внедрения перешли в стадию полноценных проектов. Отметим, что "интернет-подключенные" машины автопатрулей ГИБДД - это только часть большой системы доступа к информационным центрам МВД, которые существуют в каждом федеральном округе и крупном мегаполисе. Только к федеральной информационной системе ГИБДД по всей стране подключено больше 3 тыс. клиентов - это и стационарные посты, и "мобильные пользователи" (доступ осуществляется со смартфонов, чаще всего HTC), и автоматизированные комплексы проверки номеров автотранспорта («Сова-2» или «Поток»), и отделы ГИБДД по регистрации автотранспорта. А теперь – и патрульные автомобили.
Пока что подобным автоматизированным рабочим местом (АРМ) для полноценной мобильный и автономной работы сотрудников ГИБДД оснащено только две машины (в Москве и Санкт-Петербурге), но до конца сентября их станет уже двенадцать, дальше – 22 и т.д. - каждый месяц планируется увеличивать это число минимум на десять единиц техники. Машины-то есть, осталось добавить туда соответствующее оборудование. Причем, часть из них будет без цветографических надписей, поскольку они будут предназначены для работы в "связке" с переносными камерами фиксации нарушения скорости: такие "треноги" уже выставляют в местах с оживленным движением. Причем, если данные о нарушении скорости записываются на флешки и сдаются в конце смены, то информация о государственных номерных знаках нарушителей может оперативно передаваться на АРМ сотрудников ДПС для проверки их, скажем, на угон в автоматическом режиме. Основной получатель новой техники - Специализированный полк дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Автоматизация патрульных машин проведена с помощью специальных автомобильных ПК Excilon Standart, которые специально для этого проекта собирает компания «Эксиленд» из Москвы. В компании "Росби Информ Ко", официальном исполнителе ИТ-проекта по автоматизации, пошли на закупку готовых решений по той причине, что все специальные ПК этой марки полностью сертифицированы в РФ для использования именно в автомобилях: такое решение экономило несколько месяцев на оформлении бумаг. Причем, несколько десятков комплектов уже собраны и находятся на складе интегратора проекта в Санкт-Петербурге: их оттуда доставляют в автомастерскую для монтажа по необходимости.
Центральный блок (ЦБ) таких компьютеров в машинах ДПС устанавливаются в специальную нишу за бардачком Ford Focus: там они удачно крепятся и не мешают подушке безопасности. Системные параметры достаточно скромные и позволяют решать только задачи "боевого применения": ни о каком доступе в Сеть для просмотра сайтов или общения в чатах речи не идет.
Рабочая температура автоматизированного рабочего места сотрудника ГИБДД укладывается в весьма широкий диапазон: от -18 до +60 градусов, что вполне подходит для нашей страны. Обычно "компьютеризированные" машины "ночуют" в отапливаемом гараже, поэтому даже самые страшные морозы встроенному компьютеру не страшны. Кстати, система включается только при запуске двигателя, причем каждый раз милиционерам придется вводить свой индивидуальный пароль. После аутентификации система устанавливает связь с информационным центром и отправляет туда данные о том, кто заступил на дежурство, и какие запросы в течение этой смены выполнялись.
Чем-то автомобильный компьютер, составляющий основу автоматизированного рабочего места сотрудника ДПС, напоминает самый обычный нетбук. Судите сами: процессор Intel Celeron ULV600, чипсет Intel 852GM+ICH4, 1 ГБ оперативной памяти, а жесткий диск заменен SSD-накопителем емкостью 8 ГБ. В качестве основного органа управления используется сенсорный дисплей с диагональю 7 дюймов и разрешением WSXGA. Габариты центрального блока небольшие - 230 x 180 x 58 мм. Есть отдельное гнездо для SIM-карты, а сам GPRS/EDGE/HSDPA модем смонтирован внутри корпуса. Дисплей компьютера, кстати, устанавливается в стандартное 2DIN-гнездо на приборной панели автомобиля. Потребляет весь комплекс не более 100 Вт, а для его охлаждения не требуется вентилятор. В дополнение, к компьютеру может быть подключен чековый термопринтер Zebra MZ 320 (ширина печати – 73.6 мм) с термографической бумагой прямой печати, на которой можно печатать протоколы (такая форма принята за основу юридическим управлением ГУВД по Санкт-Петербургу – все законно). Кроме того, в комплект входит и кассовый POS-терминал для оплаты штрафов на месте. И, конечно, антенна «Антей» 902 с усилением 9 dBi для более стабильной связи с сотовой сетью. Опционально в такие автомобили добавляют GPS/Глонасс приемник, который указывает текущее местоположение транспортного средства в специальной системе управления мобильными нарядами - это устройство тоже оснащено выносной антенной. Еще одна штыревая антенна на крыше - для радиостанции.
Стоимость каждого комплекта по госзаказу составляет 83 тыс. руб. - в эту сумму входит как само "железо", так и его установка и настройка. Существующее решение можно корректно устанавливать на автомобилях Ford Focus. Его можно поставить и на ВАЗ 99, но там дисплей приходится крепить саморезами к пластиковой панели над бардачком - получается не очень красиво.
Со временем к комплектации подобных систем добавятся и автономные видеорегистраторы для записи происходящего за пределами машины, а при общении инспектора с водителем в салоне объектив будет поворачиваться для того, чтобы записывать и этот диалог. Карточки памяти на 16 ГБ хватает на всю смену - выключать его будет запрещено, а по окончании смены данные в подразделении будут копироваться на специальную систему хранения - архив будет сохраняться как минимум три месяца, для разбора возможных жалоб.
В настоящий момент в подразделения ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга уже поступили 42 таких устройства (стоимость каждого – порядка 11 тыс. руб.), их число будет только увеличиваться со временем. Кроме того, очень вероятно, что к бортовому компьютеру получится подключить все дополнительное оборудование, установленное в машине – тот же прибор «Визир» или камеру, подключенную к радару, чтобы изображение выводилось на большой экран дисплея. В идеале, съемка нарушения будет записываться в отдельные файлы, которые нельзя модифицировать из машины, с указанием времени и GPS-координат его совершения. От таких доказательств уже не отбиться. Но и поля для коррупции не остается: если нарушения на отснятом видео нет - никакой протокол так просто не составить.
Коммуникационным центром такого автомобиля является специальное ПО «Росби Терминал» v. 5.3, которое приведено в полное соответствие с требованиями специального приказа МВД России от 03.12.2007 №1144. Среди прочего, оно обеспечивает сотрудникам ГИБДД доступ в реальном времени к интегрированным банкам данных Госавтоинспекции с целью проверки транспортных средств, лиц ими управляющих, документов на транспортные средства и водительских документов. Кроме того, ПО позволяет сразу проверить, есть ли у водителя задолженность по транспортному налогу. Фактически, не сходя с места и без утомительных запросов по радиоканалу, инспектор может не только уточнить предыдущие правонарушения водителя, но и обязать его явиться в суд в случае неуплаты налога. Теоретически можно, конечно, предложить нарушителю заплатить все штрафы на месте, но здесь сказывается ИТ-несогласованность ГИБДД: получить реквизиты стороннего подразделения, которое выписало штраф, через подобную систему просто невозможно. Во всяком случае, пока.
Подобные решения позволяют оперативно отловить так называемых "лишенцев", которые передвигаются на автомобилях, не имея на это никакого права. К примеру, водитель лишен права управления ТС на несколько месяцев или лет (и это сразу видно по запросу в информационный центр), а права "забыл" сдать и продолжает ездить с ними на автомобиле. В таких случаях документы, конечно, сразу изымаются и составляется соответствующий протокол. Кроме того, можно "отловить" и лиц, находящихся в розыске - в том же Санкт-Петербурге за девять месяцев эксплуатации "тестовой" машины подобные случаи бывали: тогда автомобиль остается на обочине, а самого водителя пристегивают наручниками и доставляют в ближайшее УВД.
Причем выявить - это лишь часть дела, надо же еще и оформить документы на месте. Если речь идет о протоколе административного нарушения, все реализуется без утомительной писанины: данные о ТС нарушителя и координаты его водительского удостоверения автоматически добавляются в соответствующие поля протокола, а инспектору достаточно указать статью нарушения по КОАП, "вбить" данные с внешних приборов контроля - и все готово. Как говорят инспекторы, скорость подготовки документов увеличилась фантастически - в несколько раз. Причем печать сформированных электронных документов на бланках установленного образца с использованием принтера организуется немедленно: одна копия водителю, вторая - инспектору ДПС. Одновременно с этим происходит дистанционное сохранение сформированных электронных документов лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, в базе данных «Адмпрактика» ФИС ГИБДД. Заполнять бумаги с отчетом по смене инспекторам ГИБДД тоже не будет никакой необходимости – вся статистика работы автоматически будет загружаться на сервер соответствующего батальона ГИБДД.
Функция оплаты всевозможных штрафов тоже полезна. Правда, не наличными, и не в карман инспектору, а по банковским картам на соответствующий счет в Федеральном Казначействе - с помощью USB устройства VeriFone Vx810, которое обслуживается в "Сбербанке" с соблюдением всех стандартов проведения банковских платежей и использованием транспортной инфраструктуры передачи данных ФИС ГИБДД. По факту оплаты в базе данных ФИС ГИБДД автоматически проставляется соответствующая отметка - таким образом, водителю уже не надо уведомлять территориальное подразделение ГИБДД о том, что штраф внесен.
В среднем, за 12-часовую смену у сотрудника ГИБДД проходит до сотни проверок номеров автомобилей и водительских удостоверений. Примерно 20-30 нарушений выявляется с составлением протоколов. При средней стоимости штрафа в 300 руб. и желании как минимум каждого второго водителя заплатить картой, "окупаемость" системы проходит очень быстро.
Монтаж и пуско-наладочные работы по оснащению машины ДПС автоматизированным рабочим местом занимают всего один рабочий день. Сначала крепится ЦБ, потом монитор, установка которого требует дополнительных работ. Кстати, установка оборудования происходит в самой обычной мастерской - для того, чтобы смонтировать компьютер, нужны лишь базовые навыки установки автосигнализации - это нисколько не сложнее.
Перед тем, как устанавливать компьютеры в машины ДПС, на них устанавливается необходимое ПО: это лицензионная версия Windows XP с "обрезанным" функционалом, драйверы для мобильного модема, а также ПО «Росби Терминал» для связи с федеральной информационной системой ГИБДД. Антивирусный пакет и Firewall для таких комплектов часто не нужен - подключаясь к сети эти компьютеры находятся в доверенной зоне, защищенной от «большого Интернета»: передаваемая ими информация идет по VPN-тоннелю, дополнительно шифруется и дальше базовой сети оператора связи не уходит. Кроме того, возможности подключения любых внешних USB-устройств, включая флешки, не предусмотрено.
На финальной стадии устанавливаются SIM-карты, которые поставляются для этого проекта компанией "МегаФон" и передаются интегратору на ответственное хранение в самом начале действия проекта. Когда какую-то конкретную SIM-карту приписывают к определенному экипажу ДПС, оператор связи дистанционно присваивает ей все необходимые параметры для работы в закрытой группе абонентов. Кроме того, на этом контракте "отрезается" возможность голосовой связи и SMS - только обмен данными. После установки модема и SIM-карты происходит привязка IMEI устройства к аппаратной конфигурации компьютера - использовать ее в другом устройстве не получится. Кроме того, все запросы инспектора к информационным ресурсам МВД записываются: если прошли данные об автомобиле в розыске, на эту ситуацию должен быть создан рапорт. Если челове в розыске - протокол задержания. В случае, если попытка составить протокол по административному правонарушению вдруг по какой-то причине была прервана - будет проведено отдельное расследование.
Кстати, система проходит полную настройку еще до передачи сотрудникам милиции - все делается "под ключ". Не смотря на то, что в штате подразделений есть свои сотрудники, отвечающие за ИТ и связь, интегратору проще настроить все силами своих программистов - это резко снижает число обращений за сервисной помощью.
Все SIM-карты для подобных комплексов, как и для мобильных пользователей, работающих на базе смартфонов, подключены по специальному федеральному тарифу компании «МегаФон» для спецпотребителей: 25 МБ в месяц на каждого "пользователя" за несколько сотен рублей в месяц. Как говорят специалисты компании "МегаФон", больше и не надо - ни один клиент подобный лимит еще не исчерпывал. Особенность ТП - нулевая стоимость внутрисетевого роуминга на передачу данных. Один сеанс «запрос-ответ» в шифрованном виде составляет не больше 1 кБ информации, никакое видео по системе пока не гоняется, а если модем "выпадает" из сети 3G в EDGE, скорости доступа к федеральным информационным системам все равно хватает. Разумеется, у подобных SIM-карт есть приоритет вызовов в сети «МегаФон» - на загруженных БС их запросы будут обслужены в первую очередь, даже если для этого придется "сбросить" других абонентов.
Для реализации подобного проекта "МегаФоном" были организованы выделенные защищённые сети VPN (Virtual Private Network). В данном случае, VPN ГИБДД изолируется в объединённой EDGE/3G-сети и IP-сети МегаФона. Подобные каналы необходимы для обмена информацией и доступа к защищённым базам данных. Кроме ГИБДД, потребителями подобного рода услуг являются: ФСО России, ФСБ России, МВД России, МЧС России и другие государственные и крупные коммерческие структуры (промышленные предприятия, банки, ведущие компании, специализирующиеся в области беспроводной охраны, сигнализаций, удалённого мониторинга и управления).