Уже на следующей неделе свои двери откроет Международный автосалон в Париже, времени анонсировать что-то заранее остается все меньше. Далеко не все производители спешат раскрыть карты перед мотор-шоу, так что Франция покажет немало сюрпризов. Каких именно, мы расскажем через две недели в отдельном материале, а сейчас остается время полюбоваться на новый баварский концепт – BMW Concept 6 Series Coupe.
Итак, Concept 6 Series Coupe – классическое купе с посадочной формулой 2+2. Стоит учитывать, что статус концепта тут лишь условный, модель в неизменном виде пойдет в серию. В значительной степени экстерьер BMW Concept 6 Series Coupe перекликается с кузовом Grand Coupe Concept, но отличия не заканчиваются на разном количестве дверей. Наследственных признаков в концепте немного, при прямом сравнении существующего купе 6 Series можно вспомнить разве что базовые признаки баварских автомобилей: агрессивный прищур фар, «ноздри» передней решетки, изгиб Хофмайстера, характерное горизонтальное ребро, растянувшееся вдоль всего профиля автомобиля. Именно благодаря этим фирменным отличительным элементам и сохранению пропорций в Concept 6 Series Coupe безошибочно узнается BMW. Не менее удивительно другое: новый концепт создан под руководством дизайнера Адриана ван Хойдонка, при этом именно он внес основной вклад в проработку экстерьера современной 6 Series, хотя шеф-дизайнером BMW тогда был легендарный Крис Бэнгл. Это подтверждает профессионализм Адриана ван Хойдонка: этот человек не ограничивается одинаковыми образами и может создавать автомобили с разной внешностью и характером.
Не меньше изменений коснулось и интерьера BMW Concept 6 Series Coupe. Архитектура салона усложнилась, однако окружающее водителя и пассажиров пространство сохранило присущую BMW строгость. В интерьере концепта дизайнеры использовали бежевые и кремовые оттенки, что придает ему легкость, делает его воздушным. Центральную консоль развернули к водителю, при этом сохранилась характерная «волна» между переключателем режимов автоматической трансмиссии и многофункциональным манипулятором мультимедийной системы. Большая часть элементов салона, включая переднюю панель, рулевое колесо и обивку дверей, обшита кожей. Также использована отделка натуральным деревом и матовым алюминием. Техническая начинка представлена 10-дюймовым дисплеем системы iDrive и музыкальной установкой Bang & Olufsen с 16 динамиками. А вот о жителе подкапотного пространства в BMW не говорят. Готовят сюрприз?
Ждать публичной премьеры BMW Concept 6 Series Coupe недолго: в конце месяца концепт привезут в Париж. Серийная версия может появиться в начале следующего года.
Уже сегодня можно не сомневаться в успехе будущего BMW 6 Series. А ведь серийная версия даже не была представлена, не говоря уже о полном отсутствии информации по части силовых агрегатов. Основой такой уверенности могут служить два основополагающих фактора. Как минимум, модель будут покупать из-за преданности марке. В оптимистичном сценарии немецкое купе будет обладать отличными характеристиками и потребительскими качествами. А еще будет спортивная M6... В общем, BMW 6 Series не имеет шансов на провал. Наверняка, каждый производитель сегмента дорогих купе мечтал бы о такой уверенности. Впрочем, хватает ее не только опытным и известным брендам. Так, совсем недавно началось серийное производство нашумевших спорткаров Marussia. Задумка Николая Фоменко сбылась: в России появился собственный автомобиль, играющий в столь высокой лиге. И хотя будущее его начинания все еще довольно туманно, генеральный директор Marussia излучает уверенность и полон оптимизма. Такой настрой не помешал бы и будущим клиентам Marussia.
Первые шоу-кары Marussia появились на публике еще в конце 2008 года, и тогда мало кто верил в возможность реального производства. Стоит отдать Николаю Фоменко должное, именно он является тем локомотивом, который дотянул концепты Marussia до серийного статуса. Одновременно станут доступны две премьерные модели: B1 и B2. За существенно различающейся внешностью скрыты совершенно одинаковые технические характеристики. Над двигателями спорткаров трудились специалисты британской компании Cosworth. Именно это моторное ателье сделало силовой агрегат для легендарного Ford Escort RS, а также занимается разработкой и производством двигателей для Формулы-1 с 1963 года. Специально для Marussia были подготовлены два мотора V6: атмосферный 3,5 и турбированный 2,8. Базовым в линейке станет агрегат с большим объемом, он будет иметь следующие характеристиками: 300 лошадиных сил и 410 Нм крутящего момента. Турбонаддув позволит двигателю с меньшим объемом стать обладателем более выраженных спортивных данных: 360 лошадиных сил и 520 Нм при тех же 4000 оборотах в минуту. Более того, будет доступна дополнительная модификация 2,8 Turbo, мощность в которой доведут до 420 л.с., а крутящий момент достигнет 600 Нм. Все купе будут обладать классическим для спорткаров задним приводом. Трансмиссия предлагается только 6-ступенчатая автоматическая. Вне зависимости от выбора модели снаряженная масса автомобилей не превысит 1100 кг. Силовая конструкция представлена пространственной рамой. Время разгона с 0 до 100 км/ч в зависимости от выбранного двигателя будет варьироваться от 4,7 до 3,8 секунд – очень неплохой показатель.
Николай Фоменко утверждает, что Marussia – действительно российские автомобили. Около 80% компонентов и комплектующих производятся на территории России, здесь же осуществляется и ручная сборка спорткаров. Оставшаяся доля элементов будет импортироваться, партнерами выступают автомобильные фирмы, например, KW. Первый шоу-рум Marussia уже открыт по адресу г. Москва, ул. Тверская, 17, предварительная цена на автомобили B1 и B2 составит 100 тысяч евро, производство запущено, доступен заказ. Планы Николай Фоменко строит поистине грандиозные: к 2014 году будет собираться до 10 тысяч экземпляров ежегодно. В скором времени можно ожидать и расширения производства: с весны следующего года на конвейер поступит внедорожник F2 с неординарной внешностью, а в сентябре 2011 на Международном автосалоне во Франкфурте Marussia обещает удивить гостей и журналистов совершенно новым концептом. Смелые планы, ждем соответствующей реализации.
Последнее десятилетие стало не самым удачным для Saab. Падение спроса, постоянные финансовые проблемы, угроза полного закрытия заводов и прекращения производства. Несмотря на относительно успешное прохождение экстремума этого кризиса, будущее шведской компании все еще остается под вопросом. Модель 9-3 давно покрыта сединой, а новый седан 9-5 никак по-настоящему не заиграет в премиальной лиге. О серьезных сюрпризах от Saab мы и вовсе позабыли. Инновации? Вряд ли. Возможно, шведы чем-то удивят в Париже? Такая вероятность действительно имеет место быть. Ранее в Saab планировали представить очередной рестайлинг 9-3, однако о нем давно не слышно. Зато во Франции мы определенно увидим первый электрокар от Saab. Это модель 9-3 ePower, и она недалека от серийного производства.
Логический ряд никак не вяжется: самолеты, турбомоторы, электрокары… И кто надоумил Saab заняться выпуском электрокаров? Не за высокие технологии ценят шведские автомобили. Но желание выжить в меняющемся мире диктует производителям свои правила. Соответствующего опыта у автомобильной компании нет, приходится тщательно выбирать партнеров. Общее управление проектом отдано Innovatum, батареи будет производить Boston Power, остальные компоненты электрической установки поставят шведские компании Electroengine и Power Circle. За основу же был взят универсал Saab 9-3. Удивительно, что компания не выбрала менее тяжелый хэтчбек, однако на все нашлись разумные объяснения. В Saab хотят сделать практичный электрокар, который бы отлично подошел к ежедневной эксплуатации. Что может быть практичнее универсала?
В результате выбора технической платформы на данный момент уже достаточно точно сформировано техническое задание на будущий электрокар. Он будет иметь электрический двигатель мощность 184 лошадиные силы, общая емкость литий-ионных аккумуляторных батарей составит 35,5 кВт*ч. Шведы обещают, что аккумуляторы будут обладать рекордно малым весом и размерами. Батареи расположатся в самом низу Saab 9-3, где раньше пролегала система выпуска отработавших газов и топливный бак. Накопительный элемент пройдет максимально жесткие испытания: аккумуляторы должны исправно работать при температуре окружающего воздуха до – 30O C, а средний срок эксплуатации обязан быть больше 10 лет. Электромотор соединен с односкоростной трансмиссией, выбор водителя ограничен четырьмя позициями селектора: драйв, нейтральная, стоянка и задняя скорость. Электрокар 9-3 ePower может разгоняться с 0 до 100 км/ч за 8,5 секунд, а максимальная скорость составит 150 км/ч. Аккуратное управление автомобилем позволит на полностью заряженных аккумуляторных батареях проезжать до 200 км.
Из дополнительного оснащения сообщается о наличии электрогидравлического усилителя рулевого управления. Удивительно, что в Saab выбрали именно этот вариант, ведь зачастую сообщается о большей топливной экономичности полностью электрического устройства. Не будет электрокар 9-3 ePower обделен и системой климат-контроля. Отвечать за питание источников света и других потребителей электроэнергии будет отдельная батарея с напряжением 12 В. Она будет питаться от основного аккумулятора. Заряжать 9-3 ePower можно будет от бытовой электросети, процесс займет от трех до шести часов.
Несмотря на довольно привлекательные характеристики Saab 9-3 ePower и готовность компании начать производство в ближайшее время, по-настоящему серийным электрокар не станет. Тестовая партия из 70 автомобилей будет собрана в начале следующего года, дорожные испытания продлятся до 2012 года. К 2015 году аналитики Saab прогнозируют мировые продажи электрокаров на уровне 500 тысяч ежегодно. Компания планирует занять часть нового рынка, поэтому согласно оптимистичному плану к 2015 году можно ожидать серийного автомобиля.
Одновременно с публикацией планов Saab по выпуску пробной партии электрических автомобилей аналогичный пресс-релиз поступил от General Motors. Довольно любопытная ситуация: еще недавно Saab принадлежал GM, а теперь производители уже в некотором роде конкурируют. Но сравнивать масштабы двух компаний бессмысленно, перейдем к описанию электромобиля GM. Создать такое транспортное средство планируют на базе седана Chevrolet Cruze. Испытания на дорогах общего пользования будут проводиться в Южной Корее.
Характеристики Chevrolet Cruze EV очень близки к данным Saab 9-3 ePower: батарея емкостью 31 кВтч, электромотор мощность 201 лошадиная сила. Небольшой электрический седан будет способен разгоняться с 0 до 100 км/ч за 8,2 секунды, максимальная скорость – 165 км/ч. Это несколько превосходит возможности 9-3 ePower, однако Cruze EV обладает меньшим запасом хода: 160 км. Кстати, аккумуляторные батареи будут произведены в Южной Корее компанией LG Chem. Полная зарядка от источника электричества с напряжением 220 В займет от 8 до 10 часов, но будет поддерживаться и режим быстрой подзарядки. Президент GM Daewoo (именно это подразделение сконцентрирует силы на разработке Chevrolet Cruze EV) Майк Аркамон верит в практические неограниченные возможности инженеров GM. По его мнению, уже через год компания сможет закончить тесты и перейти к серийному производству автомобиля, основой которому станет Chevrolet Cruze EV. Однако вряд ли концерн рассматривает эти планы в качестве серьезной задачи: больший акцент сделан на теоретических способностях и сотрудничестве с LG Chem.
Великобритания не останется в стороне от Международного парижского мотор-шоу. На данный момент доступно очень немного информации о новинках, которые готовит Лондон, но сомневаться в их яркости и значимости не приходится. Например, легендарная компания Lotus готовится к мировой премьере Elite. Несмотря на созвучное название, это не будет в очередной раз переработанный Lotus Elise. Британцы обещают шокировать мир совершенно новым гибридным суперкаром! Специалисты Lotus Engineering не раз сообщали о проектах по созданию прототипов гибридных автомобилей, однако форм-фактор Elite очень необычен для Lotus. Британские специалисты привыкли фокусировать на максимальном снижении веса, оттачивании настроек подвески. Все тот же Lotus Elise первой серии весил всего 725 кг! По этому параметру новый Elite далеко позади: 1650 кг. Весит больше, чем два Elise. А как едет? Судя по заявленным данным, в два раза лучше Elise! Расположенный в пределах колесной базы (над передней осью) огромный 5-литровый V8 имеет просто неприличную для Lotus мощность – 620 лошадиных сил. Стоит добавить сюда 720 Нм крутящего момента и задний привод, как получается один из самых быстрых спорткаров современности: разгон с места до 100 км/ч отнимет от 3,5 до 3,7 секунд, максимальная скорость ограничена на отметке 315 км/ч.
Теперь о том, что мы имеем на данный момент. На следующей неделе в Париж прибудет всего лишь концепт от Lotus Cars. По сути это лишь оболочка Lotus Elite, которая еще может измениться. Кузов спортивного купе будет иметь длину 4,6 метра при ширине 1,9 и высоте 1,32. Помимо двух раздельных сидений спереди пассажирам предоставляется два места сзади (посадочная формула 2+2). Кроме того, Elite не является настоящим купе. На самом деле это кабриолет с жесткой складываемой крышей. Все это очень хорошо и даже интересно, но где же обещанная в начале гибридная версия? Судя по предоставленной информации, гибрид опционален. Хочешь, покупай простой Lotus Elite с мощным бензиновым двигателем, но можно выбрать и версию с интегрированным электромотором. Каким именно образом будет реализована данная функция, производитель не сообщает. Однако уже даны обещания, что Lotus Elite будет полноценным гибридом, то есть сможет какое-то расстояние проезжать только за счет электромотора. Не обойдется и без рекуперативной системы: на извилистых треках с частыми и резкими торможениями можно будет неплохо сэкономить топливо. Гибридная версия Lotus Elite будет доброжелательно относится к окружающей среде: 215 г/км выбросов CO2.
Посмотреть на очень необычный для Lotus Cars автомобиль можно будет на Международном автосалоне в Париже уже совсем скоро. Но задумываться о приобретении любопытного спорткара рано: первые серийные автомобили поступят к официальным дилерам не ранее весны 2014 года. Предположительная цена – $170 000.
Многие крупные автомобильные производители ходят вокруг да около электрокаров, а за серийное производство взяться не решаются. Рационализм и практичность использования транспортных средств с электрическим двигателем все еще стоят под вопросом. Не является отлаженным и производство: крупные отзывы в связи с ненадежными элементами характерны и для автомобилей с ДВС, поэтому к производству электрокаров необходимо подготовиться максимально тщательно. Вот и выпускают компании тестовые версии одна за другой. Сегодня мы уже поговорили о предсерийных Saab 9-3 ePower и Chevrolet Cruze EV, на очереди Mercedes-Benz. В ближайшем времени на дорогах Европы появится A-Klasse E-CELL, по результатам тестов которого решится дальнейшая судьба развития массового электрического транспорта в Германии.
Это не первый опыт немецкого автомобильного концерна Daimler по созданию электрокаров. Ранее уже были созданы B-Klasse F-CELL, в котором использованы водородные топливные элементы, и Smart ForTwo Electric Drive. Третий по счету тестовый автомобиль с электрическим двигателем без использования внешний источников энергии сможет проезжать 200 км. Как и раньше, это сугубо городской автомобиль. Два отсека с батареями расположились под днищем A-Klasse E-CELL. Новые литий-ионные аккумуляторы на 30% более емкие (36 кВтч), чем используемые ранее в тестах никель-металл-гидридные батареи аналогичных размеров и веса. Электродвигатель имеет вполне заурядные технические характеристики: 95 лошадиных сил и 290 Нм. В неспешном потоке плотного городского трафика этого наверняка вполне хватит, хотя производитель предусмотрел имитация кикдауна: при резком нажатии на педаль акселератора электромотор переходит в режим форсажа, что позволяет хэтчбеку разгоняться с места до 60 км/ч за 5,5 секунд. Время выполнения более привычного упражнения 0-100 км/ч производитель не приводит. Максимальная скорость ограничена настройками: электронный поводок не позволит разогнаться быстрее 150 км/ч.
От сети с напряжением 230 В за 8 часов Mercedes-Benz A-Class E-CELL зарядит свои батареи для преодоления 100 км. При использовании уличной станции подзарядки или специального промышленного оборудования аналогичный процесс займет не более трех часов. В результате процесс полной зарядки в домашних условиях займет не менее 16 часов – это очень много. К дополнительным возможностям нового Mercedes-Benz A-Class E-CELL стоит отнести интеллектуальную систему климат-контроля. Во время неспешной зарядки дома или использования уличной станции автомобиль автоматически подогревает или охлаждает салон до заданной водителем температуры, в результате даже в самом начале поездки климат в A-Class E-CELL будет наиболее благоприятный. Благодаря специальному программному обеспечению проверить уровень батарей или статус зарядки можно удаленно, необходимо только иметь компьютер или смартфон с доступом в глобальную сеть.
Первые 500 автомобилей будут произведены на заводе в немецком городе Раштатт уже текущей осенью. Это будет тестовая партия, электрокары разойдутся по улицам Германии, Франции и Нидерландов. О дальнейших планах концерна Daimler мы наверняка узнаем уже совсем скоро.
Не отстает и Hyundai. О возможности создания электрокара с названием BlueOn слухи ходили давно, теперь стали известны официальные данные новинки. Первый серийный автомобиль с электрическим приводом от южнокорейского гиганта будет построен на базе компактного хэтчбека i10. На разработку потратили всего 1 год и $34 миллиона – очередной рекорд сокращения издержек. Автомобиль Hyundai BlueOn будет оснащен литий-ион-полимерными батареями SK Energy общей емкостью 16,4 кВтч. В сравнении с никель-металл-гибридными источниками энергии новые литий-ион-полимерные при сохранении технических характеристик весят на 30% меньше и занимают на 40% меньше объема, а в крошечном Hyundai i10 каждый кубический сантиметр на счету. При разгоне 0-100 км/ч за 13 секунд и максимальной скорости 130 км/ч BlueOn вполне подойдет на роль небольшого городского автомобиля.
Одной полной зарядки Hyundai BlueOn хватит для преодоления 140 км. Это стандартный показатель, далеко не лучший в области. Но удивляет время подзарядки: при использовании 380-вольтового источника достаточно всего 25 минут. Если говорить о более привычном напряжении бытовой электросети 220 В, то домашней розетки достаточно будет для получения 80-процентного заряда за те же 25 минут.
В октябре будут произведена пробная партия из 30 Hyundai BlueOn. Автомобили распределят по государственным предприятиям Южной Кореи. По результатам тестов в повседневной эксплуатации разработчик может внести некоторые коррективы в техническое устройство электрокара, после чего автомобиль поступит в производство. Случится это уже в 2012 году. Компания Hyundai планирует ежегодно производить по 2500 экземпляров Hyundai BlueOn. Скорее всего, большая часть тиража будет расходиться в Южной Корее. Текущие эксперименты компании не поражают воображение, однако планы на будущее впечатляют. К 2020 году Hyundai планирует перевести 20% всего пассажирского транспорта страны на электрическую тягу.
Столько новостей от Saab, GM, Lotus и Hyundai, и никаких известий от лидера гибридного рынка – Toyota. Но японцы не остались безучастны на этой неделе. Они объявили о подготовке шести новых гибридных моделей до конца 2012 года. Не очень много, учитывая прежние планы Toyota о полном переходе на производство исключительно гибридных автомобилей к 2020 году. Точной информации о новинках не сообщается, неизвестны даже названия и форм-фактор. Возможно, часть анонсов запланирована на Международный автосалон в Париже.
Несмотря на скрытность Toyota, некоторые точные планы на ближайшее будущее компания все же декларировала. Гибридный бестселлер Prius в скором времени получит подключаемую версию, которая позволит заряжать батареи от внешнего источника. Стоимость такого Prius будет примерно на $5000 больше стандартной модели, лишенной данной функции. Увидеть до конца текущего года мы можем еще одну достаточно значимую премьеру – RAV4 EV. Электрический кроссовер в данный момент разрабатывается совместно со специалистами Tesla Motors. Принять новинку собирается Лос-Анджелес 2010, серийное производство намечено на 2012 год.
К грядущему событию в Париже в Peugeot просто обязаны подготовиться как никогда серьезно: мало того что автосалон самый родной, так еще и марка празднует свое двухсотлетие! Уже сегодня понятно, что с поставленной задачей в компании справились отлично. Подтверждает это концепт Peugeot EX1 – потрясающий электрический родстер.
Описание невозможно начать с чего-то кроме внешнего вида. Концепт выглядит невероятно: отличный новый стиль французской компании, огромный капот, широко расставленные передние колеса и сужающийся к корме кузов, заканчивающийся на задних колесах с достаточно узкой колеей. В целом экстерьер очень необычен, хотя похожие решения от Peugeot мы уже видели: в далеком 1996-ом году это был концепт Peugeot Asphalte, а в 2005-ом нам показали 20Cup, проповедавший ту же философию дизайна.
При переходе к изучению технической части шок только усиливается. Концептуальный Peugeot EX1 имеет два электромотора, по одному на каждую ось транспортного средства. Пиковая суммарная мощность достигает впечатляющих 340 лошадиных сил, при этом в любой момент времени на каждую ось можно передать 240 Нм крутящего момента. Питает мощные электрические двигатели литий-ионная батарея. Все эти цифры не воспринимаются всерьез, ведь это всего лишь концепт, и данные попросту нереалистичны. Но по заявлению официальных представителей Peugeot полностью функционирующий EX1 уже успел побить международный рекорд разгона электромобилей по версии Международной автомобильной федерации!
Основной задачей разработчиков была оптимизация веса и аэродинамики кузова. Не остался в стороне вопрос безопасности: водителя и пассажира защитит карбоновый монокок. На дизайне фантазия французов не иссякла, Peugeot EX1 имеет ряд дополнительных интересных особенностей: двери открываются в обратную сторону, а асимметричное ветровое стекло спроектировано таким образом, что позволит водителю и пассажиру не использовать шлем, даже на предельных скоростях стремительный поток воздуха пойдет в обход пространства салона. Сомнений в уникальности Peugeot EX1 не остается.
Месяц назад мы уже обсуждали соревнования Progressive Automotive X-Prize и его участников. Узнать информацию об условиях вы можете в 64-ом выпуске Автодайджеста. Сейчас же мы сразу перейдем к победителям премии. Лучшим в основной категории (mainstream) признан автомобиль с простым и логичным названием Very Light Car No. 98. Транспортное средство действительно очень легкое: всего 377 кг, это примерно четверть массы среднего серийного легкового автомобиля. Что примечательно его создатели не использовали дорогостоящие экзотические материалы, шасси и кузов состоят в основном из стали и алюминия. За создание Very Light Car No. 98 команда Edison2 получила главный приз Progressive Automotive X-Prize – $5 миллионов.
Можно предположить, что Very Light Car No. 98 – электромобиль, ведь именно этот вид транспорта считается одним из самых перспективных и экологичных. В действительности инженеры Edison2 использовали небольшой двигатель внутреннего сгорания, работающий на этаноле. Его объем составляет всего 250 кубических сантиметров (0,25 литра). Средний расход топлива во время продолжительных испытаний составил 2,3 литра на 100 км. Далеко не рекордный показатель, однако в Progressive Automotive X-Prize учитывались также такие параметры, как практичность, безопасность и возможность повседневной эксплуатации.
Основатель Edison2 Оливер Каттнер раскрыл планы на ближайшее будущее – запустить серийное производство аналогичного победившему автомобиля с розничной ценой около 20 тысяч долларов. Часть выигранной суммы пойдет на разработку автомобиля следующего поколения. Основной задачей команды победителей станет создание практичного транспортного средства с более привычной простому автомобилисту внешностью. При этом первостепенной значение малой массы и расхода топлива не отменяется.
Итак, $5 млн досталось команде Edison2. Куда ушла вторая половина 10-миллионого призового фонда? Ее поделили между Li-Ion Motors и Team X-Tracer. Первую признали лучшей в классе двухместных транспортных средств, где водитель и пассажир сидят в ряд (боком друг к другу). Их электромобиль Wave II согласно разработанной учредителями премии Progressive Automotive X-Prize методике перерасчета потребляемой энергии аккумуляторов в расход сжигаемого топлива потребляет всего 1,25 литра на 100 км.
Второй командой, получившей чек на $2,5 млн стала Team X-Tracer из Швейцарии. Ребята создали электрическую повозку E-Tracer. Она относится к несколько другому классу, где количество колес нерегламентировано, а место единственного пассажира находится за сиденьем водителя. В перерасчете на жидкое топливо электрический E-Tracer потребляет те же рекордные 1,25 литра на 100 км. Конструкция шасси оригинальна: при езде E-Tracer трудно отличить от классического байка с окружающим водителя и пассажира карбоновым коконом, но в состоянии покоя и движения на малых скоростях из боковин экзотического транспортного средства выдвигается пара дополнительных колес для стабилизации.
Напомним, что изначально заявки на участие подали 111 команд, участникам дали 30 месяцев для разработки транспортного средства. Конкурс Progressive Automotive X-Prize позволил энтузиастам с разных стран и континентов проявить свой талант, а некоторым позволит продолжить исследования в области эффективных автомобилей и, возможно, даже перейти к серийному производству.