Жанр: | Стратегия |
Издатель: | 2K Games |
Издатель в России: | 1С |
Разработчик: | Firaxis Games |
Официальный сайт: | www.civilization5.com |
Минимальные требования: | Core 2 Duo / Athlon X2 64 2?0 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта GeForce 7900 / Radeon HD 2600 с 256 Мб памяти |
Рекомендуемые требования: | Core 2 Quad / Phenom X4 2,4 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта GeForce 9800 / Radeon 4800 с 512 Мбайт памяти |
Дата выхода: | 22 октября 2010 года |
Возрастной ценз: | от 12 лет |
Sid Meier’s Civilization – великая интеллектуальная игра - вновь предстала во всем своем блеске и великолепии, на сей раз - уже в пятый раз. Следуя традициям серии, вам предстоит возглавить нацию и провести народ через века от примитивного первобытно-общинного строя эпохи охотников и собирателей до постиндустриального общества, следующего по пути научно-технической революции и готовящегося к колонизации планет. Погрузившись с головой в тонкости политики, экономики и особенностей военного дела, вы решите судьбы целых континентов и перепишите историю.
Пройти все этапы становления и развития государства от слабой страны до могущественной державы предлагается на стороне Америки, Англии, Аравии, Ацтеков, Египта, Германии, Греции, Индии, Ирокезов, Китая, Персии, Рима, России, Сиама, Сонгая, Турции, Франции и Японии. Каждый народ представлен характерной исторической личностью и имеет свои сильные и слабые стороны. У каждой нации, как водится, есть свои особенности, уникальная боевая единица и уникальное здание. Египтяне быстрее всех строят чудеса света, ирокезы стремительно перемещаются по лесам, а японские воины яростно сражаются, даже будучи тяжело ранеными.
Основная задача в Civilization 5 – стать сверхдержавой на мировой арене, замысловатых сюжетных кампаний здесь не предусмотрено. Способов достижения цели немало. Объявить войну и завоевать все страны или же добиться доминирования, достигнув экономического, культурного или технологического превосходства – решать только вам. Независимо от того, какой путь будет избран, особое внимание необходимо уделять развитию науки и освоению новых технологий.
Освоив работу с бронзой и животноводство, вы сможете строить шахты и фермы. С развитием земледелия и рыболовства небольшие поселения станут стремительно развиваться, превращаясь в процветающие города. Усовершенствовав оружие и навыки строительства, сможете возводить оборонительные сооружения и эффективно защищаться от нападений врагов. Развитие медицины и гигиены позволит свести к нулю эпидемии и болезни среди населения. Благодаря техническому прогрессу, нация становится сильнее и выходит на новый уровень развития в области экономики, военного дела и культуры.
Интересно, что в отличие от предыдущих частей серии, в Civilization 5 нет возможности обмениваться технологиями с другими государствами. Вместо этого страны могут подписать договор о проведении совместных исследований, финансируя научные изыскания на паритетных началах. По окончании сотрудничества, стороны получают открытую технологию (выбирается случайным образом). Однако не все государства, предлагая сотрудничество, руководствуются благими намерениями. Иногда нация подписывает договор об исследованиях со страной, которую намерена захватить. И когда вы растратите значительную часть бюджета на научные разработки, вас просто атакуют, понимая, что денег на снаряжение сильной армии и ведение масштабных боевых действий у вас нет.
Одержать победу в военном конфликте можно лишь используя тонкий стратегический и тактический расчет. Одним из значимых нововведений в игре стала замена разметки поля с четырехугольников на шестиугольники. Теперь вам предстоит еще тщательнее планировать боевые действия, продумывать расстановку и передвижение войск, пути к отступлению, а также просчитывать слабые стороны в неприятельской обороне, ведь возможностей для атаки стало значительно больше. Интересно, что теперь на одной клетке может находиться только один юнит, а не целая орда солдат и техники, как было раньше. Это в корне меняет боевую систему. Если в прошлом главное было сформировать армию по численности больше, чем у соперника, то теперь все иначе. Достаточно грамотно разместить вокруг городов ряд подразделений, и враг долгое время не сможет прорвать это кольцо.
На исход сражения, помимо характеристик юнитов, влияет целый ряд факторов: от типа местности и наличия рядом союзных подразделений до общего показателя уровня счастья нации. Просчитать все это самостоятельно вряд ли удастся, поэтому в игру ввели «боевую сводку». Она появляется перед началом атаки и наглядно демонстрирует вероятный исход боя, отображая сравнение шкал мощи подразделений, а также предполагаемый урон. Рисковать силами впустую не стоит, ведь за одержанную победу войска получают очки опыта и повышают свой уровень, приобретая новые способности. Вдобавок, как и раньше, изучение новых технологий дает возможность модернизировать боевые единицы. Соответственно, просто эксперимента ради губить ветеранов совсем не с руки.
В мирное время страны активно участвуют в гонке технологий и достижений в области культуры, стремясь тем самым превзойти в развитии своих соседей. Вести государство к светлому будущему не составляет труда: во-первых, советники всегда подскажут оптимальный путь развития или решение проблемы, во-вторых, система управления городами стала заметно проще. Бунтарей, наводящих смуту среди жителей, больше не существует. О том, чтобы устроить революцию, саботировать указы правителя или вовсе свергнуть власть, народ даже не помышляет.
Такая покладистость объясняется просто - авторы изъяли из игры возможность выбора государственного строя и религии. Вместо этого, набрав определенное количество очков культуры, вы можете выбрать общественный институт, регулирующий социальную политику государства. Всего их десять, и они отражают такие направления как честь, набожность, меценатство, коммерция, свобода, автократия и так далее. Независимо оттого, что вы выберете, население будет исправно трудиться на благо городов, пополняя казну золотом, обеспечивая рынки продуктами, а заводы и фабрики – сырьем.
Однако на уровень удовлетворенности жителей влияет степень развития инфраструктуры и наличие (или отсутствие) определенных зданий. Чтобы люди не нуждались в воде и пище, необходим амбар и акведук. За образование и науку отвечает университет и библиотека. Повышению уровня культуры способствуют храмы и соборы. Развлекать призваны цирки, театры и чудеса света. Защищают же город от нападений оборонительные стены и военные подразделения, размещающиеся в гарнизоне.
Наравне с империями в игре появились города-государства. Они не участвуют в борьбе за мировое господство, но зато при установлении дружеских отношений могут помочь вам одержать дипломатическую победу. Вместе с тем, лояльно настроенные к вам полисы периодически предоставляют продовольствие, товары роскоши, стратегические ресурсы, боевые единицы и даже повышают уровень культуры. Завоевать их расположение не так уж сложно. Для этого существует несколько способов: самый простой – подарить золото или юнитов, чуть сложнее – выполнить какую-либо просьбу, например, найти чудо природы или защитить от нападения агрессоров.
Города других цивилизаций теперь можно не только аннексировать, но и подчинять, устанавливая на захваченных территориях марионеточное правительство. В последнем случае вы не сможете напрямую управлять городом, развивая инфраструктуру и решая, что строить, зато такие сателлиты исправно платят налоги в казну и предоставляют доступ к территориям и ресурсам. Подобная форма правления имеет определенные преимущества, способствуя росту благосостояния нации и исключая при этом недовольство граждан оккупацией территорий. Оккупации-то никакой нет!
Чем выше уровень развития нации, тем больше вероятность появления в государстве гениальных людей. Талантливые художники, инженеры, торговцы, полководцы, ученые помогают в исследованиях, способствуют развитию экономики, дарят миру величайшие шедевры искусства и открытия. И все вышеописанное организовано так, что уже через полчаса чувствуешь себя в «овальном кабинете» как рыба в воде.
В отличие от своих предшественниц, Sid Meier's Civilization 5 стала намного проще, динамичнее и красивее. Пожалуй, игра лишилась некоторой глубины – канула в лету религия, исчезли революции с выбором формы правления, шпионаж и проблемы экологии (уровень загрязнения окружающей среды). Зато появился ряд нововведений, благодаря которым в игре по-прежнему необходимо разрабатывать тонкие тактические и стратегические ходы, изобретая способы эффективного взаимодействия с соседями. В итоге получилась знакомая поклонникам продуманная интеллектуальная стратегия, которая вдобавок стала доступнее людям, ранее подобным жанром не интересовавшимся.
Графика | Civilization 5 сохранила фирменные черты серии – схематичная карта (теперь расчерченная на шестиугольники), преувеличенно большие юниты и условно обозначенные города. Интерфейс выполнен в элегантном лаконичном стиле, сочетая в себе изысканность и декоративные элементы ар-деко. | 8 |
Звук | Музыкальное сопровождение может похвастаться красивыми оркестровыми композициями, которые не только иллюстрируют текущую эпоху, но и оживляют происходящее на экране. Звуковые эффекты, вроде свиста выпущенной из лука стрелы, звона стали или грохота орудий придают сражениям дополнительный колорит. | 8 |
Одиночная игра | Игра отличается детальной проработкой всех аспектов жизни и развития государства: от экономической, культурной и социальной составляющих до политики, дипломатии и тонкостей военного дела. Вместе с тем, Civilization 5 проста в освоении, что делает ее привлекательной как для поклонников стратегических игр, так и для людей, которые сталкиваются с этим жанром впервые. | 9 |
Коллективная игра | В зависимости от размера карты, сетевые баталии ориентированы на игру от двух до 12 участников. Включенный текстовый чат позволяет общаться с игроками, ведя переговоры о формировании альянса и торговых соглашений. | 9 |
Общее впечатление | Civilization 5 - достойная наследница традиций своих именитых предков. И хотя некоторые нововведения, вернее, «выведения», разочаровали, это не помешало проекту стать главной интеллектуальной игрой современности в наших глазах. | 9 |