Оригинал материала: https://3dnews.ru/602690

ЧП национального масштаба

Наверное, каждый хотя бы раз в том или ином контексте слышал термин «Черная пятница». У большинства он ассоциируется с экономическим кризисом, катаклизмами или с черной-черной рукой, которая появляется черной-черной ночью с четверга на пятницу. Но любой американец скажет вам, что на самом деле – это одно из самых важных и ярких событий года. ЧП – открытие сезона предпраздничных зимних распродаж, которого с одинаковым волнением ожидают по обе стороны прилавка.

ЧП наступает сразу после национального праздника Дня Благодарения, посвященного первому урожаю 1621 года, собранному британскими поселенцами из Плимутской колонии. Однако многие американцы проводят «предпятничные» вечера далеко не в кругу семьи, не за праздничным столом, а в палаточных городках вокруг крупнейших торговых центров, таких как Walmart, BestBuy, Target и Sears. И немудрено – это единственный день, когда можно получить действительно ощутимые скидки и не только купить подарки всем сразу, но и сделать самые важные и дорогостоящие семейные покупки на год вперед. Уже много лет на ЧП приходится более 50% годовых продаж. Вы спросите, если с продажами все так хорошо, с чего же пятнице быть черной? Неужели из-за каких-то мрачных исторических событий? Вовсе нет. Дело в том, что экономисты с незапамятных времен отмечают на графиках убытки красным, а прибыль - черным цветом и используют соответствующие термины "быть в красном" и "в черном", что соответствует отечественному "быть в минусе" и "в плюсе".

Вокруг торговых центров с наиболее популярными товарами очередь обычно формируется за неделю, а то и больше. Ведь самое интересное, как правило, раскупается в первый же день и полностью. А точнее, в первые часы после открытия магазина. Правда, в этом году предраспродажный ажиотаж был слабее традиционного, это отмечали все новостные агентства США. В какой-то степени, это обусловлено тем, что многие ритэйлеры заранее объявили – пятница будет «растянута» до понедельника, превратившись в выходные распродаж. Некоторая часть потребителей справедливо посудила, что лучшие предложения будут равномерно распределены, а не выставлены в первый же день, и потому повременили с покупками.

Может быть, фотоаппараты Polaroid уже канули в историю, но телевизоры под этим брендом в Штатах расхватывают весьма охотно.

Давок стало поменьше: многие ритэйлеры в этом году отказались открывать двери ровно в полночь и начинали запускать людей в 4 – 6 утра. Это позволило сократить количество «энтузиастов», но, опять же, без эксцессов не обошлось. В Северном Буффало покупатель магазина Target был сбит и затоптан толпой при входе, но, к счастью, выжил и не разделил судьбы посетителя Walmart, который погиб под ногами любителей дешевого шопинга два года назад. Всего, по разным данным, после ударного шопинга в медицинские учреждения США обратилось более 70 человек.

Самыми популярными оффлайн-товарами в этом году традиционно стали игровые приставки, игры к ним и LCD-телевизоры. Первое естественно – готовятся подарки детям на Рождество. Второе тоже – продавцы освобождают полки под новые поколения телевизоров с поддержкой 3D. Цены на 40- и 42-дюймовые LCD-телевизоры вплотную приблизились к $500, а 32-дюймовые упали ниже $300. Все это благодаря тому, что цена производства 32-дюймовых панелей упала с прошлогодних $210 – $220 до $160 – $170.

#В онлайне пятница – это понедельник

Много лет черные цифры продаж традиционно охватывали только оффлайновую розницу. Между тем, отсутствие необходимости тратить дорогой бензин, время, а также давиться в очередях (в плане невежливости их народ ничуть не уступает нашему) для многих давно стало поводом перейти на покупки в Интернете – в ущерб старомодному оффлайновому шопингу. Специально для того, чтобы развивать онлайн-продажи, Национальная федерация ритэйлеров США (National Retail Federation) в 2008-м году создала интернет-аналог «Черной пятницы» – Cyber Monday. Однако на многих шопоголиков начал давить фактор неизвестности. «А не упущу ли я в ожидании лучших онлайновых предложений года оффлайновые суперпредложения? Не прогадаю ли?». Именно поэтому, составив список покупок, многие граждане все равно сначала отправляются в оффлайновый магазин, а уже потом ждут понедельника. Чтобы порадоваться или огорчиться.

Отличительной особенностью этого года стали «ценовые диверсии». Многие ритейлеры начали заманивать покупателей выгодными предложениями еще в первые две недели ноября. Из-за этого многие не справлялись с соблазном и опустошали кошельки задолго до наступления ЧП. То же самое творилось онлайн – по данным PayPal, сезонный рост онлайновых платежей начался 15 ноября, а пик пришелся на 21 ноября. Возможно, виной тому уже упоминавшаяся «вялость» потребителей. Кризис как бы заканчивается, но зарплаты упали, безработных по-прежнему много, а ощущение, что «последний раз живем» ослабело. Поэтому граждане склонны придерживать деньги на более важные вещи, нежели техника и домашняя утварь. Стоит добавить, что в России эффект конца кризиса сказался еще сильнее: так, 2010-й стал чуть ли не первым годом, когда продажи, замершие летом, с наступлением осени всерьез не оживились.

На момент публикации статьи Cyber Monday еще не завершился, и о цифрах продаж онлайновые ритэйлеры США отрапортуют лишь к вечеру вторника по местному времени. Но уже сейчас известно, что многие ритэйлеры решили не ограничивать специальные онлайновые предложения понедельником. Например, Walmart объявил о целой неделе специальных цен, назвав распродажу Cyber Week. Прочие торговцы держат себя в руках и объявляют об аттракционе невиданной щедрости максимум на два дня. При таких условиях можно сказать, что бюджет среднего активного потребителя был размыт на весь ноябрь, поэтому, пожалуй, в этом году, правильней было бы подсчитывать результаты не одного дня, а двух недель – до и после ЧП. Как бы там ни было, мы обязательно дополним статью соответствующими цифрами – по мере их появления.

Мобильный компьютер и беспроводной доступ в Интернет позволяют приобщиться к дешевому шопингу в самых неожиданных местах.

Между тем крупнейшая электронная платежная система PayPal уже отрапортовала о росте объемов платежей в ЧП на 27%, однако абсолютные цифры не назвала. В то же время известно, что средняя цена одного заказа выросла – на 12%, до $190,8. В третьем квартале сего года через PayPal прошло 17,7 млрд. долларов. По данным самой системы, на ее долю приходится 16,5% и 15% соответственно американского и мирового рынка электронной коммерции. Так что общие цифры представить себе довольно легко.

Интересный факт: около 5,6% всех заходов в действующие учетные записи онлайн-магазинов в этом году совершается с мобильных телефонов. Рост по сравнению с прошлым годом составил целых 310%. Аукцион eBay так же сообщил, что количество ставок, сделанных с помощью мобильных устройств, выросло в эту ЧП на 30%. Стоит заметить, что в статистику вошли все устройства на iOS и Android, в том числе и довольно многочисленные планшетные компьютеры. Тем не менее не надо быть пророком, чтобы предсказать в следующем году резкий рост заказов на создание или доработку мобильных версий сайтов торговых компаний.

В пятерку самых активных городов, «отоваривающихся» на eBay.com (определены по адресам доставки), стали Кэмбридж, Бруклин, Нью-Йорк, Майями и Тампа. Наиболее покупаемыми товарами этой Черной Пятницы стали Microsoft Kinect для Xbox 360 (средняя цена $228), Apple iPad (средняя цена $650) и Apple iPhone 4 (средняя цена $724).

Рост «оффлайновых» продаж ЧП по сравнению с прошлым годом не превысил 0,6% и составил 10,69 млрд. долларов. Но, учитывая все вышеупомянутые факторы и текущую экономическую ситуацию в США, назвать эту пятницу неудачной, пожалуй, нельзя.

Несколько интересных предложений от различных онлайн-магазинов в минувшую Черную Пятницу. Цены, конечно же включают бесплатную доставку по США.

15.6" ноутбук Acer Aspire AS5552-3104 – $499;
13.4" ноутбук Asus UL30A-A2 SU7300 – $799 ;
18.4" ноутбук Toshiba Quosmio X505-Q885 – $980.
60" 3D DLP HDTV телевизор Mitsubishi WD-60638 – $630;
40" LCD HDTV телевизор Sony BRAVIA KDL40EX400 – $529.
18.0-МП фотоаппарат Canon EOS Rebel T2i Kit – $800;
12.3-МП фотоаппарат Nikon D90 Kit – $923.
Различные комплекты PlayStation 3 (320G), в том числе с несколькими играми и Move – от $360 до $390.

Полный список предложений можно найти и просмотреть на этих двух сайтах – BlackFriday.Info и BFADS.net. Если вы мечтаете о чем-то и прицениваетесь к той или иной вещи, или же уже сделали покупку – есть прекрасная возможность сравнить цену с «чернопятничной» и надежно испортить свое настроение

А в это время в Китае

В Китае, где я живу, иногда ощущаешь себя, как в параллельной реальности. Вроде бы примерно все то же самое, но с местным колоритом, и называется иначе. Так, незадолго до ЧП, китайский оператор онлайновых платежей Alipay объявил о том, что обогнал PayPal по количеству зарегистрированных пользователей и количеству транзакций – соответственно, 500 млн. и 7 млн. в день. Ежедневно через Alipay проходит порядка 2 млрд. юаней (302 млн. долларов). Для сравнения – доля PayPal на китайском рынке – 2 млрд. долларов за первые полгода (рост 88% по сравнению с тем же периодом 2009 года). Это меньше недельного (!) оборота Alipay.

Президент Alipay в прошлом году утверждал, что обгонит Paypal в 2011 году. Это произошло гораздо быстрее, что вполне закономерно – популярность онлайнового шопинга в Китае растет такими темпами, что, по разным оценкам, на долю онлайнового магазина Taobao.com приходится уже от 75 до 80% совокупного трафика пяти крупнейших курьерских служб Китая. Сейчас Taobao.com приступил к строительству логистических центров по всей стране. Безусловно, китайский рынок курьерской доставки в ближайшие пару лет ждут серьезные потрясения, слияния и поглощения и, как следствие, грандиозный рост и повышение качества услуг. Хотя куда дешевле и лучше – мне не понятно. Например, доставка посылки весом в килограмм из любого региона страны в Пекин стоит 12 – 15 юаней (1,8 – 2,27 доллара). Посылка доходит за 2 – 3 дня. С учетом того, что бандероль из Астрахани в Москву идет минимум две недели при ощутимо большей цене услуги, есть повод для размышлений.

Трудно поверить, но платежная система с таким непритязательным сайтом, да еще и входящая в финансовую группу с несерьезным названием Alibaba Group, всерьез теснит гиганта PayPal. Впрочем, и поделом.

От редакции: В России пока нет своего аналога Черной Пятницы, да и онлайн-монстров масштаба китайского Таобао не наблюдается. Зато мы можем похвастаться своим феноменом, позволяющим растянуть ЧП на весь год – так называемыми «совместными закупками». Суть явления в том, что граждане, объединяясь в группы, покупают одежду, обувь, бижутерию, детские игрушки и даже еду мелким оптом, экономя от половины до двух третей обычной цены (наценки отечественной розницы давно стали притчей во языцех). Из забавы для домохозяек «совместные закупки» превратились в весьма масштабное явление. Например, раньше основное место сбора «закупщиков» располагалось у метро «Тульская», однако по настоятельным просьбам милиции оно переехало подальше от центра: сотни машин, собиравшиеся в течение нескольких минут, попросту блокировали движение в окрестностях станции. Потихоньку движение распространяется и за пределами МКАД. Как знать, может быть из этой идеи, благодаря ее активным адептам, и вырастет российский торговый портал, который затмит Таобао и породит свою систему Alipay.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/602690