Оригинал материала: https://3dnews.ru/603587

Социальные браузеры: старые знакомые в новом обличье

Социальные сети давно уже стали неотъемлемыми спутниками жизни большинства интернет-пользователей и прочно вошли в современное онлайн-бытие наряду с электронной почтой и мессенджерами. Согласно исследованиям аналитической компании Nielsen, почти четверть проводимого в Сети времени американцы тратят на общение с коллегами в социальных сервисах, а по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), аналогичные ресурсы посещает каждый второй пользователь Рунета (52%). Как вам статистика? Ничуть не удивительно, что феноменальная популярность социальных сетей многим не дает покоя. Даже разработчики альтернативных веб-обозревателей сделали ставку на интеграцию программных решений с онлайновыми сервисами, надеясь тем самым отхватить кусок лакомого социального пирога. В поисках ответа на вопрос о том, насколько удачными оказались попытки сыграть на опережение и обойти конкурентов, мы познакомились сразу с тремя браузерами, призванными повысить удобство работы с социальными порталами, упростить организацию и проведение чатов, обмен данными, ссылками и прочим контентом.

Первым опробованным нами обозревателем стал разрабатываемый с 2005 года кроссплатформенный Flock, который по праву может считаться своеобразным законодателем мод в своем сегменте интернет-рынка. Изначально браузер основывался на движке Firefox, однако впоследствии продукт мигрировал на Chromium. Поговаривают, что причиной смены базовой основы стал конфликт с сообществом разработчиков Mozilla, якобы переставшим контактировать с создателями альтернативного продукта. Как бы там ни было, переезд на новую платформу сыграл браузеру на пользу - он стал ощутимо быстрее, о чем свидетельствуют проведенные нами тесты, на которых мы акцентируем внимание чуть позже.

В активе Flock 3.5, последней на текущий момент сборке браузера, значится тесная интеграция с Facebook, Twitter, LinkedIn, Flickr, YouTube и прочими вызывающими восторг у сетевой аудитории службами. Внешне приложение практически ничем не отличается от прародителя Chromium и ближайшего родственника Chrome, за исключением боковой панели, демонстрирующей различного рода информацию из социальных сетей и скрываемой нажатием соответствующей клавиши в правом верхнем углу окна программы. В числе прочих особенностей интерфейса фигурирует дополнительная кнопка в адресной строке для мгновенной отправки сообщений со ссылками на просматриваемые страницы в Facebook либо Twitter, а также навигационный блок, обеспечивающий управление аккаунтом Flock и синхронизацию пользовательских настроек на любых имеющихся под рукой и подключенных к Сети компьютерах.

Отдельно стоит упомянуть о поддержке браузером формата RSS - новостные ленты также отображаются в боковой панели, предоставляющей пользователю богатые возможности фильтрации и сортировки данных. Для удобства работы предусмотрен механизм группировки RSS-лент и контактов из различных социальных сетей, имеется встроенная система поиска по опубликованному в панели контенту.

Весь дополнительный функционал Flock реализован средствами самых что ни на есть обычных расширений для Chromium, интегрированных в дистрибутив приложения. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть имеющийся в обозревателе диспетчер процессов, и все тайное станет явным. Учитывая полученные несколько лет назад стартапом в рамках венчурного финансирования 30 млн долларов, столь банальный подход к созданию браузера, гордо именуемого "социальным", выглядит более чем странным, особенно на фоне внушительного набора social-плагинов для "хрома". По заверениям разработчиков, пользовательская аудитория Flock в настоящий момент составляет более 9,5 миллионов человек, ежедневно совершающих около 57 млн действий в социальных сетях. Цифры внушительные, и очень хотелось бы верить, что они озвучены не только для "замыливания" глаз доверчивым инвесторам.

По аналогичным лекалам скроен RockMelt - еще один базирующийся на наработках открытого проекта Chromium социальный браузер, разработка которого ведется при активном участии Марка Андриссена (Marc Andreessen), одного из "отцов" эпохального Netscape Navigator и соавтора первого массового обозревателя Mosaic.

RockMelt характеризуется, прежде всего, жесткой привязкой к Facebook, подразумевающей постоянное подключение браузера к упомянутой социальной сети, насчитывающей свыше 500 млн пользователей. Как следствие, запустить программу без ввода логина и пароля зарегистрированной в "Фейсбуке" учетной записи не удастся. Подобную категоричность вряд ли можно назвать оправданной, и стоит надеяться, что после окончания закрытого бета-тестирования продукта разработчики несколько смягчат условия работы с программой и предоставят пользователям свободу выбора.

Второй примечательной особенностью RockMelt является интерфейс, снабженный двумя боковыми панелями, одна из которых (левая) обеспечивает манипулирование аккаунтом Facebook и контактами друзей, а вторая задействована для быстрого доступа к прочим онлайновым сервисам, RSS-подпискам, а также модулям установленных расширений. Все демонстрируемые браузером пиктограммы являются интерактивными и обновляются в режиме реального времени: по ним мгновенно можно определять, активен тот или иной пользователь в "Фейсбуке", отслеживать обновления на сайтах, узнавать количество непрочитанных новостных лент или личных сообщений. Для просмотра дополнительной информации достаточно щелкнуть по значку и дождаться открытия всплывающего окошка.

Надо отдать должное создателям RockMelt - в отличие от авторов упомянутого ранее Flock, позаботившимся об удобстве работы с социальными сетями и контентом: практически все привычные действия, будь то отправка сообщений или видеороликов, организация чатов и т.п., выполняются в один клик, либо простым перетаскиванием соответствующих объектов с веб-страницы на пиктограммы в боковых панелях. Чертовски удобно. Непонятна только идея с поисковой строкой, расположенной по соседству с полем для ввода URL-адресов, также "на ура" справляющимся с задачей поиска информации средствами Google.

В настоящий момент, напомним, RockMelt находится в стадии ограниченного тестирования, скачать дистрибутив программы можно по приглашению в Facebook, оставив соответствующую заявку на сайте разработчиков. Доступны сборки обозревателя для Windows и Mac OS X.

Несколько по-иному реализован третий опробованный нами социальный браузер Fizzik, также фигурирующий в стадии всестороннего бета-тестирования и доступный для скачивания всем желающим, на компьютерах которых установлена Windows редакции XP и выше. Исключительная приверженность обозревателя к операционным системам Microsoft объясняется просто: для обработки сетевого контента Fizzik использует движок Internet Explorer, причем делает это довольно странным образом, сводя быстродействие интерпретатора JavaScript на нет и в разы замедляя визуализацию веб-страниц, о чем свидетельствуют результаты бенчмарков.

По части функционала Fizzik также уступает рассмотренным выше решениям: посредством браузера можно только выполнять поиск в Twitter, YouTube, Facebook и прочих порталах и делиться найденным контентом в социальных сервисах. Интерактивного взаимодействия с онлайновыми сервисами обозреватель не предлагает, как, впрочем, и понятного с ходу интерфейса. Создается впечатление, что продукт представлен не в бета-редакции, а в самой ранней альфа-сборке - уж слишком противоречивым получился у разработчиков американской компании Spry Hive Industries браузер. Хотя, кто знает - может быть, так было задумано изначально.

Теперь, что касается тех самых результатов тестирования, о которых мы не раз упоминали ранее. Для проверки производительности социальных браузеров нами были по традиции использованы бенчмарки Peacekeeper, V8 JavaScript Tests и SunSpider JavaScript Benchmark, измеряющие быстродействие интерпретатора JavaScript, скорость обработки графики и время выполнения типичных для большей части пользователей глобальной сети задач. Для проведения сравнительных тестов, помимо героев материала, были использованы последние на момент подготовки данной публикации сборки IE9 Beta, Firefox, Safari, Chrome и Opera. С целью чистоты эксперимента все браузеры тестировались по отдельности, остальные запущенные в системе приложения при выполнении бенчмарков выгружались из памяти компьютера. В качестве экспериментальной площадки использовался ноутбук Acer Aspire 5101 с двухгигагерцовым процессором, 2,5 Гбайт оперативной памяти, графическим адаптером ATI Mobility Radeon x1300 (128 Мбайт) и операционной системой Windows 7. О результатах проведенного нами тестирования можно судить по приведенным ниже диаграммам.

Сформированные бенчмарками отчеты оказались ожидаемыми и лишний раз продемонстрировали, насколько близка родственная связь между RockMelt, Flock и Chrome: будучи построенными на одной платформе, они показали практически идентичные результаты. Больше всего не повезло браузеру Fizzik, с треском провалившему измеряющие скорость обработки инструкций JavaScript бенчмарки и отказавшемуся выполнять набор тестов V8 JavaScript Tests. От поражения Fizzik не спас даже используемый обозревателем движок IE9 Beta, оптимизированный и оснащенный механизмом ускорения визуализации страниц с помощью графических процессоров. Не все ладно у разработки Spry Hive Industries и с поддержкой современных веб-стандартов: в тестах Acid3 социальный браузер набрал только 20 баллов из 100 возможных, что, конечно же, не лезет ни в какие ворота, особенно для браузера, позиционируемого в качестве инструмента для работы с социальными сетями и современными веб-приложениями.

Итак, в сухом остатке мы имеем очевидный факт: за гордо именуемыми "новыми социальными" браузерами с модными названиями и красивыми логотипами скрываются старые знакомые, напичканные расширениями и плагинами, коих в Сети - пруд пруди. Стоит ли такая игра в фантики свеч? Однозначного ответа нет, но можно с уверенностью сказать, что на одних только надстройках да косметических правках интерфейса программных продуктов далеко не уедешь и революции на попытках подстроиться под конкретную аудиторию Facebook, Twitter либо любой другой соцсети не совершишь. Да, современный Интернет требует от браузера значительно большего, чем простая навигация по страницам, однако, согласитесь, глупо, когда все производители стремятся сделать минималистичный дизайн своих продуктов, пытаться заново изобрести велосипед и набивать интерфейс браузера дополнительными элементами управления и панелями. Нужно искать разумный компромисс между функциональным богатством и простотой, только вот разработчики социальных браузеров почему-то не стремятся заниматься его поисками, предпочитая рапортовать о призрачных успехах и вылавливать спонсоров, готовых инвестировать в сомнительные проекты.

Материалы по теме:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/603587