Оригинал материала: https://3dnews.ru/605990

Китайский Новый год на суше, на море и в Интернете

Вот уже пятый Китайский Новый год я отмечаю в Поднебесной. «Весенний фестиваль», «Новый год по лунному календарю», «Золотая неделя» — эти слова звучат для каждого китайца, как музыка. При этом сложившийся за рубежом образ никогда не отдыхающего китайского труженика в картину ежегодного «Чун юна» не вписывается совершенно, ведь на свой Новый год китайцы отдыхают даже дольше россиян! Само празднование стартует третьего февраля, но фразы вроде «Нет, что ты, это уже давай в следующем году!» я начал регулярно слышать еще в начале января. Закончится же празднование лишь к концу февраля, и только тогда люди и бизнес начнут немного шевелиться! Так-то!

«Я люблю Китай!»

Праздник, в первую очередь, семейный, поэтому в супермаркетах уже давно не протолкнуться, с полок сметается буквально все. Массовой истерией, которая должна принести «оффлайновому» ритейлу около 380 миллиардов юаней за одну только «Золотую неделю», попытались воспользоваться сети Wal-Mart и Carrefour. На некоторые наиболее важные для Китая товары (например, рис), разница в цене на полке и в кассовом чеке достигала двух раз. Естественно, в большую сторону. После того как вмешалось Министерство торговли, сети признали вину, и каждый из супермаркетов был оштрафован на 500 тысяч юаней. Кроме того, всем пострадавшим обещаны выплаты в размере переплаты с пятикратным коэффициентом. На официальном сайте Carrefour до сих пор висят извинения, перемежающиеся заверениями том, что подобное не повторится.

Но кому нужны извинения, когда работает сарафанное радио: в блогосфере Китая опубликовано уже больше 15 тысяч постов с призывами отказаться от покупок в Carrefour. В голосовании на sina.com.cn более половины респондентов назвали главной причиной безобразия с ценниками отсутствие контроля со стороны правительства. В результате скандала и без того загруженные супермаркеты (даже те, в которых нарушений замечено не было), превратились в гудящие ульи. Покупатели, не отходя от кассы, поголовно начали сверять суммы, пробитые в чеке, со своими записями и фотографиями ценников, сделанными мобильником.

Многие китайцы заранее делают новогодние запасы, чтобы максимально комфортно провести время в кругу семьи и перед телевизором, не отрываясь от новогодних развлекательных шоу. Их тут очень много, но чем я был действительно поражен, так это анонсом по центральному телевидению Китая, что наряду с местными звездами на главном новогоднем концерте будет выступать… Витас! Добиться такой невероятной популярности — это почти немыслимо для российского исполнителя и вызывает искреннее уважение. А помнится, в 2006 году плакат с рекламой его концерта в Пекине не вызвал у меня ничего кроме скепсиса (справедливости ради, в самой России Витас немного вышел из моды, и в новогодних концертах замечен не был. — прим. редакции).

Популярность Витаса в Китае настолько велика, что его пригласили сняться в историческом фильме «Мулан». Роль второстепенная, но в России-то и таких не дают. Воистину, большое видится на расстоянии

Есть тут даже такая поговорка: «Новый год — не Новый год, если ты не дома!» И даже если не хочется — все равно надо ехать. Ведь одна из важнейших составляющих праздничного ритуала — вручение родственникам красных конвертов с деньгами. Каждый китаец должен вернуться домой и показать, чего он добился за год, «уважить» родителей и родственников, вручив конверты потолще. Естественно, самый пухлый полагается родителям, а там уж по старшинству и прочим регалиям. Если «главный» конверт будет тонок, родители потеряют лицо перед знакомыми и соседями.

Но даже если денег нет ни копейки, все равно — укради, но домой съезди! Каждый год регистрируются десятки преступлений (в основном — мелкие кражи), мотивом которых служит действительно тяжелое финансовое положение правонарушителя и его желание раздобыть денег на «новогодний» билет. Чаще всего такие кражи заканчиваются деятельным раскаянием и помощью служб социальной защиты.

В этом году домой отправляется более 700 миллионов человек — почти половина всего населения страны. На вокзалах — многотысячные очереди за билетами. Общий объем пассажирских перевозок с 19 января по конец февраля составит 2,56 миллиардов авто/мотопоездок и 230 миллионов железнодорожных (рост по сравнению с 2009 годом на 11,5 и 12,6% соответственно). Каждая пятая железнодорожная перевозка в этот период будет осуществлена высокоскоростными поездами.

На протяжении следующей пятилетки Китай планирует вкладывать в развитие скоростных железнодорожных магистралей и строительство поездов около 700 миллиардов юаней ежегодно (напомним, один доллар стоит примерно 6,6 юаней. — прим. редакции). Уже в июне между Пекином и Шанхаем будет пущен новейший поезд CRH380A, скорость которого достигает 486 км/ч. В результате дорога протяженностью 1318 километров займет меньше четырех часов. Интересно, что магистраль планировали открыть лишь к 2012 году, но, видимо, подошли к делу творчески и сроки сократили. А к 2015-му общая протяженность скоростных железных дорог в Китае превысит 15 тысяч километров.

CRH380A. 486 км/ч — летает, но только низенько-низенько…

Чего до сих пор не понимаю — почему железнодорожные билеты в Китае продаются без указания имени пассажира? В результате каждый год поднимается вопрос о спекулянтах, но и в 2010 году лишь 30 важных направлений на юге обзавелись системой продажи билетов по предъявлению удостоверения. Также были арестованы и оштрафованы свыше 1500 спекулянтов, перепродающих билеты в Интернете. «Оффлайновые» же спекуляции вообще не поддаются никаким подсчетам…

Еще около 170 миллионов поездок придется на водный транспорт и авиакомпании. Из-за множества дополнительных авиарейсов (одна только China Southern добавила 4557, из которых 4335 — внутренние) и загруженности аэропортов индекс пунктуальности авиакомпаний снизился до уровня 2005 года. Задержка с вылетом/прибытием в 30—45 минут стала нормой. Все международные рейсы по Азии и Океании на «Золотую неделю» полностью выкуплены, в том числе и бизнес-класс.

Электронные продажи авиабилетов в Китае есть и, конечно же, совершенно легальны. Что самое интересное, множество билетов в период пикового спроса было продано не по спекулятивным расценкам как это любят в Европе и России, а совсем наоборот, по модели Miao Sha().

Miao Sha (в дословном переводе — «секунда» и «убить»), стало самым популярным словосочетанием уходящего года среди любителей онлайнового шоппинга. Это маркетинговый инструмент, используемый продавцами для привлечения внимания широких масс. На короткий промежуток времени тот или иной товар выставляется с колоссальной скидкой — порой до 99%. Так, например, авиакомпания Tianjin Air каждый день на полчаса (с 12:30 до 13:00) «выбрасывает» в продажу несколько сотен авиабилетов по цене от 9 до 99 юаней. При этом абсолютно на все свои направления, в том числе и самые дорогие. В случае удачи вы получаете практически бесплатный билет, а авиакомпания — несколько сотен лояльных клиентов и целую армию потенциальных пассажиров, которые впоследствии будут следить за ее тарифами и акциями.

То же самое с любыми другими категориями товаров — от одежды до электроники. За неделю распродаж по модели Miao Sha в крупнейшем B2C-супермаркете Китая Taobao Mall было продано товаров почти на миллиард юаней. В то же время, по запросу ( ) на Taobao.com выдается уже свыше 2,3 миллионов результатов, и чтобы найти действительно выгодные предложения, придется постараться.

85 юаней за такую вещь? Не удивительно, что уже продано 1127 штук

Модель настолько привлекательна для конечных покупателей, что уже породила сопутствующие сервисы, получившие общее название Miao Ke ( ) (в дословном переводе — «секунда» и «гость»). Обратившись к такому посреднику, за договорную плату (напрямую зависящую от количества доступного товара и его цены), вы можете рассчитывать на получение желаемого куда как с большей вероятностью, чем самостоятельно дожидаясь момента, чтобы кликнуть на кнопку «купить» и ввести код подтверждения покупки. Посредники (зачастую это молодые IT-специалисты) пользуются собственными программными продуктами и делают запросы сразу с нескольких компьютеров. Нередко выгодные предложения появляются не более чем на минуту. Если товар действительно стоящий, а цена на него невероятно низка, за секунды разлетаются даже серьезные партии, не говоря уже о единичных предложениях.

Теоретически, Miao Ke не наносят ущерба продавцу, ведь покупатель, при желании, продолжит наведываться в «выгодный» магазин вне зависимости от того, как он выиграл лот — самостоятельно или с помощью посредника. Кстати, многие Miao Ke зарабатывают на таком посредничестве больше, чем на основной работе. Если же говорить о личном опыте «секундантства», то мне повезло купить отличные кроссовки Replay за 25 юаней, включая доставку. И я обязательно буду следить за ассортиментом продавца, который прислал оплаченный товар практически мгновенно.

Кстати, о доставке. Перемещение груза весом до килограмма из любого региона Китая в Пекин стоит примерно 12-15 юаней. Речь, конечно, идет о курьерской доставке от двери до двери. Естественно, столь низкая стоимость услуг может быть обеспечена только огромными объемами и недорогой рабочей силой. Если с первым пунктом проблем нет, а скорей, даже, наоборот (об этом ниже), то с недорогой рабочей силой перед праздником очень тяжко. Курьерами в подавляющем большинстве работают мигранты, которые все, как один, отправились на Новый год домой. То же самое с людьми, отвечающими за упаковку, и прочими разнорабочими.

Китайские службы доставки испытывают явную перегрузку от слишком быстрого роста спроса на их услуги

Курьерские компании перестали принимать заказы от продавцов, потому что их склады были банально заполнены и оставлять их в таком состоянии на время праздников очень не хотелось. В свою очередь, многие магазины на популярнейшем интернет-аукционе Taobao.com либо вообще перестали принимать заказы, либо отправляли посылки курьерской службой SF Express, доставляющей пакеты за 24 часа. Учитывая гарантированную скорость, разница с обычной доставкой смешная: посылка обходится в 20-25 юаней.

Вообще, после просмотра на местном аналоге YouTube этого видео с шанхайского сортировочного центра курьерской компании STO, я решил перейти исключительно на SF. Благо, обратную отправку в случае, если товар имеет какие-то недостатки или же банально не приглянулся, теперь можно «застраховать». Платишь 0,5 юаня, и страховая компания покрывает затраты на возврат.

Кстати говоря, ролик вызвал такой резонанс в китайском Интернете, что привлек внимание Государственного почтового бюро Китая. На компанию наложили штраф за «ненадлежащую обработку посылок». Сортировочный центр был закрыт на месяц и оштрафован на 10 тысяч юаней. Головное отделение заплатило еще 50 тысяч. Это первый такой случай в практике ГПБК за все время его существования. Но что-то мне подсказывает, что не последний.

Если осенью говорили о том, что доля товаров онлайновой торговли в посылочном трафике пяти крупнейших курьерских компаний достигла 80%, то перед Новым годом стало очевидно, что частные транспортные компании с объемом Интернет-торговли попросту не справляются. И немудрено — количество пользователей Интернета в Китае всего за год выросло на 73,3 миллиона и сейчас составляет 457 миллионов (для сравнения, в России интернет-пользователей в десять раз меньше, около 46 миллионов. — прим. редакции). А объем онлайновых продаж вырос ни много ни мало в 2 раза — до 513,1 миллиарда юаней. Курьерские компании заработали за прошедший год на доставке товаров из онлайновых магазинов свыше 40 миллиардов. В свете таких цифр совершенно логичным выглядит то, что строительством собственной логистической сети озаботилась не только корпорация Alibaba (Taobao.com и иже с ним), объявившая об этом еще в декабре, но и B2C-супермаркет электроники 360buy.com, и даже сеть магазинов одежды Vancl.com.

Планы Taobao.com грандиозные — только в новом году в строительство складов будет вложено 25-30 миллиардов юаней. А вообще в планах добиться того, чтобы к 2015 году с момента оплаты товара до его доставки потребителю проходило не более 8 часов. Естественно, речь идет о позициях массового потребления, которые изначально будут храниться на консолидированных складах крупнейших городов, а не отгружаться поштучно откуда-то из провинций.

И среднюю картошечку…

Заказом через Taobao.com пиццы или гамбургеров крупных сетевых ресторанов быстрого питания не удивишь давно — фактически это аналог телефонного звонка, только быстрее и с оплатой банковской карточкой. Но интернет-торговля стала настолько привлекательной, что через Taobao.com уже торгуют производители еды и рестораны из всех регионов Китая. Онлайн-продажи легких закусок, сладостей и десертов в 2010 году выросли в 7 раз, а в новом году объем всех категорий пищевых продуктов, проданных через Интернет, должен увеличиться на порядок. Такой прогноз выглядит совершенно реальным, ведь купить через Taobao.com можно уже не только полуфабрикаты, как раньше, но и полноценные готовые блюда из ресторанов. Они помещаются в вакуумную упаковку (обретая способность без добавления консервантов оставаться свежими до недели), и все, что требуется от покупателя, — просто разогреть еду.

Китайско-русский бренд

Как вы, наверное, знаете, китайская кухня невероятно разнообразна, и каждая провинция отличается «фирменными» блюдами. Синьцзян-Уйгурский автономный район славится своей бараниной. Гуандун — морепродуктами. Сычуань — острыми закусками. В Харбине можно купить колбасу под знаменитым русским брендом «И.Я. Чурин» и разные виды самого настоящего «Лье ба» ().

Передайте, пожалуйста, кусочек льеба!

Но вернемся к уйгурским шашлыкам. Именно они являются для миллионов китайцев не просто великолепным средством утоления голода, но и важнейшим методом социализации. Присаживаясь к шашлычной прямо на улице, можно легко завести разговор с любым посетителем. Это не только не зазорно, но, наоборот, приветствуется. Именно таким способом я сам приобрел несколько полезных знакомств. Что интересно — к шашлычным приезжают и на велосипедах, и на Audi. А садясь на низенькие стульчики и беря в руки охапку мини-шашлычков на бамбуковых шпажках, все словно стирают с себя принадлежность к разным социальным группам и общаются на одном уровне.

Здесь самое время вспомнить о простом шашлычнике Алимьяне Халике, уроженце Синьцзяна. Он вырос в бедной многодетной семье и не получил никакого образования. В самые тяжелые времена Алим спал на улице и питался объедками. Переехав в префектуру Бидзье провинции Гуйджоу, он открыл шашлычную, со временем обзавелся постоянными клиентами и стабильным доходом. В «Золотую неделю» Алим продает до 7000 шашлыков в день, но не тратит на себя ни юаня. На протяжении последних 10 лет он помогает ученикам из бедных семей рабочих-мигрантов. Из 200 детей, которых он поддерживал деньгами, потратив на это свыше 100 тысяч юаней, 10 человек смогли самостоятельно поступить в университет.

Алим — главный интернет-персонаж Китая 2010 года

Сам Алим живет в маленькой съемной комнате и питается простой лапшой. В планах — заработать за 5 лет 500 тысяч юаней и открыть школу для бедных детей. Я все это рассказываю не просто так. Ведь именно этот добрый шашлычник стал в Китае «интернет-персоной 2010 года, тронувшей сердца и достойной подражания».

Меж тем, один из знаменитых шанхайских ресторанов морепродуктов предлагает встретить праздник очень нескромно. Стол на 8 человек обойдется в 88880 юаней (напомню, 8 в Китае — очень счастливая цифра). И что вы думаете? Все столики на вечер второго февраля были полностью раскуплены спустя несколько часов после начала принятия заказов. Вот такие контрасты…

На сегодня все. С Китайским Новым годом. Кролик вообще-то животное незлобное, но пусть к вам он будет особенно добр!



Оригинал материала: https://3dnews.ru/605990