Среди множества обзоров и тестов, публикуемых на нашем портале, вы нечасто встретите материалы об акустических системах. Объясняется это просто: если процессоры, видеокарты, фотоаппараты и многие другие устройства можно подвергнуть умелому обмериванию, зафиксировав результат в цифрах, то с акустикой все гораздо сложнее.
Фактически достоинства и недостатки воспроизводящих звук продуктов фиксируются на стыке физики, химии, психологии, психиатрии, физиологии и частично зоологии (в части исследования атавизмов). Также известны случаи, когда области науки, связанные со здоровьем, были вовлечены в исследование печальных последствий неверного подхода к прослушиванию музыки. Упомянем лишь два известных недуга любителей музыки, испытывающих когнитивный диссонанс вследствие неудачного выбора, – aqua fervens meiere (фонтанировать горячей водой) и later cacatus mica insularum (извергать из себя каменные блоки красного цвета), их изучают урология и проктология соответственно – и, к вящему сожалению, пока что безуспешно.
Некоторые наши коллеги пытаются игнорировать сложность проблемы и пишут странную отсебятину. Чего стоят, к примеру, вот такие пассажи:
«Количество высоких частот превышает норму совсем не на много, наушники не напрягают слушателя их излишней яркостью. Их разборчивость находится на неплохом уровне, а вот протяжённости высокочастотному диапазону явно недостаёт, из-за чего в звучании тарелочек иногда ощущается нехватка воздуха, оно немного зажато. Также в высокочастотном диапазоне имеется нехватка целостности, он подаётся рассыпчато».
Или
«В верхней части среднечастотного диапазона присутствует слегка заметный подъём. Вокалы из-за него не срываются в крикливость, но звучат несколько громче чем нужно, выходят на первый план. То же самое происходит с живыми инструментами. Те из них, которые охватывают широкий диапазон частот, такие как фортепиано, воспринимаются немного неестественно, заярченно».
Подобный бред ничего не дает читателю, а, наоборот, вгоняет его в сомнения, долги и даже комплексы, оставляющие неизгладимые шрамы на психике. Не говоря уж о том, что измышлизмы такого рода невозможно украсить шеренгами таблиц и облагородить десятком-другим графиков, столь необходимых для объективного и однозначного восприятия того, что мы называем Звуком.
О препятствиях на пути оценки аудиоустройств писал еще Владимир Ильич Ленин, которого в Европе знали в основном не как революционера, а в качестве обладателя самой большой коллекции патефонных пластинок с ариями из опер итальянских композиторов. В своей работе «Как нам реорганизовать Рабкрин?» Владимир Ильич касается проблемы невозможности объективной оценки акустических параметров и предлагает устранить ее усилиями реформированной Рабоче-крестьянской инспекции:
«Несомненно, что <данный вопрос> представляет для нас громадную трудность и что трудность эта до сих пор не решена. Я думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или надобность, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос… представляется очень трудным, далеко не решенным и в то же время чрезвычайно насущным вопросом.
Я думаю, что злостный источник этого… так очевиден, что на него не требуется даже и ответа. Само собой разумеется, что… потребуется не один год упорной работы над тем, чтобы правильным образом организовать… работу. 300-400 служащих Рабкрина, по моему плану, будут, с одной стороны, исполнять чисто секретарские обязанности, а с другой стороны - должны быть высоко квалифицированы, особо проверены, особо надежны, с высоким жалованьем, вполне избавляющим их от нынешнего, поистине несчастного положения».
К сожалению, Владимир Ильич не успел воплотить в жизнь идеи, которые позволили бы решить проблему адекватной оценки динамиков и только появлявшихся тогда наушников. Увы, коварная пуля известной любительницы кабацкого шансона Фанни Каплан оборвала тонкий звуковой нерв вождя. Иначе, возможно, вся индустрия акустических решений была бы другой, и в ней не наблюдалось бы нынешнего маркетингового беспредела.
Отечественная наука пыталась еще раз вернуться к теме в начале шестидесятых годов прошлого века и достигла определенных успехов, однако по ряду причин, о которых мы поговорим позже, тотальное решение акустического вопроса не состоялось. Капиталистическое общество, напротив, вплотную подошло к созданию Методики, однако как это всегда и бывает, тайное правительство передало разработки военным.
Опираясь на исторический опыт и в целях осложнить маркетинговые войны, мы решили наконец-то создать единый подход. Работы над проектом с рабочим названием «Методика анализа носимых и домашних аудиосистем» начались около года назад. Мы опросили 950 уважаемых аудиофилов, чтобы узнать – как они оценивают вновь приобретенные акустические системы. Наши волонтеры провели в общей сложности более 5 000 часов в крупнейших европейских магазинах аудиотехники, наблюдая за покупателями и создавая портрет Идеального Слушателя. Также мы присутствовали при осмотре 475 человек в московском НИИ отоларингологии имени П. Ф. Камушкина, позволившем нам сделать ряд важных выводов о нюансах правильного прослушивания разных жанров музыки.
Благодарим за консультации:
Сегодня мы публикуем первую часть Единой Методики Тестирования Звуковоспроизводящих Устройств, описывающей тестирование головных телефонов, или, если использовать более простонародное название, наушников. Также в течение месяца выйдут методики тестирования акустических систем для дома, уличных громкоговорителей, автомобильной многоканальной акустики и беспроводных динамиков для громкой связи.
⇡#Психофизиологический портрет Применителя Методики
Проведенные нами исследования показали, что способностями к полноценному тестированию наушников обладают далеко не все люди. Так, из 114 женщин, вошедших в нашу фокус-группу, только три смогли отличить на слух кабель из бескислородной меди от его стального аналога. Также ни одна женщина не смогла отличить восемнадцатую скрипку в Лондонском симфоническом оркестре под управлением Герберта фон Караяна от двадцать второй. Поэтому, как ни печально, но если вы женщина – даже не пытайтесь разбираться в наушниках. Слушайте то, что вам подарят, и будьте счастливы.
Примерно такие же показатели, как у женщин, мы наблюдали среди мужчин, не достигших 24 лет. Гульнара Хабенкова из НИИ отоларингологии предположила, что дело в недостаточном отвердении молоточка и наковальни в среднем ухе и недостаточной же завитости улитки во внутреннем. Нужного развития ухо достигает лишь в 25-26 лет, и если вам меньше – просто подождите. Не стоит забывать о том, что многие современные модели наушников проникают в ушной канал очень глубоко, и вы рискуете деформировать еще нежные компоненты своего главного органа – органа слуха.
После опроса и визуального осмотра уважаемых представителей сообщества аудиофилов России, а также по результатам данных, предоставленных волонтерами, мы составили Психофизиологический Портрет Идеального Слушателя, способного детально, эффективно и объективно оценить любую модель наушников.
Это мужчина от 25 лет с весом не менее 89 килограммов (для обеспечения акустической стабильности; если рост выше 170 сантиметров, следует прибавлять килограмм на каждый сантиметр), с четко очерченной затылочной лысиной (для исключения психостатических помех от трения о волосы), с бородой (длина волоса от 4 см, требуется для гашения акустических импульсов Земли).
Сертифицированному тестировщику наушников следует одеваться в ношеные вещи, причем желательно не стирать их как можно дольше, потому что современные стиральные порошки содержат вещества, замедляющие естественные течения в торсионных полях. В крайнем случае, одежду можно постирать вручную с хозяйственным мылом производства Кизлярского мыловарного комбината, там до сих пор сохранили традиционную рецептуру. Опыт наших экспертов показывает, что наилучшего эффекта погружения они достигают, будучи одетыми в старые домашние брюки со слегка лоснящимися коленями и свитера с отвисшими в районе локтя рукавами.
Получив такой портрет, мы не могли не проверить тип мужчин, активно эксплуатируемый в рекламных материалах компаний, производящих наушники. А именно – моложавого подтянутого мужчины средних лет с полностью сохранившимся волосяным покрытием на голове и без бороды. К сожалению, проведенные нами тесты показали, что эти люди не слышат даже, как пьяный клавишник ударяет кулаком по синтезатору в песне Филиппа Киркорова «Ты, ты, ты» из альбома «Небо и земля» 1991 года (см. список рекомендованных тестовых треков ниже).
По мнению Станислава Шомакина, заместителя председателя Союза аудиофилов России, мужчина без небольшого живота не может полноценно слышать, потому что хрупкое тело вступает в резонанс со звуковыми волнами и нарушает гармоническую связь между амбушюрами и ушными каналами. Также в отечественных фитнес-клубах применяют массажные гели с кокосовым маслом недостаточно высокой степени очистки, из-за чего примерно через год посещения таких клубов происходит некоторое разбухание слухового нерва и возникает т.н. синдром ленивой улитки. К сожалению, в большинстве случаев наносимый горе-массажерами ущерб невосполним.
Уточнение от профессора Ковалева: «Обострение слуха (да и других чувств и состояний) наблюдается у людей, воздерживающихся от интимных связей в течение двух недель и более. Наилучшие результаты при прослушивании музыки достигаются примерно через месяц после последнего контакта. Это связано с психосоматической моделью поведения человека и зависимостью звукового нерва мужчины от активности предстательной железы. Впрочем, аудиофилы, за которыми я наблюдал, обычно имеют опыт воздержания в течение двух-четырех лет».
Мы решили проверить полученную информацию и заказали независимое исследование у ведущих экспертов. В ходе полевых опросов получено немало удивительных знаний о женской физиологии и психологии, а также об успешности аудиофилов на ниве воздержания от межполовых контактов. Так или иначе, результаты исследования носят непрофильный для ресурса характер, и лишь одну диаграмму мы можем обнародовать.
Как видим, используемая аудиофилом техника нисколько не влияет на его привлекательность у женщин, что противоречит стереотипу, согласно которому любая представительница женского пола легко соглашается послушать новую стереосистему своего нового знакомого. Социолог Алексей Бабочкин считает, что в женщинах живет недоверие к данному способу знакомства, потому что мамы и бабушки современных половозрелых особей обожглись еще на грампластинках и радиоприемниках.
Данные требования к акустическим параметрам помещения всеобъемлющи и обязательны как при тестировании акустических систем, так и головных телефонов (наушников). Последние менее восприимчивы к окружающей среде, однако эксперты с мировым именем, входящие в ассоциацию Niagara Beinleumi, считают, что идеальные условия должны создаваться в любом случае. В противном случае при тестировании следующей пары нельзя гарантировать повторяемость результата, что нарушает душевное спокойствие Применителя Методики и делает невозможным адекватное прослушивание. Также Niagara Beinleumi рекомендует перед каждым тестом проходить психологическое тестирование и обследование у ЛОР. Действительные члены Союза аудиофилов России могут воспользоваться услугами НИИ психиатрии имени В. П. Сербского и НИИ отоларингологии имени П. Ф. Камушкина со скидкой 50%. Для получения последней надо сказать в регистратуре кодовую фразу «Тру саунд».
Изучение жилищных условий признанных всеми отечественных аудиофилов показало, что наилучшие показатели достигаются в пятиэтажных панельных домах, т.н. «хрущевках». Не секрет, что проекты таких домов, равно как и мощности для производства панелей создавались при И.В. Сталине, однако Никита Сергеевич Хрущев, известный аудиофил и коллекционер записей исполнителей в стиле «кантри», лично внес в рецептуру цементной смеси ряд важных изменений. По его мнению, излишняя звукоизоляция помешала бы звуку быть действительно прозрачным. Кроме того, в шестидесятые годы прошлого века далеко не все могли позволить себе качественное звуковоспроизводящее оборудование, а с панелями, доработанными Никитой Сергеевичем, один качественный проигрыватель могли слушать жители всего подъезда, не покидая своих квартир.
Изначально планировалось, что заселение в дома будет происходить после заполнения подробного опросника о музыкальных пристрастиях ответственных квартиросъемщиков. Однако из-за снятия Хрущева с должности об этом непременном условии забыли, тогда как разработанная им рецептура благополучно использовалась до конца существования советской власти, и до сих пор ее применяют при строительстве домов эконом-класса.
Тем не менее, аудиофилы считают действительно настоящими (как говорится, «тру») только дома постройки до 1964 года включительно и соглашаются жить только в них. Очень высоко ценятся оригинальные обои из грубой бумаги, по свойствам почти не уступающие мелкой наждачке. Таковые выпускались с 1962 года по 1969 год, и ценители до сих пор находят неиспользованные рулоны в отдаленных воинских частях и на складах сельских магазинов Восточного Урала. В сочетании с клейстером из картофельного крахмала они помогают формировать безупречную звуковую картину.
Для прослушивания музыки должна быть выделена специальная комната, где кроме Источника Звука можно установить только кресло для Применителя Методики. Союз аудиофилов рекомендует китайские кресла моделей Mecenat, Chikago или Missouri из кожзаменителя черного цвета. Используемые в них тонкостенные конструкции не нарушают звукового потока, и даже кварты и сексты в них звучат не менее чисто, чем квинты и терции.
Для пользователей методики, которые считают влияние кресел и стенных панелей малосущественным, представляем цитату из фундаментального исследования А. Никопольского «Влияние конечномерных вербализируемых сущностей на акустические колебания в непрерывной полосе частот», ДБЛ, вып. 1337, стр. 42.
«Поскольку наличие любой сущности в ближней зоне прослушивания, по результатам измерений превышающей порог акустической видимости в 350 мШп (миллишпанцеров. – прим. редакции), неотвратимо изменяет звуковую картину, на базе аппаратно-программного комплекса Wunderbar ZTX была проведена серия экспериментов с набором промышленно произведённых кабелей из так называемой бескислородной меди.
Сделаем ремарку: поскольку во всех кабелях зафиксированы тысячные доли примесей кислорода, по критерию Шанкальского, они не могут использоваться для межблочных соединений, и именно поэтому кабели были зафиксированы на специально подготовленных штативах, надёжно углублённых в межпанельные конструкции, что, как нам казалось, изолировало их от звуковоспроизводящего тракта.
Как видно из графика ниже, даже минимальные доли примесей в зафиксированном кабеле приводят к заметной разнице в звучании. Уместно будет в данном случае прибегнуть к цитате классика: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».
Как мы понимаем, никакой цифровой источник звука не может применяться для полноценных тестов. Теплый ламповый FLAC – лишь жалкий суррогат настоящего теплого лампового звука. Для предварительного прослушивания можно держать в коллекции несколько DVD-Audio с частотой 96 КГц, однако их применение в качестве носителя эталонных треков запрещено решением всемирного съезда аудиофилов, проходившего в 2002-м году в Цюрихе (к слову, именно на этом съезде представитель Российской Федерации купил коллекцию патефонных пластинок В. И. Ленина за 2,8 миллиона швейцарских франков. К сожалению, она до сих пор хранится в запасниках Политехнического музея. – прим. редакции). На очередном съезде, состоявшимся через год, представители трех основных мировых религий публично предали анафеме производителей аудиопродукции, записывающих на виниловые диски произведения, изначально созданные в цифровом формате. Ущерб магазинов, торгующих такими дисками, с 2003 года оценивается в 18,3 миллиона долларов США.
В то же время подлинный виниловый диск тоже не может использоваться в качестве эталона более 25 раз, после чего его износ становится слишком заметным. Длительные дебаты в союзах аудиофилов развитых стран Европы и Америки закончились в 2005 году принятием Меморандума об Эталоне Звука. Рекомендованным устройством стал стереофонический катушечный магнитофон-приставка "Олимп-006-стерео" Кировского электромашиностроительного ПО имени Лепсе.
Он был разработан в 1988 году на базе лучших советских и японских моделей высшего класса и готовился к выпуску с начала 1990 года. К сожалению, из-за начавшегося развала СССР было выпущено всего несколько сотен аппаратов, каждый из которых сейчас стоит на аукционах не менее $400 000 вне зависимости от состояния. Характеристики модели потрясают воображение и по сей день. Рабочий диапазон звуковых частот составляет от 20 до 48 000 Гц, коэффициент детонации 0,08%; коэффициент гармоник на скорости 19,05 см/с – 0,1 %; соотношение сигнал/шум на скорости 19,05 см/с -118 дБ. При этом полностью (!) воспроизведен теплый ламповый звук, свойственный лучшим моделям профессиональных радиол Telefunken 64 года. Ламповый звук на транзисторах – уникальное достижение инженеров оборонно-промышленного комплекса СССР, ставшее побочным открытием при разработке радаров атомных подводных лодок класса «Бровеносец».
После Меморандума 2005 года производство "Олимп-006-стерео" удалось восстановить, и сейчас ООО «Вяткинский завод имени Лепсе» внесено в список приоритетных предприятий программы модернизации экономики России. Базовую версию «Олимпа» можно купить за $20 000, расширенная (с ламповым контроллером двигателя и позолоченными контактами) обойдется в $43 000. Наконец, для высокопоставленных заказчиков налажен выпуск версии «Президент» – она выполнена полностью на лампах, закрепляется стационарно и занимает 20 квадратных метров. Интерфейсная панель, по желанию заказчика, может быть выполнена в стиле «гжель» или замаскирована под компонентный музыкальный центр известных мировых производителей (например, Denon или Bang&Olufsen).
Цена зависит от материалов, используемых для припоя и цоколей ламп, и стартует на отметке $129 000. Ценовая политика вяткинского предприятия была воспринята ценителями с большим энтузиазмом. В основном покупается расширенная версия, потому что типовой садовый участок с одноэтажным строением на территории Центральной России можно продать примерно за половину этой суммы, а вторую половину получить в качестве потребительского кредита или компенсировать нехватку средств продажей почки. И это дешевле, чем пресловутый Audio Note Ongaku. Недавно пошли сигналы о появлении китайских подделок "Олимп-006-стерео", но они легко вычисляются по тому, что от их вида не ёкает сердце.
Единственным Официальным Носителем Звука признана пленка BASF Studio Master шириной 0,5 дюйма (12,6 мм), причем только первая ее версия, разработанная в 1984 году. Впоследствии в рецептуру были внесены изменения, удешевляющие производство, но заметно снижающие качество записи частот свыше 28000 Гц. К счастью, большие запасы этой пленки были в свое время закуплены СССР для военных нужд, и сегодня ее можно без труда купить на крупных радиорынках. Цена одной бобины на 1 000 погонных метров в аутентичной бумажной упаковке зеленого цвета составляет всего 16-18 тысяч рублей.
Как известно, большинство аудиофилов считают свой слух максимально точным инструментом, проникающим сквозь пространство и время. Мы решили проверить это, и в качестве эксперимента подвергли простым испытаниям 150 обитателей известного западного форума. Для этого использовались простые тестовые записи, по причинам, указанным ниже, мы не раскрываем ни имён респондентов, ни название форума.
Тестировался уровень Звуковосприятия, критерии были крайне просты – необходимо было описать звучание по 142 пунктам приложенной к записям анкеты. Ответивших верно на 100 пунктов и более мы сочли возможным назвать златоухими, если человек отвечал верно не более чем на 50 вопросов, его слух мы считали находящимся в границах нормы, а в том случае, если верные ответы были даны менее чем на 50 вопросов, мы с прискорбием причисляли респондента к числу тугоухих.
Для интересующихся мы приводим примеры вопросов (перевод на русский язык выполнен агентством Robber Production):
- Назовите материал, из которого произведена скрипка, вступающая на 32 секунде (материал – Лунная соната, диск производства Nemesis Records, порядковый номер винилового диска 1344);
- Укажите количество неровностей на грифе гитары до и после мелкой потасовки между бас-гитаристом и бэк-вокалистом в середине композиции (материал
– бутлег концерта группы «Ленинград», название файла REC0023.AMR на мобильном телефоне Nokla N9 Василия Ложкина);
- Слева или справа на 35-ю клавишу пианино падает пушинка в третьем акте оперы Верди «Отелло» (материал – виниловая пластинка из личной коллекции московского аудиофила Эрнеста Абрамовича Пухницкого);
- Нарисуйте траекторию движения смычка во время почёсывания пятым слева скрипачом носа во время паузы (материал – произвольно выбранный DVD-Audio с классической музыкой из магазина «Незримый Табун»).
Как видим, вопросы достаточно просты, но, тем не менее, у респондентов возникли определённые затруднения.
Давайте сначала посмотрим, как именно позиционируют себя сами аудиофилы.
Теперь взглянем на то же распределение после применения нашего опросника, выполненного в рамках Методики:
Как видно, большинство респондентов склонно преувеличивать свои возможности по части Звуковосприятия. Однако благодаря Методике, основанной на нечётком методе анализа расплывчатых аудиообразов, крайне легко отсеиваются слушатели с неадекватным восприятием реальности.
⇡#Выбор наушников и подготовка к прослушиванию
При выборе наушников обращайте внимание на продукцию известных марок. Перечислим самые качественные, зарекомендовавшие себя со всех точек зрения бренды (по одному на каждую букву английского алфавита, чтобы всё было честно): Apple, Boom Stereo, Calgonifique, Dan Sound, Exxelencio, Fackeer, Gipsy Jumps, Hoover Eclipse Solutions, IdeaSound, Jelly Beagle Industries, Klowny, Loop Loop, Monstrosity Decibel, Noname Premium, OXQ, Prime Hound, Query, Rastaman, Sukki Fu, Toledo, Ubermensch, Vital Vibrator, Whoops, XPerion, Yme?, Zaibatsu.
На витринах розничных магазинов вы обязательно найдёте аудиотехнику марок, малоизвестных настоящим аудиофилам, но почему-то популярных среди обывателей. Так или иначе, увидев, скажем, наушники от фирм Sony, Philips, Samsung или BORK – задумайтесь, почему компании, занимающиеся производством стиральных машин и кухонных комбайнов, решили подзаработать на продаже продукции для любителей музыки. Не будем долго томить – ответ прост: это даже не полуфабрикат, а всего лишь пародия на звуковоспроизводящие устройства, не имеющая ни малейшего отношения к Звуку.
Не приобретайте продукцию так называемых «профессиональных» брендов, таких как Sennheiser, Beyerdynamic, Yamaha или KORG – в данном случае велик риск стать обладателем чего-то заточенного под гастарбайтеров от музыки, диджеев. А ведь вы хотите слушать Музыку, но не звуки.
Следует понимать, что наушники, принесенные из магазина, представляют собой в лучшем случае полуфабрикат, результаты которого нельзя воспринимать как окончательные. В лучшем случае – потому что из-за неправильного хранения наушники могут быть безвозвратно загублены еще на складе. Медно-никелевые гармоники в неодимовых драйверах легко нарушаются под воздействием высокой влажности, а жара способна полностью разладить оптимально выстроенный на заводе динамический ряд, особенно если производитель сэкономил на платиново-лазерной пайке.
Поэтому Союз аудиофилов России рекомендует приобретать наушники только в крупнейших розничных сетях, чьи склады имеют отдельные зоны для наушников с постоянными климатическими параметрами и сертифицированными динамиками JBL, непрерывно воспроизводящими 12-й концерт для клавесина с оркестром японских барабанщиков Альфреда Шнитке. Облагораживающее действие музыкальной обработки крайне высоко: по некоторым параметрам даже бюджетные модели улучшают показатели на 8-10 зептавольфов. При этом прослушивание электронной музыки опускает показатели до исходных и даже ниже, не говоря уже о владельце.
Разумеется, данные рекомендации являются необходимым, но недостаточным условием для приобретения качественных наушников. Отметим, что максимально приближённые к идеальным параметры хранения обеспечиваются на фабрике-складе Йаллакапара на специально оборудованной платформе в центре Тихого океана и высокогорной базе Apple в Тибете. Состоятельные ценители сдают туда на хранение временно неиспользуемую технику, стоимость которой исчисляется многозначными суммами. Для перевозки используются специальные вьючные животные, в случае необходимости перелёта через водные или иные преграды могут применяться генно-модифицированные альбатросы, чье оперение не создает статического напряжения. Впрочем, большинство аудиофилов, ценность техники которых редко превышает рыночную стоимость пятикомнатной квартиры на Старом Арбате, едва ли заинтересуют подобные возможности.
Посему в том случае, если вы приобрели наушники, первым делом избегайте контакта (особенно акустического) со своими органами восприятия. Изолируйте наушники в специальной камере, оборудованной всеми необходимыми принадлежностями. Перечислим обязательные:
Без данных аксессуаров приступать к прогреву – означает проявить преступную халатность и нарушить эффективность Методики.
После первичного этапа подготовки формирования акустической сущности рекомендуем посетить массажный салон Thai-Tech Mall Fu, где дипломированные выпускницы Академии Прогрева, стажировавшиеся как в ближнем, так и дальнем зарубежье, выполнят сертифицированный массаж провода ваших наушников.
Немаловажный момент – уровень удовлетворения маркой после полноценного прогрева продукции. Не стоит думать, что бренд с большой долей рынка производит аудиопродукцию, удовлетворяющую большинство покупателей. Мы провели исследования в Мекке московских аудиофилов, «Горбушке», и уточнили, довольны ли люди аудиопродукцией той или иной фирмы, купленной ими не менее года назад и прогретой по официальным рекомендациям.
Нам кажется, что график говорит сам за себя. Отметим подозрительно низкую долю удовлетворения продукцией Apple, фирмы, которая обычно ставит высокую планку по части потребительского опыта. Приятно видеть стабильно высокий уровень доверия к фирме Exorcist, уже 35-й год производящей одну и ту же модель наушников Predator 2000 с прилагаемым философским шеститомником на 25 языках «Predator: To Burn-In or not to Burn-In?».
Исключительно положительный эффект оказывает самостоятельная замена оплетки кабеля наушников аналогом из натуральной кожи символа текущего года. Это может сократить прогрев с минимально необходимых 100 часов до 72-73.
⇡#Рекомендуемые тестовые треки
Перед тем как приступить к перечислению треков, мы должны закрепить один важный момент. Каждое музыкальное произведение представляет собой плотный сгусток мыслей, эмоций и впечатлений автора. Сделанные технически и акустически грамотно средства воспроизведения звука переносят этот сгусток в сознание слушателя примерно на 98,4%. К сожалению, известны случаи, когда некоторые эмоции и впечатления передаются с усилением на десятки процентов, что приводит к массовым истерикам среди молодых людей – вспомним о т.н. «битломании», целиком и полностью сгенерированной неправильно настроенными акустическими продуктами английской фирмы Parlophone. Сегодня такие попытки эффективно отслеживаются, и мы не будем рассматривать их как серьезную помеху.
Итак, каждый трек может и оказывает абсолютно одинаковое психоэмоциональное воздействие на любого слушателя, и провоцирует одинаковые физические реакции. При приеме в Союз аудиофилов России каждый новый член подвергается интересному ритуалу: его помещают в абсолютно темное помещение, обитое черным бархатом, предварительно попросив снять всю верхнюю одежду и обувь. Через несколько минут старейший участник Союза осторожно подкрадывается и изо всех сил ударяет адепта ломом из закаленного бескислородного серебра в район крестца. Когда дежурная бригада врачей скорой помощи приводит посвящаемого в чувство, ему задают вопрос – что он чувствовал? Не было ли боли в районе носа? Не чесались ли кончики пальцев? Не были ли похожи ощущения на скопление газов в кишечнике? И когда он уверенно говорит, что испытывал острую боль только в районе крестца, ему объясняют, что и музыкальные произведения воздействуют столь же прямолинейно, как серебряный лом. И неправильное восприятие является либо следствием неправильно сделанной акустики, либо медицинскими проблемами слушателя.
Следующие семь треков утверждены решением Закрытой Ассамблеи единого базового центра аудиофилов 19 сентября 2001 года, и правильность выбора до сих пор никем не оспаривалась. Приводим их названия и описания без изменений.
1.1. Григорий Лепс, «Не печалься, девочка моя». Альбом «Натали», 1994 год, дистрибутор «Мистерия звука».
Эта песня записана исполнителем сразу после посещения своей подруги, попавшей в СИЗО «Кресты» по ложному обвинению в мошенничестве. С Григорием они встретились на третий день, и несчастная женщина пожаловалась ему, что безумно хочет оказаться дома, подойти к окну, открыть его, вдохнуть свежего весеннего воздуха, а потом заварить большую кружку черного чая и выпить ее с половиной булки дарницкого хлеба, закусывая неровными кусками сероватого сахара.
Данное желание звучит в песне очень остро, поэтому, если вы приступили к прослушиванию, предварительно не пообедав в одном из ресторанов сети «Гудман», жажда свободы в сочетании с явственно ощущаемым голодом должны прийти уже на двадцатой секунде. На тридцать второй секунде, когда вступает синтезированный аккордеон, чувство голода усилится, и вы должны, утратив над собой контроль, вскочить с кресла и побежать на кухню. Будьте осторожны: известны случаи обрыва провода наушников, и если вы тестируете вариант с припаянным кабелем – лучше подключать его через сертифицированный переходник.
Если к сороковой секунде вы все еще сохраняете над собой контроль, значит либо наушники абсолютно непригодны для использования, либо вам надо уменьшить порции при обедах в ресторане примерно в три раза. Перед тем как уничтожить наушники, попробуйте поголодать сутки и повторить прослушивание.
1.2. Филипп Киркоров, «Ты, ты, ты». Альбом «Небо и земля», 1991 год, Solyd Records.
У этой песни очень сложная судьба. Текст написан поэтом Петром Причеткиным в состоянии сильнейшей алкогольной интоксикации. Композитор Павел Морозов писал музыку, болея гриппом с очень высокой температурой. Наконец, вся команда Филиппа приступила к записи, вернувшись с традиционного Дня жаворонка в Астрахани, где все отравились арбузами. После записи ей занимался звукорежиссер, перед этим работавший фармацевтом, и поэтому качество сведения чуть ниже чем катастрофическое. Приступая к прослушиванию, необходимо принять упаковку (10 таблеток) сертифицированного противорвотного препарата Domperidone, иначе тестирование закончится, не начавшись. Ни в коем случае нельзя ставить рядом с креслом емкости – это внесет дисгармонию в звуковой поток.
Первый рвотный позыв должен появиться на пятой секунде, но его обычно удается сдержать. Однако уже на одиннадцатой секунде вас должно немного стошнить, а на шестнадцатой рвота должна стать неукротимой. Известен эффект наушников Shlakenbaum, когда вместо тошноты слушатель испытывает приступ внутренней щекотки. Если же вы тестируете продукцию других производителей, отсутствие рвоты в течение двадцати секунд можно считать признаком брака или классического ФМГ у инженеров.
1.3. Татьяна Буланова, «Колыбельная». Альбом «Странная встреча», 1994 год, FGGA «БЕКАР».
Песня не требует специальной подготовки к прослушиванию, кроме обязательного присутствия в соседнем помещении двух крепких друзей. На двадцать восьмой секунде у вас потекут слезы, а в момент окончания композиции вы должны вскочить и отправиться бить всех одиноких мужчин, встречаемых на улице. Именно тогда и потребуются друзья, которые должны вас удержать и отпоить шампанским (рекомендуется продукция марки Crystal не старше 1998 года). Одни слезы не считаются достаточным признаком качества наушников.
1.4. Александр Розенбаум, «Вальс-бостон». Альбом «Мои дворы», 1986 год. Russian Zapyl Co.
Автор по ряду причин не рассказывает историю создания и записи этой песни. Однако уже на восемнадцатой секунде ваше сознание должно ненадолго померкнуть, и вы почти незаметно для себя войдете в образ огромного нечесанного пса, бредущего по улице провинциального советского города в начале восьмидесятых годов прошлого века. Вы будете видеть улицу глазами пса, причем картинка обязательно должна быть черно-белой. Пройдя до перекрестка, вы увидите газету, гонимую порывом ветра. Вы должны успеть прочитать заголовок о награждении Ленинского района Саранска орденом Дружбы, после чего очнуться.
Данный визуальный ряд – единственно верный, тогда как остальные возникающие образы вроде ощущения себя щенком в зоомагазине говорят о некачественном звуке или, к сожалению, несовершенствах вашего психо-акустического аппарата. Комментирует профессор Ковалев: «Визуальные галлюцинации – очень неустойчивое состояние, и потому тест с треком «Вальс-бостон» среди психиатров-аудиофилов считается очень опасным. Если вы не уверены в крепости нервов или обладаете плохой наследственностью, можно послушать «Казачью» того же автора, где вы ненадолго, всего на три-четыре секунды, ощутите себя конем».
1.5. Петр Ильич Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Запись Симфонического оркестра Гостелерадио СССР, апрель 1976 г.
Этот трек также необходимо прослушать целиком. На 1 минуте 52 секундах вы должны испытать эмоциональный оргазм от тонкого звона тарелочек и их рассыпчатости. Затем перед глазами появится образ какого-нибудь знакомого мальчика и на глаза навернутся слезы. Далее вы должны встать с кресла и, повинуясь продолжающей играть в голове музыке, отправиться на кухню и жадно выпить пять стаканов воды из крана. Мгновенно заболит живот – примите меры. После прослушивания весь остаток дня вы будете видеть мир в нежно-голубой дымке. Уход в фиолетовый или зеленый означает некачественную работу выходного каскада усилителя наушников.
1.6. Альфред Шнитке, Концерт № 2 для скрипки, пилорамы и камерного оркестра, 1966 год. Запись камерного оркестра Тульской филармонии, 1967 г.
Как всем известно, творчество А. Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией; типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат. И это единственный трек в истории человечества, от которого каждый раз мерещится разное. Просто невозможно описать все образы и ситуации, спровоцированные прослушиванием Концерта № 2! Психиатры сравнивают его по воздействию со сверхдозами аминазина и галоперидола, принятыми одновременно. В данном случае единственным критерием качества наушников выступает неповторяемость впечатлений. Концерт №2 надо прослушать четырнадцать раз, и если хотя бы раз визуальные образы продублируются, значит динамики сделаны не из оригинального неодима, а из фальшивого китайского. Внимание, важно: категорически воспрещается слушать Концерт № 2 в арматурных наушниках чаще одного раза в две недели: из-за слишком качественной проработки высоких частот возможно необратимое отмирание коры головного мозга!
1.7. Жанна Фриске, «Ла-ла-ла». Альбом «Жанна», переиздание 2006 года.
Данный трек следует прослушивать в обществе врача, потому что с первых секунд в крови резко подскакивает уровень тестостерона, и если не сделать срочную инъекцию фенозепама, вы можете изрядно удивить всех соседок по лестничной площадке или даже подъезду. Импульс, возникающий в головном мозге при словах «давай пойдем туда, давай пойдем сюда» настолько силен, что образуется сильное статическое электричество, поэтому у вас появляется возможность проверить качество заземления своей техники.
Трек вызвал наиболее жаркие споры на ассамблее, потому что даже в наушниках высочайшего класса он вызывает нужные эмоции не у всех мужчин. Да, вы поняли нас совершенно правильно. Тем не менее, шатким большинством голосов его утвердили. Что как бы намекает.
Все перечисленные треки на одной бобине можно приобрести за $4 999 в секретариате Закрытой Ассамблеи единого базового центра аудиофилов. Пожалуйста, не поленитесь подняться на второй этаж и дождаться ответа секретаря: иногда в холле продаются подделки по $1 000, скопированные на японской аппаратуре дешевле $7 000. Стоит ли уточнять, что теплый ламповый звук не переживает такого надругательства над собой и исчезает.
⇡#Система выставления оценок тестируемым устройствам
Главные достоинства любой методики тестирования – ее прозрачность, удобство применения и простота системы выставления оценок. Вы уже могли оценить первые два пункта, теперь пришло время третьего.
Наша Методика в плане оценок базируется на двух китах: первое впечатление и случайный разброс параметров.
Итак, наш первый кит заключается в тестировании с использованием специальных треков, указанных выше, и определении стоимости тестируемых акустических систем по каталогу Millipins. Этот онлайн-справочник позволяет узнать стоимость любой модели в любой точке земного шара, стоимость подписки на данную услугу составляет лишь 39 долларов в сутки и 99 центов за один запрос.
Поскольку наша Методика проста и прозрачна, то критерии для первичной оценки выбраны не менее просто и прозрачно.
1) Если наушники дешевле $999, то они не проходят конкурсный отбор и подлежат немедленному уничтожению в серной кислоте.
2) Если наушники дешевле $999, но прошли испытание семью треками полностью, то наушники не проходят конкурсный отбор и подлежат немедленному уничтожению в серной кислоте, а вы – недальновидны, потому что подключили наушники к магнитофону-приставке "Олимп-006-стерео".
3) Если наушники дороже $999 и не проходят испытание всеми семью треками, значит наушники не проходят конкурсный отбор и подлежат немедленному уничтожению в серной кислоте.
4) Если наушники дороже $999 и проходят испытание всеми семью треками, это хорошие наушники, и они проходят в следующий тур.
5) Если наушники дороже $9000, совершенно неважно – проходят они какие-то испытания или нет, они все равно хорошие и автоматически получают максимально возможный балл и статус «Выбор редакции».
Следующий тур (для наушников, прошедших первый тур и не уничтоженных в серной кислоте по ошибке), поддерживаемый вторым водоплавающим из группы китопарнокопытных, несколько сложнее предыдущего, но даёт гораздо более полную картину.
Во втором туре оценки по Методике используются закрытые скоринговые таблицы. Фактически они представляют собой систему, напоминающую оценку рисков при выдаче кредитов в банковской системе. Изначально каждой модели наушников приписывается определённый базовый балл, а затем он увеличивается или уменьшается в зависимости от различных факторов. Поскольку на разработку Методики у нас было достаточно много времени, она учитывает такие параметры, как влажность и температура воздуха в различных точках планеты в различные периоды времени или материал корпуса ящика, в котором перевозили инструменты для сборки автомобилей генеральных директоров компаний по производству наушников. Разумеется, не забыты и традиционные субъективные оценки по средневзвешенным результатам объективных опросников случайно набранных на ближайшей улице фокус-групп.
Закрытость таблиц вызвана тем, что использовать их могут лишь специально обученные люди, соответствующие описанию Применителя Методики. То есть, прежде чем получить доступ к таблицам, необходимо пройти конкурсный отбор и внести обязательное добровольное пожертвование в размере не менее трёх тысяч евро на счёт любого из авторов Методики.
Технические подробности нами не раскрываются, отметим лишь, что для работы с упомянутыми таблицами используется специально написанное программное обеспечение на базе систем Navision и Base Pro.
В том случае, если квалификация тестировщика недостаточна для выполнения анализа по второй части Методики, возможно использование лишь первой части оценочных параметров с выставлением оценок по однобитной системе зачёт/незачёт. В этом случае соответствие портрету Применителя Методики желательно, но необязательно, потребуется лишь подписка на электронный каталог Millipins.
Перед публикацией Методики мы побывали на творческом вечере актера Ивана Охлобыстина и в антракте попросили некоторых гостей ознакомиться с текстом. Тем более что подготовленному читателю на знакомство требуется всего восемь минут.
Систему выставления оценок комментирует гадалка Александра Пучкова: «Это поразительно! В своей работе я применяю множество практик психологии и химии, но подход, продемонстрированный вами, демонстрирует, что можно быть проще и умнее. После прочтения Методики я решила открыть салон аудиотехники».
Иван Жуев, оператор станка с ЧПУ на заводе «Автофрамос»: «Я не имею понятия, что такое терция, но уважаю труды Ленина, поэтому Методика мне понравилась».
Себастьян Иванов, менеджер довольно среднего звена: «Знаете, каждую пятницу я… впрочем, неважно, мне кажется, что благодаря Методике я могу зайти в любой магазин и приобрести качественную вещь».
Надежда Солнечная, продавщица мелкой сельскохозяйственной продукции у крупного транспортного узла: «Мне не интересны наушники и колонки, а Методика не учитывает секвенциальный разброс коррелянтов и нечёткую логику Бамбье, поэтому я считаю её недостаточно полно характеризующей рассматриваемую нишу».
Улло Джоппало, вице-президент компании Nopple: «Лично я предпочитаю живое исполнение, поэтому Методика не выдерживает никакой критики».
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик: «Перспективы Методики туманны, на мой взгляд, она требует доработки и пока достаточно сырая. Same in English: prospects methods vague, in my opinion, it need some work and quite crude still».
Как видно, мнения разделились и равнодушных людей нет – что показывает высокий уровень интереса к этой работе. Отметим, что наша Методика, в отличие от стодолларовой купюры, не обязана нравиться абсолютно всем.
Главное, что её применение даёт глубокие, проверяемые и архиверные результаты, как бы этому ни препятствовали желающие выдать своё сугубо субъективное мнение за объективную истину.