Оригинал материала: https://3dnews.ru/610538

Навигация по телевизору. Обзор автомобильного навигатора EXPLAY 980+TV

Комплектация. Внешний вид. Технические характеристики

#Навигация по телевизору

Навигаторы со встроенными телевизорами — не редкость. Даже в России сейчас представлены несколько моделей от Garmin, Soupt, xDevice, Pioneer, а уж сколько по всему миру продаётся безвестных китайских изделий — не счесть. Но всё это модели с аналоговыми тюнерами NTSC/PAL/SECAM, построенными, как правило, на чипе Telegent TLG1120. А ведь аналоговое телевидение не обеспечивает хоть сколько-нибудь устойчивой картинки в движении. Поэтому встраивание телеприёмников в PND изначально шло по иному пути — интеграции цифровых модулей DVB-H. Но в 2006-2007 годах в России DVB-H не вышло ещё из «коротких штанишек» тестового вещания и первенцы совмещения навигации и ТВ у нас распространения не получили. Вообще попытки продвинуть на рынок аппаратуру с модулями DVB-H в России неизбежно терпят крах. Видимо, дело в том, что рынок цифрового вещания поделили операторы мобильной связи — Beeline Mobile TV и Yota TV, которые относятся к этой услуге с третьестепенным вниманием и пока не обеспечивают ни хорошего покрытия, ни должного контента. А все предыдущие попытки наладить такое вещание столкнулись с банальной неокупаемостью инвестиций. В том числе и потому, что на рынке не было достаточного количества пользовательского оборудования. Поэтому произошёл откат в сторону аналогового телевидения и появились навигаторы с ТВ-тюнерами NTSC/PAL/SECAM.

Да, есть ещё вещание в формате DVB-T, изначально ориентированном на стационарный приём, но в котором впоследствии была увеличена степень избыточности помехоустойчивого кода (правда, эта технология сокращает количество принимаемых каналов). Знаменитый Blaupunkt TravelPilot 700 был первым навигатором с таким модулем. Но и они в России пока не очень продаются.

Вообще-то, телевидение в автомобиле — однозначное зло, особенно тогда, когда оно предназначено для водителя (а именно на водителя ориентирован навигатор!). Но, к сожалению, у нас живёт гигантское количество людей, не представляющих себе комфортного существования без фонового информационного шума (помните у Пелевина: что делает русский человек, входя в квартиру? Включает телевизор). Для таких телевизор — не источник информации, а среда обитания. Конечно, они с удовольствием повесят его себе на лобовое стекло и будут если не смотреть, то хотя бы слушать в движении. Автор множество раз сталкивался с таксистами-частниками, у которых в машине бубнил маленький телевизор: им не нужно его смотреть, им просто комфортнее жить в шуме и мелькании. Фактор опасности? Бросьте, скажут они, я опытный водитель. Да, да, мы все опытные водители — ровно до того момента, пока нас не вынимает МЧС из покорёженных обломков. И не постесняюсь сказать ещё раз: телевизору в автомобиле делать нечего.

Но ведь бывают и более безобидные ситуации, когда водители вынуждены дожидаться своих пассажиров, порой по нескольку часов. И отойти нельзя, и скучно. Вот тут телевизор приходит на помощь. И уже не очень важно, аналоговый он или цифровой — в статике качество картинки и у аналогового может быть вполне приемлемым. Кроме того, остаётся возможность развернуть теленавигатор на пассажира. Так что героя сегодняшнего нашего теста всё-таки придётся оценить и в статике, и в динамике.

Навигатор EXPLAY 980+TV — типичный представитель современного поколения PND, построенных на навигационном чипсете SiRF Atlas IV с процессором ARM11 в 500 МГц и 5-дюймовым экраном стандартного разрешения 480х272. Он тонок (всего 13 мм), относительно лёгок (195 г) и обладает хорошим запасом встроенной памяти — 128 Мбайт оперативной и 2 Гбайт «жёсткой».

Этот аппарат почти полностью повторяет некоторые модели, продающиеся на нашем рынке под другими брендами (очевидно, что все они сделаны на одном заводе), единственным важным отличием выступает лишь ТВ-тюнер.

Весь рабочий интерфейс расположен на левом торце навигатора: гнездо miniUSB, два аудиовыхода (под 2,5- и 3,5-миллиметровые штекеры — нестандартно-приятное решение) и слот для карты памяти microSD. Кнопка включения/выключения, разумеется, находится сверху, стилус (металлический, раздвижной, вполне нормальной длины) — на правом торце, а окно динамика — на задней панели. Качество изготовления навигатора очень высокое, всё подогнано аккуратно, пластмасса качественная и немаркая.

Комплектация EXPLAY 980+TV по-современному бедная, кроме установочного кронштейна, адаптера питания для автомобиля и USB-кабеля в коробку положили только сетевой зарядник. Но и это тоже не признак щедрости производителя, а насущная необходимость: клиенты получили возможность использовать навигатор в качества резервного домашнего телевизора или маленького дачного. В принципе, можно и в качестве носимого, но тут естественным ограничителем выступает ёмкость встроенного аккумулятора (1400 мА*ч). В автономном режиме аппарат способен проработать 1 час 20 минут.

EXPLAY — марка солидная и всегда комплектует свои изделия неплохими инструкциями. EXPLAY 980+TV исключением не стал, инструкция к нему качественно оформлена (пусть и в чёрно-белом варианте) и отлично издана. В ней всё рассчитано на хранение в автомобиле — удобный размер (10х14 см) и обложка из жёсткого глянцевого картона, с повышенной, подозреваю, способностью противостоять естественному износу. Удивительно, но и написана инструкция неплохо — неидеально, но отвращения и желания немедленно выбросить книжицу не возникает. Посетовать можно только на излишне мелкий шрифт, в который приходится всматриваться. Вряд ли за этим стоит попытка сэкономить бумагу, скорее, обычная непредусмотрительность.

Отдельными бумажками идут описание монтажа кронштейна на стекло с картинками «для блондинок» (тоже, кстати говоря, актуально), краткое руководство к навигационной программе («Навител Навигатор 3», при том что в сам навигатор загружена боле свежая версия 5.0; полной инструкции к «Навителу» нет ни на бумаге, ни на диске) и карточка-инструкция по конвертированию видеофайлов. Это говорит о том, что маркетологи EXPLAY настойчиво педалируют модель 980+TV как мультимедийную, с возможностью просмотра не только ТВ, но и видео. На это же намекает и обилие поддерживаемых видеоформатов и «контейнеров»: ASF, MP4, 3GP, WMV и AVI. В реальности навигатор запросто воспроизводит и MOV, и MPG VCD и даже MPG DVD, если, конечно, скорость потока не избыточна для ресурсов этого процессора (а такое может быть даже при небольшом разрешении).

#Видео

К сожалению, формальным позиционированием и многоформатностью дело и ограничилось: навигатор не оснащён простейшей программной функцией подгонки изображения под пропорции и разрешение экрана. И если видео с большим, чем у экрана PND, разрешением худо-бедно помещается в границы последнего, то ролики с меньшим разрешением не растягиваются, оставаясь пятном по центру в обрамлении гигантской чёрной рамки.

Комплектуется навигатор и компакт-диском с программой-конвертером видеофайлов. Но лучше б её не было! Мало того, что она англоязычная (хотя и это прямое неуважение к потребителю), так ещё и с нелепо организованным интерфейсом, где все кнопки располагаются на одной горизонтальной линии, и с ума сойдёшь, двигая ползунок вправо-влево. Кроме того, и это самое странное, программа AVIConverter имеет максимальное выходное разрешение 320х240, что никак не стыкуется с экранным разрешением, фильм воспроизводится в две трети экрана. Фактически программа для этого навигатора не подходит.

Но, погоняв его на разных форматах и разрешениях, несложно заметить, что видео крупнее 320х240 навигатору если и даются, то очень тяжело. До 450-460 точек по горизонтали он ещё как-то пытается соответствовать, а вот видео 720х576 показывает исключительно перебором статичных картинок.

Всё, что больше, — не показывает вообще, на экране лишь изредка появляется характерная мозаика, а из динамика идет звуковая дорожка. Может быть, создатели EXPLAY 980+TV просто подстраховались, снабдив устройство конвертером такого разрешения? Так или иначе, но видео смотреть на этом аппарате крайне неудобно. Кстати, при подключении к компьютеру EXPLAY 980+TV категорически не стал опознаваться Windows Vista x64, без проблем при этом подключившись к 64-битной «Семёрке». Владельцы «Висты», имейте в виду.

#Телевизор

Теперь телевизор. Антенна вынимается и направляется вверх легко, но сразу возникает подозрение в её недолговечности — она тоненькая, хрупкая, того и гляди сломается у основания. В горизонтальной и вертикальной плоскостях антенна фиксируется неплохо, сориентировать её можно во всех направлениях, кроме того, в котором находится корпус навигатора. В сторону корпуса антенна наклоняться не хочет, мешает ограничение свободы в шарнире. Штырь длиной 13,5 см — это не то, на что сигналы УКВ-диапазона принимаются качественно, так что антенну придётся вытащить на весь её нехитрый рост и покрутить, добиваясь лучшего приёма. О том, чтобы ограничиться одним-двумя вытянутыми сегментами телескопического стержня, не может быть и речи.

В навигатор заложены два традиционных типа настройки на станции — автоматический и ручной. С первым всё понятно: тюнер последовательно сканирует частоты и, попадая на несущую и распознав наличие полезного сигнала, записывает станцию в подходящий пресет. Настройка длится быстро — 32 секунды, но, к сожалению, не запоминается навигатором. В ручном варианте возможен выбор из 69 фиксированно настроенных каналов без возможности их точной подстройки. На северо-востоке Москвы (5 км от Останкино) автоматический режим обнаружил 15 эфирных каналов, на юго-западе их количество сократилось до восьми. Вот, собственно говоря, и все возможности настройки телевизора. Да, забыл, ещё можно принудительно очистить банк пресетов. А вот кнопка «сохранить» своих функций не выполняет — всякий раз настройку придётся начинать заново.

Экранный интерфейс телеприёмника обычен: «предварительное» изображение занимает две трети экрана, остальное — кнопки управления. Там же расположен жутко неудобный регулятор громкости, который отдельно вывести на экран нельзя. Кроме того, нет возможности выключить звук в одно касание, нужно точно прицелиться в нижнюю часть шкалы, и не всегда в неё получается попасть с первого раза. Выход в полноэкранный режим осуществляется одним кликом по изображению.

Качество картинки, конечно, «аналоговое» в худшем значении этого слова. Метровые телеканалы более устойчивы, чем дециметровые. В принципе, при нормальном положении антенны и самого навигатора, картинка в большинстве случаев выходит стабильной, без всполохов, полос и прочих атрибутов, характеризующих недостаток чувствительности. Но разрешение... Оно ужасно! Изображение рыхлое, искажённое по цветам, с минимальной градацией полутонов. То есть налицо все признаки нелинейных искажений сигнала. Смотреть это могут с удовольствием разве что завзятые мазохисты. Но, повторюсь, картинка стабильна, не прыгает и не пытается сделаться чёрно-белой.

В движении картинка ожидаемо хуже: изображение скачет, пропадает цвет. Вот только со звуком всё остаётся в полном порядке, звуковое сопровождение стабильно во всех случаях, кроме полного пропадания сигнала. Кстати, от скорости перемещения количество дефектов изображения почти не зависит. А зависит оно в большей степени от размеров и характеристик предметов окружающей действительности — длины тоннелей, высоты зданий, наличия радио- и электромагнитных помех (троллейбусов, например). Вообще, поездка в городе с одновременным просмотром телепередач — это даже не издевательство над самим собой, это такая изощрённая пытка телевидением. Не представляю, какова должна быть степень зависимости человека от «ящика», чтобы он добровольно обрёк себя на ежедневное пользование этим «Эксплеем» как телеприёмником.

А вот если взять навигатор в руки, вылезти из машины и пойти пешком, то картинка окажется не сильно хуже того, что мы наблюдали при статическом просмотре. Естественно, ведь над головой нет металлической крыши, а спереди — помех от двигателя. Такой режим можно назвать условно-комфортным.

В целом ощущение от телеприёмника таково: он годится только для неотложного просмотра каких-то программ, когда нет никакой возможности добраться до нормального телевизора. Допустим, стоите вы в пробке, а тут началась прямая трансляция «Формулы-1», в которой комментарий Алексея Попова способен заменить картинку любого качества! Или, скажем, вы хотите наполнить новостями поход в булочную. Но в качестве полноценного телевизора EXPLAY 980+TV воспринимать не стоит.

Тестирование. Выводы

#Навигация

Как уже было сказано, создатели PND сэкономили на подробной инструкции к навигационной программе. Для новичков это может стать препятствием в освоении «Навитела» (не самого простого навигационного ПО), а распечатывать инструкцию самому и хранить страницы А4 в машине, мягко говоря, не очень удобно.

«Навител» пятой версии (точнее, 5.0.0 693), как мы уже неоднократно отмечали, сильно упростил свой интерфейс по сравнению с предшественниками. Кнопки и поля стали крупнее и обзавелись более внятной символикой. Удобнее стал адресный поиск, ещё удобнее — поиск по POI, которые теперь сгруппированы почти идеально. При этом навителовцы наконец-то отнесли функции работы с треками к второстепенным и убрали их в недра меню, теперь они не маячат на основном экране. И, что особенно радует, невразумительное «идти на точку» заменили очевидным «поехать».

Однако карта в крупном масштабе по-прежнему перегружена. Зато при увеличении лишнее исчезает и всё становится на свои места.

По скорости работы EXPLAY 980+TV в режиме навигации мало отличается от его собратьев, построенных на SiRF Atlas IV. Скорость загрузки, поиск спутников в «горячем», «тёплом» и «холодном» режимах, оперативность реагирования на изменение условий движения — всё в этом навигаторе приведено к «средним значениям по отрасли», таким, которые не заставляют пользователя напрягаться и бить несчастное устройство об стену. Единственная выраженная проблема — низкая скорость обработки последовательных кликов. Даже две команды, данные подряд, без секундного перерыва на «осмысление», настолько загружают процессор, что он впадает в пяти-семисекундный ступор.

Тест на традиционных маршрутах EXPLAY 980+TV прошёл достаточно ожидаемо.

#Междворовые проезды

Здесь во всей красе показала себя подробная адресная база «Навитела», навигатор почти не ошибался. Вёл он себя предсказуемо: изначально игнорируя кратчайший путь между двумя точками, PND перекладывал маршрут при углублении во дворы на 200-300 метров. Чем ниже скорость, тем менее суетно ведёт себя EXPLAY 980+TV, тем меньше он мечется между несколькими вариантами проезда. Это вполне согласуется с ПДД: в пешеходных зонах нужно ездить медленно! А при увеличении скорости навигатор начинает откровенно путаться, меняя картинку на экране с пугающей частотой. На голосовые подсказки в этом случае вообще не нужно обращать внимания — они оказываются полностью рассогласованными с действительностью, не поспевая за траекторией движения. В общем, во дворах ориентироваться можно, но осторожно.

Маршрут Прокладка маршрута Наличие на карте информации о конечном пункте
От ул. Молодцова, 2-4 до пр. Шокальского, 22 да да
От пр. Шокальского, 27-1 до пр. Шокальского, 29-4 да нет
От Заревого пр., 2 до ул. Грекова, 3-3 да да
От Широкой ул., 18 до пр. Шокальского, 61-1 да да
От Студёного пр., 10 до Широкой ул., 5-1 да да
От ул. Менжинского, 28-1 до Енисейской ул., 30 нет да
От ул. Менжинского, 28-1 до Староватутинского пр., 7 да да
От Староватутинского пр., 7 до Л.Бабушкина, 31 да да
От Осташковской ул., 15 до Осташковской ул., 7-4 да нет
От ул. Коминтерна, 16 до Анадырского пр., 17 да нет

#Условия проезда

По мере развития картографической базы и дорожных графов, у всех навигационных программ (кроме, разве что, маргинального «Мегаполиса») остаётся всё меньше «белых пятен» в знании дорожной сети. Но, к сожалению, это такая динамичная вещь, единожды подстроившись к которой, нельзя почивать на лаврах. Наши прежние тесты состояли в основном из «засад», появившихся относительно недавно. Однако за последнее время «Навител» и другие производители серьёзно подтянулись, и ныне список наших «засад» неактуален — настало время создавать другой маршрут, полный свежих неожиданностей. Но это дело ближайшего будущего, а с EXPLAY 980+TV мы проехали по стандартному маршруту. Знаете, «Навител» не ошибся даже на Олонецком проезде, он теперь знает, что часть его сделали односторонней.

Единственная серьёзная ошибка (стоимостью в водительское удостоверение) была сделана навигатором на улице Вешних Вод, часть которой тоже с некоторых пор подразумевает движение только в одном направлении. Эта «засада» даже попала в список ФАР как стандартная «кормушка» работников ГИБДД! Мы про неё пишем уже года полтора, а даже свежайший «Навител» все еще пользуется сильно устаревшей информацией об этом месте.

В остальном — без нареканий, навигатор качественно отмёл любые провокации и прокладывал все маршруты в строгом соответствии с ПДД.

Маршрут Прохождение теста Описание затруднения «Знание» конечной точки маршрута
От Енисейской ул., 2 стр. 2 до Уржумской ул., 3-1 да Поворот налево на Уржумскую запрещён да
От Староватутинского пр., 15 до пр. Дежнёва да Знак «Въезд воспрещён» на Олонецком проезде да
От Уржумской ул., 3-1 до пр. Серебрякова, 20 да Поворот налево на ул. Амундсена запрещён — одностороннее движение да
От ул. Вешних Вод, 8-1 до Ярославского ш., 42 нет Знак «Въезд воспрещён» в середине ул. В.Вод да
От Радужной ул., 5-1 до ул. Лётчика Бабушкина, 12 да Поворот налево с Радужной запрещён да
От Изумрудной ул., 44 до ул. Малыгина, 8 да Прямой проезд разрешён — убрали знак «Въезд воспрещён» да
От ул. Лётчика Бабушкина, 11 до ул. Коминтерна, 12 да Поворот налево с Л.Бабушкина запрещён да
От Ватутинского пер. до Осташковской ул., 10 да Поворот налево с Ватутинского запрещён да
От Заревого пр., 4 до ул. Тихомирова, 14-2 да Поворот налево с Заревого недавно разрешён нет
От Анадырского, 17 до Менжинского, 32 да Полоса только для общественного транспорта по ул. Менжинского да

На «Яндекс.Маркете» EXPLAY 980+TV можно купить (по состоянию на 29 апреля) за 4 961 рубль. Это относительно недорого, но за аналогичную цену уже есть предложения навигаторов «с пробками». Тут уж придётся выбирать — кому что важнее. Одновременно эти две опции в одной модели пока существовать не могут. Между тем введение в EXPLAY 980+TV «пробочного» модуля пусть немного и повысит цену, но идеологически оптимизирует этот навигатор: необходимость мониторить загруженность дорог избавит владельца от соблазна посмотреть в дороге «телик». И сделать это очень несложно. Уверен, именно так получится одна из следующих моделей под брендом EXPLAY, и она будет более популярна, чем 980+TV.

#Недостатки:

  • нет полной инструкции к навигационной программе,
  • странный выбор комплектного видеоконвертера,
  • плохое качество приёма телесигнала,
  • неудобный регулятор громкости в режиме ТВ.

#Достоинства:

  • большое количество воспроизводимых видеоформатов,
  • хорошо написанная и изданная инструкция,
  • высокое качество изготовления,
  • отличная навигация.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/610538