Новинка Panasonic LUMIX DMC-FS16 — это классический ультракомпакт с 4-кратным оптическим зумом, сравнительно невысокой максимальной чувствительностью и базовым набором функций и настроек, но зато с поддержкой записи HD-видео и оптическим стабилизатором. Фактически тестируемая камера пришла на смену модели LUMIX DMC-FS10, которая одной из первых среди сравнительно недорогих фотоаппаратов научилась записывать видео в HD-качестве. Сейчас же одной лишь этой функцией особо не выделишься, ведь среди конкурентов есть и более доступные камеры с таким же функционалом, поэтому завоёвывать своего покупателя приходится как-то иначе.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Сенсор изображения | ПЗС 1/2,33″, 14 Мп |
Эффективное количество точек, Мп | 14 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF) Видео: MotionJPEG |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: (4:3): 4320х3240 (14 мегапикселей); 3648x2736 (10 мегапикселей EZ); 2560x1920 (5 мегапикселей EZ); 2048X1536 (3 мегапикселя EZ); 640X480 (0,3 мегапикселя EZ) (16:9): 4320x2432 (10,5 мегапикселя), 4320x2880 (12,5 мегапикселя) Видеокадр: 320x240, 640х480, 1280х720 (3:2) |
DPOF | Поддержка DPOF |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Auto, Hi Auto (1600-6400), 100, 200, 400, 800, 1600 |
Конструкция объектива | 6 элементов, в 5 группах, в том числе 3 асферические линзы с 6 асферическими поверхностями |
Диапазон фокусных расстояний, мм | 5,0-20,0 (28-112 в 35-мм эквиваленте) |
Диафрагма | ƒ/3,1-ƒ/6,5 |
Цифровое увеличение | 4x |
Минимальная дистанция фокусировки, см | От 5 в ШУ-положении От 1000 в телеположении |
Выдержка, с | 8-1/1600 15, 30, 60 в режиме фейерверк |
Экспозамер | программный |
Экспокоррекция | +/-3 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы сюжетных программ | 28 сюжетных режимов, автоматическое распознавание |
Баланс белого | Авто, Тень, Облачность, Дневной свет, Лампа накаливания, ручная установка |
Встроенная вспышка | Есть |
Режимы вспышки | Авто, Подавление «красных глаз», Заполняющая, Медленная синхронизация, Отмена вспышки |
Диапазон действия вспышки, (ISO авто),м | 0,4-3,3 в ШУ-положении объектива |
Автоспуск | С задержкой 2/10 с |
Устройство хранения информации | SD, SDHC, SDXC |
Встроенная память, Мбайт | 80 |
ЖК-дисплей | 2,7-дюймовый ЖК-дисплей, 230 тыс. точек |
Интерфейс | microUSB 2.0, AV-выход |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NCA-YN101H (2,4 Вт*ч) |
Габариты (ШxВxД), мм | 94,3x53,5x18,8 |
Масса (без учёта аксессуаров), г | 101 |
На тестирование был предоставлен ознакомительный образец для прессы, комплект поставки которого включал:
⇡#Внешний вид и удобство использования
Около года назад в нашей лаборатории побывала предшественница тестируемой камеры — модель LUMIX DMC-FS10. Герой материала внешне очень сильно на нее похож, и небольшие различия есть лишь в деталях: немного иная форма клавиш на тыльной стороне, нет кнопки активирования интеллектуального режима распознавания сцены, лампа подсветки автофокуса сместилась с края ближе к центру верхней части лицевой панели.
Корпус, как и прежде, изготовлен из металлических панелей с отличным лакокрасочным матовым покрытием, которое не боится мелких царапин и потёртостей, но отпечатки на тёмных вариантах корпуса (на тестирование был предоставлен FS16 «в чёрном») хорошо заметны. К качеству сборки никаких замечаний — безупречная подгонка деталей, отсутствие люфта крышки аккумуляторного отсека, все клавиши сидят как влитые и не дребезжат при встряхивании камеры, а при попытках скручивания тонкий корпус ни капли не подаётся и не издаёт никаких звуков.
С лицевой стороны находится объектив, окошко встроенной вспышки и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоматического спуска затвора.
Тыльная сторона не особо загружена — большую часть занимает 2,7-дюймовый экран, а справа установлены основные органы управления, причём разнесены элементы довольно широко, поэтому с крохотной камерой легко работать даже обладателям крупных пальцев. В верхнем углу находится ползунок — переключатель режимов (воспроизведение/съёмка), чуть ниже — клавиша выбора режима съёмки, круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша с кнопкой ввода по центру, а у самого низа — клавиша выбора режима отображения дисплея и удаления, которая также отвечает за вызов быстрого меню в режиме съёмки.
Сверху установлен микрофон, переключатель питания, а также двухуровневая клавиша спуска затвора с рычажком управления трансфокацией.
Снизу находится отсек для карты памяти и аккумулятора, системный динамик и пластиковый разъём установки на штатив (это весьма странно, учитывая, что корпус изготовлен из металлических панелей). Разъём находится слишком близко к краю, поэтому при перетягивании фиксирующего винта штатива камеру немного перекашивает.
Левая боковая поверхность пустует, а справа находится ушко крепёжного шнурка и разъём подключения дата-/AV-кабеля, скрытый резиновой заглушкой.
В камере установлен 2,7-дюймовый дисплей с разрешением 230 тыс. точек, который достался ей в наследство от FS10. Впрочем, не только от неё, ведь данная ЖК-матрица устанавливается и устанавливалась во многих компактах Panasonic. Дисплей при падении на него прямых солнечных лучей легко читается, причём можно не только разобрать элементы меню, но и рассмотреть отснятое изображение, хотя оценить корректность установки экспозиции в таких условиях не получится. Цветопередача дисплея хороша, как и у большинства камер Panasonic. Вертикальные углы обзора не слишком большие, поэтому при взгляде под углом, например при съёмке на вытянутых вверх руках, изображение темнеет и инвертируется. Но тут на помощь приходит фирменная фишка камер Panasonic — режим «верхний ракурс», при активировании которого сильно завышается яркость дисплея и изменяются параметры контраста, в результате чего при просмотре под прямым углом изображение становится белёсым и слабоконтрастным, а вот при взгляде под острым углом картинка, наоборот, отображается вполне корректно. Одно плохо: в быстром меню данной настройки нет, поэтому для ее активирования приходится бродить по основному меню, а это ни много ни мало 11 нажатий клавиш управления.
В 2011 году интерфейс камер Panasonic был полностью изменён, причём не только в лучшую сторону. Это утверждение касается и тестируемой камеры. Теперь для изменения многих настроек приходится производить гораздо больше действий, ведь в быстром меню осталось всего три настройки (выбор зоны фокусировки, выбор настройки баланса белого и выбор разрешения), тогда как у предшественника в быстром меню было 7 настроек.
Тем не менее интерфейс камеры довольно быстр, анимация меню плавная и без подтормаживаний, поэтому работать с камерой приятно, хотя и не так удобно, как раньше.
Оптический стабилизатор изображения и режим распознавания лиц уже давно стали нормой. Конечно, во многих камерах Panasonic возможно создание списка избранных шести лиц, на которых камера акцентирует внимание, но в FS16 нет даже такой функции. Фактически единственная особенность камеры — это так называемое интеллектуальное распознавание сюжетной программы, которое в зависимости от условий съёмки выбирает одну из шести программ (Макро, Портрет, Пейзаж, Ночной портрет, Ночной Пейзаж и Закат). Также стоит отметить режим интеллектуальной установки уровня чувствительности, так называемый iISO, который может распознать быстрое перемещение объекта в кадре и поднять уровень чувствительности для предотвращения смазывания. В общем, стандартный набор для камеры стоимостью 5-6 тысяч рублей.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
В пресс-релизе камеры указано, что она невероятно быстро готовится к работе, да и автофокус у неё весьма шустрый. Но это всё реклама, наша задача приведенные данные проверить. Конечно, и у пожилой FS10 время подготовки к работе было не слишком велико — всего 1,4 секунды, поэтому от новинки ожидался не худший результат. Но камера даже превзошла ожидания — 1,07 секунды! Это лишь немногим медленнее, чем конкурента в лице Nikon Coolpix S5100. Трансфокация, как и прежде, неторопливая, и для перемещения из крайнего ШУ- в телеположение требуется 2,6 секунды, а в обратном — 2,76 секунды, что соизмеримо с результатами предшественницы.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В связи с тем, что режим непрерывной фокусировки неотключаемый, для обеспечения точности замера после наведения на бесконечность автофокус блокировался половинным нажатием клавиши спуска затвора, после чего камера наводилась на объект съёмки. Замер был произведён в ШУ-положении объектива при расстоянии до объекта съёмки в 30 см и со 100 см в телеположении. В первом случае результат оказался практически таким же, как у FS10, хотя та и оборудована другим объективом, — 0,38 секунды. В телеположении новинка даже чуть шустрее — 0,51 против 0,63 у предшественницы.
Режимов выбора зоны фокусировки по сравнению с FS10 стало на один больше — четыре: приоритет на лицах, по центральной зоне, мультизонный и режим слежения. Точечный и мультизоный режимы работают безупречно как при обычном срабатывании автофокуса, так и в режиме макросъёмки. По поводу режима определения лиц есть лишь одно замечание — при съёмке на экране определённые лица не выделяются рамкой, поэтому не всегда понятно, нашла камера лица или нет. Это же относится и к режиму слежения.
Установка экспозиции полностью автоматическая, не предусмотрена даже возможность выбора режима работы экспозамера. Фактически пользователю дана лишь возможность введения экспосдвига в диапазоне от -2 до +2 EV с шагом в треть ступени. При естественном освещении существенные ошибки крайне редки, причём даже при съёмке сильно затенённых объектов, а вот искусственное освещение заставляет камеру заметно ошибаться. В лабораторных условиях при освещении флуоресцентными лампами ошибка в среднем составляет -0,28…+0,58 стопа, что для недешёвого компакта довольно много. При освещении лампами накаливания ошибка несколько меньше: от -0,3 до -0,15 стопа. Она немного снижается при использовании высоких значений чувствительности (800 и 1600 единиц в ISO-эквиваленте)
Предварительных настроек баланса белого, как это часто бывает в компактах Panasonic, немного: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, а настройки для флуоресцентных ламп нет вовсе, тогда как некоторые производители предлагают два, а то и три пресета для ламп дневного света. В принципе, подход Panasonic тут стоит признать наиболее правильным, ведь для всех типов ламп дневного света пресеты не создашь, а результат от применения существующих настроек нередко оказывается хуже, чем при использовании автоматического режима. При естественном освещении камера оказалась крайне точной, но вот при искусственном заметные ошибки есть всегда, и если с промахами при флуоресцентном освещении можно мириться, то лампы накаливания требуют использования либо предустановленной настройки, либо ручной настройки при низкой интенсивности освещения. Для тонкой настройки баланса белого можно воспользоваться регулировкой по шкале красный/синий (10 позиций). Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Камера подключается к ПК в режиме PTP и USB Mass Storage. Измерение скорости передачи данных осуществлялось в режиме USB Mass Storage при использовании карт памяти SDHC Class 10. Средняя скорость передачи данных оказалась не шибко высокой — всего 6,14 Мбайт/с, но по сравнению с FS10, которая выдала лишь 0,72 Мбайт/с, это всё же не самый плохой результат.
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен по белому листу. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 1600 единиц в ISO-эквиваленте.
В качестве оппонентов были выбраны следующие камеры:
Фр 1 | Nikon Coolpix S5100 | Canon PowerShot A2200 | Panasonic LUMIX DMC-FS10 | Panasonic LUMIX DMC-FS16 |
ISO 80 | - | - | ||
ISO 100 | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 |
Фр 2 | Nikon Coolpix S5100 | Canon PowerShot A2200 | Panasonic LUMIX DMC-FS10 | Panasonic LUMIX DMC-FS16 |
ISO 80 | - | - | - | |
ISO 100 | - | |||
ISO 200 | - | |||
ISO 400 | - | |||
ISO 800 | - | |||
ISO 1600 | - |
Фр 3 | Nikon Coolpix S5100 | Canon PowerShot A2200 | Panasonic LUMIX DMC-FS10 | Panasonic LUMIX DMC-FS16 |
ISO 80 | - | - | ||
ISO 100 | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 |
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/8 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/30 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/60 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/125 c, ISO 1600
Также с чувствительностью от 100 до 1600 единиц была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.
Фр 1 | Nikon Coolpix S5100 | Canon PowerShot A2200 | Panasonic LUMIX DMC-FS10 | Panasonic LUMIX DMC-FS16 |
ISO 80 | - | - | ||
ISO 100 | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 |
Фр 2 | Nikon Coolpix S5100 | Canon PowerShot A2200 | Panasonic LUMIX DMC-FS10 | Panasonic LUMIX DMC-FS16 |
ISO 80 | - | - | ||
ISO 100 | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 |
Фр 3 | Nikon Coolpix S5100 | Canon PowerShot A2200 | Panasonic LUMIX DMC-FS10 | Panasonic LUMIX DMC-FS16 |
ISO 80 | - | - | ||
ISO 100 | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 |
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/5 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/10 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/20 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/40 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,1, 1/80 c, ISO 1600
Вспышка работает в 4 режимах: авто, авто с подавлением эффекта «красных глаз», принудительное срабатывание и медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз». Ведущее число вспышки невелико, поэтому дистанции отработки довольно скромные — до 3,3 м при автоматической чувствительности. Минимальная дистанция составляет 40 см, но, как показала практика, при невысокой чувствительности вспышка неплохо отрабатывает при съёмке с более близких расстояний до объекта. Перезарядка вспышки происходит довольно быстро даже при изрядно подсаженном аккумуляторе — зачастую достаточно времени, затрачиваемого на запись снимка.
В макрорежиме камера не выделяется особо впечатляющими характеристиками: минимальная дистанция фокусировки равна 5 см, а в телеположении — и вовсе 1 метр. Тестовые снимки были сделаны с расстояния 5 см и, для возможности сравнения с другими камерами, — с 10 см.
⇡#Съёмка при недостаточной освещённости
Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при подсветке двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.
Съёмка с высокими значениями чувствительности
Камера способна записывать видео с разрешением HD, VGA и qVGA, а вот поддержки WVGA, которая была у FS10, в тестируемой камере нет. В остальном же они очень похожи — у обеих непосредственно во время записи не работает ни автофокус, ни оптический трансфокатор, нет поддержки AVCHD, которая есть у более дорогих камер, кроме того, нет и HDMI-порта, а соответственно и функции управления воспроизведением изображений с пульта ТВ (Panasonic VIERA Link). Из настроек доступно введение экспосдвига, настройка баланса белого, включая ручной режим установки, а также активирование макрофокуса. Качество записи если и отличается от того, что могла предложить предшественница, то настолько незначительно, что заметить это невооружённым глазом совершенно невозможно.
В FS16 используется литий-ионный аккумулятор NCA-YN101H ёмкостью 2,4 Вт*ч. Согласно заявлениям производителя, при тестировании по методологии CIPA камера способна отснять 270 кадров, что весьма неплохо, учитывая небольшую ёмкость аккумулятора. Памятуя о былых рекордах камер Panasonic (среди протестированных нами камер именно компакт Panasonic является лидером по длительности автономной работы), при полевых испытаниях мы ожидали получить результат по крайней мере не хуже заявленного. Но на практике камера отсняла лишь 248 кадров. Подзарядить аккумулятор можно только в зарядном устройстве, поддержки модной ныне функции зарядки от USB-шины к сожалению нет.
Камера заключена в тонкий, прочный металлический корпус и долго не теряет товарного вида благодаря хорошему лакокрасочному покрытию. Неплох и дисплей — он хорошо противостоит прямым солнечным лучам, а фирменная фишка «верхний ракурс» позволяет визировать изображение даже при взгляде на экран под острым углом. Кроме того, камера довольно шустрая — очень быстрое включение, быстрый автофокус.
Но есть у нее и недостатки, а именно ошибки экспозамера и автоматического определения баланса белого при искусственном освещении, причём ошибка экспозамера больше при флуоресцентном освещении, а неточности автоматической установки баланса белого — при освещении лампами накаливания. Также стоит отметить невозможность работы автофокуса и оптического трансфокатора непосредственно при видеозаписи.
Благодарим украинское представительство компании Panasonic за предоставленный на тестирование фотоаппарат.