Современный ультракомпакт среднего ценового диапазона, основанный на КМОП-сенсоре, обязан уметь снимать 3D-фото, высокоскоростные серии и Full HD-видео, а также, желательно, автоматические панорамы. Всё это умеет новый Olympus SZ-20, оборудованный широкоугольным объективом с кратностью оптического трансфокатора 12,5х. Средняя стоимость камеры составляет 9 970 рублей, а это весьма привлекательная цена за фотоаппарат с перечисленным набором функций. Осталось лишь выяснить, какова камера в работе.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Olympus SZ-20 | |
---|---|
Сенсор изображения | КМОП 1/2,3″, 16,8 Мп |
Эффективное количество точек, Мп | 16 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.21, DCF) Видео: MPEG-4 |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 4608x3456, 3264x2448, 2560x1920, 2048x1536, 1600x1200, 1280x960, 640x480, 4608x2592, 1920x1080 Видеокадр: 640х480, 1280х720, 1920х1080 |
DPOF | Поддержка DPOF |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | ISO 80, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 |
Диапазон фокусных расстояний, мм | 4,2-52,5 (24-300 в 35-мм эквиваленте) |
Диафрагма | ƒ/3,0 — ƒ/5,9 |
Конструкция объектива | 9 элементов в 8 группах (Асферические элементы — 4, ED элементы — 2) |
Цифровое увеличение | 4x / 50x комбинированный с оптическим зумом |
Минимальная дистанция фокусировки, см | Стандартный режим: 0,1 м — ∞ (широкий угол) 0,9 м — ∞ (теле) Макрорежим: 0,1 м — ∞ (широкий угол) 0,9 м — ∞ (теле) Супермакро: от 1 см |
Выдержка, с | 1/4 — 1/2000 с / < 4 с (режим ночной съемки) |
Экспозамер | ESP-экспозамер, Точечный экспозамер |
Экспокоррекция | +/-3 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы сюжетных программ | 16 сюжетных режимов, автоматическое распознавание |
Баланс белого | Авто, Облачность, Дневной свет, Лампа накаливания, Флуоресцентный 1 |
Встроенная вспышка | Есть |
Режимы вспышки | Авто, Подавление эффекта «красных глаз», Заполняющая, Отмена вспышки |
Диапазон действия вспышки, м | ШУ: 0,1-5,7 (ISO 1250) Теле: 0,6-2,9 (ISO 1250) |
Автоспуск | С задержкой 2 либо 12 с |
Устройство хранения информации | SD, SDHC, SDXC |
Встроенная память, Мбайт | 59 |
ЖК-дисплей | 3-дюймовый ЖК-дисплей, 460 тыс. точек |
Интерфейс | microUSB 2.0, AV-выход, HDMI |
Питание | Литий-ионный аккумулятор LI-50B (3,3 Вт*ч) |
Габариты (ШxВxД), мм | 102,4x64,0x30,4 |
Масса (без учёта аксессуаров), г | 186 |
⇡#Внешний вид и удобство использования
Линейка камер SZ — это расширение, дополняющее семейство Traveller, которое ранее включало лишь три классических ультразума. Камеры SZ-серии хоть и не миниатюрны, однако ближе к обычным ультракомпактам, но при этом могут похвастаться солидной кратностью трансфокатора. На тестирование в этот раз попала камера с наименьшей кратностью трансфокатора — Olympus SZ-20, но при этом младшей моделью линейки она не является, ведь, в отличие от SZ-10 с 18-кратным зумом, она основана на КМОП-сенсоре, который позволил реализовать автоматическую съёмку круговых панорам и Full HD-видео.
Все корпусные панели пластиковые, даже накладка, косящая под резиновую. Лицевая панель глянцевая, поэтому отпечатки она собирает мгновенно, но, к счастью, царапин не особо боится. Стоит отметить, что доступна и серебристая модификация, на которой отпечатки практически незаметны. Тыльная панель изготовлена из матового и слегка шероховатого пластика, которому не страшны ни отпечатки, ни царапины. Качество сборки высокое, но при попытках сдавливания камера немного потрескивает.
Спереди находится объектив, лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоспуска, выбрасываемая вспышка и пара широко разнесённых микрофонов, что теоретически должно положительно сказаться на разделении каналов при записи звуковой дорожки в видеороликах.
Тыльные стороны у всех камер Traveller практически идентичны: правее экрана располагаются видеоклавиша, кнопка перехода в режим просмотра, круглая вращающаяся многофункциональная клавиша (хотя дополнительных функций у нее всего две, и обе используются в режиме просмотра) с кнопкой ввода по центру, а также сдвоенная клавиша входа в меню и вызова встроенной системы справки.
Сверху находится ползунок замка выбрасываемой вспышки, кнопка питания, а также двухуровневая клавиша спуска затвора с рычажком трансфокации.
Снизу расположен отсек установки аккумулятора и карты памяти, а также разъём для штатива. У последнего сразу два недостатка: во-первых, он пластиковый, поэтому при неаккуратной установке можно сорвать резьбу, а во-вторых, он чёрный, поэтому в темноте или в сумерках его не видно — приходится целиться на ощупь.
Слева установлен лишь системный динамик. Справа же находится ушко крепёжного шнурка и пара разъёмов подключения дата/AV- и HDMI-кабелей.
В камере установлен 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 тыс. точек, что по современным меркам довольно скоромно, но всё же это не матрица на 230 тыс. точек, которую так любит Olympus. В принципе, любить есть за что — старенькая, но проверенная временем матрица противостояла прямым солнечным лучам лучше, чем экраны камер любых других производителей. К счастью, эту особенность Olympus сохранила и в новой матрице — снимать в солнечный день с таким экраном одно удовольствие, все видно даже при средней яркости подсветки. Цветопередача также радует глаз. А вот вертикальные углы обзора малы, и при взгляде под углом более 50-60 градусов изображение полностью инвертируется, что крайне неудобно при съёмке на вытянутых вверх руках. При этом горизонтальные углы обзора огромны, но кому от этого легче?
Интерфейс камеры такой же, как и у остальных представителей линейки Traveller, и отличия есть лишь в крохотных деталях. Анимация меню медленная, с небольшими задержками и подтормаживаниями. Её бы вовсе отключить, но такой возможности производитель не предусмотрел, а зря, ведь удобство работы от этой анимации только страдает. Для ознакомления с интерфейсом ниже приведены несколько снимков экрана.
SZ-20 относится к серии Traveller, все камеры которой могут похвастаться трансфокатором с солидной кратностью. Новинка не стала исключением — 12,5 крат в ультракомпактном корпусе, вдобавок минимальное фокусное расстояние составляет всего 24 мм (в эквиваленте для 35-мм камер), что является одним из наилучших результатов среди конкурентов.
Вторая особенность — это целый комплекс функций, реализация которых стала возможной благодаря использованию быстрого КМОП-сенсора вместо ПЗС-матрицы. За счет этого камера обрела, например, возможность съёмки видео с разрешением Full HD. Ещё один немаловажный плюс камеры — несколько режимов репортажной/серийной съёмки: 15 кадров/с при длине серии 34 кадра (с разрешением 5 Mп), 7 кадров/с при длине серии 3 кадра (с разрешением 16 Mп), 1,5 кадра/с при длине серии 18 кадров (с разрешением 16 Mп). Режима съемки без ограничения количества кадров, к сожалению, нет. Тут же стоит отметить и функцию автоматической съёмки панорам. В камере предусмотрены как ручные режимы, так и автоматический, причём доступно два варианта — обычная панорама и круговая. Принцип автоматической съёмки панорам такой же, как и в компактах других производителей, — нажми и поворачивай, а камера всё сделает за тебя. Но в камерах Olympus, в отличие от тех же компактов Sony или Nikon, скорость вращения подобрать довольно сложно, ведь поворачиваться нужно довольно медленно и без рывков, иначе процесс создания прерывается, а на экране отображается табличка, что необходимо поворачиваться с меньшей скоростью. Второй недостаток — это невысокое разрешение стандартных и круговых автоматических панорам — всего 4656х720 и 9312х720 точек, тогда как у современных ультракомпактов Sony минимальная высота панорамы составляет 1080 точек, а максимальная — 4096 точек. Склейка панорамы на первый взгляд происходит идеально, в том числе при съёмке с рук (без штатива), — отсутствие ступенек и завалов горизонта даже при условии, что при съёмке существенно изменялся наклон камеры… вот только при увеличении снимка заметно небольшое двоение.
Ну и, наконец, съёмка 3D-фото, которая сейчас интегрируется во многие камеры среднего и верхнего ценового диапазона, дабы привлечь потенциальных покупателей. К сожалению, в отличие от тех же ультракомпактов Sony, в SZ-20 автоматическая съёмка в 3D невозможна. В однообъективной камере это реализовать не так-то просто, но всё же снимать в 3D гораздо проще, чем в том же SP-610UZ, — достаточно лишь нажать клавишу спуска затвора и немного сместить камеру, после чего автоматика самостоятельно отснимет второй кадр.
Ещё одна заявленная особенность — поддержка карт Eye-Fi, но теоретически с картами данного типа должна работать практически любая камера, вот только развёрнутое меню настройки при использовании Eye-Fi есть далеко не у всех. Как и все камеры серии Traveller, SZ-20 может похвастаться развёрнутой системой справки с различными вариантами поиска: «Поиск по назначению», «Поиск по условиям съёмки», «Поиск по ключевому слову» и «Поиск решения». Информации о настройках и способах съёмки в данной справке масса, поэтому бумажная инструкция к камере в принципе не понадобится даже начинающему пользователю.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Включение камеры не слишком шустрое, а первый снимок можно сделать только через 2,2 секунды после нажатия клавиши питания. 12,5-кратный зум, напротив, оказался довольно скоростным. На перемещение от края к краю независимо от направления потребовалось 1,65 секунды.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В связи с тем, что режим непрерывной фокусировки неотключаемый, для обеспечения точности замера после наведения на бесконечность автофокус блокировался половинным нажатием клавиши спуска затвора, затем камера наводилась на объект съёмки. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 30 см и со 100 см в телеположении объектива. В ШУ-положении камера показала весьма неплохой результат — 0,35 секунды, а вот в телеположении на фокусировку потребовалось 0,83 секунды.
Режимов фокусировки всего три: ESP/лица, точечный и следящий автофокус. Точечный режим есть не что иное, как фокусировка по центральной зоне, и поэтому не особо интересен. А вот оставшиеся два режима требуют небольшого пояснения. ESP/лица — это автоматический мультизонный режим с функцией приоритета на лицах. В мультизонном режиме фокусировка зачастую происходит именно на наиболее близких объектах, за исключением обычного макрорежима при наличии контрастного фона, когда камера стремится сфокусироваться на более удалённых объектах. К сожалению, в SZ-20 не предусмотрена возможность ручного выбора зоны, что существенно облегчило бы работу с камерой в подобных условиях. Функция приоритета на лицах работает безупречно и мгновенно подхватывает лица всех людей, попавших в кадр. Но она настолько старательна, что принимает за лица даже рисунки, например портреты на купюрах, причём даже в режиме макро. Функция следящего автофокуса практически бесполезна: она далеко не с первого раза фиксирует необходимый объект съёмки и легко его теряет, кроме того, если цель вышла за пределы кадра, камера больше ее не подхватит.
Экспозамер работает в двух режимах: ESP и точечном, а вот ручной установки экспопары нет, и пользователю дана лишь возможность введения экспосдвига в диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени. Пользоваться функцией экспокоррекции иногда приходится, ведь даже при хорошем естественном освещении камера допускает ошибки, причём как в большую, так и в меньшую сторону. Особенно тяжело даются SZ-20 сильно затенённые объекты. Функция осветления теней бесполезна, и для большей корректности её лучше отключить и забыть о её существовании. Из недостатков стоит отметить невозможность блокирования экспозиции при половинном нажатии клавиши спуска затвора, что могло бы быть весьма полезным в сложных условиях съёмки. В лабораторных условиях при освещении флуоресцентными лампами ошибка в среднем составляет +0,18…+0,31 стопа, а при освещении лампами накаливания она значительно меньше: -0,12…-0,08 стопа. Стоит отметить, что промах экспозамера независимо от типа освещения уменьшается при увеличении чувствительности, что в особенности заметно при установке значений чувствительности 1600 и 3200 единиц в эквиваленте ISO.
Баланс белого, как и в большинстве ультракомпактов Olympus, нельзя настроить вручную: предусмотрено лишь четыре пресета (солнечно, облачно, лампа накаливания и флуоресцентное освещение), а также автоматический режим. В автоматическом режиме определения баланса белого при естественном освещении камера изредка ошибается на ярком солнце, а вот в облачный день ошибки минимальны. Промахи автоматики заметны при освещении лампами накаливания, но при свете ламп дневного света ошибки сравнительно невелики. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Камера подключается к ПК в режимах PTP и USB Mass Storage, а также в режиме прямой печати. Измерение скорости передачи данных осуществлялось в режиме USB Mass Storage для карт памяти Transcend SDHC Class 10. Средняя скорость передачи данных составила 12,3 Мбайт/с. Весьма достойный результат, в особенности если вспомнить гораздо более скромные показатели камер серии Olympus SP.
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен по белому листу. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 80 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте.
В качестве оппонентов были выбраны следующие камеры:
Фр 1 | Olympus SZ-20 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Nikon Coolpix P300 |
ISO 80 | - | - | - | |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 2 | Olympus SZ-20 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Nikon Coolpix P300 |
ISO 80 | - | - | - | |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 3 | Olympus SZ-20 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Nikon Coolpix P300 |
ISO 80 | - | - | - | |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
* ISO 125 для Sony Cyber-shot DSC-HX7V, ISO 160 для Nikon Coolpix P300
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/8 c, ISO 80
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/8 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/20 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/40 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/80 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/160 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/320 c, ISO 3200
Также с чувствительностью от 80 до 3200 единиц была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.
Фр 1 | Olympus SZ-20 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Nikon Coolpix P300 |
ISO 80 | - | - | - | |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 2 | Olympus SZ-20 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Nikon Coolpix P300 |
ISO 80 | - | - | - | |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 3 | Olympus SZ-20 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Nikon Coolpix P300 |
ISO 80 | - | - | - | |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
* ISO 125 для Sony Cyber-shot DSC-HX7V, ISO 160 для Nikon Coolpix P300
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/6 c, ISO 80
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/6 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/13 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/25 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/50 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,0, 1/200 c, ISO 3200
Минимальное рабочее расстояние встроенной вспышки составляет всего 10 см, что весьма неплохо, ведь это позволяет использовать ее, например, в режиме макро. Однако в корректности обработки на малых расстояниях тестируемая камера всё же не лучшая и уступает некоторым конкурентам. В настройках вспышки предусмотрено всего три режима: авто, подавление эффекта «красных глаз» и заполняющая, а вот режима замедленной синхронизации нет. Скорость зарядки конденсаторов вспышки довольно высокая, и зачастую 3-4 кадра подряд можно отснять вовсе без задержек. После этого возможны небольшие заминки длиной до полсекунды, но в итоге скорострельность всё равно упирается в производительность карты памяти, которая просто не справляется со столь большим непрерывным потоком данных. Ниже приведён пример кадра, который отснят в тёмном помещении со вспышкой, работающей в автоматическом режиме.
Камера Olympus в режиме супермакро может навестись на объект уже с 1 см, но в данном режиме оптический зум недоступен, а трансфокатор автоматически устанавливается в положение 37 мм (в эквиваленте для 35-мм камер), тогда как в режиме макро таких ограничений нет, вот только минимальная дистанция фокусировки вырастает до 10 см. Стоит отметить, что при выходе из режима супермакро камера автоматически не возвращается к минимальному или установленному ранее фокусному расстоянию, а остаётся в положении 37 мм. Тестовые снимки были сделаны с минимального расстояния фокусировки в 1 см в режиме супермакро, а также, для возможности сравнения, с 10 см в обычном макрорежиме.
⇡#Съёмка при недостаточной освещённости
Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.
Съёмка с высокими значениями чувствительности
В режиме видеосъёмки доступно три варианта разрешения: VGA (640х480 точек), HD (1280х720 точек), а также Full HD (1920х1080 точек). Съёмка ведётся в формате MPEG-4, поддержки AVCHD нет. Запись звука производится в формате стерео, причём, как упоминалось ранее, микрофоны широко разнесены, вот только защита от ветра у них не шибко эффективная. В настройках видео, кроме выбора разрешения, доступна возможность активирования стабилизатора, отключения записи звука, также предусмотрена возможность выбора настройки баланса белого. Автофокус и оптический трансфокатор работают не только перед началом процесса видеозаписи, но и во время съёмки, причём делают это достаточно быстро. Из недостатков стоит отметить довольно длительную подстройку экспозиции при резкой смене интенсивности освещения.
Пример записи с разрешением Full HD.
В камере используется литий-ионный аккумулятор Li-50B ёмкостью 3,3 Вт*ч, что соизмеримо с ёмкостью аккумуляторов конкурентов. К сожалению, ни на сайте производителя, ни в кратком руководстве, которое было предоставлено вместе с камерой, длительность автономной работы не заявлена, поэтому ориентироваться приходится строго на результаты наших тестов. Сразу стоит отметить работу индикатора остаточного уровня заряда, показания которого совершенно не соответствуют действительности. Уже после съёмки 50 кадров без вспышки камера красным индикатором сообщила о критически низком уровне заряда, но продолжала ещё долго снимать, а после повторного включения уже отображала 2 из 3 делений, причём повторялось это достаточно часто, что немного раздражало. Возможно, это лишь недоработка прошивки предоставленного тестового некоммерческого образца. При обычном повседневном использовании камера смогла отснять 269 кадров, из которых 25 было сделано со вспышкой, а также записать несколько видеороликов общей длительностью около 5 минут. Зарядка аккумулятора производится в корпусе камеры либо от комплектного блока питания с разъёмом USB, либо от любого устройства с USB-шиной.
Тестируемая камера стоимостью около 10 тысяч рублей может похвастаться впечатляющим набором функций — 12,5-кратный оптический зум, автоматическая съёмка панорам, съёмка 3D-фото, скоростных серий, Full HD-видео. Похвалы заслуживает и дисплей, который с лёгкостью противостоит даже прямым солнечным лучам. Также стоит отметить довольно быстрый автофокус, но только в ШУ-положении, ведь в телеположении он работает куда медленнее. Экспозамер в тяжёлых условиях пасует, поэтому нередко приходится производить экспокоррекцию. Автоматический баланс белого также может существенно ошибаться, в особенности при освещении лампами накаливания. Зато вспышка довольно грамотно отрабатывает при съёмке с небольших расстояний, что в камерах подобного класса встречается нечасто. В режиме видеосъёмки всё хорошо, вот только запись может производиться лишь в MPEG-4, а поддержки AVCHD не предусмотрено.
Благодарим украинское представительство компании Olympus за предоставленный на тестирование фотоаппарат.