Наличие объектива с высокой кратностью оптического трансфокатора сразу навевает мысли о том, что камера не слишком дешевая. Однако есть и исключения, например средняя стоимость тестируемой камеры Fujifilm FinePix T200 составляет всего 165 у.е., но при этом она может похвастаться 10-кратным зумом. Кроме того, камера заключена в очень тонкий стильный металлический корпус и отличается неплохим набором интересных дополнительных функций. Конкурировать с ней по цене может только Olympus VR-320, оснащённый объективом с 12,5-кратным трансфокатором, а вот остальные конкуренты дороже минимум на 1,5-2 тысячи рублей. В общем, осталось только выяснить, как камера снимает.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Fujifilm FinePix T200 | |
---|---|
Сенсор изображения | Матрица ПЗС, 1/2,3-дюймовая |
Эффективное количество точек, Мп | 14 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF) Видео: AVI (Motion JPEG) |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: L — (4:3) 4228x3216 (3:2) 4228x2864 (16:9) 4228x2416 M — (4:3) 3072x2304 (16:9) 3072x1728S (4:3) 2048x11536 (16:9) 1920x1080 |
DPOF | Поддержка DPOF |
Чувствительность | Авто, ISO 64, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 (3 MP) |
Конструкция объектива | - |
Фокусное расстояние | 5-50 мм (эквивалентный диапазон 35-мм плёнки: 28-280 мм) |
Диафрагма | ƒ/3,4-ƒ/5,6 |
Цифровое увеличение | - |
Диапазон фокусировки | Нормальный режим ШУ: 45 см — ∞ Теле: 200 см — ∞ Макро ШУ : 5-250 см Теле: 90-250 см |
Выдержка, с | Автоматический режим: 1/4-1/1800 Остальные режимы: 8-1/1800 |
Экспозамер | TTL 256-зонный |
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы сюжетных программ | Автоматическое определение сюжетных программ |
Баланс белого | Авто, ручная настройка, солнечный день, тень/облака, лампа накаливания, 3 варианта флуоресцентных ламп |
Встроенная вспышка | Есть |
Режимы вспышки | Автоматический, принудительное срабатывание, низкоскоростная синхронизация |
Диапазон действия вспышки (чувствительность Авто), м | Нормальный режим Широкоугольное положение: 0,5-2,6 Телеположение: 0,9-1,7 |
Автоспуск | С задержкой 2/10 с |
Устройство хранения информации | SD, SDHC |
ЖК-дисплей | 6,7 см (2,7″), разрешением 230 тыс. точек |
Интерфейс | USB 2.0, AV-выход |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NP-45A 2,6 Вт*ч |
Габариты, мм | 97x56,5x28,1 |
Масса, г | 151 (включая аккумулятор и карту памяти) |
Комплект поставки довольно прост — несколько брошюр, включая краткое многоязычное руководство, диск с электронной версией полного руководства и ПО My FinePix Studio, зарядное устройство, дата- и видеокабели, а также аккумулятор. В общем, стандартный набор.
⇡#Внешний вид и удобство использования
В глаза сразу бросается малая толщина камеры. Её попросту невозможно не заметить, хотя на сайте производителя указана не такая уж и маленькая цифра — 28,1 мм: большинство конкурентов всего на 1 мм толще. Но у тестируемой камеры толщина корпуса без выступающих частей, а именно объектива, составляет всего 18,8 мм, что для камеры с 10-кратным оптическим зумом является весьма достойным показателем. Кроме того, камера очень лёгкая — всего 134 грамма, и это притом, что корпус изготовлен из металлических панелей. Держать T200 чрезвычайно удобно, можно без проблем снимать одной рукой: на задней панели находится выступ под большой палец, а на передней панели предусмотрена резиновая накладка, что позволяет надёжно фиксировать тонкий корпус камеры.
Покрытие панелей матовое, однако на чёрной модификации, которая и попала на тестирование, уж очень сильно заметны отпечатки. Но зато поцарапать металл весьма непросто, поэтому защитный чехол для данной камеры не нужен. А вот плёнка на экран будет не лишней: пластиковая защита мягкая и легко царапается, антибликового слоя нет — терять нечего, можно смело закрывать дисплей прозрачной плёнкой. Качество сборки нареканий не вызывает — все детали идеально подогнаны, а при попытках скручивания камеры ее не удалось ни прогнуть, ни выдавить хоть какой-то звук.
Спереди находится объектив, окошко вспышки, встроенный микрофон, а также индикатор таймера автоматического спуска затвора. Последний обычно является ещё и подсветкой автофокуса, но в тестируемой камере данная функция не предусмотрена, что простительно только недорогим камерам, коей T200 и является. Но тут стоит отметить, что у основного конкурента подсветка автофокуса есть, хотя для Olympus это как раз нехарактерно.
Сзади большую часть поверхности занимает экран, а справа сосредоточены основные органы управления. В верхней части панели управления находится круглый селектор режимов. В компактных камерах Fujifilm он встречается чаще, чем в случае остальных производителей, и фактически является одной из фирменных фишек. Чуть ниже находятся клавиши перехода в режим просмотра, возврата в меню на уровень вверх (она же служит для смены режима отображения дисплея), а у нижнего края установлена круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша с кнопкой вызова меню/ввода по центру. Многофункциональная клавиша, точнее её расположение, опять–таки является фишкой Fujifilm, снова весьма удобной, ведь при так с камерой куда удобнее работать одной рукой.
В верхней части находится лишь кнопка питания с интегрированным индикатором, а также клавиша спуска с рычажком управления трансфокацией.
Снизу находится пластиковый разъём установки на штатив, универсальный разъём microUSB, предназначенный для подключения дат-а и AV-кабеля, а также отсек установки аккумулятора и карты памяти.
На левой боковой поверхности заметен лишь системный динамик, а справа — только ушко крепёжного шнурка.
Разрешение дисплея такое же, как и у основного конкурента, 230 тыс. точек, но диагональ немного меньше — 2,7 дюйма против 3 дюймов. Но и это ещё не все слабые стороны — углы обзора дисплея значительно меньше, чем у Olympus VR-320, цветопередача также проигрывает, хуже он и на солнце (но тут камеры Olympus вовсе вне конкуренции и превосходят всех конкурентов с TFT-дисплеями), антибликового слоя у камеры тоже нет, хотя он был бы далеко не лишним. Кроме того, защита дисплея мягкая и боится контакта с острыми или твёрдыми предметами. Как и в случае Olympus, защита тонкая и даже при лёгком давлении она прогибается вплоть до соприкосновения с ЖК-матрицей. Меню камер Fujifilm довольно своеобразно, а некоторые пункты спрятаны так, что их без инструкции сразу и не найдёшь, поэтому к меню приходится привыкать, хотя этот процесс и не занимает много времени. Стоит отметить, что, как и у большинства недорогих компактов Fujifilm, в камере не предусмотрена F-клавиша и F-меню, которое содержит список наиболее часто изменяемых настроек. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.
В отличие от Olympus VR-320, у тестируемой камеры довольно много интересных фишек. Конечно, многие из них являются стандартными функциями для более дорогих камер, но в бюджетном сегменте они всё же встречаются не часто. Как и большинство камер Fujifilm, модель T200 может похвастаться системой автоматического распознавания сюжета, которая в зависимости от условий съёмки автоматически выбирает один из шести режимов — портрет, портрет с задней засветкой, ночной портрет, макро, ночную съёмку или пейзаж. Также стоит отметить режим определения лиц, который работает весьма точно и быстро и может похвастаться возможностью создания списка 8 избранных лиц с указанием имени, возраста и категории. Кроме того, есть и функция определения морганий, которая после съёмки сигнализирует о том, что кто-то моргнул, а также функция автоматического спуска затвора при появлении улыбки — Smile & Shoot Mode. В общем, камера обладает набором функций, свойственных более дорогим решениям, причём все эти функции работают весьма корректно.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Во время тестирования Olympus VR-320 был получен катастрофический результат при измерении скорости подготовки к работе — 6,12 секунды, что более чем втрое превышает норматив для ультракомпакта. Тестируемая камера тут оказалась несколько быстрее, но в двухсекундный норматив тоже не уложилась — 3,1 секунды. Также стоит отметить, что ускорить срабатывание спуска затвора путём зажатия клавиши ещё на этапе подготовки нельзя, поэтому приходится ждать загрузки и подгадывать момент окончания, что также влияет на скорость работы с камерой. Зум-объектив оказался немного медленнее, чем у конкурента, — для перемещения от края к краю из ШУ- в телеположение требуется 2,47 секунды, а в обратном — 2,78 секунды. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 30 см и со 100 см в телеположении объектива. В ШУ-положении на фокусировку потребовалось 0,45 секунды и 1,31 секунды в телеположении, что немного медленнее, чем у основного конкурента.
Отдельно несколько слов заслуживает и сам объектив. 10-кратная трансфокация в очень тонком корпусе, да ещё и при небольшой стоимости камеры, подразумевает наличие геометрических искажений на широком угле (так называемая бочкообразная дисторсия), и они есть, причём весьма существенные и хорошо заметные при съёмке, но на получаемых снимках искажений нет вовсе! На самом деле тут всё просто — в камере зашита функция автоматической коррекции, отключить которую нельзя, тогда как, например, в некоторых камерах Nikon Coolpix данная функция может быть включена или отключена пользователем. В принципе, пользователю можно было бы вовсе не показывать, что есть искажения, но, видимо, мощности процессора не хватает для обработки изображения в реальном времени. Разумеется, подобная обработка хоть и убирает дисторсию, но, во-первых, обрезает небольшую часть снимка по краям, а во-вторых, любая внутрикамерная обработка негативно влияет на мелкие детали.
Режимов выбора зон фокусировки немного — по центральной зоне, а также более продвинутые режимы слежения и определения лиц. Последний режим, как уже упоминалось, дополнен функцией создания списка избранных лиц, что впоследствии при просмотре позволяет сделать выборку по избранным лицам. Замечаний к режиму приоритета лиц нет в принципе — работает он безупречно, и в качестве лиц воспринимает именно лица (либо фото лиц), а разнообразные овальные или круглые предметы как лица не определяются, хотя бюджетным камерам такая особенность свойственна. Режим ведения объекта (в версии Fujifilm — слежения) работает не идеально, но всё же он вполне сгодится для ведения больших и не очень быстрых объектов, то есть людей, крупных животных камера ведёт легко, а вот небольшие птицы даже фиксируются в прицеле плохо, а уж вести камера их и вовсе неспособна. Но тут стоит напомнить, что у конкурента данная функция совершенно неработоспособна, а у T200 она есть и весьма неплохо работает. Кроме того, как и в других камерах Fujifilm с режимом ведения объекта, при выходе объекта за зону кадра на экране отображаются стрелки, указывающие направление в котором вышел объект (всего 4 направления). Если объект вернулся, либо камера вновь наведена на него в течение двух секунд, то объект снова будет подхвачен, но если в течение 2 секунд объект не оказался в кадре, то режим слежения отключается. К сожалению, крайне редко, но всё же на экране появляется сообщение об ошибке автофокуса, причём, как ни странно, иногда это происходит практически в идеальных условиях, при хорошем освещении и большом расстоянии до объекта съёмки. А вот макро режим приятно удивил — автофокусировка корректно отрабатывает с дистанции даже меньше заявленной, а процент ошибок чрезвычайно мал.
Режим работы экспозамера выбирается автоматически, и возможности выбора у пользователя нет — оставлена лишь возможность введения экспосдвига в стандартном диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени. При естественном освещении ошибки экспозамера заметны, но они стабильно невелики, то есть одинаковая ошибка может быть как при съёмке пейзажа в солнечный день, так и при съёмке в лесных зарослях в пасмурный день, причём и на широком угле, и при телеположении объектива, в котором многие компакты уж слишком активно осветляют тени. Конечно, грешит переэкспозицией и тестируемая камера, но в действительно очень сложных условиях. В общем, в плане автоматической установки экспозиции в реальных условиях тестируемая камера оказывается куда предпочтительнее основного конкурента, несмотря на его мизерные ошибки в лабораторных условиях (до +0,03 стопа при флуоресцентном и до -0,1 стопа при галогенном освещении), тогда как Fujifilm FinePix T200 при флуоресцентном освещении допускал ошибку от +0,09 до +0,17 стопа, а при галогенном от -0,2 до -0,38 стопа. Примечательно, что ошибка экспозамера при любом освещении уменьшается при увеличении уровня чувствительности. В общем, очередное подтверждение того, что идеальные результаты в лабораторных условиях далеко не всегда залог успеха при работе в реальной обстановке.
В настройках баланса белого предусмотрено три варианта пресетов для флуоресцентного освещения, а также пресеты для освещения лампами накаливания, солнечного света и совмещённый пресет тень/облака. Кроме того, предусмотрен автоматический режим, а вот ручного, к сожалению, нет. Как и в случае с установкой экспозиции, при автоматической установке баланса белого заметная ошибка присутствует практически всегда и при любом типе освещения, но при естественном и флуоресцентном освещении ошибка зачастую не велика. Нередко она немного растёт при увеличении уровня чувствительности, в особенности этот рост заметен при установке значений 800-1600 единиц в ISO-эквиваленте из-за особенностей характера шумов. При флуоресцентном освещении тестируемая камера проигрывает в точности установки баланса белого, да и превзойти Olympus VR-320 тут сложно, ведь при съемке он показал рекордно точный результат, обойдя не только все компакты, но и все зеркалки, побывавшие у нас на тестировании. При галогенном освещении автоматика Olympus совершает катастрофически большие ошибки, тогда как размер ошибки, допускаемый камерой Fujifilm, зачастую при подобном освещении втрое ниже. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
На тестирование была предоставлена камера без дата-кабеля, поэтому провести замер скорости передачи данных не удалось.
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 1600 единиц в ISO-эквиваленте (значение 3200 единиц не использовалось в связи с ограничением максимального разрешения на уровне 3 Мп). Уже традиционно для камер Fujifilm, основанных на ПЗС-сенсоре размером 1/2,3 дюйма, на значениях 800 и выше единиц в ISO-эквиваленте характер шумов существенно искажает не только мелкие детали, но и цветопередачу. Данная особенность наблюдается уже много лет, но в Fujifilm даже и не пытаются хоть как-то это исправить. Оправданием может быть только то, что в ультракомпактах значения 800 и выше единиц используются крайне редко.
Фр 1 | Olympus VR-320 | Fujifilm FinePix T200 |
ISO 80 | - | |
ISO 100 | ||
ISO 200 | ||
ISO 400 | ||
ISO 800 | ||
ISO 1600 |
Фр 2 | Olympus VR-320 | Fujifilm FinePix T200 |
ISO 80 | - | |
ISO 100 | ||
ISO 200 | ||
ISO 400 | ||
ISO 800 | ||
ISO 1600 |
Фр 3 | Olympus VR-320 | Fujifilm FinePix T200 |
ISO 80 | - | |
ISO 100* | ||
ISO 200* | ||
ISO 400 | ||
ISO 800 | ||
ISO 1600 |
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/10 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/20 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/42 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/85 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/180 c, ISO 1600
Также с чувствительностью от 100 до 1600 единиц была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.
Фр 1 | Olympus VR-320 | Fujifilm FinePix T200 |
ISO 80 | - | |
ISO 100* | ||
ISO 200* | ||
ISO 400 | ||
ISO 800 | ||
ISO 1600 |
Фр 2 | Olympus VR-320 | Fujifilm FinePix T200 |
ISO 80 | - | |
ISO 100* | ||
ISO 200* | ||
ISO 400 | ||
ISO 800 | ||
ISO 1600 |
Фр 3 | Olympus VR-320 | Fujifilm FinePix T200 |
ISO 80 | - | |
ISO 100* | ||
ISO 200* | ||
ISO 400 | ||
ISO 800 | ||
ISO 1600 |
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/7 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/14 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/28 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/56 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/3,4, 1/125 c, ISO 1600
Производителем заявлено, что камера способна наводиться на объект съёмки с расстояния 5 см, однако на практике автофокус зачастую способен корректно отработать с расстояния 3,5 см. Но всё же Olympus VR-320 тут обходит тестируемую камеру, ведь в режиме супермакро он способен фокусироваться с расстояния всего 1 см, хотя процент ошибочных срабатываний у Fujifilm T200 в режиме макро значительно меньше. Тестовые снимки были сделаны с минимального заявленного расстояния в 5 см, а также, для возможности сравнения, с 10 см.
Вспышка работает в четырех режимах: авто, принудительного использования вспышки, медленной синхронизации, а также в режиме срабатывания вспышки с подавлением эффекта «красных глаз», который активируется не в меню вспышки, а в меню настройки системных параметров. Тестовый кадр был отснят в тёмном помещении при принудительном срабатывании вспышки.
⇡#Съёмка при недостаточной освещённости
Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.
Съёмка с высокими значениями чувствительности
Fujifilm FinePix T200 — это недорогая камера, которая может похвастаться весьма неплохим функционалом, причём не только в режиме фото, но и видеосъёмки. Конечно, нет ни возможности съёмки Full HD-видео, ни поддержки AVCHD. Максимальное разрешение составляет 1280х720 точек, также доступны разрешения VGA и qVGA. Огромное преимущество камеры перед Olympus VR-320 и другими бюджетными фотоаппаратами — это возможность работы автофокуса и оптического трансфокатора непосредственно во время видеосъёмки, причём автофокус работает весьма быстро и точно, а шум управляющего двигателя практически незаметен на звуковой дорожке. Настроек как таковых нет вообще — возможен лишь выбор разрешения, и даже баланс белого устанавливается только автоматически. Также из недостатков стоит отметить встроенный микрофон, который не отличается особым качеством и сильно обрезает НЧ- и ВЧ-диапазоны. Но всё же T200 можно назвать одним из лучших фотоаппаратов в бюджетном сегменте в плане записи видео.
В камере используется литий-ионный аккумулятор ёмкостью 2,6 Вт*ч, то есть всего на 0,1 Вт*ч меньше, чем у основного конкурента. По заявлениям производителя, при тестировании по стандарту CIPA камера способна отснять 180 кадров. Не густо, но и Olympus VR-320 при полевых испытаниях отснял не намного больше — 220 кадров. Тестируемая камера при обычном повседневном использовании оказалась даже более живучей, чем Olympus, — 265 кадров, что для бюджетной камеры является весьма неплохим результатом. Трехсегментный индикатор остаточного уровня заряда является точным, насколько это возможно, поэтому на его показания можно смело ориентироваться при оценке оставшегося «пробега». Зарядка аккумулятора производится только от сети в зарядном устройстве со съёмной вилкой (под стандарт страны, где реализуется камера), тогда как Olympus можно заряжать напрямую от USB-шины, что позволяет пополнить заряд от ноутбука или автомагнитолы при помощи дата-кабеля — как ни крути, а достоинство существенное.
Корпус камеры и органы управления куда удачнее у Fujifilm FinePix T200, но меню интуитивно понятнее у камеры Olympus VR-320, да и дисплей у Olympus лучше по всем параметрам. По характеристикам объективов впереди Olympus — он более шурокоугольный, к тому же реальные искажения меньше (в Fujifilm они корректируются при помощи внутрикамерной обработки). Непосредственно в режиме съёмки в лабораторных условиях экспозамер точнее у VR-320, но в реальной обстановке в лидерах T200. Автоматическое определение баланса белого при флуоресцентном и естественном освещении точнее у Olympus, но при галогенном лучше Fujifilm.
По скорости фокусировки Olympus обходит тестируемую камеру, и если в ШУ-положении разница мизерна, то в телеположении отрыв существенный. Разнообразные дополнительные функции у Fujifilm есть, а главное, они работают, например тот же режим автофокуса «ведения объекта», тогда как у Olympus данная фишка имеется лишь для галочки, а на деле совершенно неработоспособна. В режиме видеосъёмки неоспоримый лидер снова Fujifilm, кроме того, он немного дешевле конкурента, да и работает от одного заряда чуть дольше, хотя функции зарядки от USB-шины, которой щеголяет Olympus VR-320, тестируемой камере всё же не хватает.
Благодарим украинское представительство компании Fujifilm за предоставленный на тестирование фотоаппарат.