В октябре этого года компания «Яндекс» сообщила об инвестировании 15 млн долларов в новую поисковую систему blekko. Генеральный директор и основатель «Яндекса» Аркадий Волож даже вошел в совет директоров одноименной американской компании, запустившей поисковик. Чем же этот стартап заинтересовал самую крупную поисковую систему России? И чем он может быть интересен нам, пользователям, уже давно привыкшим доверять поиск информации «Яндексу» и Google?
С того момента, как Ларри Пейдж и Сергей Брин завоевали мир со своим поисковиком, были созданы тысячи поисковых стартапов. Лишь немногим из них удавалось получить некоторую известность, но не более. И вдруг около года назад, в октябре 2010 года, в Интернете появляется blekko — очень амбициозная поисковая система, которая по-настоящему хочет противопоставить себя Google и Bing. Причем упор сделан вовсе не на дизайн и не на способ представления результатов поиска, а на содержимое выдачи. blekko хочет отличаться от именитых поисковиков отсутствием в результатах поиска спама, вредоносных сайтов и контент-ферм. Достигается это за счет использования слештегов, которые хорошо знакомы, скажем, пользователям Twitter.
Основатель компании blekko — Ричард Скрента (Richard «Rich» Skrenta), опытный программист, который известен тем, что в 1982 году, будучи еще студентом, написал вирус Elk Cloner для компьютеров Apple II. Считается, что это — первый массовый вирус, который был способен распространяться самостоятельно.
За более чем двадцать лет Скрента успел поработать в компаниях Amiga Unix, Unix System Labs, Sun Microsystems и Open Directory Project. После того как последний проект был приобретен компанией Netscape, Скрента еще некоторое время работал над проектами Netscape Search, AOL Music и AOL Shopping. Затем он основал собственный проект Topix по сбору новостей из разных источников, который выгодно продал в 2005 году. Последнее детище известного хакера — blekko. Несмотря на то, что одноименная компания была создана еще в 2007 году, открытое бета-тестирование поисковой системы началось только в конце 2010 года.
Для того чтобы прояснить свою позицию в интернет-пространстве, создатели blekko разработали собственный «Билль о правах веб-поиска». Поскольку он не слишком длинный, приведем его текст полностью:
Каждое из этих утверждений находит воплощение в уже существующих или планируемых функциях поисковика. Остановимся на основных из них подробнее.
Слештеги применяются для сужения области поиска. Именно благодаря слештегам появляется возможность видеть в поисковой выдаче только сайты, отобранные вручную экспертами в своей области, сообществами пользователей или же лично вами.
Когда пользователь вводит в строке поиска запрос и добавляет после него слештег, поиск выполняется только по тем ресурсам, которые были связаны с этим тегом. С одной стороны, это ограничивает область поиска, но в некоторых случаях благодаря этому можно быстрее найти нужную информацию. Например, при помощи слештега /news можно быстро выполнить поиск по новостным сайтам, а слештег /recipes позволит найти способ приготовления блюда на кулинарных сайтах. Поисковик предлагает сотни уже готовых слештегов. Просмотреть их список можно на специальной странице.
Кроме слештегов, включающих тот или иной список сайтов, в blekko также есть те, которые выполняют определенные функции. Например, слештег /date сортирует результаты поиска по дате. Если вы ищете новые статьи или исследования по какой-то теме, это невероятно удобно. Слештег /likes дает возможность видеть в результатах поиска только те сайты, которые отмечены друзьями пользователя на Facebook✴, а также сортировать результаты по числу «лайков». Для того чтобы работать с этим слештегом, нужно зарегистрироваться в blekko, используя свою учетную запись Facebook✴.
В одном поисковом запросе можно использовать сразу несколько слештегов, добиваясь тем самым еще более точных результатов поиска. Например, по запросу The Pirates! Band of Misfits /movies /date можно получить самую свежую информацию о новом анимационном фильме студии Aardman и узнать, что несколько дней назад был выпущен трейлер.
Как уже упоминалось выше, можно использовать слештеги, которые были добавлены другими пользователями, а также создавать собственные. В blekko реализован поиск по общедоступным слештегам других пользователей.
Для создания слештега нужно зарегистрироваться (да, для этого можно использовать свою учетную запись Facebook✴). Слештег включает название, ключевые слова, а также список сайтов, по которым будет выполняться поиск. Автор слештега может сделать его открытым, чтобы им могли пользоваться другие люди, или закрытым, только для себя. Кроме этого, есть возможность привлекать к редактированию своего слештега других пользователей blekko. Для этого нужно в его свойствах перечислить логины тех людей, которым разрешено вносить изменения в настройки слештега.
Не так давно создатели blekko предложили интересную игру. Введите поисковый запрос, добавьте тег /monte, и вы увидите три колонки с результатами поиска: в blekko, Google и bing. Пользователю предлагается просмотреть обнаруженные ссылки и выбрать ту колонку, результаты в которой более всего соответствуют тому, что он ожидал увидеть. Только после того, как пользователь делает выбор, над колонками появляются названия поисковых систем.
Рядом с заголовком каждой страницы в результатах поиска имеются ссылки, при помощи которых можно выполнять разнообразные действия. Нечто подобное есть в Google — наверняка каждый пользовался ссылкой, показывающей закешированную версию страницы.
В blekko таких ссылок около десяти, причем их набор время от времени изменяется. Например, когда поисковик был только-только запущен, возле каждой страницы в результатах поиска можно появлялась ссылка chatter, при помощи которой можно было кратко высказать свое мнение о сайте, и также ссылку tag, позволявшую описывать сайт при помощи ключевых слов. В настоящее же время этих ссылок нет, зато есть такие:
Если в общих результатах поиска обнаружилась страница, которая внесена в список одного из доступных слештегов, то тег будет отображен рядом со ссылками. Щелчок по нему даст возможность провести поиск только по сайтам с этим слештегом.
Вне всякого сомнения, blekko — это очень интересный проект, заслуживающий пристального внимания не только со стороны пользователей, но и со стороны конкурентов. Пока что он функционирует в бета-режиме (об этом свидетельствует значок на его логотипе) и в нем можно найти немало недоработок. Если не использовать слештеги, то спама в результатах поиска едва ли не больше, чем в других поисковиках, а, скажем, по запросу «мама» на первой же странице обнаруживается порносайт.
К тому же пока что с помощью blekko имеет смысл искать только страницы на английском языке. Несмотря на то, что многие сайты на русском есть в индексе, поиск по ним ведется очень плохо. Например, на нашем сайте поисковик нашел всего лишь пять страниц с упоминанием google и ни одной, где встречалось бы слово canon. К тому же у blekko есть проблемы с кодировкой — заголовки и содержимое многих русскоязычных сайтов отображаются некорректно.
Одним словом, компании Ричарда Скренты еще есть над чем работать. Впрочем, также есть все основания предполагать, что инвестиции «Яндекса» и других крупных организаций не пропадут даром — проект действительно многообещающий. Его совсем не зря называют самым интересным новым поисковиком за последние 10 лет.