Жанр: | Шутер от первого лица |
Издатель: | Devolver Digital |
Издатель в России: | «1С-СофтКлаб» |
Разработчик: | Croteam |
Официальный сайт: | http://serioussam.com/ |
Минимальные требования: | Core 2 Duo 2 ГГц/ Athlon 64 X2 2,1 ГГц, 1 Гбайт RAM, GeForce 8600 GS/ Radeon HD 4350, 4,5 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования: | Core 2 Duo 2,66 ГГц/ Athlon II X3 2,3 ГГц, 4 Гбайт RAM, Radeon HD 6970/ GeForce GTX 480 |
Дата выхода: | 25 ноября 2011 года |
Возрастной ценз: | от 17 лет |
Играя в Serious Sam 3: BFE, с удивлением понимаешь, насколько далеко ушли шутеры за последний десяток лет. А ведь именно десятилетие отделяет нашего сегодняшнего героя от самого первого представителя серии. Serious Sam: The First Encounter вышел в 2001 году и моментально «порвал зал», наполненный улюлюкающими любителями угарного, неостановимого экшена.
Что же мы увидим, если вернемся в настоящее, к Serious Sam 3: BFE? Да все тот же угарный, неостановимый экшен! Почти. Если бы вся игра, как прежде, состояла из незамысловатой нарезки озверевших пришельцев с Сириуса и прочих уродов, к Croteam не было бы абсолютно никаких претензий. Однако разработчики зачем-то попытались «облагородить» Сэма ненужными элементами эволюционировавшего за годы жанра. Мало того, что ему это — как второй пулемет: держать нечем, так еще и реализованы нововведения далеко не блестяще.
В первые минуты игры вообще закрадывается ужасная мысль, что нас обманули. На начальных уровнях монстров совсем немного, они равномерно расставлены по коридорам и дворам. Для такого парня, как Сэм Стоун, это даже не разминка. Картинка тоже не дает поводов для радости — куда-то подевались все яркие цвета, которыми пестрели предыдущие части. Место слепящих песков древнего Египта заняли серые подворотни современного Каира, а кроваво-красные арахниды... состарились, что ли?
Первые четыре скриншота сделаны со стандартными настройками, остальные — с использованием дополнительного яркого фильтра.
Когда мысль о том, что «Сэм уже не тот», начинает цементироваться в сознании, Serious Sam 3: BFE начисто выметает подобные размышления первым массовым побоищем. Точнее, это избиение — как в старые добрые времена, на плюющуюся свинцом одинокую фигурку в белой футболке накатывает волна. Усилия одноглазых гнааров, безголовых камикадзе и солдат-зомби тщетны — мы сотнями крошим их в адский гуляш. Используемые при этом приемы старее первого «дума». Необходимо постоянно стрейфиться и прыгать, уклоняясь от летящих цепей клиров-скелетов, а также заманивать монстров в удобные для расстрела места.
Подобный стариковский геймплей затягивает похлеще трясины. Удивительно, но эпические баталии «один против миллиона» увлекают не меньше, чем десять лет назад. На горизонте современных шутеров нет других игр, в которых можно пушечным ядром «располовинить» десяток выстроившихся в ряд быков-переростков, а потом развернуться и шестистволкой превратить пару огромных биомеханоидов в бесформенные кучи. И все это на фоне сотни других беснующихся тварей, жаждущих крови Сэма.
Большая ошибка Croteam состоит в том, что студия не стала максимально концентрироваться на том, что у нее получается наилучшим образом. Вместо этого разработчики добавили в примитивную, одноклеточную и невероятно затягивающую игру щепотку «современного шутера». За неимением хорошего опыта получилось у них весьма посредственно.
И ведь никто не жаловался, когда все было устроено по старинке! Рецепт успеха был невероятно прост — запускаем Сэма в огромный дворцовый зал (на арену древнего храма, в пустыню, цветущие джунгли — нужное подчеркнуть), закрываем за ним дверь и не открываем следующую, пока до земли не долетят ошметки последней образины. Так продолжалось до финального уровня, завершавшегося настолько эпическим побоищем, что в ушах звенело.
В Serious Sam 3: BFE разработчики постоянно норовят испортить праздник первобытной агрессии. Ближе к середине десятичасовой кампании с раздражением понимаешь: вот сейчас закончится отличная свалка и нас опять остановят на полном скаку. В роли тормоза чаще всего выступают эпизоды внутри пирамид, где нам приходится бродить по пустым темным коридорам и залам. Вялый отстрел озлобленных инфернальных обезьян, бросающихся на Сэма из-за колонн, видимо, является хоррор-элементом. Хотя гораздо больше пугает поиск сливающихся со стенами рубильников — приходится методично обходить помещение по периметру, тыкаясь носом в каждый угол. Мало того, после завершения поисков необходимо обежать зал еще раз, чтобы узнать, где открылся проход.
Не меньшего порицания заслуживает поиск разномастных ключей. Представьте: вы ураганом проноситесь по занесенным песком руинам, оставляя позади себя только гильзы и трупы… А потом еще минут пять ходите кругами, пытаясь найти карточку-пропуск. Спустя некоторое время начинаешь понимать логику дизайнеров уровней, что значительно укорачивает паузы между массовыми замесами. Однако такого темпа и плотности действия, которое демонстрировал The First Encounter, здесь нет и в помине.
Другая проблема третьей части, видимо, возникает из-за недостатка тестирования и балансировки. Разбросанных тут и там патронов для многих видов оружия не хватает. А если ящиков в одном месте подозрительно много — значит, их все равно окажется недостаточно, поскольку такие свалки амуниции встречаются только вместе с диким количеством вражин. Противоположная ситуация с картечью для дробовиков — гейм-дизайнеры явно уверены, что мы будем стрелять в приближающиеся точки на горизонте исключительно из двустволки.
В остальном к оружию претензий нет. Поначалу удивившие «реалистичные» стволы довольно быстро сменяются фирменными абсурдно мощными пушками, такими как дальнобойный гранатомет или стреляющее ядрами ручное орудие. Впрочем, некоторые из этих игрушек найти весьма непросто, так что только самые внимательные смогут похвастаться полным арсеналом.
Теплых слов также заслуживает возможность расправляться с пришельцами в ближнем бою. Когда до кувалды или сомнительной энергетической петли (привет, Bulletstorm!) не дотянуться, Сэм не чурается помахать руками. Со смачным хлюпаньем вырвать глаз гнаару или организовать зомби прямой массаж сердца бывает довольно весело, однако подобные «фаталити» применимы только при небольшом численном перевесе — как вы понимаете, такая ситуация в Serious Sam 3 достаточно редка.
Впрочем, мультиплеер позволяет изменить соотношение «сэмов и монстров» в лучшую сторону. Croteam позаботилась о том, чтобы мы могли проходить игру в компании еще пятнадцати человек. Творящееся в подобном забеге сумасшествие достигает новых высот. Особенно весело, если хотя бы часть этой банды — знакомые или друзья, с которыми можно болтать по ходу прохождения. Тогда упомянутые выше унылые эпизоды и прочие недостатки проекта несколько сглаживаются. Однако если все кругом незнакомцы и молчат… Словом, сетевой опыт Serious Sam 3: BFE в значительной степени зависит от того, с кем вы его разделяете.
А вот сюжет не спасет никакое количество одновременно играющих Сэмов. Одноклеточному шутеру сценарий нужен только в том случае, если он может развлечь, насмешить или удивить игрока, — ни один пункт здесь не реализован. Произносимые на полном серьезе деревянные реплики сменяются неудачными попытками пошутить, а интрига отсутствует как таковая. Скрашивает ситуацию разве что озвучка в локализации — единственное, что удерживает от пропуска роликов.
Однако в любом случае попробовать третью часть серии с Крутым Сэмом в главной роли стоит каждому любителю бездумного месилова. Игра достаточно хороша, чтобы стрелки со стажем поностальгировали, а неофиты — узнали, «как это делали деды». Труднее всего будет не забросить прохождение на начальных уровнях, а потом — заставлять себя каждый раз продираться сквозь дурацкие рубильники, ролики и блуждания в темноте. Но, даже с учетом всех недостатков, Serious Sam 3: BFE можно назвать шутером старой школы. Ведь сам экшен так же хорош, как десять лет назад.
Графика | Картинка острая и резкая, но без особого внимания к деталям. Движок, не морщась, выбрасывает на экран орды весьма неплохо нарисованных врагов, но вместе с тем Croteam не стесняется демонстрировать трехкопеечные взрывы и дым. Больше всего недоумения вызывает намеренно сдержанная и невыразительная цветовая гамма. К счастью, в опциях можно включить альтернативный фильтр с его интенсивными цветами. | 8 |
Звук | Звуковые эффекты по отдельности нельзя назвать выдающимися или примечательными. То же самое относится к музыке — добротному сочетанию сочного «металла» с восточными мотивами. Однако все это вместе при надлежащем положении регулятора громкости производит такое же оглушающее впечатление, как просмотр блокбастера в кинозале, оснащенном топовым оборудованием. Гром выстрелов, яростная музыка и издаваемые тварями звуки сливаются в непередаваемую какофонию. Даже спустя несколько часов после завершения игры вопли камикадзе отдаются эхом в ушах. | 9 |
Одиночная игра | После каждого адреналинового побоища и победы над очередной тучей невероятных образин игрока поджидает гораздо более опасный враг — Скука. Она следит за вами в бесконечных темных коридорах, по которым приходится долго и нудно блуждать. Она ухмыляется из-за очередного по-дурацки расположенного переключателя и хихикает, скармливая вам вялые и несмешные ролики так называемого «сюжета». | 7 |
Коллективная игра | Хотите настоящего бедлама — подключайтесь к совместному прохождению, способному принять на борт до шестнадцати человек. Это самое веселое времяпровождение, которое может предложить мультиплеер третьей части. В наличии также зажигательный режим «Выживание» и ворох классических замесов вроде захвата флага, «последнего героя» и «десматча». Однако соревновательный мультиплеер выглядит и играется абсолютно так же, как в классических шутерах многолетней давности. В данном случае это не комплимент. | 7 |
Общее впечатление | По большей части Сэм остался самим собой. Когда он крошит в пыль толпы врагов, оторваться от экрана невозможно. Однако едва разработчики пытаются выйти за привычные «мясные» рамки, игра моментально становится скучной и невыразительной. Беда в том, что на протяжении кампании это происходит неприятно часто. | 7 |