Рынок автомобилей развивается таким образом, что каждый из производителей старается унифицировать максимальное количество деталей на разных моделях. Что говорить о двигателях и шасси, если техническая платформа порой может стать основой для дюжины с первого взгляда совершенно разных автомобилей. Вторая тенденция — максимальное расширение модельного ряда и селекция новых классов. Особенно отчетливо это заметно на примере европейских компаний, многие из которых в последнее время стали выпускать кроссоверы (чье меткое название образовано от английского «crossover» — переходный). Сегодня этим термином принято называть только «карманные внедорожники», пакретники, хотя его по праву могут носить и другие «переходные» формы автомобильной жизни, в том числе и модные «четырехдверные купе». Новый класс однажды открыл Mercedes-Benz своей популярной моделью CLS. Сегодня выпускается уже второе поколение этого автомобиля, а успех маркетологов Штутгарта пытаются повторить их коллеги их из Ингольштадта и Мюнхена. Путь к успеху уже начали хэтчбеки-переростки Audi A7 Sportback и Porsche Panamera, скоро компанию им составит седан BMW 6 Series Gran Coupe.
Это первый автомобиль 6-й серии, имеющий более двух дверей. Его прямым прообразом стал концепт BMW Gran Coupe Concept, дебютировавший весной прошлого года. Тогда никакой точной информации о планах немецкой компании в свободном доступе не было, а стильный четырехдверный автомобиль, по официальной версии, должен был стать предтечей купе 6 Series. Но вскоре одна за другой стали появляться новости о засекреченном длинном и низком седане BMW, который впоследствии и вовсе позировал перед камерами без фальшивой обшивки. За прошедшие с тех пор 5 месяцев автомобиль не изменился. Основное отличие от концепта BMW Gran Coupe — распухшие передние фары, слитые воедино с расположенными под ними блоками указателей поворота. Часть хищного облика автомобиля так и осталась на ярких плакатах дизайнеров BMW. Но унывать BMW 6 Series Gran Coupe не заставит. Все же из модельного ряда немецкой компании этот автомобиль обладает самыми выдающимися пропорциями: он на 10 см длиннее седана BMW 5 Series (ровно 5 метров), при этом почти на 7 ниже. При большей на 3,5 см ширине кузова новинки выглядит приплюснутой сверху. Благодаря огромному капоту и стремительному профилю общий облик 6 Series Gran Coupe можно считать законченным. Трудно упрекнуть седан 5 Series в недостаточной гармоничности, но именно BMW 6 Series Gran Coupe заставит прохожих поворачивать головы, провожая спортивный автомобиль взглядом.
Несмотря на две дополнительные двери и очевидную большую практичность, BMW 6 Series Gran Coupe получит все силовые установки от соплатформенного купе. Базовой, если в данном случае этот эпитет уместен, модификацией станет версия 640i. Рядный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3 литра модификации N55HP благодаря фирменной технологии турбонаддува TwinPower Turbo и непосредственному впрыску High Precision Direct Injection будет обладать мощность 320 лошадиных сил. Крутящего момента 450 Н*м вполне хватит для ускорения заднеприводного седана с 0 до 100 км/ч за 5,4 секунды. Для автомобиля, способного перевозить четырех человек, такая динамика почти что избыточна. Самым неугомонным водителям адресована V-образная восьмерка, также впитавшая последние технологические новинки баварских мотористов. Битурбированный мотор объемом 4,4 литра давно стал визитной карточкой BMW, ведь его можно встретить на большинстве моделей компании. Седаны 550i и 750i нельзя назвать мечтой флегматика, не разочарует искушенных водителей и 650i: 450 лошадиных сил и 650 Н*м вполне достаточно для разгона 5-метрового седана до «сотни» за 4,6 секунды. Наверняка вы заметили, что знакомый 4,4-литровый движок стал мощнее: специально для BMW 6 Series Gran Coupe его доработали, теперь эта модификация называется N63Tü. С возросшим крутящим моментом не может справиться даже задний привод, ведь в полноприводном исполнении 650i xDrive изначально более тяжелый автомобиль может разогнаться еще быстрее, всего за 4,5 секунды с 0 до 100 км/ч. Тяга между осями распределяется электроникой, что, по мнению немецких инженеров, должно сказаться не только на динамике в любых погодных условиях, но и на устойчивости в поворотах.
В Европе модельная линейка BMW 6 Series Gran Coupe включит также дизельную модификацию. Седан 640d будет самым слабым, но по крутящему моменту старшему бензиновому 650i уступит совсем немного. Итоговые показатели 3-литрового дизеля с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail таковы: 313 лошадиных сил и 630 Н*м. По динамике разгона автомобиль с таким двигателем повторит бензиновую модель 640i — 5,4 секунды. Стоит отметить, что максимальная скорость BMW 6 Series Gran Coupe не зависит от двигателя и составляет 250 км/ч. Как видим, во всех исполнениях новый автомобиль быстр и динамичен. Возможно, потенциальным покупателям определиться с выбором помогут официальные данные расхода каждого из агрегатов. Бензиновые 640i и 650i согласно сертифицированным европейским тестам потребляют соответственно 7,8 и 8,8 литра на 100 км. Показатели дизельного 640d даже на фоне этих скромных цифр выглядят впечатляюще: за 100 км седан успеет сжечь всего 5,6 литра солярки. Учитывая практически идентичные цены на оба вида топлива, близкую динамику и высокоэффективные ДВС, выбирать BMW 6 Series Gran Coupe придется, только ориентируясь на свой кошелек и вкус. Все автомобили поставляются с 8-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач.
Внутри BMW 6 Series Gran Coupe практически копирует оригинальное купе 6 Series. Больше внимания уделено задним местам, здесь они полноценные, но широкий тоннель, растянувшийся вдоль всего салона, предполагает, что диван между собой разделят лишь два пассажира. Чтобы дистанцировать седан от купе, водительское кресло было немного поднято. Сшитый из белой и коричневой кожи интерьер BMW Individual выглядит дорого, но общее впечатление смазывают черные пластиковые элементы.
Официальная презентация BMW 6 Series Gran Coupe состоится в Женеве весной следующего года. Никаких данных о розничных ценах спортивного седана немецкая компания пока не публикует. Наверняка 6 Series Gran Coupe будет стоить несколько дороже нового купе 6 Series. С учетом налогов базовая цена 640i в Германии составляет 74 700 евро. Прибавьте сюда 10 тысяч и смело ждите новый спортивный седан в продаже. Сможет ли новинка добиться успеха? Мировые продажи купе 6 Series в прошлом году стали худшими за последнее десятилетие: менее 6 тысяч новых автомобилей нашли своих владельцев. Именно на модную концепцию «четырехдверного купе» надеется руководство BMW, ведь если спрос на автомобили шестой серии не взлетит, заводы едва ли окупят затраты на разработку нового купе.
Всего 4 дня назад дебютировал еще один спортивный «немец». В предвкушении появления нового Mercedes-Benz SL три недели назад мы предварительно рассмотрели некоторые его технические инновации. Тогда мы отметили работу инженеров над снижением веса кузова. Попробуем выяснить, действительно ли немецкий родстер вернулся к своему истинному лозунгу «Sport Leicht» — «Быть спортивным и легким».
Новый Mercedes-Benz SL действительно почти полностью сделан из алюминия. Благодаря «крылатому металлу» общий вес автомобиля удалось снизить примерно на 140 кг. Еще более легкий магний использован в ряде элементов, например в защите топливного бака и крыше. Из стали изготовлен только трубчатый каркас передних стоек крыши. Вместе со снижением веса инженерам удалось добиться невиданной раньше прочности и жесткости кузова на кручение: эти факторы не только являются основополагающими критериями пассивной безопасности, но и положительно влияют на управляемость автомобиля. Малый вес — залог отличной динамики, управляемости и низкого расхода топлива. На роботизированной складываемой крыше инженерам удалось сэкономить 8 кг по сравнению с предшественником, а это означает более низкий центр тяжести. В итоге базовый Mercedes-Benz SL 350 будет весить менее 1700 кг, что для большого родстера является отличным результатом. Новый автомобиль получил производственный индекс R231 и стал уже шестым поколением Mercedes-Benz SL, первое появилось еще в 1954 году.
Кстати, несмотря на меньший вес, родстер значительно подрос. Длина кузова увеличилась на 5 см, а ширина почти на 6. С технической точки зрения это позволило увеличить колесную базу и колею, человек же, прежде всего, должен заметить более просторный салон. Оценивать внешность Mercedes-Benz SL — занятие неблагодарное, ведь охарактеризовать экстерьер емко и кратко невозможно. Спереди зрителя встречает огромная фирменная решетка, поставленная почти вертикально. На бампере расположились полоски дневных ходовых огней и второй воздухозаборник в форме трапеции. Узнать этот «Бенц» по фарам не получится, главным намеком на их родовую принадлежность является светодиодная полоса, использованная, например, на новом внедорожнике ML. Зато корму ни с чем не спутать! Она стала более острая, фонари раздались в ширину. Но насколько характерен профиль! И через сотню лет человечество будет без труда узнавать SL сбоку.
Председатель правления Daimler AG и глава легкового подразделения Mercedes-Benz доктор Дитер Цетше так описывает свое отношение к Mercedes-Benz SL: «В мире примерно 900 миллионов автомобилей сотен марок. Лишь единицы из них являются иконами автомобилестроения. Наш SL — одна из них: он качественный, он имеет свой стиль, он невероятно комфортный и роскошный. Вместе с тем эти характеристики уживаются с превосходным спортивным характером. Вряд ли вы сможете найти автомобиль, который бы более точно соответствовал устремлениям Готтлиба Даймлера. Наш SL — лучшее или ничего».
На сегодня известно лишь о двух вариациях немецкого родстера: SL 350 и SL 500. Под капотом младшей модели будет ютиться 3,5-литровый бензиновый V6 с непосредственным впрыском топлива. Показатели этого ДВС могут вызвать удивление: 306 лошадиных сил и 370 Н*м. В сравнении с прямым предшественником автомобиль потерял 10 лошадиных сил! Это невероятно в современном мире, где каждое новое поколение автомобилей декларируется в качестве более мощного. Десяток лошадиных сил принесен в жертву сознательно, ведь отныне SL 350 стал на четверть более экономичным (6,8 литра на 100 км). Тем не менее, благодаря меньшему весу и оптимизации родстер разгоняется с 0 до 100 км/ч быстрее почти на треть секунды, итоговое время — 5,9 секунды. И если 300-сильный SL 350 можно считать компромиссным вариантом, то «пятисотый» ни на какие уступки не согласится.
Mercedes-Benz SL 500 же будет не узнать. Если автомобиль уходящего поколения оснащался 5,5-литровым V8, то объем нового движка меньше сразу на 0,8 литра. Но все показатели нового блока рабочим объемом 4,7 литра существенно лучше. Благодаря двойному турбонаддуву мощность возросла до 435 лошадиных сил, крутящий момент — 699 Н*м. Тяги в нем больше сразу на 32 процента! Вместе с тем много внимания уделено экологии: все автомобили будут оснащаться системой стоп/старт, выключающей двигатель во время простоя. Даже 7-ступенчатая адаптивная автоматическая трансмиссия настроена на эффективность и комфорт. Но с SL 500 нужно быть предельно внимательным: стоящий автомобиль от несущегося со скоростью 100 км/ч родстера отделяют каких-то 4,6 секунды. Нетрудно догадаться, что новый Mercedes-Benz SL 500 существенно быстрее предшественника. В силу большей мощности и меньшей массы новинка разовьет 100 км/ч почти на секунду раньше! Большой комфортный родстер по своим динамическим возможностям вплотную подобрался к лиге суперкаров. Страшно представить, что нас ждет при появлении новых SL AMG и SL AMG Black Series.
Чтобы обеспечить сочетание максимального комфорта с непревзойденным контролем над автомобилем, немецкие инженеры интегрировали в Mercedes-Benz SL фирменную технологию подвески Agility Control Suspension. Она позволяет амортизаторам менять жесткость автоматически, в зависимости от загруженности автомобиля и дорожных условий. Опциональная система Active Body Control подарит водителю возможность выбора не только мягкости поступи родстера, но и уровня дорожного просвета: электронная система сообщается с гидравлическими амортизаторами и подстраивает подвеску под настроение владельца. Рулевое управление с электрическим усилителем автоматически адаптирует усилие под скорость: на шоссе руль нальется тяжестью, а на парковке маневрировать автомобилем можно будет при помощи одного пальца.
Салон родстера выполнен в стиле интерьера Mercedes-Benz SLS. Внимание привлекает низкорослый, но элегантный селектор режима работы автоматической трансмиссии и кажущаяся неуместной на столь мощном автомобиле кнопка «Eco». Люк в складываемой крыше опционально имеет электрохроматическое стекло Magic Sky Control, меняющее светопропускание по прихоти водителя. Качественный звук обеспечит аудиосистема FrontBass, превращающая роскошный спорткар в концертный холл. Ветровое стекло сохранит чистым уникальная система очистки Magic Vision Control, с которой мы подробно знакомились в предыдущем выпуске «Автодайджеста».
Вряд ли Mercedes-Benz SL является обыденным автомобилем. При смене модельного ряда немецкий родстер в очередной раз стал еще быстрее и еще экономичнее. Количество крупных и незаметных технических изменений трудно подсчитать, да и не нужно: без сомнения, на данный момент новый SL — один из явных лидеров класса спортивных родстеров. Ожидается, что шестое поколение Mercedes-Benz SL будет дороже предшественника примерно на 5 тысяч евро. Автомобиль поступит в продажу в Европе и США весной 2012 года. Ради Mercedes-Benz подождет и апокалипсис.
Каждый день автомобильные концерны публикуют отчеты о все большей интеграции мобильных устройств в своих моделях. Все идет к тому, что вскоре мы не сможем отличить свою мультимедийную систему от собственного телефона. Теперь компания Renault заговорила о системе R-Link — развлекательной основе будущих моделей компании. Новинка получит собственную операционную систему, уникальную визуальную оболочку и набор специализированных программ.
По большому счету, Renault собирается интегрировать планшетный компьютер в центральную консоль своих автомобилей. В очереди на пересадку уже стоят Renault ZOE и Clio 2012 года. Управление традиционное — через сенсорный 7-дюймовый дисплей. R-Link также сможет распознавать голосовые команды. Система будет отвечать за базовые настройки автомобиля, спутниковую навигацию и развлекательные функции. Чтобы максимально расширить функциональность устройства, французы позволят устанавливать совместимые приложения. Поскольку операционная система будет закрытой, инструментарий для создания ПО получат лишь избранные разработчики. Это несколько разнится с популярной сегодня философией открытого кода и свободного программирования. Новинка получит магазин приложений R-Link Store. На момент появления системы на рынке в нем должно оказаться 50 первых программ, для создания которых Renault привлечет сторонних разработчиков.
В подобном направлении планирует развивать свои мультимедийные системы Saab. Его будущая платформа iQon обещает функционировать по схожему принципу. Но для начала шведской компании необходимо найти нового хозяина, готового инвестировать в будущее пока что убыточного производителя миллиарды долларов. В потенциале BMW нет никаких сомнений, баварцы уже создали венчурный фонд для поддержки стартапов в области мобильных технологий и мультимедиа. Набирающая обороты американская компания Telsa, специализирующаяся на производстве электрокаров и компонентов, в своем седане Model S обещает установить развлекательную систему на базе ОС Google Android. Очевидно, уже в ближайшем будущем нам не удастся спрятаться от вездесущих планшетов даже в собственном автомобиле.
На прошлой неделе во Франции наконец-то стартовал проект по прокату электрокаров. Сама идея аренды ориентированных на экологию транспортных средств давно витала в воздухе, а за ее реализацию уже принялись в ряде крупных городов Европы. Теперь в гонку за электрокилометрами вступила компания Autolib. Сегодня прокат электромобилей уже работает в Париже, в будущем ожидается выход проекта за пределы романтической столицы мира.
Система Autolib основана на доказавшей свою состоятельность Velib, которая предлагает аренду велосипедов. Раскиданная по Парижу сеть соответствующих стоянок позволяет за весьма умеренную плату значительно увеличить свою мобильность жителям и гостям французской столицы. О проекте было известно давно: еще несколько лет назад промышленник Венсан Боллоре заявил о намерении основать рынок проката электрокаров во Франции. Осенью 2009 года ателье Pininfarina анонсировало концепт Bluecar. Начало серийного производства было запланировано на 2011 года, но союз дизайнерского бюро и известного французского миллиардера не всем внушал доверие. Несмотря на оправданную долю скепсиса, первые партии не только собраны, на них уже могут прокатиться рядовые жители Парижа, причем за совсем небольшую плату. Чтобы воспользоваться системой Autolib, необходимо сначала на нее подписаться. Дневная подписка стоит 10 евро, недельная — 15, а годовая — 144. Каждый зарегистрированный пользователь получит карту-ключ, которая сможет отпереть любой из находящихся на специализированной парковке электрокаров. В зависимости от выбранной подписки разовый прокат автомобиля длительностью до получаса обойдется потребителю в сумму от 4 до 9 евро. Это примерно двое больше платы за проезд в метрополитене Парижа.
Первая партия из 250 электрокаров уже поступила на стоянки Autolib. Последних, к слову, по Парижу и ближайшим окрестностям сегодня насчитывается 1120 штук, поэтому проблем с парковками и местом аренды автомобилей возникнуть не должно. В следующем году руководство проекта Autolib планирует довести количество электромобилей до 3000 и возвести 1200 станций зарядки. Максимальная емкость аккумуляторов позволяет проехать до 250 км. Использованные в Bluecar батареи выполнены по металл-полимерной технологии. По словам Венсана Боллоре, они имеют ряд преимуществ перед более распространенными литий-ионными. К их плюсам миллиардер отнес меньшую склонность к перегреву, а также стабильность во время зарядки и работы.
Согласно выводам TNS Sofres, крупнейшего французского специалиста по маркетинговым и социологическим исследованиям, за последние несколько лет до 25% парижан были вынуждены отказаться от личного автотранспорта. Причина этого явления кроется в повышении страховых взносов и стоимости парковочных мест. Власти Парижа надеются, что введение сети Autolib в эксплуатацию позволит не только увеличить этот процент, но и сделать процесс пересадки на общественный транспорт более комфортным. Главным помощником тут должна стать развитая сеть станций аренды, дополненная очевидной выгодой от использования экологичных машин.
Пока что прокат электрических автомобилей набрал 2 тысячи подписчиков. По расчетам руководства Autolib, выйти на нулевой уровень рентабельности можно будет при 80 тысячах постоянных клиентов. Пока Венсан Боллоре строит наполеоновские планы, но старт проект можно считать удачным.
Прокат электрокаров работает и в других европейских странах. Например, в Бельгии соответствующий проект носит название Zen Car. Он был запущен в начале текущего года. По Брюсселю раскиданы 15 парковочных станций, где можно взять электрокар на прокат. Стандартная годовая подписка на Zen Car обойдется жителю Бельгии в €40. За час аренды электрокара дополнительно придется заплатить 7 евро днем и 5 евро ночью.
Дизайн автомобилей Lexus можно считать устоявшимся. Последние новинки компании, хэтчбек Lexus CT 200h и седан Lexus GS, выполнены в едином узнаваемом стиле. Но будут ли следующие модели японского люкс-бренда сделаны в схожем ключе? Ответ на этот вопрос даст новый концепт Lexus, оценить который пока можно лишь по снимку крупным планом.
Место дебюта концепта подобрано специально: впервые намек на будущий стиль Lexus мы увидим в Детройте, автомобильной столице США. Именно рынок Северной Америки является и всегда являлся для японцев первостепенным. Ждать уже недолго, до Международного автосалона в Детройте осталось меньше месяца.
Человек, впервые бросивший мятную конфету в бутылку кока-колы, достоин Нобелевской премии мира. Сколько улыбок с тех пор спровоцировал этот взрывоопасный дуэт! Но сегодня имени гения никто не помнит, зато любопытное открытие прославило Фритца Гроуба и Стивена Вольтца. Два приятеля собрали настоящий автомобиль, передвигающийся на этом инновационном виде топлива. С его помощью самоходное устройство проехало почти 73 метра — мировой рекорд для данного класса транспортных средств.
Это не первая попытка Фритца Гроуба и Стивена Вольтца заправить машину смесью диететической колы и «Ментоса». Первое поколение экспериментального автомобиля в прошлом году сумело преодолеть немногим более 69 метров. Для этого понадобилось 108 двухлитровых бутылок кока-колы и 648 конфет Mentos. Второе поколение подверглось значительной оптимизации. Вес конструкции был сокращен не только за счет более компактного каркаса, но и благодаря меньшему объему топливных баков: всего 54 бутылки диетической «Колы» и 324 «Ментоса». Не обошлось и без улучшения прочих характеристик автомобиля на газированной тяге: центр тяжести теперь находится значительно ниже, аэродинамика улучшена при помощи обтекаемого стекла. Но Фритц Гроуб и Стивен Вольтц не планируют останавливаться на достигнутом, и, возможно, подготовка третьего поколения их рекордной ракеты уже идет полным ходом. И пусть один из них юрист, а другой зарабатывает на жизнь, показывая фокусы, у приятелей есть чувство юмора и много свободного времени, а профессионализм здесь ни к чему.
Если вы считаете развлечение двух американцев слишком банальным, то следующая веселая история заставит вас задуматься о более серьезном. Существует такая профессия — манипуляция общественным сознанием. Кто-то называет ее политикой, другие маркетингом… По-своему правы все, но давление на незамутненный рассудок легитимно до того момента, пока оказывающая его сторона не начинает врать. В Германии с текущего декабря действует новый регламент продажи легковых автомобилей, обязывающий производителей сопровождать каждую модель оценкой ее воздействия на окружающую среду. Рейтинг экологичности выставляется в зависимости от объема выбросов CO2 и может варьировать от «A+» (минимальное количество выбросов) до «G» (мини-фабрика по производству двуокиси углерода). Во многом данная процедура схожа с разработкой Агентством по защите окружающей среды США (Environmental Protection Agency — EPA) стикеров, на которых в США указывается энергоэффективность двигателей — миль на галлон. Правила едины для всех, поэтому автомобильные компании поспешили уведомить своих дилеров о новом законе. Но на официальном сайте Volkswagen появилась новая версия экологического рейтинга, где градация была продолжена до буквы «H». Смысл такой манипуляции понятен: автомобили с самой низкой официальной оценкой «G» уже не будут выглядеть аутсайдерами экогонки.
После обнаружения нарушений представители Volkswagen поспешили назвать происходящее нелепой ошибкой и извинились перед своими клиентами. Но было ли это действительно досадным недоразумением — или немецкий концерн хотел изменить правила игры, останется загадкой.