Оригинал материала: https://3dnews.ru/621938

Автодайджест №129

Автомобильные новости

#Автомобильные новости

Осталась всего неделя до наступления 2012 года, и производители автомобилей неохотно анонсируют новинки. Сегодня на рассмотрение к нам попали всего два свежих четырехколесных друга человека, и ни один из них нельзя назвать массовым. Но такие автомобили нужны: пусть их купят единицы, но восхищаться будут миллионы. Сулить безоблачное будущее новому производителю мы не будем, ведь, помимо известных компаний, одно название которых вызывает дрожь в теле и покалывания в области мозжечка у каждого автомобилиста, существуют десятки неудачных стартапов. Пожелаем новичку удачи и рассмотрим его дебютный автомобиль.

В конце концов, кто в 1999 году знал Pagani Zonda? Сегодня это один из лидеров суперкаростроения, икона неповторимого стиля, скорости и, конечно, цены. Возможно, вскоре и новая фирма прославится на весь мир. Этнические корни компании Faralli&Mazzanti соответствующие: офис и вся производственная база располагаются в Италии, одной из самых плодовитых суперкарами стран. С 2002 года энтузиасты занимались восстановлением классических автомобилей, среди которых преобладали модели итальянских брендов. В конце 2008-го впервые представлен Vulca S — собственная разработка компании. При средней стоимости €340 000 за купе с бензиновым V10 или V12 автомобиль получился не только уникальным, но и очень дорогим. За прошедшие три года итальянцам удалось продать всего 10 экземпляров. Не так давно стало известно, что Faralli&Mazzanti собирается выпустить второй автомобиль, которому дали имя Mugello (Муджелло) — так называется известный гоночный трек в Тоскане. Спустя всего пару месяцев новинку переименовали в Evantra. Так на древнем этрусском языке обозначали уникальный и неповторимый объект, такое же имя носила богиня бессмертия. Неплохая легенда, если бы не созвучие с названием корейского седана. Как корабль назовешь, так он и поплывет: Evantra будет невероятно редкой вне зависимости от спроса, ведь в год итальянцы планируют выпускать не более 5 автомобилей. Первое купе будет продано в середине 2012 года.

Необычный и крайне агрессивный дизайн купе нарисовал один из основателей компании, мистер Лука Маццанти. Ассистировал ему профессиональный художник Жолт Тарнок, занимающий пост главного дизайнера Faralli&Mazzanti. При создании образа Evantra итальянцы хотели достичь равновесия между классическими и современными спорткарами, собрать в едином автомобиле все лучшее из истории купе. В общих формах кузова заметна преемственность стиля Vulca S, но в деталях новая модель стала более проработанной. Огромный передний воздухозаборник перерастает в рельефный капот, а образованная передними колесными арками линия постепенно снижается к корме, пока не упирается в боковой диффузор. Покатая крыша и корма с обратным наклоном навевают воспоминания о лифтбэках. Образ Evantra дополнен массой аэродинамических элементов. Среди них отметим воздухозаборник на крыше, небольшое антикрыло на крышке багажника и крошечные наружные зеркала на элегантной тонкой ножке. Главной провокационной деталью итальянского купе являются двери, которые открываются в обратную сторону.

За кузовом длиной 4,33 метра скрыт каркас из композитных материалов. Внешние панели сделаны из алюминия. Разработчики поставили себе цель максимально снизить вес, в результате чего автомобиль стал обладать массой всего 1200 кг. Внутри купе только два места, итальянцы отказались от использованной ими ранее компоновки 2+2. Значительные изменения коснулись и силового агрегата. Если раньше Лука Маццанти старался использовать как можно более объемные двигатели V10 и V12, то в новой модели стоит относительно скромный рядный 6-цилиндровый бензиновый мотор. В атмосферной вариации 3,5-литровый агрегат развивает мощность 403 лошадиных силы. Таким образом, на один литр рабочего объема итальянцы получили 115 лошадиных сил, что является выдающимся результатом. С двойным турбонаддувом пиковая мощность возрастает до 603 лошадиных сил, это уже территория суперкаров. Такая Faralli&Mazzanti Evantra с 0 до 100 км/ч разгонится за 3,7 секунды, время младшей версии не сообщается.

Лука Маццанти лично будет следить за сборкой каждого спорткара Faralli&Mazzanti. Производство развернется на заводе компании в коммуне Понтедерана на северо-западе Италии. Поскольку спорткары будут уникальными, каждый клиент сможет внести коррективы во внешнее оформление и интерьер автомобиля. Точная цена такого предложения не разглашается, но надеяться на гуманный ценник бессмысленно. Станем ли мы свидетелями рождения сверхновой звезды? Когда-то никто не верил в мечты фермера Ламборгини, а всего десяток лет назад энтузиазм Пагани вызывал лишь вопросы. Тем не менее шансов у молодых итальянцев немного.

Второй автомобиль находится по другую сторону спортивных моделей. Умение сочетать практичность и отличные результаты на треке всегда ценилось высоко. Нащупать эту тонкую грань смогли далеко не все компании. Отличным примером спортивного утилитарного автомобиля является седан BMW M5. Если требуется что-то более компактное, доступное и не менее удивительное в управлении, можно выбрать Audi RS3 или Subaru Impreza STI. Из наиболее мелких зажигалок можно отметить Skoda Fabia RS. Если же мощность 180-сильного двигателя 1,4 TSI вам покажется излишне скромной для хэтчбека B-класса, то следующая новинка должна прийтись вам по душе. Если успеете ее купить…

В самом конце весны немцы представили концепт Audi A1 clubsport quattro. По официальной легенде, в маленький автомобиль удалось установить двигатель от спортивного купе TT-RS, то есть 2,5-литровый рядный 5-цилиндровый ДВС с турбонаддувом. В процессе переезда мотор подвергся форсированию, после которого мощность повысилась до 503 лошадиных сил. Подумать только, кроха A1 clubsport quattro смогла бы разогнаться до 100 км/ч за 3,7 секунды. Это время 12-цилиндровой Ferrari 599 GTB Fiorano! С момента представления этого концепта было очевидно, что в исходном виде его не выпустят серийно. Но смелость инженеров Ингольштадта достойна похвалы: хорошенько заряженный Audi A1 все же появится. Он получит известный по целому ряду моделей двигатель 2,0 TFSI. Рядная «четверка» получила «заряд бодрости» и стала выдавать 256 лошадиных сил и 350 Н*м. Нетрудно догадаться, что с таким запасом тяги простая A1 будет недвижимостью: реализовать всю мощь через передние колеса легкая машинка попросту не сможет, поэтому при открытии дроссельной заслонки покрышки всегда будут пробуксовывать. «Не беда» — подумали в Audi и установили муфту Haldex, позволяющую всем колесам вступить в схватку с асфальтом. Получается, что технически этот автомобиль является точным клоном более крупного хэтчбека S3 с 6-ступенчатой механической трансмиссией. Несмотря на меньшие размеры, новинка разгоняется почти вровень с S3: с 0 до 100 км/ч за 5,7 секунды. Максимальную скорость пришлось ограничить на отметке 245 км/ч вместо привычных 250 км/ч, возможно, из-за меньшей колесной базы и более скромной колеи. При таком оснащении автомобиль вполне мог получить лейбл S1, но его называли A1 quattro.

Выделить версию quattro среди «гражданских» Audi A1 будет несложно. В переднем бампере расположились воздухозаборники, размеру которых позавидует и спорткупе RS5, а светодиодная полоска в фарах головного света получила красную поддерживающую линию. Опознать спортсмена можно и сзади: как оригинальный концепт clubsport quattro, хот-хэтч будет иметь слегка затемненные фонари, частично черную крышку багажника и черную крышу. Но знайте, если вы увидели этот аксессуар на синем, оранжевом или красном A1 — перед вами жалкая подобия quattro. Истинный заряженный автомобиль будет выпускаться только в белом цвете. Никуда не денутся также и разнесенные патрубки выхлопной системы, огромный спойлер в духе раллийных монстров, аутентичные легкосплавные диски и символика quattro. В салоне нас ждут менее скромные, но все же заметные метаморфозы. Огромные боковые валики обтянутых кожей SilkNappa сидений не позволят телу водителя и переднего пассажира расплыться по тесному салону хэтчбека. Внутри мы обнаружим красный тахометр и скошенное по хорде в нижней части рулевое колесо, обшитое черной кожей с красной прострочкой.

Безусловно, Audi A1 quattro станет исключительным предложением в классе. Но целесообразность покупки этого карманного монстра будет полностью зависеть от его стоимости. Получив всю техническую начинку от старшего Audi S3, хэтчбек A1 quattro не станет быстрее исходника. Тем не менее в мире не найти автомобиль B-класса с такой динамикой. Тираж Audi A1 quattro будет ограничен 333 экземплярами. Пока остается лишь гадать, каким будет Audi S1, и почему немцы не решились сразу перейти к его производству. Как бы ни развивались события в будущем, яркий малыш Audi A1 quattro навсегда войдет в историю компактных спортивных автомобилей.

Автомобильные технологии. Электрокары и гибриды

#Автомобильные технологии

Всех техноманьяков можно поздравить с великим событием! Американская компания Google наконец-то получила первый патент на автомобиль с автономным управлением. Возможно, когда-нибудь человечество будет вспоминать 2011 год не только как год смерти Стива Джобса или убийства Муаммара Каддафи. Именно в 2011 году был заложен первый большой камень в основание здания умных транспортных средств, теперь не только технологический, но и юридический. В США под патентом номер 8,078,349 скрыто право на использование автомобиля с «переключателем из смешанного режима в автономный» (Transitioning amixed-mode vehicle to autonomous mode).

Патент Google содержит много технических подробностей, лишь краткий пересказ которых достоин отдельной статьи. Если же немного упростить заложенную в нем схему и описать только главные пункты, то получится примерно следующее. Для начала оператор (водитель) должен доехать на автомобиле до специальной точки, так называемой «взлетно-посадочной полосы». Это определенный участок проезжей части, содержащий некий стандартный индикатор, распознаваемый умной машиной. Возможно, таким сигналом станет QR-код (та самая черно-белая мозаика низкого разрешения). После регистрации этой информации автомобиль сверится с показаниями GPS-приемника, чтобы узнать свое точное местоположение. Дорожный QR-код может содержать ссылку на дальнейшие инструкции для автомобиля, следовательно, отсутствует необходимость хранить обширную базу данных локально. Но в Google предполагают использование обоих возможных случаев: как наличие определенного набора маршрутов, заложенных в базу данных автомобиля на заводе или в авторизированном сервисе, так и постоянно обновляемые траектории, скачиваемые из Интернета. Для нормальной работоспособности второго пункта необходимо наличие постоянного выхода в глобальную Сеть.

Самовольничать машины с автопилотом не должны: чтобы активировать автономный режим, необходимо будет нажать соответствующую клавишу на приборной панели. Только в этом случае транспортное средство попытается взять управление на себя. Соответственно, выйти из этого режима можно в любой момент. Ожидается, что автономность положительно скажется на психическом состоянии водителей больших и малых городов, решит проблему пробок и даже позволит уменьшить объемы выброса углекислого газа и твердых частиц. Поскольку каждый автомобиль будет управляться в энергоэффективном режиме, заблаговременно просчитывая зоны ускорения и замедления, то это снизит общую токсичность выбросов, особенно у гибридных автомобилей.

К сожалению, в патенте не указана дата начала внедрения технологии в серийные автомобили. Неизвестна также схема интегрирования автопилота. Образует ли Google автомобильный альянс, создаст ли программный продукт с открытым кодом или предложит унифицированный набор для переделки любого транспортного средства в автономное — пока представители IT-гиганта не раскрывают многих интересных подробностей. Но раз речь уже зашла о конкретной запатентованной схеме компьютерного управления, то практическая реализация не за горами.

Тем временем в General Motors разработали тормоза, которые не скрипят. Проблема посторонних высокочастотных звуков известна многим автомобилистам. Этот писк зачастую запрограммирован инженерами специально: когда толщина фрикционного слоя тормозной накладки приближается к критическому значению, тормоза начинают предупреждать водителя о необходимости их замены. Но нередко скрип может появиться и на полностью исправном механизме. Тормозная система — плодородная почва для громких звуков. Трущиеся детали начинают вибрировать, и при достижении определенной частоты от колес доносится неприятный звук. Мастерские могут с ним справиться, для этого используется очистка и смазка механизма (разумеется, смазка тормозного диска и тормозной накладки не допускается). Поскольку за эту процедуру приходится платить, специалисты General Motors решили сэкономить деньги своих клиентов и изобрели бесшумные тормоза.

Основа технологии проста как никогда. Главным источником звука в скрипящих тормозах является тормозной диск. Так как этот элемент сделан из металла и имеет большую площадь поверхности, то он отлично подходит на роль колокола в громком звонке. Его колебания вызывает трение с тормозными накладками. Чтобы решить эту проблему раз и навсегда, мастера General Motors обратились к изобретению французского ученого и военного инженера Шарля Огюстена де Кулона. Еще в XVIII веке он описал демпфирующий механизм. В реализации GM устройство очень просто: между двумя половинами тормозного диска помещается специальная металлическая пластина, эффективно гасящая колебания. Во время изготовления этой детали абсорбирующая прокладка покрывается специальным слоем, не позволяющим ей сплавиться с остальной металлической частью элемента.

Примечательно, что использованная в General Motors технология обычна и даже обыденна. Поглощающие вибрацию многослойные конструкции сегодня внедряются повсеместно, поэтому таланта изобретателя для создания новых тормозных дисков не потребовалось. Есть у системы и негативные качества. Во-первых, из-за дополнительного слоя металла возрастет масса детали. Во-вторых, платить за комфорт будет собственно покупатель, теряя деньги не только при покупке нового автомобиля, но и во время замены изношенной детали. Однако, по расчетам маркетологов General Motors, за 10 лет владения автомобилем с новой тормозной системой можно сэкономить примерно $400. Имеется ввиду отсутствие необходимости обслуживать тормоза и удалять лишние звуки. Но как часто вам приходилось прибегать к этой процедуре? Выбора у покупателей будущих машин производства General Motors не будет: новые тормозные диски начнут устанавливать на американские модели через 2-3 года, а в 2016-м более 80% автомобилей GM будут поставляться такими с завода.

Человечество давно мечтает о транспортном средстве, которое могло бы перемещаться как по суше, так и по воде. Можно возразить, что такой универсальный перевозчик давно создан — судно на воздушной подушке. К сожалению, использовать подобный транспорт не всегда удобно. Многочисленные проекты энтузиастов по созданию автомобиля-амфибии так и не увенчались успехом. Шведская компания Rinspeed не раз пыталась привить возможности катеров серийным автомобилям, но даже эпатажные Rinspeed Splash и Rinspeed sQuba нельзя считать полноценными гибридами спорткара и корабля. В новом проекте Iguana 29 инженеры подошли к решению этой задачи с другой стороны: здесь уже на основе настоящей моторной лодки создается дорожное транспортное средство. При перемещении по водной глади Iguana 29 трудно отличить от обычного катера, но по нажатию заветной кнопки из дна уникального судна выезжают два понтона с гусеницами.

Скорость «земноводного» на суше невелика — примерно 8 км в час. Зато на воде ящерица чувствует себя в своей стихии, крейсерская скорость доходит до 35 узлов, или 65 км/ч. Затраты на разработку уникальной амфибии необходимо окупить, поэтому за один подобный катер придется заплатить $290 000.

Вы удивлены амфибией Iguana 29? Впереди нас ждет еще более увлекательный аппарат. Одной из причин, почему я традиционно предпочитаю автомобиль мотоциклам, является наличие твердой опоры на землю. Два колеса устойчивы только в движении, а четыре позволяют не беспокоиться об издержках гравитации. Но изобретатель и предприниматель Клайд Игараси нашел оригинальный способ борьбы с этим недостатком. Необходимо установить в корпус двухколесного транспортного средства компактный маховик и синхронизировать его с гироскопом. Перед просмотром демонстрационного видеоролика проверьте устойчивость своего положения не стуле: внутри вас такого хитрого механизма нет, а эффективность его работы может просто шокировать.

Транспортное средство неказистой формы имеет два основных колеса и два стабилизирующих по бокам. Последняя пара ни разу не была задействована, даже при попытках опрокинуть Thrustcycle мощными пинками по корпусу. В задней части уникального мотоцикла скрыт компактный маховик, который не только позволяет поддерживать вертикальное положение, но и накапливает механическую энергию. Наравне с литий-железо-фосфатными аккумуляторами маховик может принимать участие в разгоне транспортного средства. Клайд Игараси обещал создать самую эффективную в мире систему рекуперации кинетической энергии. Помимо стабильности и динамики, Thrustcycle обладает длинным списком неоспоримых достоинств. При весе 227 кг он затрачивает рекордно малое количество топлива/энергии (точные данные не сообщаются). Поворачивает Thrustcycle при помощи заднего колеса, что подтверждает уникальную устойчивость устройства и позволяет добиться непревзойденной маневренности. Однажды маховик уже использовался в качестве механического аккумулятора энергии в системе Volvo KERS, но в Thrustcycle эта технология получила совершенно иной уровень интеграции.

Сегодня Thrustcycle является лишь эффектным прототипом. Клайд Игараси уверен в светлом будущем своего изобретения, хотя никаких точных перспектив не разглашает. Уже сегодня двухколесная машина с одним взрослым человеком на борту может разгоняться до 112 км/ч. Возможно, мы стоим на пороге создания совершенно нового вида транспортных средств.

#Электрокары и гибриды

Зачастую мы обращаем внимание только на крупных игроков рынка: General Motors, Toyota, Volkswagen. Но раз сегодня минуты славы удостоился итальянский новичок Faralli&Mazzanti, намеревающийся занять некоторую часть рынка спортивных автомобилей, то не оставим в тени и небольшие компании, планирующие выпуск электрокаров. Для начала познакомимся с DOK-ING. Эта хорватская компания была основана в 1992 году. Основной деятельностью DOK-ING является разработка и производство многофункциональных беспилотных машин. Модельный ряд DOK-ING представлен саперными устройствами, миноискателями, автомобилями для тушения пожаров и прочими полезными механизмами, заменяющими человека в наиболее опасных ситуациях и местах. Главным клиентом хорватской компании является Министерство обороны США, но вскоре все может измениться. Своим концептом XD инновационное предприятие планирует пробить дорожку на рынок электрокаров. Они не смогут обезвреживать бомбы или тушить пламя, зато без сажи и шума довезут человека до пункта назначения.

Концепт DOK-ING XD является компактным трехместным электрокаром. Водительское сиденье располагается по центру автомобиля, два пассажирских — сзади по бокам. В очередной раз отметим, что выполнено это в духе суперкара McLaren F1. Название XD не является аббревиатурой загадочного словосочетания, вместо этого буква X символизирует уникальные задние фонари электрокара, а D — компанию-разработчика, DOK-ING. Таким образом, модель DOK-ING XD по этимологии названия схожа с российским производителем АвтоВАЗ: тольяттинской гигант «дважды автомобильный», а хорватский концепт — дважды DOK-ING.

Если на мгновение забыть о крошечных размерах электромобиля и его благосклонном отношении к окружающей среде, то DOK-ING XD вполне можно спутать с десептиконом. Невероятно злобный взгляд и открывающиеся вверх двери — разве этого ждут от массового электрокара? В зависимости от потребностей заказчика DOK-ING XD может комплектоваться разным количеством электромоторов. В максимальной версии XD4 их четыре, по одному на каждое колесо. Суммарные показатели впечатляют: 241 лошадиная сила и 717 Н*м. Такой полноприводный электрокар может разогнаться с места до 100 км/ч за 4,2 секунды. Хорватский концепт весит 1300 кг, причем один лишь 32-кВт*ч литий-железо-фосфатный аккумулятор увеличивает массу на 320 кг. Полностью заряженный DOK-ING XD сможет проехать до 220 км в городском режиме.

Компания DOK-ING не спешит разглашать свои официальные планы. Не надо забывать, что пока XD является концептом, прообразом будущего электрокара. О сроках говорить рано, данные о цене противоречивы. Согласно одним источникам, хорваты оценили свой дебютный гражданский автомобиль в $40-50 тысяч, по другой информации, DOK-ING XD вдвое дороже. Эксперты компании ожидают снижения ценника до уровня среднего легкового автомобиля при достижении массовости электрокара. Только как выполнить это условие, если XD изначально не является выгодной покупкой?

На фоне вычурного DOK-ING XD седан CODA EV смотрится дизайнерской пустышкой. Если какой-то автомобиль из нашего обзора и заслуживает звания «серой мышки», то это именно CODA EV. Что ж, визуальная часть не является сильной стороной модели, но как насчет технической начинки и позиционирования? О намерении выпустить простой, но относительно доступный электрокар базирующаяся в Лос-Анджелесе компания CODA объявила еще в 2009 году. После оглашения предварительных технических характеристик и представления внешности будущей модели американцы выдержали долгую паузу. Теперь стала известна официальная цена и примерный срок появления новинки в свободной продаже.

Серийное производство CODA EV уже разворачивается, продажи начнутся в США в первом квартале 2012 года. Единственным двигателем седана станет электромотор мощностью 100 кВт. Питать его будут литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи. Общая емкость 728 элементов составит 36 кВт*ч. Их постарались расположить в самом низу автомобиля, чтобы негативное влияние на управляемость было минимальным. Маленькому седану вполне хватит тех 134 лошадиных сил и 300 Н*м, что в пике развивает электродвигатель. По актуальным данным, CODA EV без дополнительной зарядки сможет проехать до 240 км. Чтобы пополнить запас энергии с 0 до 100% от привычной электросети c напряжением 220 вольт, понадобится 6 часов.

Начальная цена на CODA EV составит $39 900. На территории США будут дополнительно действовать программы государственного стимулирования спроса на экологически ориентированные автомобили, то есть в действительности электромобиль будет даже доступнее. Но чтобы победить уже набравший обороты Nissan Leaf, необходимо предложить нечто большее, чем средний ценник и посредственную внешность.

#Концепты

Совсем скоро закончится текущий год и начнется следующий. Это значит, что наши машины вновь станут на год старше, как и все мы. Но сколько же интересных новинок готовит нам «армагедонный» 2012 год! Заглянуть в будущее можно уже сегодня, и для этого не понадобиться хрустальный шар. Автомобильные компании спешат намекнуть на свои шоу-кары Детройта, автомобильная столица примет много интересных проектов.

Только мы успели объявить о подготовке нового концепта Lexus, как тут же произошла утечка полноценных снимков автомобиля. Напомним, что для японского люкс-бренда этот проект будет иметь особое значение, ведь он задаст вектор, в направлении которого будут развиваться все новинки компании в ближайшее время. Осознавая важность концепта, маркетинговый отдел Lexus был вынужден опубликовать несколько официальных изображений. Таким образом, сегодня мы уже можем совершенно точно представить будущий стиль Lexus.

Лаконичным дизайном спортивное купе Lexus LF-LC разительно отличается от дебютного суперкара японской компании, нашумевшего LF-A. Итак, первое изображение официальное, второе — непреднамеренная утечка. Кузов автомобиля построен на простых формах и логичных линиях. И хотя здесь присутствуют сугубо дизайнерские элементы, концепт легок и стремителен. Этих визуальных качеств порой так не хватает серийным автомобилям Lexus! Вместе с тем в LF-LC использована ставшая отличительной чертой японского премиум-бренда передняя решетка, по форме напоминающая песочные часы.

Если Lexus LF-LC ждет серийное будущее, то он может стать соперником Mercedes-Benz CL и BMW 6 Series. Таким образом, он не повторит судьбу LF-A, ориентированного не только на максимальный комфорт и роскошь, но и на рекордные показатели на треке. Но главное для японцев — не затягивать выпуск полноценной модели, ведь LF-A пребывал в стадии концепта почти 5 лет. К слову, нарисован Lexus LF-LC на студии в Ньюпорт-Бич, штат Калифорния, США.

Братская компания представит концепт Toyota NS4. На данный момент о модели известно лишь то, что это подключаемый гибрид, который получит строгую головную оптику. Ждать осталось недолго: Toyota NS4 представят 9 января на Международном североамериканском автосалоне.

Следующий японский автомобиль, который станет сюрпризом Детройта, — новый Nissan Pathfinder. Модель является одним из оплотов компании в секторе внедорожников. Третье поколение Nissan Pathfinder выпускается с 2005 года, наступил оптимальный момент для обновления. Судя по официальному тизеру, большой кроссовер расстанется с брутальным имиджем. Он станет ближе к обтекаемому Murano. В продажу новинка поступит осенью 2012 года.

В конце последнего в 2011 году «Автодайджеста» разрешите поздравить всех читателей с Новым годом и пожелать хороших автомобилей, качественных дорог и воспитанных соседей по потоку. Уже через неделю вы сможете ознакомиться с итоговым обзором автомобильных новинок 2011 года. С наступающим Новым годом!



Оригинал материала: https://3dnews.ru/621938