Тематику так называемых «дорожных поездов» мы затрагиваем нечасто, но с все же раз за разом к ней возвращаемся. Термин происходит от официального названия проекта Sartre — Safe Road Trains for the Environment («Безопасные для окружения дорожные поезда»). Впервые об амбициозной технологии мы упомянули более двух лет назад, когда разработчики опубликовали теоретический базис инновации. Спустя год Volvo продемонстрировала работоспособность первых прототипов «дорожных поездов». И если тогда в него входил всего один «вагон», то уже сегодня длина состава значительно возросла.
Вкратце напомним алгоритм работы «дорожного поезда». Водитель совместимого с технологией Sartre автомобиля может расслабиться во время дальнего путешествия. Для начала необходимо найти «локомотив». Им может выступить любое транспортное средство, водитель которого будет всю дистанцию предельно внимателен и сконцентрирован, ведь он потенциально отвечает за жизнь людей, находящихся в других машинах. В представлении Volvo таким «локомотивом» должен выступить дальнобойщик. Его грузовик, оборудованный поддерживающим Sartre модулем, посылает сигналы остальным участникам движения, которые могут присоединиться к нему в случае совпадения междугороднего маршрута. Получается, всем составом управляет единственный человек, а вагоны-автомобили лишь следуют за ним в полностью автономном режиме, опираясь на сигналы от датчиков и камер.
На данный момент успешно испытана система Sartre с тремя ведомыми автомобилями. В соответствии с технической спецификацией такая колонна может двигаться со скоростью до 88 км/ч. Дистанция между участниками турне должна составлять 6 метров, за ее соблюдением будет следить автоматика. Водителю остается лишь найти подходящего попутчика и пристроиться к веренице.
Подопытными кроликами стали седан Volvo S60, универсал V70 и кроссовер XC60. Тесты на испытательных полигонах не прекращаются. Теперь шведские специалисты планируют увеличить количество элементов ведомой цепи и повысить скорость. Ожидается, что уже в текущем году Volvo успешно создаст автономный состав из шести «вагонов». Но о точных сроках внедрения Sartre в серийные модели речи вновь не идет.
С каждым годом системы охраны автомобиля становятся все изощреннее. Но как бы сложны ни были защитные комплексы, проворные угонщики не отстают: количество автомобильных краж год от года не уменьшается. Не спасают даже приборы, ориентированные на распознание личности владельца. К примеру, некоторые модели не первый год оснащаются дактилоскопическими датчиками. Подделать отпечатки пальцев или подменить сигнал к центральному модулю системы — минутное дело. Японский Институт промышленных технологий в защите частной собственности продвинулся еще дальше, теперь автомобиль сможет определять не менее индивидуальную черту человеческой личности — рельеф «пятой точки».
Предлагаемый сотрудниками Института промышленных технологий Токио способ идентификации хозяина автомобиля прост и логичен. Одним из его основных преимуществ является ненавязчивость: водителю требуется лишь сесть за руль, чтобы система автоматически активировалась и попыталась хитрым способом узнать человека. Для точной идентификации в сиденье встроено 360 сенсоров. Каждый из них замеряет оказываемое на него давление, после чего отправляет полученную информацию на обработку центральным модулем. Подобрать «ключ» очень сложно: новая технология учитывает не только максимальное давление (вес) и общую площадь (размер), она анализирует трехмерную карту склонной к поиску приключений части водителя.
Сейчас новая технология защиты автомобиля от угона проходит фазу активных испытаний. Согласно предварительным тестам точность системы составляет 98%. А ведь разработка была начата лишь в прошлом году! Но наряду с очевидными преимуществами новинка влечет и новую головную боль для владельца: прежде чем съесть очередную сладкую булочку на ночь, необходимо будет трижды подумать: автомобиль-то завтра может его и не узнать.
Японский деловой ежедневник The Nikkei сообщает о поисках стратегического партнера для развития новой технологии. Институт промышленных технологий самостоятельно сможет лишь завершить первый этап разработки, адаптацией и внедрением должен заняться крупный автомобильный концерн. По предварительным оценкам, серийные модели станут безопаснее через 2-3 года.
От защищенности автомобиля перейдем к его экономичности. Показатели топливной эффективности за последние полвека значительно выросли, но на практике картина не столь оптимистична. Разобраться в ситуации решили специалисты Массачусетского технологического института (Massachussetts Institute of Technology — MIT). Почему мы сжигаем больше, чем должны? Ответ на этот вопрос лежит не в области технических характеристик.
Согласно официальным данным производителей автомобилей, в США с 1980 по 2006 год экономичность ДВС выросла на 60%. За тот же период времени габариты транспортных средств увеличились на 26%, а мощность — разом на 107 лошадиных сил. В результате средний американский автомобиль стал больше и быстрее, но при этом потребление топлива снизилось лишь на 15%. По данным Массачусетского технологического института, почти все новые технологии пошли на увеличение эффективности в ДВС при расчете на килограмм веса модели. С этим и связано расхождение ожиданий и фактического результата. Свою точку зрения высказал экономист MIT Кристофер Книттель: «У производителей автомобилей не было стимула снижать общее потребление топлива». В качестве аргументов Книттель приводит экономические факты и законы бизнеса: при низких ценах на топливо автомобилисты хотят видеть в своем гараже большие и быстрые автомобили, производители в свою очередь лишь удовлетворяют спрос потребителей. С 1980 по 2004 год цена на нефть снизилась примерно на 30%. К сожалению, Кристофер Книттель никак не комментирует текущих цен на энергоносители, которые успели значительно возрасти после 2004 года. С другой стороны, последние тенденции автомобильного рынка США демонстрируют все большую любовь местного населения к 4-цилиндровым двигателям. Также хорошо известна инициатива президента США Барака Обамы по введению нового плана повышения экономичности транспортных средств: к 2025 году каждый новый автомобиль должен потреблять не более 4,3 литра горючего на 100 км.
По данным Кристофера Книттеля, в 1980 году класс легких грузовиков, к которым в США относят в основном пикапы и внедорожники всех мастей, занимал 20% автомобильного рынка. В 2004-м их доля возросла до 51%. По мнению ученого, именно в этом кроется причина почти незаметного увеличения эффективности.
Американская компания Texas Instruments, один из мировых лидеров по разработке и производству микрочипов, представила новый процессор для автомобильных мультимедийных центров и беспроводных систем. Новинка получит начинку, сочетающую мобильную однокристальную систему OMAP и мультимедийный процессор Jacinto C6000. Это означает, что у такой установки не возникнет проблем при воспроизведении видеороликов в разрешении Full HD (1080p). Выделенный графический чип (к сожалению, его точная маркировка не сообщается) обещает справиться с рендерингом любой трехмерной сцены, которой можно нагрузить автомобильную систему. Набор логики поддерживает HTML5, что в перспективе окажется полезным при подключении к глобальной сети. Система Jacinto C6000 предусматривает наличие цифрового сигнального процессора (digital signal processor, DSP), который позволит производителям автомобилей легко интегрировать различные аудиосервисы, включая системы распознавания речи, и радиоприемник.
Устройства на основе новой системы Texas Instruments получат поддержку протоколов беспроводной связи благодаря WiLink 7.0 (WL128x-Q) и BlueLink 7.0 (BL6450-Q). Согласно заявлениям американского разработчика, это первый в мире одиночный чип, который совмещает сети Wi-Fi, Bluetooth, GPS и FM. Иными словами, в автомобиле, оборудованном новым чипом Texas Instruments, можно будет создать беспроводную точку доступа (Wi-Fi) и без лишних манипуляций подключить мобильное устройство по Bluetooth.
Специалисты General Motors заняты более отдаленными перспективами автомобильных мультимедиаразвлечений. Сегодня все системы массовых автомобилей управляются водителем или передним пассажиром. Лишь в самых дорогих автомобилях обитателям заднего дивана дозволено вмешиваться в настройки аудиосистемы. А самые-самые дорогие оснащены дисплеями в подголовниках передних сидений. Очередным концептом светлого мультимедийного будущего попытались удивить сотрудники отдела Research and Development концерна General Motors. Но вызвать восторг публики они вряд ли смогут: идея вторична, а целесообразность ее внедрения вызывает вопросы.
Концепт разработан совместно с израильской Академией искусств «Бецалель», точнее с ее подразделением FUTURE LAB. По мнению сотрудников FUTURE LAB, нас ждет увлекательное будущее. В стекла автомобиля можно будет встроить прозрачные сенсорные дисплеи, упор будет сделан на комфорт пассажиров заднего ряда. Проект соответствует своему имени — «Окно возможностей» (Windows of Opportunity): на экран можно вывести любое изображение или анимацию, возможности ограничены лишь фантазией разработчика и пользователя. Особо отмечена интерактивность. Дети смогут рисовать пальцами, что является их излюбленным занятием. Дополнительно к этому маленькие пассажиры получат виртуального друга. Во время долгой поездки он будет лететь рядом, его можно заставить «бежать» по полям, огибать реальные препятствия или взаимодействовать с вымышленным окружением.
Более универсальная возможность — полная замена проносящегося за бортом пейзажа. Из заложенной разработчиком базы данных предлагается выбрать статичную картинку по своему вкусу. Но самая соблазнительная перспектива — наслаждение видами сменяющих друг друга кварталов Сан-Паулу вместо разоренных пригородов Урюпинска. Не исключается и социальное взаимодействие. Пассажир заднего дивана может вывести название находящегося в плей-листе трека и предложить соседям по потоку запустить его в собственном автомобиле. Также водителям попутных транспортных средств можно адресовать любые текстовые сообщения.
Никаких комментариев насчет серийных перспектив «Окна возможностей» представители General Motors не дают. Сегодня не существует ни подходящих технологий, ни запросов рынка. Гораздо проще взять салонное зеркало заднего вида, встроить в него небольшой дисплей и установить мобильные комплектующие с операционной системой Google Android. В настоящий момент это вполне доступная и недорогая альтернатива штатным автомобильным системам. Первые функционирующие прототипы были продемонстрированы в начале года, но появление новых устройств в массовой продаже следует ожидать только в 2013 году.
Одной из небольших компаний, которые уже показали ранние прототипы зеркал с Android на борту, стала Rydeen. При первом взгляде на это устройство не покидает ощущение, что перед нами самое обычное зеркало, привычное для каждого владельца легкового автомобиля. Лишь пристально всмотревшись, водитель может заметить стандартный интерфейс Android. Тут же всплывает и первый недостаток устройства: экран со стандартным соотношением сторон занимает весьма незначительную часть общей площади зеркала. Производитель использовал Android версии 2.3.4, хотя сегодня доступны и более актуальные сборки, не говоря про 4.0 Ice Сream Sandwich.
В целом основная часть оболочки стандартна для популярной мобильной операционной системы, но разработчики предусмотрели дополнительное главное меню. При его активации на дисплее появляется шесть иконок матрицей 3x2, что позволит увеличить размер каждого ярлыка. Именно удобство пользования таким «зеркальным» смартфоном станет камнем преткновения при выходе на рынок: для активации какой-либо функции придется надолго отвлекаться от дороги и погружаться в дебри сенсорного интерфейса. Из-за постоянных прикосновений поверхность быстро покрывается отпечатками пальцев. И тут мы подошли к очередной, уже третьей проблеме гаджета: засаленное зеркало затруднит обзор назад, а это уже напрямую касается безопасности движения.
К безусловным плюсам «андроидного» зеркала от Rydeen мы смело отнесем наличие аппаратных клавиш, обеспечивающих быстрый доступ к основным функциям, которые могут понадобиться за рулем. Одна из кнопок отвечает за вызов программы для спутниковой навигации. Трудно представить, как без голосовых подсказок можно будет ориентироваться по такому крошечному дисплею. Тем не менее возможность установки такого зеркала весьма заманчива. Его можно поставить в любой автомобиль, ведь предварительной подготовки не требуется, к тому же при существенном снижении стоимости на комплектующие для основанных на Android аппаратов появление такого устройства в продаже можно ожидать по низкой цене. Окончательно взвесить все «за» и «против» покупателю придется лично.
Компания Nissan уже 7 лет ведет работы по созданию для автомобилей краски и лака, которые нельзя поцарапать. Вернее, повредить поверхность все-таки можно, но все изъяны в кратчайшие сроки должны пропасть сами. На розничном рынке любопытная технология появилась 4 года назад. Особенно хорошо удалась рекламная кампания второго поколения кроссовера Infiniti FX. Запатентованную технологию японцы перенесли в мир мобильных гаджетов. Вскоре появится первый в мире чехол для Apple iPhone с регенерирующейся покраской.
Стойкий к царапинам чехол отлично подойдет тем, кто любит дважды подстраховаться. Он сделан из АБС-пластика, в основе которого лежит специальная ударопрочная смола. По мнению маркетологов Nissan, глянцевое покрытие чехла более ухватистое. Теперь оно еще выгодно отличается практичностью: неглубокие царапины через некоторое время исчезнут сами по себе. Данную технологию неплохо было бы взять на вооружение компаниям, которые производят мобильные устройства с корпусами из крашеного пластика. Однажды технология Gorilla Glass избавила эстетов от необходимости покрывать экран гаджетов мерзкими защитными пленками, в перспективе устройства будут полностью защищены. Никто не отменит лишь морального и технического устаревания.
На данный момент равнодушный к царапинам корпус для Apple iPhone проходит испытания. Он обещает появиться в продаже позже в текущем году.
Мы привыкли, что гибридные автомобили эффективно сжигают топливо, но при этом медленно ездят. Стереотип сильно пошатнул дорогой «седанохэтчбек» Porsche Panamera S Hybrid. Трехлитровый бензиновый двигатель с турбонаддувом развивает 333 лошадиных силы, но и это не предел. Поддержку V6 оказывает электромотор, чьи 47 лошадиных сил хоть и не сравнятся с армадой ДВС, но свой вклад в итоговую динамику все же вносят. В сумме такой тандем имеет мощность 380 лошадиных сил, общий крутящий момент –- 580 Н*м. В итоге всего 6 секунд с 0 до 100 км/ч и максимальные 270 км/ч. Слабовольный гибридный характер чужд Porsche Panamera S Hybrid, хотя в экономичном режиме большой автомобиль потребляет лишь 7,1 литра горючего на 100 км. Думаете, что это самый быстрый в мире автомобиль со сдвоенным силовым агрегатом? Вызов породистому немцу готов бросить люксовый японец. Компания Infiniti обещает, что новый седан M Hybrid не оставит Porsche Panamera S Hybrid ни единого шанса.
В новом рекламном ролике Infiniti M Hybrid представлен в качестве самого быстрого в мире гибридного автомобиля. Соответствующая отметка появилась даже в Книге рекордов Гиннесса. На данный момент Infiniti не дает точных данных разгона своего гибридного флагмана с места до 100 км/ч, упоминая лишь, что на это уходит менее 6 секунд. К слову, Infiniti M Hybrid, по официальным данным, еще и несколько экономичнее Porsche Panamera S Hybrid. На данный момент в России седан официально не представлен. В США ценник стартует с отметки $53 700. Для сравнения: Panamera S Hybrid стоит там минимум $95 000, а у нас — более 5 миллионов рублей. Кто сказал, что гибриды скучны?
Спустимся с небес на землю и продолжим рассматривать крошечные и медленные гибридные автомобили и электрокары. Компактность положительно сказывается сразу на двух аспектах владения транспортным средством. Во-первых, небольшой автомобиль легче парковать. Во-вторых, он наверняка будет меньше весить, а следовательно, обойдется меньшим количеством топлива. Все плюсы крошечных электрокаров оценили инженеры компании Hiriko Driving Mobility, которые сделали не только очень маленький, но и складной концепт.
Планы у Hiriko Driving Mobility самые серьезные. Разработчики уже продемонстрировали свое творение коллегии специалистов во главе с председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу. В случае положительной реакции концепт Hiriko Citycar рискует переродиться в серийный электрокар уже в середине 2013 года.
Идею создания складываемого автомобиля нельзя назвать новой. В свое время подобную концепцию предложили сотрудники Массачусетского технологического института, позже одна за другой стали появляться многочисленные авторские версии с аналогичным строением кузова, и все как одна были немыслимо далеки от реальности. Чем же хорош Hiriko Citycar?
Своим механизмом складывания Hiriko Citycar напоминает детскую коляску, которую можно сложить на время перевозки или хранения. Автомобиль состоит из двух отдельных частей, при этом во время трансформации задняя ось подъезжает под автомобиль. Основной кузов при этом принимает вертикальное положение. Механизм кажется очень сложным, тем не менее, никаких точных разъяснений инженеры Hiriko Driving Mobility пока не дают. Поскольку Hiriko Citycar очень компактен даже в разложенном состоянии, его салон рассчитан всего на двух человек. Без остановки на подзарядку электромобиль может проехать до 120 км. Изначально он проектировался в качестве городского индивидуального транспорта, поэтому вряд ли максимальная скорость превысит 120 км/ч.
Во время презентации один из участников шоу метко заметил: «Европейские идеи обычно развиваются в США. На этот раз американская идея воплощена в Европе». В Старом Свете основным источником дохода для создателей Hiriko Citycar станет краткосрочная аренда. Электрокар можно будет взять на пару часов в ближайшем пункте, как, например, велосипед. По схожему алгоритму уже работает запущенная в конце прошлого года французская сеть Autolib. Сверхомпактный Hiriko Citycar можно будет купить и для личного пользования. В этом случае его ожидаемая цена составит $16 000.
Наряду с электрическими автомобилями интерес публики вызывают электрические мотоциклы. Энтузиаст Крис Белл в прошлом году создал свой дебютный байк — Brutus. Сегодня уже доступна первая информация о его преемнике. В новой версии Крис Белл окончательно отказался от свинцово-кислотных аккумуляторов в пользу более эффективных и легких литий-ионных. Само же ядро технической задумки осталось прежним: это мотоцикл с электромотором и 5-ступенчатой трансмиссией.
Хотя внешний вид Brutus 2.0 претерпел существенные изменения, электробайк по сей день пропитан элегантной неотесанностью. На темном фоне внутренних компонентов отчетливо выделяется медный цвет рамы мотоцикла. Если не разглядывать каждый элемент конструкции, то новинку вполне можно принять за обычный бензиновый байк, хотя найти укромное место для ДВС здесь проблематично. Наибольшее внимание привлекает правый борт транспортного средства, где расположен некий резервуар с жидкостью. Как поясняет Крис Белл, водяное охлаждение необходимо для нормального функционирования некоторых горячих элементов электрической цепи, в том числе специального контроллера Zilla. По всей видимости, Крис специально вынес резервуар наружу, чтобы привлечь как можно больше внимания. Но в этом случае жизненно важный компонент системы ничем не защищен от внешнего воздействия, например от попадания камня или иного твердого предмета.
Электробайк весит 227 кг. Мощности установленного электромотора достаточно, чтобы ускорять мотоцикл с 0 до 100 км/ч примерно за 4,7 секунды, хотя это и не финальный результат. О точной максимальной скорости Крис Белл вообще не склонен говорить. По его словам, Brutus 2.0 без труда разгонится до 160 км/ч, но он еще полноценно не испытывал свое детище. Остается загадкой и максимальный пробег на одной зарядке.
Сегодня Крис Белл всерьез задумался не только над созданием электробайка для себя, но и над коммерческим будущим проекта. До конца года американец планирует закончить технические испытания и подготовить серийную версию Brutus 2.0, которую смог бы продавать по всей Северной Америке.
Раз речь зашла о компактных электрических транспортных средствах, то нельзя не упомянуть о новой разработке под названием Personal Rover. Если вы давно искали легкий индивидуальный скутер с большим количеством колес, да еще и по невысокой цене, то это именно ваш вариант.
Инновационный Personal Rover весьма далек от скутера в его классическом представлении. Здесь не найти сиденья, а колес четыре, и все очень мелкие. Транспортное средство весьма похоже на «лыжный» тренажер Nordic Track Ski. В Personal Rover можно обнаружить две палки и отдельные платформы для двух ног. По сути новинка близка к двухколесному Segway, хотя принцип действия двух транспортных средств совершенно разный. Personal Rover представляет собой низкую платформу, к которой подключены четыре колеса. Чтобы привести их в действие, достаточно нажать на кнопку электрического газа. Для маневрирования предназначены две вертикальные «лыжные» палки: в какую сторону они будут наклонены, туда и поедет Personal Rover. Чтобы затормозить, необходимо нажать соответствующие клавиши на рукоятках палок.
В Personal Rover встроен электромотор мощностью 800 Вт — не так уж много, но достаточно, чтобы перемещать 41-килограммовый скутер вместе с наездником. Питание поступает от свинцово-кислотного аккумулятора (напряжение — 36 В). Максимальная скорость уникального транспортного средства достигает 24 км/ч. Предельная дальность поездки — 20 км.
По словам разработчиков, Personal Rover может ездить практически по любой поверхности. Необходимо опасаться только песка и камней, которые могут отрицательно сказаться на ускорении. Ручки Personal Rover сделаны из телескопических трубок, поэтому их легко сложить, благодаря чему транспортное средство можно хранить в любом чулане или даже под кроватью.
Вместе с доставкой по США Personal Rover стоит $848. Учитывая неплохие способности электрического скутера, это выгодное предложение. Даже если вам не понравится кататься на этом весьма необычном виде транспорта, вы запросто привлечете внимание прохожих: ролики с вашим участием уже на следующий день появятся в социальных сетях и Youtube.
Компания Michelin объявила конкурс на лучший городской автомобиль 2046 года. В рамках данного конкурса свое видение машины будущего показали миру дизайнеры Tata Technologies. Эта компания, наравне с автомобильным подразделением Tata Motors, входит в индийскую конгломерацию Tata Group. Несмотря на скромные размеры, концепт eMO гипотетически может брать на борт до 4 взрослых людей, разгоняться до 100 км/ч и без дополнительной зарядки проезжать 160 км.
Чем-либо примечательным дизайн концепта eMO от Tata Technologies не выделяется. Выполненный в футуристичном стиле электромобиль можно принять за разработку любой азиатской автомобильной компании. Самое интересное — внутри. По словам представителей Tata Technologies, при создании технического наполнения eMO было задействовано 15 патентов, большая часть которых разработана специально для данного электромобиля. Силовая установка оснащена водяным охлаждением. Двойной электромотор подключен к колесам передней оси. Батарея имеет емкость 18,4 кВт*ч.
Проект eMO является премьерным для Tata Technologies в области электрических автомобилей. Расчетная стоимость электрокара составляет $20 000. Никаких намеков на планы по серийному производству модели, близкой к концепту eMO, от руководства компании не поступало.