⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Fujifilm X-PRO1 | |
---|---|
Сенсор изображения | 23,6x15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS с цветовым фильтром, созданным на основе случайного расположения мелких зерен фотопленки |
Эффективное количество точек, Мп | 16,3 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF ver. 2.3, DCF), RAW, RAW+JPEG Видео: H.264 (MOV) со стерео (2.0) звуком |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: L: (3:2) 4896x3264 / (16:9) 4896x2760 / (1:1) 3264x3264 M: (3:2) 3456x2304 / (16:9) 3456x1944 / (1:1) 2304x2304 S: (3:2) 2496x1664 / (16:9) 2496x1408 / (1:1) 1664x1664 Режим панорамы: L: вертикальная: 7680x1440 M: вертикальная: 5120x1440 Видеокадр: 1920x1080 (24 кадра/с), 1280x720 (24 кадра/с) |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600 |
Количество точек автофокуса | 49 |
Выдержка, с | 1/4000-30 |
Экспозамер | TTL 256-зонный мульти/точечный/средний |
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 EV |
Баланс белого | Авто, ручная настройка, солнечный день, тень/облака, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, подводная съемка |
Встроенная вспышка | Отсутствует |
Автоспуск | С задержкой 2/10 с |
Устройство хранения информации | SD, SDHC, SDXC |
ЖК-дисплей | 3,0″, разрешением 1 230 000 точек |
Интерфейс | USB 2.0, AV-выход, HDMI |
Питание | Собственный перезаряжаемый аккумулятор, рассчитанный на 300 фотографий |
Габариты, мм | 140х82х43 |
Масса, г | 450 (включая аккумулятор и карту памяти) |
К дизайну X-Pro1 в Fujifilm подошли основательно: аппарат действительно выглядит отлично. И как это принято у многих японцев, стилизован под ретро-камеры. Компактный стильный и строгий корпус приятно ложится в руку. Правда, человеку, привыкшему к гораздо более громоздким зеркальным камерам, миниатюрный и легкий (масса камеры без объектива составляет 450 грамм) X-Pro1 первые несколько минут держать в руках может быть несколько непривычно.
Лицевая и задняя части корпуса X-Pro1 изготовлены из высококачественного пластика, текстура которого напоминает кожу, — типичные ретро-замашки. Да и вообще, если бы не современный байонет и не электронный видоискатель на задней панели – от какой-нибудь камеры семидесятых X-Pro1 было бы не отличить.
Верхняя и нижняя стенки корпуса камеры сделаны из алюминиевого сплава. Диск выбора значений выдержки и диск компенсации экспозиции также изготовлены из металла с рифленой поверхностью – чтобы удобнее было их поворачивать. Для предотвращения случайного изменения настроек механизмы замков этих дисков утоплены в корпус камеры. Рядом с дисками установлен рычажок включения/выключения фотоаппарата, а также функциональная клавиша Fn, отвечающая по умолчанию за светочувствительность ISO.
На задней части корпуса размещены привычные кнопки просмотра, приближения, уменьшения, удаления и пролистывания фотографий, а также «горячая» клавиша настройки режима макро. Здесь же расположены кнопка Q (quick menu – отдельного меню для быстрой настройки) и клавиша переключения режима визирования между видоискателем и ЖК-дисплеем. Благодаря малому весу камеры и удачному расположению кнопок и дисков можно фотографировать одной рукой. Например, большим и указательным пальцами вполне удобно менять на диске значений выдержки, а средним – регулировать диафрагму на объективе. Последнее стоит отметить отдельно: в какой-то мере возможность регулировки диафрагмы именно таким образом была заново открыта Fujifilm — большинство производителей камер забыли об этом с появлением цифровой фотографии.
Камера X-Pro1, помимо ЖК-дисплея, оснащена двумя видоискателями: оптическим и электронным. Первый представляет собой обычный «глазок», второй же передает проецируемое изображение с ЖК-дисплея. Переключение между ними осуществляется нажатием кнопки View Mode, расположенной в середине на задней панели фотоаппарата, что вполне удобно. Однако если выбран электронный тип видоискателя, то все настройки (меню Q, выбор значений ISO и так далее) отображаются в «глазке», а не на ЖК-дисплее, что очень непривычно. При использовании объективов FUJINON серии XF с камерой X-Pro1 увеличение видоискателя и размер яркой белой рамки автоматически синхронизируются с фокусным расстоянием объектива (0,37х для 18-мм объектива и 0,6х для объективов 35 и 60 мм). В Fujifilm такой видоискатель назвали Hybrid Multi Viewfinder. Впервые он был использован в камере X100. Решение интересное, но в оптическом режиме удобное лишь для двух объективов: 18 и 35 мм — при их использовании обеспечивается 100%-е покрытие кадра. При съемке с 60-мм объективом приходится ориентироваться по белой рамке, ограничивающей кадр, как в Leica M8.
Оригинальная разработка Fujifilm, созданная специально для беззеркальных камер, – байонет X-Mount. Главная его особенность состоит в том, что рабочий отрезок (расстояние между задней линзой объектива и поверхностью матрицы) очень короткий – всего лишь 17,7 мм (до этого рекорд принадлежал Sony – 18 мм). Разработчик уверяет, что это повышает скорость срабатывания затвора и обеспечивает высокое разрешение даже по краям изображения. Чтобы очистить матрицу от попавшей на нее пыли (например, во время смены объектива), используется установленное в байонете пьезоэлектрическое устройство, вибрирующее с частотой 80 000 колебаний в секунду (Гц).
На сегодняшний день для камеры X-Pro1 существует три объектива. И все три — с фиксированным фокусным расстоянием. Простые любители, купившие камеру, скажем, для поездки за границу, могут такое решение не оценить. Тем не менее все три «стекла» в паре с X-Pro1 создают действительно интересную, насыщенную и яркую картинку. В качестве широкоугольного предлагается объектив с фокусным расстоянием 18 мм (27 мм в пересчете на эквивалент 35-мм пленки) и минимальной диафрагмой 2,0 (FUJINON XF 18mm F 2 R). Стандартная проблема всех широкоугольных объективов — геометрические искажения. Чтобы свести их к минимуму, в данном объективе были использованы две асферические линзы.
«Штатником» для этой камеры является объектив с фокусным расстоянием 35 мм (53 мм в пересчете на 35-мм эквивалент) и минимальным значением диафрагмы 1,4 (FUJINON XF 35mm F 1.4 R). Перспектива изображения, получаемого данным объективом, полностью соответствует естественному зрительному восприятию человека (именно поэтому «полтинники» и используются в качестве штатной оптики).
Телеобъективов для X-Pro1 пока нет, самый длиннофокусный из ныне существующих — 60-миллиметровый объектив с минимальным значением диафрагмы 2,4 и возможностью съемки макро (FUJINON XF 60mm F 2.4 R Macro). В конструкции данного объектива использована одна асферическая линза и одна линза со сверхнизкой дисперсией — последняя нужна, чтобы картинка оставалась максимально детализированной по всему полю кадра. Минимальное расстояние фокусировки составляет примерно 27 см — макро должно получиться отменным!
Все объективы достаточно легкие, на общий вес камеры они почти не повлияют. Правда, эти же слова верны практически для любых короткофокусных «фиксов». Но будут и зум-объективы. Представители Fujifilm обещают выпустить в этом году для X-Pro1 стандартный зум с фокусным отрезком от 18 мм до 72 мм, а в следующем — телезум 70-200 мм и широкоугольный зум 12-24. Все объективы будут иметь постоянное значение диафрагмы ƒ/4 на всем диапазоне перекрываемых фокусных расстояний. Будет также и несколько новых объективов с фиксированным фокусным расстоянием — такого парка оптики хватит практически для любых целей.
Пока что для Fujifilm X-Pro1 представлено не так много дополнительных аксессуаров. В продаже ближе к началу марта (а именно тогда на российский рынок поступит сама камера) можно будет найти защитные светофильтры для объективов FUJINON, достаточно слабую, на мой взгляд, внешнюю вспышку (без поворотной головки и с маленьким ведущим числом — 18), ручной держатель, который крепится в гнездо для штатива (интересная вещь для тех, у кого длинные пальцы) и кожаный чехол. В него помещается фотоаппарат с 18- или 35-мм объективом. Если установить на камеру XF 60 мм, то она в данный чехол уже не поместится. Хочется верить, что со временем аксессуаров для X-Pro1 будет больше. Кстати, выпущенные ранее вспышки Fujifilm сюда тоже подходят, а среди них есть и, например, Fujifilm EF-42 с регулируемым углом наклона.
⇡#Пользовательские впечатления
Как уже было отмечено, X-Pro1 отлично ложится в руку. Если в Вашей ладони камера норовит выскочить из рук (из-за длинных пальцев такое может произойти), то можно в гнездо для штатива прикрепить дополнительную рукоятку, которую следовало бы продавать вместе с фотоаппаратом, а не отдельно. Из-за сравнительно маленького веса камеры и удобного расположения кнопок и дисков контролировать процесс съемки на коротких выдержках можно одной рукой. К сожалению, проверить, действительно ли X-Pro1 способна отснять заявленные производителем 1000 кадров при изначальной полной батарее, не получилось — банально не хватило времени. Что ж, расскажем об этом в полном обзоре, когда сможем познакомиться с камерой детальнее.
Все представленные в статье снимки сделаны в режиме приоритета диафрагмы (выдержка выставлялась автоматически) и загружены без какой-либо обработки (в полном разрешении их можно посмотреть, кликнув по миниатюрам). Экспозамер у камеры точный, полученные снимки не требуют высветления или, наоборот, затемнения в программах-редакторах. А вот автофокус мог бы быть исполнен чуть качественнее. Вне зависимости от условий съемки, при половинном спуске затвора камера на мгновение «подвисает». Причем в хорошем освещении это действительно миг, а при плохом X-Pro1 может прицеливаться и несколько секунд. Зато из-за 49 точек автофокусировки камера почти не промахивается. Тут, правда, стоит упомянуть, что в руки нам попал образец, для продажи не предназначенный, в первую очередь из-за сыроватой прошивки. Вероятнее всего, с выходом новой прошивки проблемы с автофокусом будут решены.
Разработчики X-Pro1 уделили особое внимание проблеме устранения муара — эффекта искажения однородных текстур (например, сетки жалюзи). Сделано это было за счет применения специальных фильтров собственной разработки Fujifilm, отличающихся от используемого большинством производителей фильтра Байера тем, что в них значительно больше шаг повторяющейся структуры из пикселей. При просмотре расположенного выше кадра на встроенном ЖК-дисплее мы были сильно удивлены, поскольку текстура сетки «поплыла», причем очень сильно — муар был виден невооруженным глазом. Однако при увеличении кадра до 100% все искажения исчезли — в появлении муара был виноват сам дисплей, на фото же его не обнаружилось. Обратите внимание, что при съемке на среднем значении ISO 800 шумов на изображении почти нет.
X-Pro1 в паре со светосильным 35-мм «штатником» позволяет делать интересные портреты даже в условиях, далеких от студийных. Черты лица на снимках получаются четкими и детальными. Размытие фона приятное, мягкое. Баланс белого не нуждается в корректировке (он был выставлен автоматически).
В камере предусмотрено множество режимов имитации цветной негативной плёнки Studio Ready для создания более естественных и интересных портретов. Наиболее примечательными из них являются два новых режима: Pro Neg.Std, создающий мягкую градацию цветов и великолепно передающий тона кожи, и Pro Neg.Hi, увеличивающий контраст и делающий цвета более насыщенными. Кадр, представленный выше, сделан в режиме Pro Neg.Hi. Сами специалисты Fujifilm подчеркивают, что Pro Neg.Std хорошо подходит для портретной фотографии, а Pro Neg.Hi — для так называемой фэшн-съемки, когда важно максимально подробно передать все оттенки цветов.
Пожалуй, главный недостаток X-Pro1 — отсутствие стабилизатора изображения как в самом фотоаппарате, так и в трех представленных для него объективах. При съемке в помещении приходится поднимать значение светочувствительности.
Компания Fujifilm создала фотоаппарат, заслуживающий внимания как профессионалов, так и любителей. Первые могут использовать ее как альтернативу громоздкой и не всегда удобной «зеркалке», а вторым она сгодится для повседневной съемки. Даже в полностью автоматическом режиме фотоаппарат делает яркие, живые и интересные снимки. Однако, согласитесь, использовать X-Pro1 в режиме Auto — это все равно что купить «Мерседес» и ездить на метро.
Камера очень многофункциональная, она позволит создавать интересные и необычные работы в разных жанрах, особенно когда расширится парк оптики. Заявленная розничная цена на X-Pro1 составляет 60 000 рублей (без объектива) и около 25 000 за каждое из трех «стекол». Многовато для «беззеркалки» — но снимки, которые делает X-Pro1, вполне соответствуют названной сумме.