Прошло всего три месяца после релиза Radeon HD 7970, а AMD уже выпустила полную линейку адаптеров Southern Islands: собственно HD 7950 и 7970 на чипе Tahiti — топовые модели, HD 7750/7770 (GPU Cape Verde) — карты среднего диапазона и, наконец, две относительно недорогие модели для энтузиастов — HD 7850 и 7870. Последней мы сегодня и займемся.
Графический процессор Pitcairn, установленный в Radeon HD 7850/7870, как и прочие представители серии Southern Islands, основан на новой архитектуре Graphics Core Next (GCN). Она существенно отличается от архитектуры VLIW5/VLIW4, которая использовалась во всех предыдущих GPU AMD/ATI, начиная с серии Radeon HD 2000. GCN обеспечивает чипам AMD большой прирост производительности и поддержку массы новых технологий: PCI-E 3.0, DirectX 11.1, новых версий интерфейсов DisplayPort и HDMI с повышенным разрешением, мощных функций энергосбережения и так далее. За подробным обзором GCN и ее особенностей отсылаем вас к статье про Radeon HD 7970. Все они есть и в картах HD 7850/7870, за исключением, пожалуй, полноценной поддержки вычислений с плавающей точкой двойной точности (FP64). Совместимость с этим форматом на уровне API есть, но операции выполняются на скорости 1/16 от FP32.
По количеству вычислительных блоков GPU Pitcairn находится где-то посередине между Tahiti и Cape Verde. Фактически в Pitcairn ровно в два раза больше «потоковых процессоров», текстурных блоков и ROP, чем в Cape Verde. Геометрический компонент вместе с «тесселятором» также удвоены. Шина памяти — 256-битная. А если сравнивать с Tahiti, то Pitcairn отличается числом «потоковых процессоров», текстурных блоков и шириной шины памяти, но нисколько не уступает по числу ROP и геометрической мощи.
В ядре Pitcairn 2,8 млрд транзисторов (в Tahiti — 4,31 млрд), производится он по техпроцессу 28 нм. А если транзисторов меньше, то частота больше: 1 ГГц. Видеопамять — 2 Гбайт, работает на эффективной частоте 4,8 ГГц. Максимальное энергопотребление Radeon HD 7870 ниже, чем у HD 6950 (175 и 200 Вт соответственно) и чуть выше, чем у GeForce GTX 560 Ti (170 Вт). Как и прочие карты 7000-й серии, HD 7870 умеет уходить в режим ZeroCore, когда мощность падает ниже 3 Вт, и полностью останавливается турбинка кулера.
В качестве основного соперника для HD 7870 AMD определила GeForce GTX 570. Среди моделей AMD предыдущего поколения конкуренцию составит HD 6970. Рекомендованная розничная цена HD 7870 — 350$. В российской разнице новинка пока не замечена, что и неудивительно: карты поступили в продажу только 19 марта.
По сравнению с Radeon HD 7950 и 7970 карта более компактная. Есть только один разъем CrossFireX, питание подается по двум шестиконтактным кабелям.
В отличие от референсных версий HD 7950, в которых используется кулер с вентилятором классического типа (дует перпендикулярно плате), на HD 7870 установлена такая же турбинка, как на HD 7970, только меньшего размера. Чипы памяти и транзисторы системы питания прижаты через теплопроводящие прокладки к алюминиевой раме, а процессор охлаждается отдельным радиатором с медным основанием (без испарительной камеры) и алюминиевыми ребрами. По субъективным впечатлениям, кулер работает достаточно тихо даже при высокой нагрузке. На полных оборотах турбина, конечно же, производит нестерпимый шум, но даже для разгона особой нужды в таком режиме нет.
По набору и расположению видеовыходов HD 7870 не отличается от старших моделей Southern Islands.
Массив видеопамяти набран микросхемами Hynix H5GQ2H24MFR-T2C с номинальной тактовой частотой 1250 (5000) МГц. В системе питания использован один пятифазный контроллер CHiL CHL8225G и два однофазных ANPEC APW7165C. Судя по всему, первый чип связан с графическим процессором, а остальные управляют питанием ядер микросхем памяти и буферов ввода-вывода.
Кристалл GPU несколько крупнее, чем у Cape Verde, но все еще довольно компактный.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Transcend 2,5 SSD 128 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Корпус | Cooler Master TestBench (открытый) |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | Press driver 8.95.5 |
ПО для карт NVIDIA | WHQL 295.73 |
Настройки драйвера AMD Catalyst — по умолчанию | |
---|---|
Antialiasing | Application Settings |
Anisotropic Filtering | Application Settings |
Tesselation | AMD Optimized |
Catalyst A.I. Texture Filter Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Wait for V-Sync | Disable, unless application Specifies |
AA Mode | Multisample |
Triple buffernig | Disable |
Настройки драйвера NVIDIA | |
CUDA-графические процессоры | Все |
Анизотропная фильтрация | Управление приложением |
Вертикальная синхронизация | Использовать настройку 3D-приложения |
Затенение фонового освещения | Выкл. |
Максимальное количество заранее подготовленных кадров | 3 |
Потоковая оптимизация | Авто |
Режим управления электропитанием | Адаптивный |
Сглаживание — гамма-коррекция | Выкл. |
Сглаживание — режим | Управление от приложения |
Тройная буферизация | Выкл. |
Ускорение нескольких дисплеев | Режим многодисплейной производительности |
Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация | Выкл. |
Фильтрация текстур — качество | Качество |
Фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД | Разрешить |
Фильтрация текстур — трилинейная оптимизация | Вкл. |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | ||
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool | DirectX 11 | Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Начало миссии Going Hunting. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS | DirectX 9 | Город Whiterun. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS | DirectX 9 | Миссия Return to Sender. Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
В качестве соперников Radeon HD 7870 в тестировании приняли участие следующие видеокарты:
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
Radeon HD 7870 разгоняется ничуть не хуже, чем HD 7950/7970 и HD 7770, которые так впечатлили нас ранее. Частоту GPU удалось поднять до 1200 МГц при напряжении питания 1,3 В и максимальных оборотах системы охлаждения. Видеопамять разогналась до 1450 (5800) МГц, причем наверняка можно выжать и больше: мы просто уперлись в ограничение Overdrive.
Несмотря на то, что у Radeon HD 7870 TDP существенно меньше, чем у HD 7950, процессор под нагрузкой нагревается сильнее. Разгон не прибавил температуры, но это лишь потому, что кулер работал на полной скорости. Оба главных конкурента, GeForce GTX 570 и GTX 580, гораздо горячее.
Энергопотребление системы с HD 7870 на 26 Вт меньше, чем в случае с HD 7950, но система с разогнанной картой уже потребляет больше. Разрыв между HD 7870 и GeForce GTX 570 огромен, не говоря уже о GTX 580 — последний вообще чрезвычайно прожорлив.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011
Unigine Heaven 2
Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead (DirectX 10)
Metro 2033 (DirectX 11)
DiRT 3 (DirectX 11)
Crysis 2 (DirectX 11)
Battlefield 3 (DirectX 11)
Batman: Arkham City (DirectX 11)
The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)
Если речь идет не о самых топовых видеокартах, то результаты вроде «модель А победила модель Б, ура!» как таковые не имеют практической ценности. Всегда есть более быстрые и более медленные варианты. Важно, какова цена адаптера при его производительности, как много он кушает электроэнергии, сильно ли греется. По первому пункту новинки обычно проигрывают решениям, которые продаются уже давно. Еще неизвестно, сколько Radeon HD 7870 будет стоить, когда появится в России, но если отталкиваться от рекомендованной цены — $350, то пока что карта дороговата. Примерный аналог HD 7870 по производительности, GeForce GTX 570, уже можно купить меньше чем за 9 тыс. рублей, а GeForce GTX 580, который в большинстве тестов все-таки быстрее, — меньше чем за 12 тыс. Radeon HD 6970 тоже стоит меньше «девятки», но в целом уступает и HD 7870, и GTX 570. Может, он станет хорошим соперником для Radeon HD 7850 — мы это скоро проверим.
Но что касается энергопотребления, то у HD 7870 в своем классе конкурентов пока нет и, судя по всему, в ближайшее время не будет. NVIDIA пока не выпустила даже флагманской модели с архитектурой Kepler (потерпите еще немножечко. — прим. ред.), а до выхода вариантов подешевле пройдет еще некоторое время. Напомним пиковую мощность компьютера на платформе Sandy Bridge-E с HD 7870 на борту во время игры в Crysis 2 — 353 Вт. А в случае с GeForce GTX 570 и GTX 580 — 418 и 469 Вт соответственно. Колоссальная разница. Недаром если набрать аббревиатуру GTX, переключившись на русскую раскладку, то получится «ПЕЧ». Карта HD 7870 легкая, компактная, мало греется и мало шумит, ну и отлично разгоняется. За это, по мнению автора статьи, можно и доплатить. Получай, видеокарта AMD, очередную медальку.