Пожалуй, не будем длинными словами рассказывать вам о предназначении каждой кнопки на корпусе устройства — это все как будто очевидно (на случай, если вам так не кажется — можете проконсультироваться у этой картинки). Также не будем сильно заострять внимание и на начинке: после того, как золотые руки из iFixit разобрали PS Vita едва ли не на молекулы, это было бы как-то даже неприлично.
Для особенно охочих до цифр читателей приведем таблицу технических характеристик. Про остальные моменты, касающиеся железа, вроде «дисплей прекрасен, процессор дико мощный и так далее» вы можете прочитать, в общем, где угодно — например, в нашем достаточно подробном первом взгляде на PS Vita, приуроченном к российскому (он же европейский) запуску консоли.
Характеристики Sony PlayStation Vita | |
---|---|
Процессор | Четырехъядерный ARM Cortex-A9 |
Видеоподсистема | PowerVR SGX543MP4+, 128 Мбайт |
ОЗУ | 512 Мбайт |
Экран | 5″ мультисенсорная OLED-матрица с разрешением 960х544 пикселя (Samsung) |
Камеры | Фронтальная и задняя VGA-камеры (640х480) |
Интерфейсные разъемы | 3,5-мм разъем для наушников Разъем Vita card (для игровых карт) Разъем Vita memory card Порт для подключения аксессуаров Порт питания/связи с компьютером (USB) |
Звук | Стереодинамики |
Связь | Wi-Fi IEEE 802.11b/g/n Bluetooth 2.1+EDR Модуль 3G (опционально) |
Батарея | 3-5 ч в режиме игры, 5 ч в режиме просмотра видео, 9 ч в режиме прослушивания музыки Время зарядки составляет 2 ч 40 мин |
Дополнительно | Трехосевой гироскоп, акселерометр и электронный компас, GPS (только в версии 3G/Wi-Fi) |
Следует упомянуть батарейку. Заявленные производителем цифры, похоже, в данном случае близки к истине. Вообще, время жизни Vita зависит от многого — беспроводных интерфейсов, камеры, конкретной нагрузки на процессор, так что проверить все досконально практически невозможно. Так или иначе, в реальных играх консоль работала порядка 3,5-4,5 часов. На передвижение по городу этого будет предостаточно. Но для авиаперелетов — уже маловато.
Еще пара слов про камеру. Как уже было сказано в «первом взгляде», это единственный компонент системы, который выглядит откровенно архаично. И это, в общем, довольно существенный момент, поскольку камера используется во многих играх. Вот вам пара примеров, их будет вполне достаточно, чтобы сделать совершенно определенные выводы.
Обязательную программу будем считать на этом выполненной и сконцентрируемся на более интересных вещах, которые за пару часов общения с девайсом не всегда успеваешь прочувствовать, а за месяц попыток приручить устройство и найти ему полезное применение как раз улавливаешь.
Перво-наперво касательно дизайна PS Vita. Вообще Sony умеет делать хорошие, годные девайсы. Но умеет и не делать — иногда с особым цинизмом. Причем это не всегда зависит от торжественности момента. Скажем, PlayStation 3 (по мнению автора, конечно) — это один большой, немеркнущий фейл японского промдизайна. А, скажем, Sony NEX — наоборот, чертовски душевное и справное устройство, которое и в руках держать приятно, и людям показать не стыдно. И, главное, пользоваться удобно. Хотя, казалось бы, PlayStation 3 для Sony — наше все, а фотоаппараты — такой довольно побочный бизнес, который не особенно и жалко.
Таки вот: PS Vita принадлежит именно к породе наиболее удачных образцов творчества зодчих Sony. Это очень красивый, чертовски фотогеничный, по-своему яркий девайс. Отличный подбор материалов — всё пластик, но такой совершенно не оскорбительный, приятный со всех сторон пластик, замечательная работа с формой и декоративными деталями. На PSP после знакомства с Vita и смотреть не хочется — как на старую тысячерублевую «Нокию» после, допустим, «Айфона».
Получилось немного слишком марко — но с этим в наше время приходится мириться практически повсеместно. В конце концов, главный предмет внимания юного дактилоскописта в каждом современном устройстве — это сенсорный экран. А он в любом случае после сколько-нибудь плотного использования выглядит, мягко говоря, некрасиво. Ничего с этим не поделаешь.
Что больше всего удивило: корпус PS Vita оказался весьма жизнестойким. После месяца с лишним в меру аккуратного использования (без откровенного членовредительства вроде падений на асфальт; но с частыми транспортировками в рюкзаке, вместе со всякой другой техникой и без чехла) достаточно немного поработать тряпочкой — и можно ставить устройство на витрину: никто не заметит, что оно уже б/у.
Разумеется, не обошлось без обычных для Sony проприетарных форматов. Собственно, «не обошлось» — это очень мягко сказано. Скажем прямо: в данном случае жажда слупить с пользователей (производителей, разработчиков — всех) денег при каждом удобном случае расцвела чрезвычайно буйным цветом. В устройстве есть два слота под два разных типа карточек флеш-памяти, ни один из которых не является стандартным.
Использование собственного форм-фактора PlayStation Vita card для карт, на которых распространяются игры, еще как-то объяснимо. Пираты, конечно, рано или поздно справятся и с этой маленькой трудностью. Но по крайней мере в создании дополнительных неудобств для электрических разбойников есть смысл.
Однако оправдать использование проприетарных карт «просто памяти» нельзя совершенно ничем. Ладно, есть у компании нелюбовь к конкурентам из Panasonic — нет вопросов, отсутствие Micro SD мы поймем и простим. Но что мешало применить собственные MemoryStick Micro? Зачем нужны эти PlayStation Vita memory card, несовместимые более ни с одним устройством в мире? Что интересно, по размерам MS Micro и PS Vita card одинаковы — 15х12,5 мм. Но совершенно не похожи ни по «малым формам» на корпусе карт, ни по контактам.
После этого, разумеется, не вызывает никакого удивления тот факт, что кабель для связи с компьютером и зарядки — тоже нестандартный. Никакого Micro USB, здесь вам не тут. Потеряли кабель — шлепайте в магазин и молитесь по дороге, чтобы фирменный шнурок был в наличии.
Впрочем, несмотря на некоторые неприятности, все-таки за железо японцев ругать особенно не хочется. Отработали на совесть, ставим твердые 5 с минусом. Минус таки за камеру. Очень надеемся, что в ближайшем обновлении устройства это дело пофиксят. Отдельным номером надеемся, что это «ближайшее обновление» не станет самостоятельной тонкой версией — которую, как известно, по феншую положено ждать два-три года.
Вообще, азиатские интерфейсы — это такая тема, которая заслуживает отдельной, очень длинной статьи, предполагающей долгие предварительные консультации с психологами, востоковедами, акробатами из Цирка Дю Солей и даже, возможно, самим далай-ламой. А уж когда речь идет о сенсорном управлении, с нормальной проработкой которого десятилетиями не справляется даже такая могучая компания, как Microsoft, от японцев можно было ожидать чего угодно.
Однако — сюрприз, сюрприз! — все обошлось. Интерфейс действительно удался, он удобный. В нем абсолютно нет гибкости, все действия строго и однозначно определены. Но по крайней мере все или почти все интуитивно понятно и работает. Без подтормаживаний, практически без зависания (зависла Vita всего разок за весь месяц — как буквально за минуту вылечить это состояние, несложно найти в Интернете).
По большому счету единственное, что действительно устроено неудобно, — это обмен файлами с внешним миром. Режим строжайшей секретности накладывает изрядные ограничения. При первой попытке загнать файлы на Vita пресловутый iTunes вспоминаешь с нежностью.
Мало того, что на компьютер надо поставить специально обученную софтину, все предназначение которой, собственно, и сводится к файлообмену (то есть, в отличие от iTunes, удобную библиотеку контента она вам не организует). Помимо этого в нашем случае Vita захотела скачать еще и немаленький пакет обновления прошивки. Ладно, если дело происходит дома — можно и потерпеть, не три гигабайта, в конце концов. А если в «поле»? А в роуминге что прикажете делать? Утереться и забыть?
В качестве компенсации за эти маленькие неудобства «Помощник по управлению данными» PS Vita наделили серьезной суперспособностью: он умеет рушить «Проводник» Windows. Причем на месте, которое внешнему наблюдателю покажется совершенно ровным.
Ну а самый-самый интересный момент всего этого делопроизводства состоит в том, что ведущим устройством в паре компьютер → Vita выступает вовсе не компьютер. Нет-нет, вам не дадут пользоваться мышью, клавиатурой, оконным интерфейсом и прочими благами цивилизации. Зачем? Ведь так удобно копировать файлы с помощью интерфейса 5-дюймовой приставки!
Карты памяти, напомним, нестандартные. Так что обойтись без услуг всего этого дивного программно-аппаратного бреда никак не получится. Всеядностью Vita не отличается и на то, какие файлы она захочет воспроизводить, а какие нет, имеет собственное мнение. Так что, по нашему традиционно скромному мнению, возможность связи с компьютером пригодится главным образом для скачивания с консоли скриншотов и фото — нет, фотографии вы с нее забирать точно не захотите. Вы же их видели.
К сожалению, использование PlayStation Vita в качестве замены планшета показало свою пусть и не полную, но все же весьма основательную несостоятельность. Одну из причин мы только что разобрали, но есть еще несколько.
Во-первых, у устройства далеко не самое удачное соотношение размеров дисплея и габаритов корпуса. Есть, скажем, в природе такое чудесное явление, как Samsung Galaxy Note. Даже обладателям небольших рук совершенно комфортно использовать его для набора на виртуальной клавиатуре при естественном хвате в альбомной ориентации. Большие пальцы легко достают до центра дисплея — и это несмотря на огромный 5,3-дюймовый дисплей.
В противовес смартфонам, даже самым крупным, планшеты такого удобства работы на весу обеспечить не могут. Но у них есть другое достоинство: виртуальная клавиатура на 7-10-дюймовом дисплее получается весьма просторной. Так что планшет можно положить на колени или на стол — или облокотить на какую-нибудь волшебную подставку/чехол. И печатать уже не только двумя большими пальцами, но и всеми, которыми вы умеете.
Так вот, с PlayStation Vita не проходит ни тот, ни другой вариант. Экран довольно тесный, 5 дюймов, даже меньше, чем в Galaxy Note. Так что о гипотетической десятипальцевой печати и речи быть не может. В то же время, при естественном хвате в альбомной ориентации — а портретной и не предусмотрено — между кончиками больших пальцев остается слепая зона примерно в треть дисплея. Приходится сдвигать руки и держать устройство не так, как удобно, а как пальцы дотягиваются.
Второй момент: весьма своеобразная многозадачность PS Vita. Пользуетесь приложением Facebook✴ и внезапно решили открыть браузер, чтобы посоветоваться с «Википедией»? «Следующее приложение будет закрыто: Facebook✴». Извините. По возвращении из браузера приложение придется запускать по новой.
Особенно этот механизм «радует» при подключении к бесплатным Wi-Fi-точкам, требующим дополнительной авторизации через браузер, — в кафе, аэропорту, гостинице. Цепочка в таком случае получается примерно следующая:
Третий аспект — непосредственно приложения. Скажем, несмотря на наличие целых двух камер, вам не предложат сфотографировать что-то и сразу выложить фотографию в Facebook✴. Собственно, и какую-нибудь другую фоточку вам не предложат выложить. Даже ссылку — и ту нельзя. Только текст, только хардкор! Кстати, удалить сообщение, если что, через это приложение тоже не удастся, ха-ха.
Ну и, разумеется, этот рассказ был бы не полным без упоминания беспрецедентно тормозного браузера. Это лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать описание, так что — внимание на экран.
Обещанный на презентации консоли Skype за месяц тестирования Vita так и не появился в PS Store. Если вспомнить, кому он сейчас принадлежит, — удивляться не приходится. Тянуть будут до последнего. А потом еще немного потянут.
В общем, возможность общения со Всемирной паутиной, как это ни прискорбно, следует расценивать как даже не второстепенную, а третьестепенную функцию PS Vita. Заменить смартфон/планшет устройство сможет только в том случае, если у смартфона/планшета внезапно села батарейка, а доступ в Сеть очень-очень нужен прямо сейчас.
На родном японском рынке PlayStation Vita продается уже без малого полгода. У разработчиков игр было время подготовиться к европейскому запуску и — самому ответственному — американскому. Так что игры есть, их довольно много, и большинство из них весьма качественные. Не чета однодолларовым поделкам для альтернативных мобильных платформ.
Лирическое отступление: сразу предупреждаем: скриншотов из игр, извините, не будет. Они совершенно не передают то, как выглядят игры в реальности на дисплее PS Vita. Смотреть на них — только портить впечатление.
Одним только старым добрым геймплеем современного покупателя не проймешь (хотя если по правде, то берет Vita именно им), поэтому японцы заготовили ряд экзотических заманух — сенсорные панели, датчики движения, дополненная реальность и все такое.
Скажем прямо: сенсорный экран для многих игр — действительно must have. Он здорово помогает во всяком игровом микроменеджменте: походить по меню, порыться в инвентаре и так далее. После знакомства с Vita понимаешь, насколько же мучительно (было) делать все то же самое с помощью одних только джойстиков. Причем понимаешь это, только глубоко поразмыслив, — разработчикам удается вписывать сенсорный интерфейс в игры так естественно, что о прошлой, исключительно кнопочной жизни даже и не вспоминаешь.
А вот все прочие необычные штучки — вроде чувствительной спинки, акселерометров, камер и микрофонов — остаются своеобразной вишенкой на вершине общего геймплейного торта. Их в Sony продвигают, но на удивление аккуратно и ненавязчиво. Не хотите делать всякие финты датчиком движения? Да не вопрос — можно обойтись и без него. Подумаешь, какая-то не слишком значительная сторона игры останется нераскрытой — но никаких критичных потерь.
Не нравится гладить пальцем заднюю сенсорную панель? Просто пропустите этот этап — и играйте дальше с удовольствием. То есть в основном пользоваться новшествами не заставляют. Хотя не пользоваться ими довольно глупо — зачастую они действительно разнообразят игру.
Минус во всем этом великолепии ровно один — и совершенно традиционный. Японцы, как это им нередко свойственно, с немалым трудом воспринимают новые веяния. По железу PlayStation Vita — одно из самых продвинутых мобильных устройств современности, образцовый XXI век в лучшем его проявлении.
Но по бизнес-модели Sony наполовину застряла в «лихих 90-х», в тех временах, когда «родные» картриджи стоили чуть ли не как вся игровая приставка вместе с телевизором. Компания явно продает сами консоли если не в убыток, то, как максимум, в ноль. Особенно на некоторых привилегированных рынках.
Там, кстати, в дополнение к и без того приятному ценнику существуют еще и хитрые схемы «трейд-ина». Сдай древнюю PSP и пачку игр для нее — получи PS Vita за 99 единиц местных (весьма свободно конвертируемых) денег. Смешная такая цена, учитывая явно немаленькую себестоимость устройства и тот факт, что сданное в «трейд-ин» барахло компания в любом случае отправит в топку крематория.
Отбивать затраты планируют по старинке — на играх. И это подводит нас к самому крупному недостатку устройства. «Полновкусные» игры стоят не просто дорого — чудовищно дорого. Они, конечно, качественные. Действительно качественные. Но далеко не такие, чтобы затягивать на месяцы. Экспериментально доказано: даже флагманский Uncharted: Golden Abyss в меру целеустремленный школьник может совершенно не напрягаясь пройти за один уикенд. С перерывами на прием пищи, сон и всякие прочие неприятные обязанности перед обществом.
Что он будет делать дальше? Сначала пройдется по не особенно многочисленным бесплатным играм и демоверсиям. Демки, кстати, в основном на удивление щедрые, каждая позволяет убить по несколько часов. Но спустя неделю, максимум две, дитятко неминуемо начнет дергать за рукав и кивать на вашу красивую золотистую кредитку.
Для спасения содержимого вышеупомянутой кредиточки (ну, относительного спасения) в Sony придумали два хитрых плана. Во-первых, совместимость с играми для PSP, цены на которые тоже находятся заметно выше отметки «приемлемо», но все же в разы ниже, чем на игры для собственно PS Vita.
Второй вариант — казуальные игры, которые иногда можно найти в специальном разделе PS Store под названием Minis, а иногда — в основном каталоге (во втором случае цены, понятное дело, выше). Здесь есть всякие популярные вещи вроде Angry Birds или Plants vs. Zombies, а есть и оригинальные игры вроде очаровательно мрачной Escape Plan.
Одна незадача: то, что на этом вашем «Андроиде» можно получить бесплатно, в PS Store обойдется в 2-3 доллара. Ну а те вещи, за которые просят 2-3 доллара в иных маркетах, в PS Store стоит порядка 5-10. Есть и положительный момент — нет вакханалии треш-приложений, косящих под хорошие популярные игры. То ли цензура в PS Store круче, чем в других системах, то ли любители легкой наживы пока не разнюхали путь на новую платформу. А может быть, входной билет дороговат. Так или иначе, апп-спама (пока?) нет.
Развлекательно-экономический итог в общем и целом таков. При условии постоянного и плотного использования хорошие и интересные игры, действительно задействующие все графические и интерфейсные возможности Sony PS Vita, будут обходиться в $50-60 в месяц, если все-таки наступать на горло собственной песне и умеренно жадничать. Если не ограничивать свои желания — стоит готовить $100.
Можно экономить и часть досуга забивать старенькими игрушками для PSP или «казуалками». Но в таком случае проще и дешевле обходиться старой же PSP или смартфоном/планшетом. А смартфон у владельца Vita практически наверняка все равно будет, потому что заменить его Vita не способна — см. раздел «Vita как планшет».
Так что рекомендации таковы. Если вы действительно можете себе позволить достаточно ощутимые ежемесячные траты, то в общем нет никаких причин не купить PS Vita. Цена самого устройства сравнительно невысока, а радости оно способно доставить немало. Действительно немало. Как минимум в первое время, что будет дальше — зависит от выхода новых игр. Ну, даже при самых мрачных перспективах Sony вряд ли позволит себе и разработчикам совсем уж сачковать — это чревато для компании потерей лица, а компания, как ни крути, японская.
Если вышеуказанное значение monthly cost для вас является неприемлемым, то стоит подождать. Мучиться в затяжной и заранее проигрышной борьбе с жабой — не то удовольствие, которое стоит себе обеспечивать за собственный счет. Но есть надежда, что у руководства проекта Vita через некоторое время таки хватит разума умерить аппетиты. Иначе есть риск суровых убытков — на одних богатеньких буратинах хороших денег не сделаешь.
В каком варианте приобретение Vita становится совершенно беспроигрышным — это покупка в качестве подарка. Если хотите заручиться самой искренней, чистой и светлой любовью какого-нибудь школьника — ребенка знакомых, племянника, внука и так далее — это именно то, что вам нужно. Дитя гарантированно будет в полнейшем восторге. А неприятная обязанность ежемесячных выплат за игры и связь падет уже на голову родителей. Ну, они вас будут немножко ненавидеть за это. Но только самую малость — вполне вероятно, что отцу семейства Vita тоже понравится.