Однажды в моем домашнем ПК прописалась игра Quake II. На дворе был 1999 год, и это был мой первый компьютер, приобретённый студентом за скромную сумму. Основной упор был сделан на процессор — AMD K6-2 400 МГц. А вот дискретная графика в бюджет уже не вписывалась — всё, на что можно было рассчитывать, так это на интегрированное графическое ядро SiS 5595. Поэтому и приходилось проходить легендарный шутер в режиме программной обработки со всеми этими квадратиками и низкой детализацией.
Спустя полгода удалось нарастить объем ОЗУ (с 32 до 64 Мбайт) и… купить на радио-рынке ускоритель графики 3dfx Voodoo Graphics с локальной памятью в 4 Мбайт и причудливым способом установки в ПК.
Соединив специальным кабелем встроенную графику SiS 5595 с ускорителем Voodoo Graphics и подключив монитор к последнему, я смог запустить Quake II в режиме Glide. Сложно передать словами тот восторг, который я испытал от увиденного на экране 14-дюймового монитора. Куда-то исчезли выпадающие из монстров квадратики, изображающие кровь. Почему-то преобразились цвета в игре, а картинка стала сочнее. И словно сама игра стала иной. Только тогда я понял, что такое аппаратное ускорение графики в играх, а до этого это были лишь слова, не подкреплённые практикой. Но что-то было все равно не так. В особо сложных сценах с большим количеством монстров и всевозможных эффектов картинка начинала плыть, словно игрок попадал в желе. Сейчас это называется «низкое количество кадров в секунду». А тогда это вызывало беспокойство: вроде же есть ускоритель, а играть комфортно не всегда получается. Информация для решения этой проблемы собиралась по крупицам, иногда заводя меня совершенно не в ту степь. Посещение интернет-клубов с 3,5-дюймовой дискеткой позволило понять, что дело кроется в интегрированной графике SiS 5595, которая забирала часть ресурсов компьютера под свои нужны и не позволяла в полной мере раскрыть потенциал Voodoo Graphics. Оказать достойную поддержку первому ускорителю от 3dfx могла только дискретная видеокарта. Пришло время снова ехать на радиорынок, где я столкнулся с новой проблемой: а есть ли на моей материнской плате разъем AGP? Оказалось, что нет. В итоге был приобретён графический адаптер S3 ViRGE DX (у кого его в то время не было?) с объемом локальной памяти в 2 Мбайт.
Пришло время поддаться общему заблуждению того времени: если добавить еще памяти в свободные разъемы на PCB видеокарты, то производительность в играх возрастет. Став обладателем этих четырёх микросхем памяти, я сразу же разрушил этот миф.
Но это меня нисколько не смутило, ведь я получил целых 4 Мбайт памяти.
Шло время. Одна модернизация сменялась другой. Платформа Socket 7 уступила место платформе Socket А, а вместе с ней в моем ПК появилась поддержка шины AGP. Первой AGP-видеокартой стала Riva TNT2 PRO на базе чипа NV5 и с невероятным объёмом памяти — 32 Мбайт стандарта SDRAM. Сколько же удовольствия она принесла в игре Need for Speed: Porsche Unleashed!
Появление видеокарты ASUS Riva TNT2 Ultra заставило разобраться в том, чем же отличается Ultra-версия от PRO.
Количество функциональных блоков одинаково, а вот рабочие частоты ядра и памяти разные. Более того, на Riva TNT2 Ultra устанавливалась еще и более шустрая память с меньшим временем выборки, что благоприятствовало отменному разгонному потенциалу. Память спокойно разгонялась свыше 200 МГц.
Долгое время Riva TNT2 Ultra не сдавала своих позиций и лишь в 2002 году уступила место видеокарте Radeon 9000 PRO…
…которая в свою очередь отправилась на полку при переходе на хит 2004 года — Radeon 9550.
И лишь в мечтах мне виделись флагманы от ATI.
Даже сейчас интересно взять пару журналов тех лет и вспомнить былое, что уж говорить про более ранние периоды формирования ускорителей 3D-графики.
Все свои видеокарты я старался сохранять, нести их через время и смену поколений графических адаптеров. Ближе к 2010 году у меня накопилось около 30 видеокарт, часть из которых долгое время служила в ПК, а часть просто стала плодом неудачных экспериментов с аппаратными модификациями в рамках увлечения оверклокингом.
Такое количество графических адаптеров натолкнуло на мысль о создании музея видеокарт — и первым шагом в этом направлении стало создание подставок под экспонаты.
Каждый адаптер получил информационную табличку, которая несет следующую информацию:
Максимальный рейтинг — пять звездочек. Рейтинг зависит от возраста видеокарты, от наличия уникальной системы охлаждения или неких особенностей PCB. Кроме того, графическому адаптеру достаточно быть просто редким экземпляром, за которым гоняются коллекционеры видеокарт.
И как только видеокарты обзавелись подставками с соответствующими подписями, то люди, посещавшие эту небольшую экспозицию, стали нести свои старые графические адаптеры, коих оказалось очень много.
Стоит сказать, что все увеличившаяся выставка видеокарт на тот момент не предполагала открытого доступа для всех желающих, ввиду расположения в помещении, не предусмотренном для такой инициативы.
В это же время на популярном форуме города была создана тема «Музей видеокарт в Харькове», которая стала замечательным инструментом для пополнения музея новыми экспонатами.
Переломным моментом в истории музея видеокарт стало расширение магазина PCshop Group на Пушкинской в начале 2011 года. За счет новых площадей удалось отвоевать целое окно и соорудить в нем стеклянные полочки.
Разве может быть музей видеокарт без привязки к играм? Конечно, нет. Ведь можно до бесконечности вспоминать, в каких играх проводил десятки часов. Для оформления экспозиции использовались скриншоты из игр.
В итоге можно было рассматривать видеокарты в музее и сразу привязывать их к играм тех лет.
Потенциал «окна» составлял примерно 70-80 видеокарт в зависимости от плотности их размещения на полках. Так что можно было смело открывать музей, поскольку в коллекции имелось уже порядка 60 графических адаптеров. Музей видеокарт был открыт 9 марта 2011 года.
Теперь можно было фотографироваться на фоне музея всем, кто пополнил его новеньким экспонатом.
Чуть ли не каждый день меня вызывали в музей со словами: «Саша, там видеокарты принесли». Такие темпы требовали немедленного решения «жилищной проблемы». В конце апреля 2011-го возводятся еще три Г-образные полочки, способные принять порядка 90 «жителей».
Ну а буквально на днях появилась четвертая полка, соединяющая две экспозиции.
Самая древняя видеокарта в музее была выпущена в 1985 году.
На данный момент в музее 267 экспонатов.
Здесь представлены видеокарты на базе чипов от 25 разработчиков, от 3dfx и до Western Digital.
На полках музея можно найти видеокарты от 80 производителей.
⇡#Наиболее интересные экспонаты музея
В этом разделе пойдет речь о тех видеокартах, которые чем-то выделяются среди остальных. Причем какого-либо «выполнения на разряд» нет. Это может быть графический адаптер от разработчика, который уже давно перестал существовать, но в свое время показал очень интересный продукт. Под определение «интересный экспонат» попадет и самый старый графический адаптер, и более или менее актуальный, но с интересной системой охлаждения. Интересной может стать и просто видеокарта, о которой когда-то мечтал ваш покорный слуга, но в силу определенных обстоятельств так и не стал ее владельцем в нужное время. Впрочем, у каждого читателя наверняка найдется список вот таких «интересных экспонатов», поскольку у всех своя VGA-история.
Citygate D10
Тогда мне было всего пять лет, и я знать не знал, что такое видеокарта. В далеком 1985 году компания Citygate выпустила графический адаптер на базе чипа D10 под 8-разрядную шину ISA. Объем локальной памяти 64 Кбайт. Таким образом, данный экспонат удерживает два рекорда в музее: «Самый древний видеоадаптер» и «Самый маленький объем памяти». Пока удерживает. Потому как еще есть куда расти. Например, у одного из коллекционеров с ресурса Vgamuseum имеется видеокарта Motorola MC6845P с 16 Кбайт памяти и производства 1981 года.
Western Digital
Сейчас это, конечно, удивительно, но в конце 80-х компания Western Digital тоже выпускала графические адаптеры. В 1986 году ею был приобретен разработчик Paradise Systems, на базе чипов которого производились видеокарты WD. В дальнейшем Paradise Systems была продана компании Philips, на чем ее история и закончилась.
Обратите внимание, каким образом размещается графический чип PEGA2A на видеокарте WD Paradise PEGA2A. Подобным образом на видеокартах прошлого столетия набиралась локальная память. Как, например, на следующем интересном экспонате.
Tseng Labs ET6100
Об этой диковинке мы писали ранее. Уникальность видеокарты заключается в объеме локальной памяти — 4,5 Мбайт. На печатной плате ET6100 размещено четыре модуля памяти MDRAM по 1,125 Мбайт. Если же вытащить два модуля памяти, то и в таком случае карта оказывается работоспособной.
Еще одно немаловажное преимущество модели Tseng Labs ET6100 заключается в наличии 128-разрядной шины памяти. Тогда на дворе был 1996 год, и сразу так и не вспомнишь, какой еще из разработчиков графических адаптеров мог похвастать подобным.
Rendition V2200
В свое время основным конкурентом у 3dfx была компания Rendition, которая разработала чипсеты Verite V1000, V2200 на основе RISC-архитектуры. А Джон Кармак (John Carmack) крайне положительно отзывался о потенциале архитектуры чипов Verite. На фотографии приведена видеокарта Rendition V2200 от QDI Legend. Примечательной особенностью ядра V2200 является крайне низкая зависимость от вычислительных резервов центрального процессора. Другими словами, понятия «процессорозависимость» для Rendition V2200 не существовало.
Trident
До конца 90-х годов прошлого столетия графические адаптеры от Trident могли уступать в популярности лишь вездесущим S3. Одной из самых известных видеокарт от этого производителя в 1994 году стала модель Trident TGUI9440, которая отличалась завидной скоростью в 2D, чем и открыла себе дорогу в ПК многих пользователей.
Адаптеры Trident TGUI 9680 и ProVidia9685 получили возможность ускорять видео, а последняя получила еще и видеовыход.
Первым же ускорителем 3D-графики от Trident стал графический адаптер 3DImage9850 с поддержкой шины AGP и локальной памятью в 4 Мбайт. Именно этой видеокарте пришлось сражаться за место под солнцем с такими ускорителями, как Riva TNT и 3dfx Voodoo2.
S3 Graphics
Как же можно пропустить этого популярного разработчика! Если собирался бюджетный ПК во второй половине 90-х, то в каждом втором была видеокарта от S3. Особых звезд с неба в плане производительности все эти чипы семейств Trio и ViRGE не хватали, но они были доступными по цене. К слову, первые адаптеры от S3 не имели собственного имени типа ViRGE или Savage, да и логотип компании был совершенно другой.
Наиболее интересными видеокартами S3 в музее являются модели S3 Vision 868 (1994 год) и Best MTV S3 ViRGE (1996 год).
Адаптер S3 Vision 868 интересен тем, что является наиболее «седым» из всех S3 в коллекции. А уникальность второго заключается в наличии ТВ-тюнера и компании производителе — Best MTV.
А вот обойти вниманием модель S3 Trio64V+ просто нельзя. В ней нет ничего особенного. Но эта видеокарта в свое время была столь же популярна, сколь и серия ViRGE. Причем именно Trio64V+, а не модели Trio64 или Trio64V2. Графический адаптер S3 Trio64V+ вышел в 1995 году, и долгое время находился в продаже. Даже сейчас в некоторых ПК можно найти этих трудяг.
ATI
В музее 65 видеокарт относятся к бренду ATI, причем 14 из них не имеют в названии обозначения Radeon. Собственно, именно это меньшинство наиболее интересно. А начать стоит, несомненно, с представителя семейства ATI Mach — Mach 64VT.
В 1991 году на рынок выходит адаптер Mach 8, а в следующем появляется более производительный Mach 32 с 32-разрядным графическим чипом. И только в 1994 году выходит серия Mach 64 с поддержкой до 8 Мбайт памяти и более скоростных модулей RAM. Более зрелая видеокарта Mach 64VT выходит лишь в 1996 году. Компания ATI в дальнейшем выпустила еще две модели — Mach 64VT2 и Mach 64VT4.
По какой-то причине в 1998 году инженеры ATI решили использовать мобильный чип Rage Mobility-P для создания настольного графического адаптера. В основе этого решения лежит полноценное ядро RAGE 128, поддерживается шина AGP 1X и 8 Мбайт памяти. Кстати, некоторые настольные модели ATI Rage Mobility-P получили развернутый на 45 градусов чип RAGE 128.
Относительно недавнее приобретение — Rage Fury MAXX. Эта видеокарта входит в минимальный набор любого коллекционера видеокарт.
Поскольку противостоять мощным видеокартам GeForce 256 решения на базе чипа RAGE 128 PRO уже не могли, то в конце 1999 года появляется Rage Fury MAXX на базе двух RAGE 128 PRO и общим объемом памяти в 64 Мбайт. Чуда не произошло. В той же игре Quake3 Arena видеокарта Rage Fury MAXX умудряется проигрывать не только GeForce 256 с памятью DDR, но и более медленной GeForce 256 SDR.
NVIDIA
К сожалению его пока нет. Возможно, некоторые читатели догадались, о каком чипе идет речь. Да, это STG-2000, более известный как NVIDIA NV1 (1995 год). Первый графический адаптер от «зеленого» гиганта. Однако есть Riva 128 (1997 год) и Riva 128ZX на базе NV3. Помните такие? А до начала эры GeForce оставалось еще два года.
В основе этих ускорителей графики лежит ядро NV3 с поддержкой DirectX 5.0 и работающее на частоте 100 МГц. Основное отличие версии с окончанием «ZX» заключается в удвоенном объеме локальной памяти — с 4 до 8 Мбайт.
При определенном везении видеокарта GeForce4 Ti4200 разгонялась до уровня GeForce4 Ti4600, но при этом она так и оставалась младшей в серии GeForce 4. А вот владельцы GeForce4 Ti4600 определённо получали не только самый мощный графический адаптер в серии, но еще и удовольствие от владения таким устройством.
В серии GeForce FX было только три видеокарты под шину PCIe x16, и две из них, за исключением флагмана, есть в музее. Для работы с PCI-Express на видеокартах GeForce PCX FX предусмотрен специальный чип HSI, поскольку нативной поддержки PCIe у NV35 все еще не было. На фотографии — достаточно редкая видеокарта GeForce PCX 5900.
Эти же представители семейства GeForce 6800 — Leadtek GeForce 6800 Ultra и Sparkle GeForce 6800 AGP 8X — просто оснащены уникальными системами охлаждения, что и позволяет мне отнести их к интересным экспонатам. Посетители музея чаще всего задерживаются напротив первой. Ее массивная система охлаждения никого не оставляет равнодушным.
Рассказывать о видеокартах из музея можно еще очень долго. Ведь есть еще масса интересных экспонатов от Trident, гиганты от Cirrus Logic, легендарные решения от 3dfx, дискретные графические адаптеры от Intel (Intel 740), профессиональные ускорители графики от 3Dlabs и в чем-то однообразные, но от этого не менее интересные Matrox. А сколько малоизвестных видеокарт на графических чипах от OAK Technology, Realtek Semiconductor, Avance Logic, Macronix International! Приходите-ка лучше в музей и окунитесь в то время. Время, когда происходило становление графических адаптеров. Когда вручную можно было нарастить объём памяти у видеокарты. Когда происходил переход с шины ISA на PCI и с PCI на AGP. Когда у многих понятие «ускоритель 3D-графики» вызывало в сознании совершенно невероятные образы.
Планы на будущее
Надеюсь, музей продолжит пополняться новыми видеокартами. Но есть и много других идей. В ближайшее время музей обзаведётся информационными табличками с указанием производителей видеокарт, ведь даже мне уже порой сложно найти на полках нужный экспонат. Например, «Видеокарты Matrox» или «Видеокарты Cirrus Logic». В случае с большими коллекциями — «NVIDIA 1997-1999», «NVIDIA 1999-2002» и так до наших дней. Вероятно, каким-то образом будут отмечены и самые старые видеокарты. Потому как недавно пришлось стать свидетелем разговора двух посетителей музея о том, что один из них нашел самый древний экспонат датированный 1989 годом. А ведь на соседней полке стоял небольшой адаптер родом из 1985 года.
По возможности хочется собрать первые видеокарты от наиболее известных разработчиков. Например, S3 911 от S3 Graphics или NV1 от NVIDIA. Кроме этого, очень хочется увидеть на полках музея графические адаптеры от Number Nine, на PCB которых можно найти короткие фразы из песен Beatles.
Планируется и появление музея в социальных сетях как инструмент для пополнения новыми экспонатами. Сюда же можно отнести создание виртуального музея видеокарт.
В планах значится и выпуск фирменных футболок музея видеокарт. Предполагается дарить их за наиболее ценные экспонаты, предоставленные музею.
Полный список видеокарт, представленных в нашем музее.
Благодарности
Небольшой видеоролик из музея видеокарт.
Адрес и график работы музея видеокарт:
Город Харьков, ул. Пушкинская 32, корпус 3, магазин «PCshop Group на Пушкинской». Работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 18:00 и в воскресенье с 11:00 до 17:00. Разумеется, вход бесплатный.
Электронный почтовый ящик музея — museum@pcshop.ua. Найдете что-то в закромах — пишите. Доставка в разумных пределах за счет музея.