Новый монитор позиционируется как средство качественного отображения видеоинформации для профессиональной деятельности в области медицины, фото- или видеоредактирования, а также кино- и телепроизводства. Так что же стоит за подобными утверждениями? В самом конце 2010 года компанией Samsung была представлена новая технология PLS (Plane to Line Switching), которая, по мнению разработчиков, позволяет получить на 10% более яркую картинку по сравнению с IPS-панелями и при этом стоит в производстве дешевле последних на 15%. До сих пор нет какой-либо информации о том, как происходит формирование и управление цветом в PLS-матрицах, поэтому заинтересованная общественность по-прежнему гадает, на каких принципах работает новая технология. Например, основным предположением остается версия о том, что в основе функционирования лежит все та же IPS с некоторыми технологическими изменениями. Даже названия очень похожи: Plane to Line Switching и In-Plane Switching. Кстати, первые PLS-матрицы были показаны в мобильных устройствах, и лишь год назад появилась информация о первом полноформатном мониторе. Разумеется, нам тут же захотелось посмотреть на эту модель своими глазами. А поскольку никаких подробных сведений о новой технологии нет, стоит приступить к тестированию, чтобы выяснить, что же получилось в результате.
Samsung SA850 S27A850D-1 | |
---|---|
Экран | |
Длина диагонали, дюймов | 27 |
Соотношение сторон | 16:9 |
Покрытие | Матовое |
Стандартное разрешение, пикс. | 2560x1440 |
PPI | 108,8 |
Параметры изображения | |
Тип матрицы | PLS |
Тип подсветки | LED |
Макс. яркость, кд/м2 | 300 |
Контрастность статическая | 1000:1 |
Контрастность динамическая | Н.д. |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн |
Частота горизонтальной развёртки, КГц | Н.д. |
Частота вертикальной развёртки, Гц | Н.д. |
Время отклика BtW, мс | Н.д. |
Время отклика GtG, мс | 5 |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° | 178 / 178 ( CR ≥ 10) |
Разъемы | |
Видеовходы | 2 x DualDVI, 1 x DisplayPort |
Дополнительные порты | 3 x USB 3.0, 2 x mini Jack |
Встроенные колонки: число х мощность, Вт | - |
Физические параметры | |
Регулировка положения экрана | Угол наклона, поворот, портрет , регулировка по высоте |
VESA-крепление: размеры (мм) | 100х100, 100x200 |
Крепление для замка Kensington | Есть |
Блок питания | Внешний |
Макс. потребляемая мощность: в работе / в режиме ожидания (Вт) | 69/1 |
Габаритные размеры (с подставкой): ДхВхГ, мм | 642,5x442,5x224,5 |
Габаритные размеры (без подставки): ДхВхГ, мм | 642,5x390,5x42 |
Масса нетто (с подставкой), кг | 6,6 |
Масса нетто (без подставки), кг | Н.д. |
Гарантийный срок, лет | 1 |
Цена, руб. | Нет данных |
Табличные спецификации монитора вполне неплохие, но не выдающиеся. Даже у ближайшего (по параметрам) конкурента, модели Dell UltraSharp U2711, яркость выше, а среди видеовходов есть практически все профессиональные интерфейсы. Здесь же разработчики решительно избавились от всех аналоговых подключений видеосигнала, зато оставили самые современные цифровые — DVI и DisplayPort. По неизвестной причине места для HDMI не нашлось. Среди других конструктивных особенностей следует отметить наличие трех входов высокоскоростного интерфейса USB 3.0.
Монитор поставляется в увесистой картонной коробке довольно больших (даже с учетом диагонали монитора) размеров. У нас на тестировании побывал не серийный образец, поэтому есть основания полагать, что упаковка на полках магазинов будет выглядеть иначе. Для переноски есть удобная ручка, расположенная сверху. Упаковка с монитором и аксессуарами весит около 10 кг, что, безусловно, заставит задуматься об использовании средства транспортировки на значительные расстояния.
Помимо самого монитора, в коробке находятся следующие аксессуары:
Хочется обратить внимание на необычную форму вилки кабеля питания: она изогнута под углом 90°. Это интересное и удобное решение призвано сэкономить место и продлить срок эксплуатации шнура.
Комплектация небогатая, однако все необходимое для подключения к компьютеру или другому цифровому источнику видеосигнала здесь присутствует. После извлечения панели из коробки следует установить дисплей на подставку, для чего нужно зафиксировать всего один винт, — и можно смело приступать к работе.
Дизайн модели обращает на себя внимание буквально с первого взгляда. Строгие формы и оригинальные конструкторские решения образуют футуристичный образ профессионального монитора. Матовые текстуры и анодированный алюминий гармонично сочетаются друг с другом и довольно практичны в использовании. Лаконичные надписи исключительно читаемы и функциональны, и лишь логотип компании выделяется на темном фоне рамки. Каждая деталь продумана таким образом, чтобы пользователь мог комфортно работать, не отвлекаясь на мелочи. Кроме того, представители компании Samsung утверждают, что в модели используется новое антибликовое покрытие. Действительно, отражение от него мягкое, без намека на так называемый «кристаллический эффект».
Что касается видеовходов, то, как мы уже упоминали, здесь присутствуют только цифровые интерфейсы. Разработчики решили не включать HDMI в число поддерживаемых протоколов, однако, на наш взгляд, входов Dual-link DVI и DisplayPort будет более чем достаточно. Кстати, на монитор можно выводить информацию сразу от двух подключенных источников, причем активируется эта функция нажатием всего одной кнопки.
Отдельно стоит упомянуть подставку — она великолепна! Встроенные шарниры позволяют придать монитору практически любое положение, при этом основание остается на месте. Регулировка по высоте, поворот вокруг оси опоры, настройка угла наклона панели и вращение дисплея из положения «пейзаж» в положение «портрет» — здесь есть всё, что необходимо для комфортной и эффективной работы. При этом любое изменение положения происходит легко, но фиксируется надежно.
Также стоит отметить еще одно конструктивное решение. В инструкции написано, что монитор оснащен внешним блоком питания, и это так, однако, если необходимо оптимально использовать площадь рабочего места, просто вставьте его в специальную нишу на корпусе — он легко зафиксируется с помощью пластиковых защелок и станет встроенным. А если возникнет потребность в переноске дисплея на новое место — демонтируйте блок питания и ниша превратится в удобную ручку. Кроме того, подобное решение очень удобно при монтаже видеостен или размещении нескольких мониторов c помощью стандартных кронштейнов VESA.
Кстати, инженеры компании позаботились и о природе: технологии энергосбережения не только действуют, но и демонстрируют полученный результат. Например, если активировать специальный сенсор, то монитор будет работать только тогда, когда пользователь находится перед экраном. А после определенного времени эксплуатации в специальном разделе меню можно посмотреть, сколько деревьев было спасено за счет использования новых подходов к экономии энергии.
Кнопка включения и органы управления монитором расположены на передней панели по центру. Клавиши широкие и в меру тугие, так что настройка не должна вызвать каких-либо трудностей. Как и у большинства мониторов, встроенной подсветки кнопок для комфортной работы в темноте не предусмотрено.
Меню монитора управляет всеми функциями дисплея, поэтому оно довольно обширное, но при этом организовано удобно и интуитивно понятно. Вход осуществляется путем нажатия на кнопку MENU на передней панели. В пункте «Изображение» можно настроить формат изображения, яркость, контрастность, четкость картинки и время отклика матрицы. Кроме того, здесь можно выбрать одну из предустановок изображения в разделе Magic.
Настройки цвета объединены в отдельный пункт с аналогичным названием, который позволяет выбрать предустановку цветовой температуры или настроить точку белого путем поканальной регулировки базовых цветов, а также задать показатель гамма-кривой.
Подменю «Размер и положение» позволяет выбирать формат изображения, а также активирует режим, когда на экран одновременно выводятся сигналы с двух видеоисточников.
Пункт «Настройка и сброс» отвечает за тонкую настройку интерфейса меню и позволяет произвести сброс всех предустановок до заводских параметров.
В подменю «Информация» можно узнать, по какому входу поступает сигнал, частоту развертки и разрешение картинки.
Кстати, раздел меню, посвященный энергосберегающим технологиям, активируется при помощи отдельной кнопки ECO на передней модели монитора. Здесь можно настроить множество различных функций, отвечающих за экономию энергии, а также визуально оценить результат.
Все предустановленные режимы, как обычно, имеют готовые сочетания яркости, контраста и четкости, а также цветовой температуры. Если вручную поменять один из параметров, автоматически устанавливается пресет «Пользователь», что позволяет считать его ручным режимом. В нем можно задать одно из значений цветовой температуры или настроить ее путем поканальной регулировки базовых цветов, а также выбрать показатель гамма-кривой. Стоит отметить, что качество перевода меню в целом замечательное.
Тестирование мониторов в лаборатории 3DNews проводится с помощью колориметра Spyder4. Оборудование любезно предоставлено редакции компанией «Графитек». Для большинства измерений используется ПО Spyder4Elite для ОС Windows (версия на момент настоящего тестирования — 4.0.2).
Для измерения в тестовой лаборатории 3DNews доступны следующие параметры изображения:
Исследование монитора производилось в трех предустановленных режимах: «Стандарт», «Игра» и «Кино», а также в ручном режиме с максимальной яркостью, контрастностью по умолчанию, различными пресетами оттенков белого и поканальной настройкой цветовой температуры, соответствующей естественному режиму работы матрицы без цветокоррекции. Предварительно были проведены исследования ручной установки с различными показателями гамма-кривой, был выбран наиболее близкий к эталонному результат, и все дальнейшие измерения проводились уже в этом режиме. Кстати, именно его и решено было использовать для тестирования монитора на ширину диапазона яркости и контраста. В ходе измерения монитор продемонстрировал довольно впечатляющие результаты по яркости: максимум измеренных значений составил 356,8 кд/кв.м, что почти на 19% выше заявленного значения. Отличный запас! Яркость черного растет линейно с 0,15 до 0,63 кд/кв.м. (то есть с глубиной черного цвета у PLS дела обстоят не лучше, чем у IPS. — прим. ред.). Контрастность находится на среднем уровне, около 560:1 с небольшим разбросом. Это почти вполовину меньше паспортного показателя.
Пользовательский режим с различными настройками цветовой температуры продемонстрировал разброс значений яркости от 262,2 до 353,3 кд/кв.м. в зависимости от пресета. Стоит отметить, что чем дальше от эталона находится предустановка цветовой температуры, тем меньше в итоге оказывается измеренная яркость. Что касается контрастности, то здесь все также упиралось в яркость белого цвета, поскольку яркость черного оставалась на постоянном уровне и не зависела от цветовой температуры. Значения варьируются в пределах от 420:1 до 570:1, это также не очень впечатляющий результат. Измерения цветовой температуры показали отличную стабильность результатов для предустановленных режимов, среднее значение составило 6870 К, что довольно близко к эталонным 6500 К. Что касается ручной регулировки, тут лучше всех показали себя предустановка цветовой температуры «Нормальный» и поканальная настройка цветовой температуры, когда все цвета установлены на 50%. Результат составил 6900 К, что также является хорошим показателем. Остальные предустановки показали предсказуемые, но далекие от референсного значения результаты, разброс значений лежит в пределах от 4200 до 9600 К.
Перед тем как двигаться дальше, было решено выяснить, какая из предустановок гамма-кривой лучше всего подходит для наиболее точного отображения картинки. В итоге, хотя все три кривые легли на референсный график неидеально, наилучший результат продемонстрировал показатель «Гамма 1». Его мы и будем использовать в дальнейшей работе.
Гамма-кривые в предустановках «Стандарт», «Игра» и в пользовательском режиме практически идентичны, однако не полностью совпадают с эталонной кривой, при этом контраст слегка снижается в самых темных тонах. Что касается пресета «Кино», то здесь измеренный график больше напоминает S-образную кривую, нежели референсную. Контраст сильно возрастает за счет светлых тонов, однако в самых темных и самых светлых областях он заметно снижается. Кстати, подобная настройка режима, предназначенного для просмотра фильмов, встречается не впервые. Схожая картина наблюдается и со стабильностью цветовой температуры. Предустановки «Стандарт», «Игра» и пользовательский режим демонстрируют замечательные результаты, если не учитывать начальный и конечный участок графика. Разброс значений укладывается в 100 К, это очень хороший результат. Пресет «Кино» же, напротив, демонстрирует очень сильную нестабильность, причем во время измерения это было заметно визуально: темно-серые тестовые прямоугольники изрядно синили.
Графики цветового охвата для всех предустановок изображения, а так же для ручного режима похожи друг на друга словно братья-близнецы. Кстати, новое программное обеспечение для измерения теперь позволяет оценить, какую площадь от цветовых пространств sRGB и AdobeRGB занимает измеренный охват. В данном случае результаты абсолютно одинаковые: 100% sRGB и 78% AdobeRGB.
Лучше всех в результате измерений точности цветопередачи проявили себя предустановленные режимы «Стандартный» и «Игра». Показатель среднего отклонения составил 2,5 и 2,77 соответственно, это хороший результат. Ручной режим чуть-чуть не дотянул до лидеров — 3,03, тоже очень неплохо. И вновь пресет «Кино» выделился прямо-таки огромным расхождением со стандартом. Показатель ΔE составил 21,11 — это уже за гранью разумного.
Samsung S27A850, точность цветопередачи в различных режимах | ||||
---|---|---|---|---|
Режим | Стандартный | Игра | Кино | Пользователь |
ΔEab | ||||
Минимальное | 0,61 | 0,64 | 4,23 | 0,65 |
Максимальное | 4,12 | 5,16 | 37,31 | 5,11 |
Среднее | 2,5 | 2,77 | 21,11 | 3,03 |
С помощью программы Spyder4Elite дисплей был откалиброван в пользовательском режиме с предустановкой цветовой температуры, соответствующей естественному режиму работы матрицы, а именно с поканальной настройкой базовых цветов, установленной на 50% для каждого цвета. В таблице ниже приведены результаты до и после калибровки. Как обычно, проанализируем результаты и постараемся ответить на два вопроса: что удалось улучшить и за счет каких параметров. Неплохая точность цветопередачи достигла прямо-таки небывалых высот. Среднее отклонение уменьшилось с 3,03 до 0,97. Считается, что человеческий глаз не в состоянии увидеть разницу между эталоном и демонстрируемым цветом при столь малом ΔE. Таким образом, монитор после калибровки может вполне заслуженно считаться профессиональным средством для работы с цветом. Показатель гамма-кривой также приблизился к референсному значению: 2,23 по сравнению с 2,29 до калибровки. Координаты точки белого стали точно соответствовать цветовой температуре 6500 К. Цветовой охват даже слегка увеличился относительно площади AdobeRGB и теперь составляет 79% от вышеуказанного цветового пространства. При этом яркость снизилась всего на 4,5 кд/кв.м, а контрастность составила 575:1 по сравнению с 582:1 до калибровки.
Samsung S27A850 — характеристики изображения до и после калибровки | |||
---|---|---|---|
До калибровки | После калибровки | Мишень | |
Яркость, кд/кв.м | |||
Белое поле | 361,20 | 356,70 | Макс. |
Черное поле | 0,62 | 0,62 | – |
Контрастность | 582,5:1 | 575,3:1 | |
Гамма | 2,29 | 2,23 | 2,2 |
Белая точка, CIE (x/y) | 0,310/0,320 | 0,313/0,329 | 0,313/0,329 |
Базовые цвета в хроматических координатах CIE: x/y | |||
Красный | 0,651/0,324 | – | |
Зеленый | 0,288/0,623 | ||
Синий | 0,146/0,040 | ||
ΔEab | |||
Минимальное | 0,65 | 0,16 | 0,00 |
Максимальное | 5,11 | 3,59 | |
Среднее | 3,03 | 0,97 |
Равномерность подсветки экрана
Равномерность поlсветки по полю экрана измерялась в естественном режиме работы матрицы. Результаты с учетом технологии подсветки экрана довольно неплохие. Наибольший разброс по полю экрана наблюдается при 100% и 50% от максимума яркости и составляет 10%. Чуть лучше показатели при 83% и 67% от самого яркого значения, здесь результаты составили 8% и 9% соответственно.
Samsung S27A850 показал себя весьма интересным решением для профессиональных применений, связанных с точной цветопередачей, как и утверждали представители компании Samsung. Готовые предустановки (за исключением довольно специфического пресета «Кино») демонстрируют отличный запас по яркости, хорошую цветопередачу, охват и стабильность цветовой температуры. А после калибровки в ручном режиме эти параметры становятся еще лучше, причем ценой минимальных потерь. Что касается недостатков, стоит отметить слишком высокую яркость черного, что, в свою очередь, приводит к не слишком высоким показателям контрастности. На этом недостатки заканчиваются. В общем — монитор понравился.
Что касается новой технологии PLS, то у нас не было прямой цели сравнивать ее с IPS — просто хотелось посмотреть на готовый продукт. Однако по результатам измерений можно достаточно уверенно утверждать — PLS лучше e-IPS (упрощенная разновидность H-IPS, которая используется в недорогих мониторах. — прим. ред.), по крайней мере тех ее представителей, которые уже побывали у нас на тестировании. Для фотографов, которым не нужен расширенный цветовой охват, но чрезвычайно важна точность цветопередачи, при заявленной цене около 25 тысяч рублей этот монитор мог бы стать отличной альтернативой, например, тому же Dell UltraSharp U2711.
Преимущества:
Недостатки:
С файлового сервера 3DNews можно скачать цветовой профиль для этого монитора, предназначенный для использования с настройками, описанными в разделе «Аппаратная калибровка».
Редакция 3DNews благодарит компанию «Графитек» за предоставленный в распоряжение нашей лаборатории измерительный комплекс Spyder4 Elite.