Со времен наскальной живописи человеку хотелось отобразить все то, что он видит вокруг. До изобретения первого фотоаппарата человечество проделало гигантский путь, в ходе которого примитивные рисунки обрели объем, глубину сцены, перспективу, но по-прежнему оставались двумерными. Однако стремление передать красоту окружающего мира в ее первозданном виде и технический прогресс позволили вплотную приблизиться к трехмерным изображениям. Если быть совсем уж точными — все, как всегда, придумано до нас. Эксперименты с получением двух разных картинок для правого и левого глаза продолжаются достаточно давно, чуть ли не со времен широкого использования фотографии. Чего только не придумали за эти годы: и просветные стереоскопы с картонными картриджами с двумя позитивными слайдами, и анаглифные картинки, которые можно было смотреть только через очки с цветными фильтрами. Даже старые карманные календарики и открытки, формирующие изображение через микролинзовое пластиковое покрытие, — лишь один из вариантов получения статического трехмерного изображения.
С динамическим все оказалось гораздо сложнее. До относительно недавнего времени все, что было доступно зрителям, — это десятиминутные анимационные фильмы для детей, созданные вручную. И все это притом, что принципы получения такого изображения были давно известны. Прорыв наметился с выходом в прокат фильма «Дети шпионов 3D», а настоящую революцию, безусловно, совершил «Аватар» Джеймса Кэмерона, запустивший новый мощный виток интереса к трехмерным технологиям. Кинотеатральную технику в течение короткого времени адаптировали к домашним условиям, и вот у нас уже есть и BluRay-плееры, и телевизоры с затворными очками.
Под шумок, оценив огромный потенциал, воспользоваться шансом решила и игровая индустрия. Дело в том, что первыми придумали и даже довели до коммерческого использования технологию, которая формирует трехмерное изображение с помощью специальных очков, затемняющих то левый, то правый фильтр, именно представители компьютерной и игровой индустрии лет пятнадцать назад. Опытные пользователи наверняка вспомнят видеокарту NVIDIA RIVA TNT2 Deluxe, которая комплектовалась подобным очками. Тогда, как и сейчас, все упиралось в монитор. Дело в том, что для комфортной игры требовалась поддержка частоты развертки 120 Гц, ну а для более или менее реалистичной картинки — хотя бы разрешение 800х600. Подобные мониторы в те времена были доступны не всем, и эта технология как-то постепенно забылась.
И вот прошло несколько лет, снова появился значительный интерес к новым вариантам формирования объемного изображения, а значит и спрос на товары, связанные с ними. Разработчики мониторов в содружестве с представителями игровой индустрии решили воспользоваться прежними наработками, тем более что они отлично сочетались с передовыми кинотеатральными технологиями. Правда, теперь все чаще затворные очки являются принадлежностью монитора, а не видеокарты, хотя и связаны с последней через программное обеспечение. Подобные дисплеи уже бывали на тестировании в нашей редакции, и сегодня мы познакомимся с еще одним 3D-монитором — Philips 273G3DH. Это совсем новый дисплей, практически недоступный в российской рознице на данный момент. Тем интереснее будет познакомиться с ним поближе и узнать, что же приготовили нам разработчики компании, ведь нам уже есть с чем сравнивать.
Две основные конкурирующие технологии формирования трехмерного изображения от компаний AMD и NVIDIA, которые называются соответственно HD3D и 3DVision2, уже показали себя во всей красе и хорошо зарекомендовали себя на рынке игровой компьютерной индустрии. Кроме того, стоит отметить и Intel InTru 3D. Разумеется, каждая технология привязана к своей аппаратной платформе, и, если смотреть на ситуацию объективно, пока лидирует NVIDIA. У нашего сегодняшнего гостя своя технология формирования трехмерного изображения, построенная на основе программного обеспечения TriDef, которая самостоятельно извлекает из игры или видео информацию о глубине сцены и изначально не привязана ни к одной из платформ. Однако в официальном пресс-релизе указано, что монитор корректно работает только с видеокартами AMD и связанной с ними технологией HD3D. Забегая вперед, стоит отметить, что это действительно так. Тестирование проходило на оборудовании AMD — к сожалению, с видеокартой NVIDIA монитор отказался воспроизводить трехмерные сцены в играх. В качестве некоторого оправдания заметим, что монитор можно использовать с видеоадаптерами NVIDIA в качестве 3D-телевизора, правда, для этого придется воспользоваться платной утилитой NVIDIA 3DTV Play. Кстати, по слухам, некоторые игры могут идти с нашим монитором вообще без программного обеспечения TriDef, только за счет драйверов AMD HD3D. Итак, сможет ли адаптированная для Philips технология TriDef показать такие же впечатляющие результаты, как и ее прямые конкуренты?
Philips 273G3DH | |
---|---|
Экран | |
Длина диагонали, дюймов | 27 |
Соотношение сторон | 16:9 |
Покрытие | Матовое |
Стандартное разрешение, пикс. | 1920x1080 |
PPI | 81,6 |
Параметры изображения | |
Тип матрицы | TN+film |
Тип подсветки | LED |
Макс. яркость, кд/м2 | 300 |
Контрастность статическая | 1000:1 |
Контрастность динамическая | 20 000 000 : 1 |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн |
Частота горизонтальной развёртки, кГц | 26-83 |
Частота вертикальной развёртки, Гц | 24-63 |
Время отклика BtW, мс | НД |
Время отклика GtG, мс | 2 |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° | 170 / 160 (CR ≥10) |
Разъемы | |
Видеовходы | 1 x VGA, 2 x HDMI |
Дополнительные порты | 1 x mini Jack |
Встроенные колонки: число х мощность, Вт | - |
Физические параметры | |
Регулировка положения экрана | Угол наклона |
VESA-крепление: размеры (мм) | 100х100 |
Крепление для замка Kensington | Есть |
Блок питания | Внутренний |
Макс. потребляемая мощность: в работе / в режиме ожидания (Вт) | 24,79/0,3 |
Габаритные размеры (с подставкой): ДхВхГ, мм | 642x440x227 |
Габаритные размеры (без подставки): ДхВхГ, мм | 642x391x64 |
Масса нетто (с подставкой), кг | 8,2 |
Масса нетто (без подставки), кг | 6,5 |
Гарантийный срок, лет | 1 |
Цена, руб. | Нет данных |
Спецификации монитора достаточно типичны для офисных и домашних моделей с такой диагональю, матрицей и типом подсветки, но без поддержки 3D-технологии. Однако для монитора с поддержкой трехмерного изображения на основе затворных очков потребуется серьезный запас по яркости, поскольку активные фильтры здорово снижают амплитуду проходящего через них света. Поэтому, конечно, яркость и контрастность монитора впечатляющими не назовешь. Среди конструктивных особенностей стоит отметить наличие двух портов HDMI. Кстати, по непонятной причине разработчики не стали комплектовать монитор разъемом DVI.
Philips 273G3DH поставляется в картонной коробке средних размеров, которая традиционно для Philips ярко украшена большими рекламными пиктограммами, поясняющими основные достоинства модели. Для переноски не слишком тяжелой коробки на ее верхней грани предусмотрена удобная ручка.
Кроме самого монитора, в коробке находятся следующие аксессуары:
Упаковка 3D-очков, отличающаяся минималистичным дизайном, содержит в себе следующие аксессуары:
Комплектация, безусловно, очень богатая. Здесь есть все для качественного цифрового и аналогового подключения. Производитель позаботился о том, чтобы пользователь получил доступ ко всем возможностям монитора, просто достав его из коробки, подключив и установив драйвера. Да, как и подавляющее большинство дисплеев, Philips 273G3DH нуждается в элементарной сборке — нужно установить панель на основание подставки, причем никаких инструментов для этого не требуется.
Дизайн монитора можно назвать гармоничным — строгие контуры экрана отлично сочетаются с плавными линиями опоры. Кстати, некоторыми деталями он здорово напоминает телевизор. Например, зеленовато-серые пластиковые вставки в нижней части экрана стилистически напоминают встроенные колонки, а консоль управления весьма похожа на блок управления телевизором. Матовые текстуры поверхности весьма практичны в использовании: такой монитор легко содержать в чистоте, поскольку отпечатки пальцев на нем практически не заметны. Все свидетельствует об ориентации в первую очередь на комфортную работу, а уже потом — на развлечения.
На боковой панели монитора расположено два USB-порта: один — для подключения синхронизатора затвора очков, другой — для зарядки аккумулятора самих 3D-очков. Использовать порты для подключения других устройств нельзя. Опора дисплея позволяет менять только угол наклона панели, регулировки по высоте не предусмотрено. Как уже было упомянуто выше, монитор оснащен всеми современными интерфейсами для качественного подключения видеосигнала как по «цифре», так и по «аналогу». К сожалению, разъема DVI не предусмотрено, зато присутствует целых два порта HDMI, с помощью которых можно передавать не только видеосигнал, но и аудиопоток. Набор видеоинтерфейсов можно было бы дополнить разве что портом DiplayPort, но это, как правило, признак профессиональных дисплеев. Встроенная микросхема декодирует звуковую составляющую сигнала HDMI, поэтому к монитору можно подключить внешнюю активную акустику и наслаждаться стереоизображением в сопровождении стереозвука. Блок питания встроенный, и это, разумеется, удобно. Кроме того, предусмотрено крепление на любую поверхность при помощи подходящего кронштейна стандарта VESA 100.
Кнопка включения и органы управления монитором расположены на передней панели по центру. Причем клавиш как таковых нет, сенсорные области эргономичной формы реагируют на прикосновение очень точно. Стоит отметить, что даже включение монитора осуществляется посредством сенсора, поэтому в темноте могут возникнуть определенные трудности. Дело в том, что подсветки клавиш настройки (будем для простоты называть их клавишами) или хотя бы соответствующих пиктограмм нет. Только кнопка включения светится белым цветом. Это, на наш взгляд, не очень удобно.
Отдельно стоит упомянуть затворные 3D-очки элегантной формы, выполненные из глянцевого пластика. Если бы не однозначная функциональная принадлежность и надпись в инструкции, предупреждающая о том, что их нельзя использовать для защиты от солнца, очки могли бы стать стильным аксессуаром какой-нибудь модницы. Кстати, модель оснащена небольшим аккумулятором, зарядить который можно при помощи соответствующего шнура через порт Micro USB.
Меню монитора, довольно обширное, организовано удобно, и в целом логично и понятно. Нажатие на кнопку [ОК] вызывает главное меню, остальные же клавиши отвечают за быстрые меню. Например, таким образом, можно выбрать источник видеосигнала, настроить режим трехмерного отображения или выбрать одну из предустановок изображения.
Остановимся более подробно на главном меню. Пункт «Вход», как следует из названия, позволяет выбрать вход видеосигнала.
В пункте «Изображение» можно настроить формат картинки, яркость, контрастность, гамма-кривую и другие параметры.
Подменю «Аудио» регулирует громкость звука и активирует режим «без звука».
Настройки цвета выделены отдельным пунктом с аналогичным названием. Здесь можно выбрать предустановку цветовой температуры или настроить точку белого путем поканальной регулировки базовых цветов, а также выбрать цветовой охват, соответствующий цветовому пространству sRGB.
В подменю «Язык» можно выбрать одну из восьми языковых раскладок отображения меню.
Пункт «Настройка меню» регулирует положение окна меню, его прозрачность и время отображения.
А в подменю «Настройка» можно получить информацию о мониторе, сбросить установки дисплея до заводских параметров, а так же настроить фазу и частоту аналогового сигнала.
Все предустановленные режимы в быстром меню SmartImage имеют готовые сочетания яркости, контраста и цветовой температуры. Если вручную поменять один из параметров, выбор пресета автоматически обнуляется и курсор переключается на позицию «Выкл.». Таким образом, когда не выбрана ни одна предустановка, это и есть ручной режим. В нем можно задать одно из значений цветовой температуры или настроить ее путем поканальной регулировки красного, зеленого и синего цветов, а также выбрать цветовой охват, соответствующий цветовому пространству sRGB.
Стоит отметить, что качество перевода меню в целом замечательное, но присутствуют такие огрехи, которые иначе как досадными не назовешь. Например, предустановка Office по-русски называется «Управление». На наш взгляд, тут все переводится совершенно однозначно. В остальном претензий нет.
Методика тестирования
Тестирование мониторов в лаборатории 3DNews проводилось с помощью колориметра Spyder3, входящего в состав измерительного комплекса Spyder3Studio. Оборудование любезно предоставлено редакции компанией «Графитек». Для большинства измерений используется ПО Spyder3Elite для ОС Windows (версия на момент настоящего тестирования — 4.0.2). Методика также дополнена тестом точности цветопередачи, выполняемым программой Color Solutions basICColor Display версии 5.1.11.
В настоящий момент для измерения в тестовой лаборатории 3DNews доступны следующие параметры изображения:
Исследование монитора проводилось как в пяти предустановленных сочетаниях настроек изображения, а именно: «Управление», «Фото», «Кино», «Игры» и «Экономичный», так и в пользовательском режиме с различными предустановками цветовой температуры. Контрастность оставили как есть, показатель гамма-кривой не регулировался. В пользовательском режиме яркость монитора также была выкручена на максимум, а значение цветовой температуры выбиралось из нескольких вариантов: предустановленное значение 6500 К, настройка sRGB и поканальная настройка базовых цветов, установленная на 100% для каждого цвета. Кстати, последний вариант соответствует естественному режиму работы матрицы без цветокоррекции. Именно его и решено было использовать для тестирования монитора на ширину диапазона яркости и контраста. По результатам измерений можно сделать однозначный вывод о том, что показатели дисплея не дотягивают до заявленных значений. Максимум яркости составил 279,3 кд/кв.м при паспортном уровне 300 кд/кв.м. Яркость черного растет линейно с 0,29 до 0,78 кд/кв.м, что вместе с линейным ростом яркости белого цвета приводит к очень стабильным, но при этом весьма невысоким показателям контрастности, в среднем около 411,5:1.
К сожалению, по результатам тестирования ни один режим не дотянул до паспортных значений яркости. Хуже всего показал себя режим «Кино», 133,4 кд/кв.м — это очень низкий результат. Даже «Экономичный» продемонстрировал большую яркость, хотя от него разумно было ожидать самых низких показателей. Далее следуют «Игры», «Управление», а лидирует среди пресетов режим «Фото» с 268,9 кд/кв.м. При этом контрастность почти для всех предустановленных режимов лежит в диапазоне от 349,1:1 до 526,4:1. Все это далеко от заявленных значений. Гораздо лучше проявил себя пользовательский режим с различными комбинациями цветовой температуры. В sRGB-режиме и с предустановкой 6500 К яркость составила 266 и 265,8 кд/кв.м соответственно, а в естественном режиме работы панели – 276,4 кд/кв.м. При этом контрастность также не может похвастаться хорошими результатами, в среднем ее значение составило 350:1. Если говорить о цветовой температуре, то ни один режим не смог вплотную приблизиться к референсным 6500 К. При этом среди готовых пресетов цветовая температура достаточно стабильна и колеблется в пределах 8500 К, и лишь режим «Кино» сильно выделяется своими 10000 К. Что касается ручных регулировок, то тут также царит постоянство, точка белого лежит в пределах 8600 К с разбросом не более 100К.
Гамма-кривые в режимах «Управление», «Фото» и «Экономичный» практически не отличаются друг от друга. Контрастность нижней части диапазона слегка уменьшена, что приводит к чуть лучшей проработке темных тонов, однако не лучшим образом сказывается на общей контрастности изображения. Что касается предустановки «Игры», здесь показатель кривой гораздо больше референсного, и это делает картинку визуально более контрастной. Ну а в режиме «Кино» с формой гамма-кривой вообще происходит что-то невообразимое: в самых темных тонах контрастность падает, а в самых светлых, наоборот, увеличивается. Пользовательский режим с предустановками sRGB и 6500 К демонстрируют очень хорошее соответствие референсной кривой, а вот естественный режим работы матрицы значительно увеличивает показатель гамма, что в итоге дает более контрастную картинку. Что касается постоянства цветовой температуры, то здесь можно выделить предустановки «Управление», «Экономичный», «Фото» и «Кино», демонстрирующие довольно неплохую стабильность — разброс показателей без учета начального и конечного участков графика укладывается в 600 К. Что касается режима «Игры», то здесь цветовая температура в самых темных тонах уходит далеко за 20000К. Пользовательские установки sRGB и 6500К показывают отличные результаты, а вот показатели естественного режима работы панели почему-то сильно напоминают график пресета «Игры».
Графики цветового охвата монитора в предустановленных режимах похожи друг на друга как две капли воды. Что касается площади охвата, можно смело утверждать, что она примерно равна цветовому пространству sRGB, однако точки в красной и зеленой областях не совпадают с референсными значениями. А вот результаты измерения пользовательского режима с различными предустановками цветовой температуры разочаровали: цветовой охват во всех случаях одинаковый и при этом здорово не дотягивает до эталонного. Честно говоря, таких показателей не ожидал никто.
Точность цветопередачи буквально во всех режимах невпечатляющая. Пользовательская настройка с пресетами sRGB и 6500К показала себя лучше всех, среднее отклонение 6,9 и 7,08. Еще немного — и был бы более-менее приемлемый результат. Хуже дела обстоят у предустановок «Управление», «Фото» и «Экономичный», средний показатель ΔE составил около 8,4, это уже неудовлетворительно. Что касается режимов «Кино», «Игры» и пользовательской настройки с предустановкой цветовой температуры, соответствующей естественному режиму работы матрицы, то результаты, распределенные около значения 12,5, являются откровенно плохими.
Philips 273G3DH, точность цветопередачи в различных режимах | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Режим | Управление | Фото | Кино | Игры | Экономичный | Пользователь 6500 |
Пользователь sRGB |
Пользователь 100/100/100 |
ΔEab | ||||||||
Среднее | 8,66 | 8,46 | 12,58 | 13,04 | 8,21 | 7,08 | 6,9 | 12,24 |
Максимальное | 31,68 | 31,78 | 45,95 | 32,09 | 31,97 | 28,38 | 28,41 | 27,3 |
Ст. отклонение | 6,58 | 6,65 | 9,35 | 6,44 | 6,76 | 6,2 | 6,26 | 6,09 |
ΔE94 | ||||||||
Среднее | 2,87 | 2,77 | 4,39 | 6 | 2,66 | 2,39 | 2,31 | 6,08 |
Максимальное | 6,33 | 6,36 | 11,05 | 7,78 | 6,4 | 5,53 | 5,53 | 7,94 |
Ст. отклонение | 1,49 | 1,5 | 2,49 | 2,24 | 1,53 | 1,71 | 1,73 | 4,45 |
С помощью программы Spyder3Elite монитор был откалиброван в пользовательском режиме с предустановкой цветовой температуры, соответствующей естественному режиму работы матрицы, а именно с поканальной настройкой базовых цветов, установленной на 100% для каждого цвета. В таблице ниже приведены результаты до и после калибровки. Итак, что же удалось улучшить и за счет каких параметров? Значительно увеличилась точность цветопередачи (среднее отклонение уменьшилось с 12,24 до 2,95), это хороший показатель. Степень гамма-кривой точно сравнялась с эталонным значением 2,2. К сожалению, цветовой охват монитора довести до референсного не удалось, в зеленой области график почти совпадает с правильным значением, а вот в красной — серьезно не дотягивает до него. И как обычно, яркость снизилась с 264,9 до 206,1 кд/кв.м — весьма ощутимо. Поскольку яркость черного осталась неизменной, контрастность тоже упала с 456,7:1 до 355,3:1, это также неважный результат.
Philips 273G3DH — характеристики изображения до и после калибровки | |||
---|---|---|---|
До калибровки | После калибровки | Мишень | |
Яркость, кд/кв.м | |||
Белое поле | 264,90 | 206,10 | Макс. |
Черное поле | 0,58 | 0,58 | – |
Контрастность | 456,7:1 | 355,3:1 | |
Гамма | 2,63 | 2,2 | 2,2 |
Белая точка, CIE (x/y) | 0,283/0,312 | 0,312/0,330 | 0,313/0,329 |
Базовые цвета в хроматических координатах CIE: x/y | |||
Красный | 0,553/0,318 | — | |
Зеленый | 0,262/0,589 | ||
Синий | 0,153/0,0059 | ||
ΔEab | |||
Среднее | 12,24 | 2,95 | 0,00 |
Максимальное | 27,3 | 7,11 | |
Ст. отклонение | 6,09 | 2,17 | |
ΔE94 | |||
Среднее | 6,08 | 1,57 | 0,00 |
Максимальное | 7,94 | 1,17 | |
Ст. отклонение | 4,45 | 2,02 |
⇡#Равномерность подсветки экрана
Равномерность подсветки по полю экрана оценивалась в том же режиме, в котором происходила калибровка. Результаты, особенно для монитора со светодиодной подветкой, не самые радужные. Наибольший разброс по полю экрана, наблюдающийся при 100% и 50% от максимума яркости, составляет около 18-19% — это уже неудовлетворительный результат. Что касается показателей при 83% и 67% от самого яркого значения, то здесь результаты чуть лучше: 14-15%, хотя это также очень и очень много.
Для того чтобы использовать все функции монитора, в частности технологию трехмерного изображения, необходимо в первую очередь установить прилагающийся на компакт-диске драйвер для очков и синхронизатора затворов. Затем программа предложит определиться с частотой синхронизации: 50 или 60 Гц. После этого пользователь должен выбрать между просмотром фильмов и компьютерными играми. Если предпочитаете игры, то в появившемся окне драйвер сам найдет установленные на компьютере приложения, которые поддерживают 3D-формат, и выведет их списком. Если же по какой-то причине нужное приложение не будет найдено, всегда можно выбрать его самостоятельно в выпадающем списке. Стоит отметить, что список предлагаемых игр хоть и довольно обширен, похвастаться новизной не может: в него входят в основном приложения двух-трехлетней давности. Однако в самом окне программы есть ссылка Find more online, которая ведет на форум, где и можно скачать профили для более новых игр. Правда, часть профилей — результат творчества участников форума, так что не все они могут работать корректно.
Тестирование проводилось в игре Crysis Warhead. Непосредственно до начала самого игрового процесса никакого намека на трехмерность нет, поэтому появление сцены с видимой глубиной, объемные персонажи и автоматическая винтовка на переднем плане сперва вызывают удивление и даже восторг. Через какое-то время глаза начинают уставать, поэтому лучше периодически делать небольшие перерывы.
Кстати, стоит отметить, что очки здорово снижают яркость картинки, поэтому, конечно, монитору, как мы и отмечали в начале обзора, не помешал бы запас яркости посерьезнее. С глубиной сцены все тоже не слишком замечательно: если сравниватьTriDef 3D (на примере Philips 273G3DH) и 3DVision2, то последняя явно лучше.
Philips 273G3DH можно рассматривать как монитор, подходящий для двух типов задач: офисной работы или серфинга по Интернету и компьютерных игр с трехмерным изображением. С первой точки зрения наш сегодняшний дисплей ничем не выделяется в ряду таких же моделей на матрицах TN+film со светодиодной подсветкой. Ни большим запасом по яркости, ни высокой контрастностью, ни каким-то особенным разрешением он похвастаться не может. Что касается цветового охвата, результаты предустановок приемлемые для перечисленных выше задач, а вот в ручном режиме показатели откровенно слабые, однако после калибровки их удается немного подтянуть. Равномерность подсветки также разочаровывает. В общем, монитор звезд с неба не хватает.
Что касается компьютерных игр — тут все гораздо интереснее. Быстрый отклик и технология формирования трехмерного изображения на основе затворных очков, безусловно, является шагом вперед в продвижении реалистичности компьютерных игр, пускай это и шаг, который уже был сделан ранее. И хотя до полноценного трехмерного воспроизведения сцены, как это происходит в фантастических фильмах, мы еще не доросли, современные технологии, формирующие объемную сцену на плоском экране, уже очень впечатляют.
Однако, говоря о Philips 273G3DH, стоит отметить, что давно известный принцип формирования трехмерного изображения реализован в этом мониторе хуже, чем в других моделях. Здесь и явный недостаток яркости, и недостаточно проработанная глубина сцены. Кроме того, с совместимостью и поддержкой современных игр у других производителей дела обстоят явно лучше. Надеемся, что разработчики обязательно учтут весь нынешний опыт и в ближайшем будущем смогут предложить что-нибудь еще более интересное.
Преимущества:
Недостатки:
С файлового сервера 3DNews можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который предназначен для использования с настройками, описанными в разделе «Аппаратная калибровка».
Редакция 3DNews благодарит компанию «Графитек» за предоставленный в распоряжение нашей лаборатории измерительный комплекс Spyder3Studio.