Подробный обзор архитектуры Kepler, на которой основаны карты серии GeForce 600, вы можете прочитать в статье про флагманскую модель, GTX 680. А для тех, кто уже в курсе, повторим краткое резюме архитектуры из обзора GeForce GTX 690.
Вкратце: Kepler представляет собой апгрейд архитектуры Fermi, которую NVIDIA использовала в сериях GeForce 400 и GeForce 500. В ядре произошел ряд оптимизаций, но главное изменение состоит в увеличении числа вычислительных блоков: чип GK104 содержит втрое больше ядер CUDA и вдвое больше текстурных модулей по сравнению с GF110 (GeForce GTX 580). С другой стороны, GeForce GTX 680 в некоторых отношениях сделал шаг назад по сравнению с GTX 580: шина памяти уменьшилась с 384 до 256 бит, 32 ROP вместо 48, планировщики потоковых мультипроцессоров перешли от динамического к статическому планированию, что существенно снизило производительность в неграфических вычислениях.
GK104 производится по техпроцессу 28 нм, и умеренное (по сравнению с ядром Tahiti в Radeon HD 7950/7970) число транзисторов позволило установить базовую тактовую частоту GPU 1006 МГц. Память в GTX 680 работает на эффективной тактовой частоте 6008 МГц. Кроме того, NVIDIA внедрила технологию динамического разгона GPU Boost, которая автоматически повышает частоту GPU в зависимости от энергопотребления и температуры. В дополнение к базовой частоте в спецификациях GTX 680 и 690 указана Boost Clock — средняя частота, которой достигает автоматический разгон в большинстве приложений.
GeForce GTX 670, вторая одночиповая карта серии GeForce 600 в сегменте High-End, также построена на базе процессора GK104, но число вычислительных блоков GPU урезано. Из восьми потоковых мультипроцессоров (SMX) один отключен, поэтому в строю остается только 1344 ядра CUDA из 1536 и 112 текстурных модулей из 128. В остальном функциональность чипа изменений не претерпела: 32 ROP и 256-битная шина памяти. Референсная версия GeForce GTX 670 также комплектуется 2 Гбайт памяти, работающей на эффективной частоте 6008 МГц.
GPU функционирует на базовой частоте 915 МГц (как в GTX 690), а типичная частота Boost Clock — 980 МГц. У GTX 680 частоты составляют 1006 и 1058 МГц. За счет этой разницы TDP карты удалось снизить до 170 Вт. TDP GTX 680 на 15 Вт выше.
Несмотря на столь небольшое энергопотребление, GeForce GTX 670 позиционируется как конкурент Radeon HD 7950, а в некоторых случаях, по заявлению производителя, может потягаться и с HD 7970. Напомним, каково типичное энергопотребление этих карт: 200 и 250 Вт.
GTX 670 обладает всеми функциями GTX 680: есть поддержка DirectX 11.1, карта может в одиночку выводить изображение на три монитора в режиме Surround или Surround 3D. Как и GTX 680, GTX 670 работает с шиной PCI-E 3.0, но официально для обеих карт этот режим поддерживается только на платформе Intel Ivy Bridge. На Sandy Bridge-E с чипсетом X79 PCI-E 3.0 пока заблокирован, но NVIDIA пообещала вскоре провести валидацию этой платформы.
Рекомендованная розничная цена GTX 670 установлена на уровне $399, а специально для России — 13 999 руб. Кстати, примерно за такие деньги сейчас уже можно купить и Radeon HD 7950.
Поначалу GTX 670 выглядит как стандартная High-end карта, но вот мы переворачиваем ее, и видно, что печатная плата удивительно маленькая. Даже GeForce GTX 560 в референсной версии выпускается на более длинной PCB. А GTX 570 и вовсе построен на той же плате, что и GTX 580.
Отсек кожуха с турбинкой системы охлаждения наращивает карту до привычной длины. Крыльчатка, как и в GTX 680, сделана из звукопоглощающего материала. И действительно, даже на полных оборотах шум кулера сильный, но терпимый, без рева и свиста. Графический процессор отдает тепло небольшому радиатору с медной подошвой, но без испарительной камеры. Транзисторы системы питания имеют собственный небольшой радиатор — такое решение уже нечасто используется, тем более в столь мощных картах. Микросхемы памяти вообще обходятся без дополнительного охлаждения.
Задняя панель GTX 670 точно такая же, как у GTX 680.
На нашем семпле память набрана микросхемами Hynix H5GQ2H24AFR-R0C со штатной эффективной частотой работы 6 ГГц. Они же используются в GTX 680.
Конфигурация системы питания, судя по всему, также соответствует оной у GTX 680. Для питания GPU используются четыре фазы от контроллера ON Semiconductor NCP5392P, для памяти — две фазы от контроллера APL 3516A. Примечательно, что все силовые компоненты расположены не на хвосте платы, как обычно бывает, а ближе к панели с разъемами.
Партнеры NVIDIA с момента релиза будут продавать не только референсные карты, но и собственные версии GTX 670 на PCB оригинального дизайна. Пока что инженерная мысль идет в сторону увеличения платы и системы охлаждения, но мы наверняка увидим и наполовину кастомизированные карты на референсной PCB и с компактным кулером открытого типа с тепловыми трубками. В таком случае миниатюрные размеры GTX 670 будут производить еще более сильное впечатление.
Методика тестирования
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | AMD Catalyst 12.4 |
ПО для карт NVIDIA | 301.11 для GeForce 600, 296.10 WHQL для GeForce 500 |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
---|---|---|---|---|
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | ||
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool | DirectX 11 | Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Начало миссии Going Hunting. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS | DirectX 9 | Город Whiterun. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS | DirectX 9 | Миссия Return to Sender. Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
В тестировании приняли участие следующие видеокарты:
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
Как и в случае с GeForce GTX 680 и GTX 690, при оверклокинге GTX 670 имеет значение не только базовая частота GPU, на которой карта работает стабильно, но и та частота, которую может обеспечить GPU Boost при возросшем в результате разгона энергопотреблении и тепловыделении. У всех трех карт, составляющих сейчас серию GeForce GTX 600, максимальный подъем над базовым уровнем, который предусматривает таблица шагов частоты GPU Boost, различается. Подробнее об этом написано в обзоре GTX 690.
У GTX 670 довольно слабая PCB и система охлаждения, поэтому неудивительно, что среднее значение Boost Clock, которое указывает NVIDIA (980 МГц), меньше, чем у GeForce GTX 690 (1019 МГц), хотя базовая частота GPU у них одинаковая. Но вот что интересно: максимальная частота, которой достигает GTX 670, выше, чем у GTX 690: 1097 против 1071 МГц. То есть максимальный прирост составляет 182 МГц.
Еще одна особенность работы GPU Boost на GTX 670: напряжение питания GPU не изменяется плавно вместе с частотой, а сразу поднимается до 1,175 В, как только карта переходит в 3D-режим. Напряжение в 2D, как и у GTX 680 и GTX 690, составляет 0,987 В.
Диапазон изменения лимита мощности (Power Target) и оборотов вентилятора меньше, чем у GTX 680: 122% и 80% соответственно. С этими настройками нам удалось разогнать графический процессор до 1035 МГц. При этом Boost Clock по-прежнему могла подниматься на 182 МГц относительно базовой частоты, достигая 1215 МГц. GTX 680 потенциально может достигать 1190 МГц, но на практике мы смогли добиться лишь 1177. Таким образом, хотя базовая частота GTX 670 в разгоне меньше, чем у GTX 680, более агрессивная работа GPU Boost это отчасти компенсирует.
Память, лишенная активного охлаждения, разогналась лишь до 1627 (6508) МГц, что почти на половину гигагерца меньше, чем у GTX 680.
Модель | Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) |
GeForce GTX 690 | 915 | 1071 (+156) | 1085 | 1241 |
GeForce GTX 680 | 1006 | 1110 (+104) | 1086 | 1177 |
GeForce GTX 670 | 915 | 1097 (+182) | 1035 | 1215 |
Производительности невзрачного кулера GTX 670 хватило, чтобы в штатном режиме обеспечить рабочие температуры, практически такие же, как у GTX 680. Radeon HD 7950 и HD 7970, снабженные мощными системами охлаждения с испарительными камерами, нагреваются меньше, а GeForce GTX 580 и Radeon HD 6970 — чуть сильнее. Максимальные обороты турбины снижают температуру карты на 10 °С под нагрузкой, несмотря на разгон.
По энергопотреблению под нагрузкой карта эквивалента Radeon HD 7950. Есть заметное преимущество перед GTX 680, которое сохраняется даже после разгона.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011
Unigine Heaven 2
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead (DirectX 10)
Metro 2033 (DirectX 11)
DiRT 3 (DirectX 11)
Crysis 2 (DirectX 11)
Battlefield 3 (DirectX 11)
Batman: Arkham City (DirectX 11)
The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)
GeForce GTX 670 удивляет тем, как сильно он отличается от GTX 680 физически (по габаритам и энергопотреблению) и при этом близок к нему по производительности в большинстве игр. А если разогнать карту, то она может и сравняться с флагманской моделью. Да, упрощенная плата сильно ограничивает разгонный потенциал, но GTX 670 приходит на помощь более агрессивная работа GPU Boost, в результате которой реальные рабочие частоты значительно превосходят показатели GTX 680. Лучших результатов наверняка позволят достигнуть оверклокерские версии GTX 670 с оригинальным дизайном PCB и более мощной системой охлаждения, которые уже подготовили партнеры NVIDIA.
Еще сильнее контраст GTX 670 и топовых видеокарт AMD. Сравнимой производительностью обладает значительно более крупный и прожорливый Radeon HD 7950, а в удачных условиях GTX 670 может потягаться силами и с HD 7970.