Оригинал материала: https://3dnews.ru/631793

Qualcomm Uplinq 2012: программирование в тепле

С чисто географической точки зрения Qualcomm можно признать одной из самых умных компаний — ее основатель, профессор университета Сан-Диего Ирвин Джейкобс (и отец нынешнего директора компании Пола Джейкобса) не стал далеко уезжать от предыдущего места работы, не польстившись даже на Кремниевую долину. Поэтому для компании доставить удовольствие независимым разработчикам и партнерам довольно просто — достаточно созвать их раз в год, в конце июня на конференцию в замечательный теплый город, известный своими пляжами, рыбалкой и разнообразием кухни.

Впрочем, на этот раз с временем вышла небольшая промашка — мероприятие под названием Uplinq’2012 день в день совпало с Google I/O, при этом никаких парашютистов, велосипедистов или танкистов не было и в помине, все прошло куда скромнее. Пиарщики Qualcomm только виновато разводили руками, но, несмотря на совпадение, разработчиков и партнеров набралось до 2 с лишним тысяч — даже немного больше, чем обычно. Зал для выступлений был забит чуть более чем полностью, недостаток стульев явственно ощущался и на всех сессиях.

Пол Джейкобс: превед, разработчеги!!!

Кстати, национальный состав собравшихся вышел весьма и весьма пестрым — помимо американских команд было запредельно много гостей из Китая и Индии, а также несколько групп из Израиля, Кореи и Африки. Россия была представлена гораздо слабее, но знакомые лица из Yandex и ABBYY мелькали тут и там. Надеемся, на будущих конференциях наш флаг будет заметнее не смотря ни на какие визы и языковые барьеры, — в конце концов, у китайцев стартовые условия не лучше.

Кстати, заочная пикировка с Google выразилась еще в нескольких «совпадениях». Например, новый планшет ASUS/Google Nexus 7 работает на чипсете NVIDIA Tegra 3, хотя инженерам ASUS чипы Qualcomm не в новинку. В отместку Qualcomm нанесла страшный удар по Android, даже два — пригласила в золотые партнеры конференции финнов Nokia и прожужжала девелоперам все уши про разработку под Windows 8 RT. Соотношение Android- и Windows-программистов на конференции было на вскидку 8 к 1, но это не помешало всем все внимательно выслушать, рассмотреть со всех сторон представленные образцы Windows-планшетов на базе чипсетов Snapdragon S4 и подписаться на участие в конкурсе приложений.

Вообще, графика Adreno применительно к играм была одной из трех главных тем на Uplinq’2012 — бывшие сотрудники AMD и NVIDIA в очередной раз показали впечатляющие, практически «консольные» возможности связки из 4 ядер Krait и графики Adreno 320 (ожидается в аппаратах второй половины года), на этот раз в разрешении 1080p и под управлением Windows 8 RT и Android. С учетом того, что Qualcomm довольно активно намекает на использование Snapdragon в телевизорах (так, например, уже делает Lenovo в Китае), в итоге может получиться интересная ситуация, в которой немного неуютно себя почувствуют традиционные производители игровых консолей.

Второй главной темой стала AR — так называемая дополненная реальность. Qualcomm в принципе любую проблему решает созданием платформы разработки, и AR не исключение — слово Vuforia, которым обозначается тема AR у калифорнийцев, на конференции мелькало повсюду. Руководитель данного направления в Qualcomm Джэй Райт удостоился в рамках церемонии открытия собственной небольшой демосессии, во время которой показал пример коммерческого внедрения «облачной» версии Vuforia в компании, торгующей одеждой — наведенный глазом камеры на пару кроссовок телефон показывал их в другом цвете, делился мнениями других покупателей о продукте и т.п. На данный момент у платформы 30 тысяч зарегистрированных разработчиков.

Третьим, но не последним хедлайнером фестиваля стала технология Qualcomm AllJoyn — фактически p2p-протокол, который работает поверх Wi-Fi или Bluetooth. Разработчики особенно напирали на низкие задержки, которые не будут мешать мультиплеерному режиму игр, а также простоту «спаривания» устройств. Исходные коды открыты, что, несомненно, является попыткой придать технологии хоть какое-то заметное распространение на рынке.

В процессе посещения различных сессий и круглых столов корреспонденту 3DNews удалось пообщаться с несколькими ключевыми сотрудниками компании и задать им по 2-3 вопроса на особо интересующие темы. Приводим ответы.

Пол ДЖЕЙКОБС, генеральный директор Qualcomm:

3DNews: Как известно, на ряде рынков некоторым производителям пришлось пойти на замену дефицитных 28-нанометровых чипов Snapdragon S4 либо на 45-нанометровые S3, либо на изделия конкурентов. Изменился ли в результате этой ситуации ваш подход к отношениям с партнерами-производственниками? Планируете ли как-то усилить контроль или даже обзавестись собственными мощностями?

ДЖЕЙКОБС: Да, это непростая для нас ситуация, наши инвесторы уже задавали нам достаточно жесткие вопросы на эту тему. Хотелось бы сразу оговориться: вопреки циркулирующим по рынку слухам, у наших партнеров из TSMC не было технологических проблем с освоением нового производственного процесса (а вот в этом Qualcomm удалось убедить не всех, — прим. авт.), не было проблем с выходом годных чипов. На самом деле, компании просто не хватило оборудования для удовлетворения того вала заказов, который на нас обрушился. Мы модифицируем наши отношения с партнерами по результатам этого опыта, стараемся наладить с ними как можно более тесное взаимодействие. Кроме того, мы наладили отношения с новыми партнерами (весной Qualcomm анонсировал сделки с United Microelectronics, Globalfoundries и другими контрактными производителями. — прим. авт.), что дает нам определенную гибкость. Конечно, мы всегда рассматриваем возможность перехода на собственное производство, но это достаточно дорогостоящее мероприятие, и в настоящий момент мы отлично себя чувствуем без него.

Вопрос корреспондента другого издания: Могли бы вы прокомментировать информацию о планах Qualcomm по инвестированию $100 млн в российские стартапы?

ДЖЕЙКОБС: На самом деле комментировать пока особенно нечего, мы присматриваемся к этому рынку и оцениваем возможности, но никаких конкретных планов пока анонсировать не можем. (По информации «Коммерсанта», Qualcomm ищет интересные объекты для инвестиций в России аж с января, — и результат за полгода нулевой — прим. авт.)

Джей РАЙТ, директор по развитию, в Qualcomm отвечает за Vuforia:

3DNews: Ваша компания участвовала в создании очков Google? И если нет, вы бы хотели как-то ответить на вызов?

РАЙТ: Нет, это не наш продукт, но я думаю, что идея правильная — есть целый ряд сценариев использования AR, в которых руки лучше бы оставить свободными. И, что важно, в большинстве этих сценариев поле зрения камеры не требуется особо тщательно выравнивать по объекту. К тому же очки неплохо работают как простой дисплей для отображения информации. Технологически тут нет ничего особо прорывного, все достижимо в сжатые сроки. К тому же технологии, которые несут в себе элемент моды, принимаются публикой проще и быстрее. Для данного этапа цена в $1 500 не выглядит катастрофической, но в дальнейшем ее придется снижать, и очень быстрыми темпами.

На этот продукт Qualcomm собирается дать свой ответ

3DNews: Как специалист по AR, объясните, пожалуйста, почему в магазинах не видно шопоголиков со смартфонами, наведенными на одежду и обувь, как Вы нам показывали? Почему на улицах больших городов так мало туристов со смартфонами, которые использовали бы AR-софт вместо гидов?

РАЙТ: На самом деле AR еще в лучшем положении, чем коды QR. Если пользователю дать возможность выбирать, то он практически всегда выберет AR, — это просто «круче» и интуитивно. «Туристический» сценарий применения AR, как мы обнаружили, тоже непросто сделать привлекательным — трудность в точности совмещения информации на экране с объектами реального мира. Мы находим три других направления более перспективными. Первое — это игры, как 3D-игры, так и дополнение к физическим игровым предметам. Второе — образование, тут даже объяснения излишни. Ну и третье — это маркетинг и реклама, бренды готовы вкладывать ощутимые средства в интерактивную составляющую, «оживающие» рекламные щиты и дополнительные сведения к выкладке продуктов в физических магазинах. По мере того как таких проектов будет больше, пользователи узнают и подтянутся.

3DNews: То есть технологических проблем совсем нет?

РАЙТ: Ну как сказать… Вообще-то есть. Если смотреть чисто на железо, то и качество камер, и доступная мощность процессоров уже отвечают нашим запросам. AR — это очень тяжелая и сложная для процессоров задача, и нагрузка на батарею достаточно велика, и это одна из проблем, которую мы бы хотели решить — с помощью более мощных и эффективных процессоров. В перспективе этой задачей будет заниматься отдельный процессор в составе одной из будущих версий SoC Snapdragon. Мы предоставляем разработчикам библиотеку FastCV для этих целей, пока это библиотека разбрасывает работу между ЦП и DSP. Я бы еще добавил, что очень больным вопросом и большим тормозом для нас является качество софта для камер в большинстве смартфонов на Android, оно часто очень низкое.

3DNews: AR вообще убьет QR-коды?

РАЙТ: Не думаю. Есть сценарии, в которых точное распознавание объектов ну ОЧЕНЬ сильно затруднено. Например, возьмите 10 телефонов на Android и положите их в ряд… (Интервью обрывается диким хохотом с обеих сторон. — прим. авт.)

Питер КАРСОН, директор по продуктам Qualcomm, отвечает за «беспроводные» разработки компании:

3DNews: Как давно Вы работаете в Qualcomm?

КАРСОН: Очень давно, с середины 90-х годов. Вообще в связь я пришел в конце 84 года, когда мы запускали оператора NYNEX на северо-востоке США. Смешно вспомнить, тогда 9 000 абонентов казались нам огромным, недостижимым показателем. Потом эта компания стала частью Verizon.

3DNews: Вы знаете Мартина Купера?

КАРСОН: Да, мне даже доводилось работать под его началом.

3DNews: Несколько вопросов насчет LTE, конечно же. Во-первых, Вы считаете, что независимые от операторов приложения для голосовой связи вроде того же Skype, вытеснят в сетях LTE предложения операторов?

КАРСОН: Я совсем не уверен в этом. Голосовые кодеки этих приложений изначально рассчитывались под проводную связь и не очень хорошо работают в беспроводной среде. К тому же покрытие LTE пока далеко от сплошного даже в США, а я не могу назвать переход с 4G на 3G в таких сетях «бесшовным». В свою очередь, кодек HD Voice, которым уже вовсю пользуются операторы в Европе, требует всего 12 Кбит/с для максимального качества. Когда разрабатываешь оптимизированный для мобильных устройств голосовой кодек, всегда важно помнить о нагрузке на батарею устройства при исходящем потоке данных и держать в себя в руках. Что касается бесшовного «падения» голосового вызова в 3G, то мы не так давно тестировали эту возможность совместно с Ericsson, и у нас все отлично сработало.

3DNews: Что Вы можете сказать по поводу гармонизации частот LTE по всему миру? Как так получилось, что мы рассчитывали на прогресс по сравнению с 3G, а все вышло намного хуже?

КАРСОН: Действительно, для LTE по всему миру сейчас размечено около 40 диапазонов. Все дело в том, что с точки зрения спектральной эффективности LTE пока ненамного лучше свежих реализаций HSPA, а громадный выигрыш в скорости пока в основном получается за счет пустых сетей и широких полос. Чтобы обеспечить эти широкие полосы, регуляторы по всему миру в спешке освобождали любые более-менее подходящие частоты, которые могли найти, — вот и получилось… Я думаю, в итоге в мире найдутся несколько доминирующих диапазонов, но не 4, как в случае 3G, а как минимум 6-7. Вот над этим инженерам и нужно будет поработать в будущих устройствах. С нашей стороны все поддерживается, дело в усилителях и антеннах. Думаю, в ближайшие пару лет о роуминге LTE говорить не приходится, абонентам остается довольствоваться 3G.

3DNews: А не поможет ли SDR решить проблему?

КАРСОН: Сильно сомневаюсь. Большинство задач гораздо эффективнее решаются аппаратно, чем программно, SDR в итоге потребляет очень много энергии, что может сойти для USB-модемов, но совершенно недопустимо в мобильных устройствах.

3DNews: Возвращаясь к вопросу о частотах: операторы рисуют панические картинки невероятного роста трафика в мобильных сетях и предсказывают коллапс, если им срочно не дадут еще частот. Насколько, на Ваш взгляд, эти опасения оправданы?

КАРСОН: Не на 100%, мягко говоря. Проблема взрывного роста трафика действительно существует, но дать операторам больше частот — только одно из решений. На наш взгляд, нужно также уменьшать размеры сот в местах наибольшей нагрузки (а это серьезный рост капитальных затрат), а также стараться по максимуму «выгружать» трафик в сети Wi-Fi. Технологически для этого есть все условия.

Лиат БЕН-ЦУР, директор по разработке ПО, отвечает за взаимодействие с разработчиками:

3DNews: На этом Uplinq Qualcomm уделяет много внимания разработке под Windows 8 RT. Но ведь это делается при помощи инструментария Microsoft, а не Qualcomm?

БЕН-ЦУР: SDK Microsoft можно дополнять сторонними модулями, и мы планируем предложить разработчикам те модули, которые бы представляли ключевые для нас технологии — Vuforia, AllJoyn и другие.

3DNews: Что Вас больше всего удивило и порадовало в конкурсе приложений Qualcomm Hackathon?

БЕН-ЦУР: Знаете, там было одно такое приложение… В общем, оно предназначено для детей, которые даже не умеют говорить. Приложение демонстрирует им различные картинки, цвета и фигуры и при этом использует фронтальную камеру для наблюдения за реакцией, мимикой, глазами — и за счет этого позволяет точно диагностировать аутизм. Мы довольно основательно поработали над SDK, наш софт позволяет, например, отличать улыбку от усмешки, — и вот такой результат.

3DNews: А вообще за всю историю Вашего взаимодействия с разработчиками кто выступил лучше всех?

БЕН-ЦУР: Мы распространяем наш инструментарий в открытом виде и не особенно следим за результатами. Вот когда я съездила в Китай, там было полно сюрпризов — люди писали множество очень дельных приложений с помощью нашего SDK, а мы и знать не знали. Такие сюрпризы очень приятны, надеюсь, Россия тоже не подведет.

Согласно распространенному мнению, когда русские уезжают за рубеж, они делают это в поисках мест, где нет других русских. Так вот, это полная ерунда — как хотите, а наш флаг на таких масштабных мероприятиях должен быть куда более заметным. Когда у автора интересовались происхождением, реакция на ответ всегда была одинаковой: о, у вас самые крутые разработчики, вы лучшие! Вот только почему-то в призерах соревнований «лучших» не наблюдалось, да и среди мешанины национальностей в Qualcomm их крайне немного. Господа разработчики, сделайте с этим, пожалуйста, что-нибудь.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/631793