Нижний сегмент линейки GeForce 600 уже полностью укомплектован. В розничной продаже есть карты GT 610, GT 620, GT 630 и GT 640, а в OEM-каналах дополнительно поставляется GeForce 605. Но из них всех только GT 640 можно назвать в полной мере новой моделью, так как она базируется на архитектуре Kepler, а остальные карты представляют собой знакомые модели серий GeForce 400 и GeForce 500 (архитектура Fermi) с теми или иными незначительными изменениями.
GeForce 640 основан на чипе GK107, который ранее дебютировал в ускорителях GeForce 640M. Производительность последнего мы уже всесторонне изучили на примере ноутбука Acer Aspire M3-581TG: по сравнению с GeForce 540M новый чип дает очень неплохой прирост скорости. Повторится ли этот результат в десктопном формате?
GK107 содержит одну четверть вычислительных блоков флагманского процессора GK104: два потоковых мультипроцессора (SMX), заключенные в один Graphics Processing Cluster (384 ядра CUDA). Из четырех контроллеров памяти осталось два, что дает ширину шины 128 бит, из 32 ROP осталось 16, из 128 текстурных блоков — 32 штуки. GK104 поддерживает шину PCI-E 3.0.
Примечательно, что ретейловый предшественник GeForce GT 640 в этой нише — GT 440 — комплектуется всего 96 ядрами CUDA, а 384 ядра имеет GTX 560 Ti. Зато, как и прочие GPU семейства Kepler, GK107 не имеет отдельной удвоенной частоты для ядер CUDA.
GK107 в десктопном GeForce GT 640 лишен ограничений на энергопотребление и потому работает на достаточно высокой частоте 900 МГц. Технология GPU Boost в GT 640 не применяется, поэтому частота зафиксирована.
Таким образом, сам по себе GK107 выглядит серьезным игроком в своем классе, но карта GeForce GT 640 для розничной продажи в таком виде, как ее задумала NVIDIA, пока не позволяет ему полностью раскрыть потенциал. Официальная спецификация GT 640 предусматривает использование памяти GDDR3 с эффективной частотой 1782 МГц, пропускной способности которой не хватало даже для прошлых карт NVIDIA этого сегмента. Зато памяти тут 2 Гбайт. Впрочем, в скором будущем может появиться и версия с микросхемами GDDR5 — немного более дорогая, зато гораздо более быстрая.
Энергопотребление GT 640 укладывается в пакет 65 Вт. В покое карта потребляет 15 Вт. Это несколько больше, чем у Radeon HD 7750, который имеет TDP 55 Вт и в покое потребляет меньше 3 Вт за счет технологии ZeroCore.
Карты GeForce GT 640 от разных производителей уже появились в российской рознице. Средняя цена в московских интернет-магазинах — 3,2 тыс. рублей.
⇡#ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: технические характеристики, комплект поставки
Как часто бывает с видеокартами начального уровня, для GeForce GT 640 не существует референсного варианта, и производители разрабатывают платы самостоятельно. Будем изучать GT 640 на примере карты ZOTAC. В арсенале ZOTAC есть три варианта GT 640: стандартный, низкопрофильный и с пассивным охлаждением. Именно последний нам и прислали.
ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition | |
---|---|
Модельный номер | ZT-60204-20L |
Основные компоненты | |
GPU | GK107 |
Число транзисторов, млн | 1300 |
Техпроцесс, нм | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц | 900 |
Потоковые процессоры | 384 |
Текстурные блоки | 32 |
ROPs | 16 |
Видеопамять: тип, объем | GDDR3, 2048 Мбайт |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 891 (1782) |
Ширина шины памяти, бит | 128 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | |
Макс. разрешение: цифр. / аналог. | 2560x1600 / 2048x1536 |
Разъемы | 2 х DVI, 1 x Mini HDMI |
Физические характеристики | |
Макс. потребляемая мощность, Вт | 65 |
Габаритные размеры: ДхВхГ, мм | 254x163x56 |
Масса, г | НД |
Гарантийный срок, лет | 2 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных |
Тактовые частоты карты соответствуют спецификациям NVIDIA. В России, если судить по Интернету, она пока не продается.
Комплект поставки ожидаемо скромный. Из всех аксессуаров прилагается только переходник с порта DVI на VGA.
⇡#ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: конструкция
Для пассивного охлаждения требуется массивный радиатор, поэтому карта двухслотовая.
Кулер устроен таким образом, что плата при установке входит в прорезанный в ребрах паз, и радиатор обхватывает ее с двух сторон. В нем применяются медное основание и три тепловые трубки. Микросхемы памяти обходятся без дополнительного охлаждения.
В своей реализации GeForce GT 640 ZOTAC использует не полноразмерный порт HDMI, а его мини-версию. Так как в комплекте поставки нет соответствующего переходника, это проблема для тех, кто будет использовать карту в HTPC.
⇡#ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: плата
Печатная плата компактная и простая. Система питания дает лишь две фазы. Микросхемы памяти расположены только на лицевой стороне.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | Catalyst 12.7 Beta |
ПО для карт NVIDIA | 304.48 Beta |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | - |
- |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 | AF 16x, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, Analytical AA | 1680x1050 / 1920х1080 |
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool | DirectX 11 | Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 | AF, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1680x1050 / 1920х1080 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Начало миссии Going Hunting. Макс. качество | AF 16x, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS | DirectX 9 | Город Whiterun. Макс. качество | AF 16x, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS | DirectX 9 | Миссия Return to Sender. Макс. качество | AF, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
В тестировании приняли участие следующие видеокарты:
Примечание: Radeon HD 5750 здесь используется как аналог HD 6750, потому что это в общих чертах одинаковые карты. Gainward GeForce GTS 450 GS-GLH является разогнанной моделью, поэтому ее тактовые частоты пришлось вручную откатить до референсных значений.
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
GT 640 (по крайней мере в варианте ZOTAC) не имеет средств для программного измерения и регулировки напряжения питания GPU, к тому же это карта со слабой системой питания и пассивным охлаждением. Но, несмотря на все противопоказания, ее удалось существенно разогнать: со стандартных 900/1782 до 1062/2242 МГц на GPU и памяти соответственно.
Хотя официальный TDP GeForce GT 640 немного больше, чем у Radeon HD 7750, на практике никакой разницы в энергопотреблении компьютера не обнаружилось. Похожий результат продемонстрировал GT 440.
Процессор GK107 под пассивным охлаждением нагревается будь здоров. Даже без разгона и на открытом стенде в Crysis 2 температура достигает 94 °С, а с разгоном — под сотню (это, в общем-то, касается любых карт с пассивной системой охлаждения, которые все как одна плохо себя чувствуют за пределами корпуса с направленными потоками воздуха. — прим. ред.).
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011
⇡#Производительность, Unigine Heaven 2 + игровые тесты
Unigine Heaven 2 (DirectX 11)
Crysis Warhead (DirectX 10)
Metro 2033 (DirectX 11)
DiRT 3 (DirectX 11)
Crysis 2 (DirectX 11)
Battlefield 3 (DirectX 11)
Batman: Arkham City (DirectX 11)
The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)
По сравнению с предыдущей картой, которая занимала нишу GeForce GT 640, — GT 440, новинка сделала большой рывок в производительности. Между тем, даже от младшего отпрыска семейства Kepler можно было ожидать большего, чем победа над старой моделью с заведомо менее мощным GPU. Однако в большинстве тестов GT 640 не дошел до уровня GeForce GTS 450, не говоря уже о GTX 550 Ti. Еще скромнее достижения GT 640 выглядят на фоне Radeon HD 7750, поскольку это карты в одном диапазоне энергопотребления и HD 7750 формально имеет даже меньший TDP.
Виновата во всем, конечно же, медленная память GDDR3. Нам неизвестны причины, по которым GeForce GT 640 изначально вышел с такой гирей на ноге, но она сильно ограничивает потенциал ядра GK107, довольно хорошо для своей категории укомплектованного вычислительными блоками. Не хочется быть столь категоричным, но GT 640 в нынешнем виде просто никому не нужен, если за те же деньги можно купить Radeon HD 7750. Подождем версии с GDDR5 и дадим ему второй шанс.
Что касается «пассивной» GeForce GT 640 в реализации ZOTAC, то особых претензий к ней нет. С одной стороны, бесшумное пассивное охлаждение можно только приветствовать, с другой — процессор изрядно перегревается на открытом стенде, что, в прочем, и не удивительно. Правда, небольшой активный кулер, возможно, и не слишком сильно шумел бы, и ощутимо остужал бы GPU. Проблему с температурой можно решить за счет навесного вентилятора, но тогда займется еще один слот расширения, а три слота для low-end-карты — это уже анекдот.
GT 640 ZONE Edition был бы неплохим вариантом для тихого HTPC (опять-таки если корпус позволяет), но и тут есть засада в виде мини-версии порта HDMI и необходимости отдельно покупать переходник или кабель для подключения к телевизору с полноформатным разъемом.