Оригинал материала: https://3dnews.ru/633372

Zotac GeForce GT 640: Kepler за $100

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Нижний сегмент линейки GeForce 600 уже полностью укомплектован. В розничной продаже есть карты GT 610, GT 620, GT 630 и GT 640, а в OEM-каналах дополнительно поставляется GeForce 605. Но из них всех только GT 640 можно назвать в полной мере новой моделью, так как она базируется на архитектуре Kepler, а остальные карты представляют собой знакомые модели серий GeForce 400 и GeForce 500 (архитектура Fermi) с теми или иными незначительными изменениями.

GeForce 640 основан на чипе GK107, который ранее дебютировал в ускорителях GeForce 640M. Производительность последнего мы уже всесторонне изучили на примере ноутбука Acer Aspire M3-581TG: по сравнению с GeForce 540M новый чип дает очень неплохой прирост скорости. Повторится ли этот результат в десктопном формате?

GK107 содержит одну четверть вычислительных блоков флагманского процессора GK104: два потоковых мультипроцессора (SMX), заключенные в один Graphics Processing Cluster (384 ядра CUDA). Из четырех контроллеров памяти осталось два, что дает ширину шины 128 бит, из 32 ROP осталось 16, из 128 текстурных блоков — 32 штуки. GK104 поддерживает шину PCI-E 3.0.

Примечательно, что ретейловый предшественник GeForce GT 640 в этой нише — GT 440 комплектуется всего 96 ядрами CUDA, а 384 ядра имеет GTX 560 Ti. Зато, как и прочие GPU семейства Kepler, GK107 не имеет отдельной удвоенной частоты для ядер CUDA.

GK107 в десктопном GeForce GT 640 лишен ограничений на энергопотребление и потому работает на достаточно высокой частоте 900 МГц. Технология GPU Boost в GT 640 не применяется, поэтому частота зафиксирована.

Таким образом, сам по себе GK107 выглядит серьезным игроком в своем классе, но карта GeForce GT 640 для розничной продажи в таком виде, как ее задумала NVIDIA, пока не позволяет ему полностью раскрыть потенциал. Официальная спецификация GT 640 предусматривает использование памяти GDDR3 с эффективной частотой 1782 МГц, пропускной способности которой не хватало даже для прошлых карт NVIDIA этого сегмента. Зато памяти тут 2 Гбайт. Впрочем, в скором будущем может появиться и версия с микросхемами GDDR5 — немного более дорогая, зато гораздо более быстрая.

Энергопотребление GT 640 укладывается в пакет 65 Вт. В покое карта потребляет 15 Вт. Это несколько больше, чем у Radeon HD 7750, который имеет TDP 55 Вт и в покое потребляет меньше 3 Вт за счет технологии ZeroCore.

Карты GeForce GT 640 от разных производителей уже появились в российской рознице. Средняя цена в московских интернет-магазинах — 3,2 тыс. рублей.

#ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: технические характеристики, комплект поставки

Как часто бывает с видеокартами начального уровня, для GeForce GT 640 не существует референсного варианта, и производители разрабатывают платы самостоятельно. Будем изучать GT 640 на примере карты ZOTAC. В арсенале ZOTAC есть три варианта GT 640: стандартный, низкопрофильный и с пассивным охлаждением. Именно последний нам и прислали.

ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition
Модельный номер ZT-60204-20L
Основные компоненты
GPU GK107
Число транзисторов, млн 1300
Техпроцесс, нм 28
Тактовая частота GPU, МГц 900
Потоковые процессоры 384
Текстурные блоки 32
ROPs 16
Видеопамять: тип, объем GDDR3, 2048 Мбайт
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 891 (1782)
Ширина шины памяти, бит 128
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Макс. разрешение: цифр. / аналог. 2560x1600 / 2048x1536
Разъемы 2 х DVI,
1 x Mini HDMI
Физические характеристики
Макс. потребляемая мощность, Вт 65
Габаритные размеры: ДхВхГ, мм 254x163x56
Масса, г НД
Гарантийный срок, лет 2
Средняя розничная цена, руб. Нет данных

Тактовые частоты карты соответствуют спецификациям NVIDIA. В России, если судить по Интернету, она пока не продается.

Комплект поставки ожидаемо скромный. Из всех аксессуаров прилагается только переходник с порта DVI на VGA.

#ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: конструкция

Для пассивного охлаждения требуется массивный радиатор, поэтому карта двухслотовая.

Кулер устроен таким образом, что плата при установке входит в прорезанный в ребрах паз, и радиатор обхватывает ее с двух сторон. В нем применяются медное основание и три тепловые трубки. Микросхемы памяти обходятся без дополнительного охлаждения.

В своей реализации GeForce GT 640 ZOTAC использует не полноразмерный порт HDMI, а его мини-версию. Так как в комплекте поставки нет соответствующего переходника, это проблема для тех, кто будет использовать карту в HTPC.

#ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: плата

Печатная плата компактная и простая. Система питания дает лишь две фазы. Микросхемы памяти расположены только на лицевой стороне.

Тестирование. Выводы

#Методика тестирования

Конфигурация тестового стенда
CPU Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46)
Материнская плата ASUS P9X79 Pro
Оперативная память DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9
ПЗУ Intel SSD 520 240 Гбайт
Блок питания IKONIK Vulcan, 1200 Вт
Охлаждение CPU Thermalright Silver Arrow
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1
ПО для карт AMD Catalyst 12.7 Beta
ПО для карт NVIDIA 304.48 Beta
Настройки AMD Catalyst Control Center
Antialiasing Use application settings
Anisotropic Filtering Use application settings
Tesselation Use application settings
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Mipmap Detail Level Quality
Wait for V-Sync Off, unless application specifies
Anti-Aliasing Mode Multi-sample AA
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing On
Triple buffernig Off
Настройки NVIDIA Control Panel
Ambient Occlusion Off
Anisotropic Filtering Application-controlled
Antialiasing — Gamma correction On
Antialiasing — Mode Application-controlled
Antialiasing — Settings Application-controlled
Antialiasing — Transparency Off
CUDA — GPUs All
Maximum pre-rendered frames 3
Multi-display/mixed-GPU acceleration Multiple display performance mode
Power management mode Adaptive
Texture filtering — Anisitropic sample optimization Off
Texture filtering — Negative LOD bias Allow
Texture filtering — Quality Quality
Texture filtering — Trilinear optimization On
Threaded optimization Auto
Triple buffering Off
Vertical sync Use the 3D application settings
Набор бенчмарков
Программа API Настройки Режим тестирования Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профили Performance, Extreme -
-
Unigine Heaven 2 DirectX 11 Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, AA off 1680x1050 / 1920х1080
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 AF 16x, AA off 1680x1050 / 1920х1080
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark DirectX 11 Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. AF 16x, Analytical AA 1680x1050 / 1920х1080
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool DirectX 11 Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 AF, AA off 1680x1050 / 1920х1080
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения AF 16x, Post MSAA + Edge AA 1680x1050 / 1920х1080
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Начало миссии Going Hunting. Макс. качество AF 16x, AA off 1680x1050 / 1920х1080
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, AA off 1680x1050 / 1920х1080
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS DirectX 9 Город Whiterun. Макс. качество AF 16x, AA off 1680x1050 / 1920х1080
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS DirectX 9 Миссия Return to Sender. Макс. качество AF, AA off 1680x1050 / 1920х1080

#Участники тестирования

В тестировании приняли участие следующие видеокарты:

  • ZOTAC GeForce GT 640 (902/1782 МГц, 2 Гбайт)
  • Palit GeForce GTX 550 Ti (900/4104 МГц, 1 Гбайт)
  • Gainward GeForce GTS 450 GS-GLH (783/3608 МГц, 1 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GT 440 (810/1800 МГц, 1 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7750 (800/4500 МГц, 1 Гбайт)
  • PowerColor Radeon HD 5750 (700/4600 МГц, 1 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 6670 (800/4000 МГц, 1 Гбайт)

Примечание: Radeon HD 5750 здесь используется как аналог HD 6750, потому что это в общих чертах одинаковые карты. Gainward GeForce GTS 450 GS-GLH является разогнанной моделью, поэтому ее тактовые частоты пришлось вручную откатить до референсных значений.

#Разгон, температура, энергопотребление

GT 640 (по крайней мере в варианте ZOTAC) не имеет средств для программного измерения и регулировки напряжения питания GPU, к тому же это карта со слабой системой питания и пассивным охлаждением. Но, несмотря на все противопоказания, ее удалось существенно разогнать: со стандартных 900/1782 до 1062/2242 МГц на GPU и памяти соответственно.

Хотя официальный TDP GeForce GT 640 немного больше, чем у Radeon HD 7750, на практике никакой разницы в энергопотреблении компьютера не обнаружилось. Похожий результат продемонстрировал GT 440.

Процессор GK107 под пассивным охлаждением нагревается будь здоров. Даже без разгона и на открытом стенде в Crysis 2 температура достигает 94 °С, а с разгоном — под сотню (это, в общем-то, касается любых карт с пассивной системой охлаждения, которые все как одна плохо себя чувствуют за пределами корпуса с направленными потоками воздуха. — прим. ред.).

#Производительность, синтетические тесты

3DMark 2011

  • GT 640 получил примерно столько же очков, что и GTS 450. И гораздо больше, чем GT 440.
  • GT 640 пропустил вперед GTX 550 Ti и Radeon HD 7750, но в результате разгона догнал их.

#Производительность, Unigine Heaven 2 + игровые тесты

Unigine Heaven 2 (DirectX 11)

  • GT 640 гораздо быстрее, чем GT 440, но изрядно отстает от GTX 550 Ti и тем более от Radeon HD 7750. GTS 450 также немного быстрее, чем GT 640.
  • Разогнанный GT 640 сравнялся с GTX 550 Ti и вплотную подошел к Radeon HD 7750.

Crysis Warhead (DirectX 10)

  • Неразогнанный GT 640 смог победить только GT 440, а остальные соперники, особенно GTX 550 Ti и Radeon HD 7750, ушли вперед.
  • В результате разгона GT 640 удалось догнать только Radeon HD 5750 и HD 6670.

Metro 2033 (DirectX 11)

  • GT 640 работает на уровне Radeon HD 6670 и превосходит по частоте смены кадров только GeForce GT 440.
  • Благодаря разгону GT 640 достигает уровня Radeon HD 5750, но все еще немного уступает как GTS 450, так и Radeon HD 7750.

DiRT 3 (DirectX 11)

  • GT 640 выступает примерным аналогом Radeon HD 5750, опережая GT 440 и HD 6670.
  • До GTS 450, GTX 550 Ti и HD 7750 новинке далеко.
  • Разогнанный GT 640 достигает уровня GTS 450, но по-прежнему немного отстает от HD 7750.

Crysis 2 (DirectX 11)

  • GT 640 находится в той же категории, что и Radeon HD 6670 и HD 5750. GT 440 снова гораздо медленнее, но остальные карты ушли вперед.
  • Благодаря разгону GT 640 удалось дотянуться до HD 7750.

Battlefield 3 (DirectX 11)

  • GT 640 уступает всем соперникам, помимо GT 440 и HD 6670.
  • Разогнанному GT 640 покорился Radeon HD 5750 и удалось достичь уровня GTS 450, но GTX 550 Ti и HD 7750 все еще впереди.

Batman: Arkham City (DirectX 11)

  • GT 640 снова гораздо быстрее, чем GT 440, и опережает HD 6670, но уступает остальным соперникам.
  • После разгона GT 640 наконец-то сравнялся с HD 7750, но все еще уступает GTS 450 и GTX 550 Ti.

The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)

  • GT 640 снова стал третьим с конца, опережая только GT 440 и HD 6670.
  • Разогнанный GT 640 уже покоряет HD 5750, но и только.

Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)

  • Здесь даже HD 6670 показывает большую частоту смены кадров, чем GT 640, хотя последний все еще быстрее, чем GT 440.

#Выводы

По сравнению с предыдущей картой, которая занимала нишу GeForce GT 640, — GT 440, новинка сделала большой рывок в производительности. Между тем, даже от младшего отпрыска семейства Kepler можно было ожидать большего, чем победа над старой моделью с заведомо менее мощным GPU. Однако в большинстве тестов GT 640 не дошел до уровня GeForce GTS 450, не говоря уже о GTX 550 Ti. Еще скромнее достижения GT 640 выглядят на фоне Radeon HD 7750, поскольку это карты в одном диапазоне энергопотребления и HD 7750 формально имеет даже меньший TDP.

Виновата во всем, конечно же, медленная память GDDR3. Нам неизвестны причины, по которым GeForce GT 640 изначально вышел с такой гирей на ноге, но она сильно ограничивает потенциал ядра GK107, довольно хорошо для своей категории укомплектованного вычислительными блоками. Не хочется быть столь категоричным, но GT 640 в нынешнем виде просто никому не нужен, если за те же деньги можно купить Radeon HD 7750. Подождем версии с GDDR5 и дадим ему второй шанс.

Что касается «пассивной» GeForce GT 640 в реализации ZOTAC, то особых претензий к ней нет. С одной стороны, бесшумное пассивное охлаждение можно только приветствовать, с другой — процессор изрядно перегревается на открытом стенде, что, в прочем, и не удивительно. Правда, небольшой активный кулер, возможно, и не слишком сильно шумел бы, и ощутимо остужал бы GPU. Проблему с температурой можно решить за счет навесного вентилятора, но тогда займется еще один слот расширения, а три слота для low-end-карты — это уже анекдот.

GT 640 ZONE Edition был бы неплохим вариантом для тихого HTPC (опять-таки если корпус позволяет), но и тут есть засада в виде мини-версии порта HDMI и необходимости отдельно покупать переходник или кабель для подключения к телевизору с полноформатным разъемом.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/633372