Жанр | Экшен |
Разработчик | 343 Industries |
Издатель | Microsoft |
Дата выхода | 6 ноября 2012 года |
Платформы | Xbox 360 |
Официальный сайт |
Многие успешные игры, в которые вложены миллионы долларов, становятся сезонными хитами. Однако признак настоящего успеха — память через десятки лет. За всю историю индустрии едва ли наберется дюжина примеров подобного признания. Но в нее обязательно войдет серия Halo. Более десяти лет назад тогда еще малоизвестная студия Bungie работала над проектом своей мечты. И ей повезло быть замеченной Microsoft ровно в тот момент, когда та искала эксклюзивы для новенькой консоли. Так родилась культовая серия, а ее бессменный герой, Master Chief, стал неофициальным лицом Xbox.
Сложно рассказывать новичкам в серии о четвертой части, не изложив хотя бы краткий курс «ранее в Halo». В XXVI веке человечество уже вовсю бороздит космические просторы и строит колонии в различных уголках Вселенной. И все шло неплохо до тех пор, пока люди не встретили Ковенант — сообщество весьма враждебных инопланетных рас. Война не заставила себя ждать. Во время битвы за планету Рич (о которой во всей красе рассказывает Halo: Reach и книга Fall of Reach) — второй дом homo sapiens после Земли — человечество терпит полное поражение, лишь одному кораблю удается уйти. Тут-то и берет начало первая часть. Крейсер Pillar of Autumn выходит из гиперпрыжка у огромного мира-кольца, на внутренней стороне которого расцветает жизнь.
А дальше на протяжении трилогии и одного спин-оффа действие набирает обороты, даже не думая сбавлять темп. Стоит расправиться с одной угрозой, тут же появляется другая, еще более страшная, война перерастает в битву за само существование рас, а над всеми загадками постоянно кружат тени древних Предтеч.
Bungie всегда очень трепетно относилась к истории. Мир Halo и его мифология сложны, запутанны и крайне интересны. Сюжет не скатывается к банальному рассказу о том, как суперсолдат задает злобным инопланетянам жару. Нашлось место и драме, самопожертвованию и философским размышлениям. Разработчики поставили логическую точку в путешествиях героя, но оставили лазейку для тех, кто решится подхватить эстафету. Да и Microsoft не может просто забросить, по сути, единственный оставшийся эксклюзив Xbox 360.
Продолжит дело молодая 343 Industries, на плечи которой возложена огромная ответственность — сохранить дух оригинала, не ударившись в простое копирование чужого материала. Разумеется, недоверие со стороны фанатского сообщества обосновано, но как минимум два факта должны обнадеживать. Во-первых, студия уже успела отметиться Halo: Anniversary, бережно перенеся оригинал на рельсы новых технологий. Такой опыт позволил команде проникнуться Вселенной, прочувствовать, за что ее любят миллионы. Во-вторых, в компании работает немало выходцев из самой Bungie.
История каждой части всегда держалась в строжайшей тайне до самого релиза, и Halo 4 исключением не стала. Обломки корабля, где Master Chief наконец-то смог со спокойной душой погрузиться в заслуженный сон, падают на неизвестную планету под названием Реквием. Последняя оказывается огромной искусственной сферой, построенной той же древней расой Предтеч, что и Кольца. Разработчики говорят, что желают сохранить ту чарующую атмосферу неизвестности и чувство первооткрывателя, которыми славился оригинал. Масштаб происходящего также уменьшился до рамок этой самой планеты, в недрах которой обитает новый враг — куда страшнее и смертоноснее «Потопа».
Но без старых врагов и союзников дело не могло обойтись. Реквием не только таит внутри себя новую угрозу, но и населен враждебной группировкой Ковенанта, которая плевала с высокой колокольни на перемирие с людьми, заключенное в финале Halo 3. И наконец, на планете терпит крушение человеческий космический корабль UNSC Infinity, а на спасение его экипажа спешит Master Chief. На этом моменте 343 Industries замолкает касательно сюжета и с хитрой улыбкой предлагает набраться терпения, ведь нас ждет рождение новой трилогии. Драматизм, философию и интересных персонажей обещают смешать с качественной боевой научной фантастикой и нарастающим эпиком — словом, сделать все то, что удалось её предшественницам. Также обещается и более живое общение героя в зеленой броне с верной спутницей — продвинутым искусственным интеллектом Кортаной, которая обычно предстает в образе голографической синей красавицы. Вообще, Мастеру Чифу будет уделено больше внимания. Он предстанет не только и не столько машиной для убийства, но человеком, полным чувств, эмоций, переживаний… даже страхов.
Не спешат делиться подробностями и относительно одиночной игры. Для некоторых проектов, находящихся в нескольких месяцах от релиза, в Сети валялись бы часы геймплея, но в случае с Halo 4 даже сейчас приходится судить лишь по небольшим видео и богатым обещаниям создателей. Серия всегда славилась открытостью происходящего. Эдакая полупесочница, где история строго ведет по просторным локациям. Причем Bungie всячески избегала заскриптованных коридоров а-ля Call of Duty. Благодаря достаточно умным ИИ и разнообразием противников, каждый бой превращался в своеобразную головоломку, где победа складывалась из множества факторов: удачной позиции, верного выбора оружия, знания повадок конкретного врага. При этом стычки были невероятно зрелищны. К примеру, сбитая «Баньши» могла рухнуть на врага или раздавить самого героя, а ящик от ударной волны разорвавшейся гранаты отлетал настолько удачно, что служил отличным укрытием.
Новые разработчики обещают сохранить прежние традиции, но все-таки подтянуть режиссуру ближе к Голливуду. К сожалению, именно такой рельсовый промежуток и можно увидеть в Сети. А насчет «свободы действия» приходится верить на слово. Впрочем, 343 Industries верить хочется, слишком уж в студии увлеченно говорят о тактике и высоком уровне искусственного интеллекта. Новый враг под именем Promethean куда сообразительней даже «Элиты», доставлявшей ранее герою много хлопот. Эта искусственно созданная раса призвана охранять Реквием от любого посягательства, намеренного или нет. Так же, как и Ковенант, они делятся на несколько типов, каждый со своей тактикой и задачами на поле боя. Crawlers, к примеру, исполняют роль пушечного мяса. Эти существа могут бегать даже по стенам и легко достанут в любом укрытии, но действуют лишь в ближнем бою. «Стражи» выполняют защитную и отвлекающую функции, а «рыцари» — основная атакующая сила. Они способны телепортироваться в любую точку и одинаково смертоносны как на дальних дистанциях, так и при более тесном контакте. Разработчики придумали для них обширный арсенал примерно из десятка стволов, которыми сможет орудовать и наш закованный в броню герой.
Мультиплеер для данной серии — такая же визитная карточка, как и липучая плазменная граната. Здесь интерес держится не на получении очередного уровня, как в последних Call of Duty, а на блистательном балансе карт, без пяти минут гениальном игровом дизайне и огромных тактических возможностях. Некоторые локации поражают масштабом и предназначены для глобальных стычек. Halo 4 в этом плане не вызывает опасений и недоверия — в отличие от прочих составляющих, сетевую игру авторы демонстрируют охотно и свободно.
В первую очередь стоит упомянуть кооператив, который всегда пользовался в серии популярностью. 343 Industries решила не просто качественно воспроизвести старый материал, но и добавить своего. Очень много своего. Режим Spartan Ops — вообще нечто новое для индустрии в целом. Фактически это — мини-сериал в игровом формате для совместного прохождения. Каждую неделю после релиза будут появляться новые эпизоды, коих запланировано десять. Миссии планируются не абы какие, а вписанные в сюжет одиночной компании. В какой-то момент даже пересекутся пути простых вояк, роль которых мы возьмем на себя, и Чифа.
Разумеется, на месте осталось огромное количество увлекательных сетевых режимов — от классического Deathmatch до экзотического Grifball, впервые появившегося в Halo 3. Смысл примерно тот же, что и в американском футболе: игрок несет бомбу, похожую на мяч, и должен доставить ее на вражескую базу. При этом союзники прикрывают, а враги, соответственно, всячески мешают. Самое интересное, что оружие — мечи и молоты — выдают только для ближнего боя. Все виды мультиплеера элегантно и просто вплетены в общую канву сюжета — это упражнения, проходящие в тренировочных помещениях космического флагмана UNCS Infinity.
343 Industries поняла самое главное: Halo — это очень сложное, комплексное произведение. Оно прекрасно не только отточенным геймплеем и продуманной, увлекательной историей, но и тем, как все составляющие складываются в целостную картину. Словно часы из сотен маленьких деталей, работающие верно лишь при скрупулезной точности установки.
Новая студия, похоже, уловила эту суть и собирается возвести ее в абсолют. Все компоненты взаимосвязаны, будь то сюжет, кооперативная кампания или простые сетевые сражения. Разработчики уделяют пристальное внимание всему. Внешне Halo 4 выглядит волшебно. Казалось бы, Reach выжал из консоли все соки, но по детализации и красоте четвертая часть почти не уступает Battlefield 3 на ПК. К записи музыки, всегда являвшейся важным элементом серии, привлечены оркестр и несколько хоров. Нас снова ожидают завораживающие эпические композиции, совмещающие в себе классику и современные жанры.
Halo 4 будет последней частью, которая выйдет на нынешней Xbox 360. Следующие серии трилогии появятся уже на консоли следующего поколения от Microsoft. Новая легенда начинается…