Оригинал материала: https://3dnews.ru/635802

Карты Купертино

Apple избаловала нас «отполированными» продуктами. Неудачи вроде премьеры MobileMe или неоднозначные продукты наподобие Siri не меняют общей ситуации – от Apple ожидают весьма и весьма продуманных, понятных и надежно работающих решений. Именно поэтому карты Apple подняли такую волну гнева и возмущения. Если говорить коротко, они откровенно «сырые». Чтобы понять, почему это было практически неизбежно и почему серьезных улучшений не стоит ожидать в обозримом будущем, придется немного разобраться в том, как появляются на свет современные картографические продукты.

В первом, наигрубейшем приближении картографический сервис состоит из четырех частей: приложение-оболочка, цифровая навигационная карта, слой оперативной информации (пробки, аварии, цены на заправках и другие часто меняющиеся данные) и слой социальной информации (отзывы, рейтинги, информация о положении друзей). Цифровая навигационная карта, в свою очередь, тоже является продуктом сложной сборки. Производитель навигационной карты сначала приобретает картографическую основу. Это либо очень детальная карта местности, либо высокоточная спутниковая съемка, либо сочетание того и другого. В любом случае речь идет по сути о гигантской картинке. Далее эту карту нужно оцифровать, векторизовать и прецизионно привязать ее узлы к географическим координатам. Но по картинке практически невозможно определить важные в навигации свойства дорог! Является ли дорога вообще проезжей, какое у нее покрытие, сколько полос, какие стоят дорожные знаки – эти и сотни других атрибутов должны быть нанесены на специальные дополнительные слои навигационной карты. Получить хорошее описание дорожной сети и свойств каждого участка дороги можно единственным способом – изъездить все дороги на специально оборудованном автомобиле.

Кроме высокоточного приемника GPS, такой автомобиль оборудован целой батареей камер, снимающих все окружающее на 360 градусов с частотой до 10 раз в секунду. Последние модели автомобилей также снимают панорамное видео и «обстреливают» окружающее лидаром, дающим точную информацию о расстоянии до объектов. Благодаря этому можно строить детальные 3D-модели городов, делать видеосимуляцию движения по маршруту, на этом же основаны сервисы вроде StreetView. Объезд дорог – самая дорогая часть производства карт, причем его нужно регулярно повторять для актуализации данных, фиксации произошедших изменений. Но сборка навигационной карты на этом далеко не закончена. Ее нужно дополнить информацией о названии улиц и других городских объектах, номерах домов. Также на карту необходимо нанести POI – точки интереса в буквальном переводе. Это важные в повседневной жизни объекты вроде аптек и банков, а также туристические достопримечательности. Поиск и сбор данных для формирования базы POI является отдельной (увлекательной и печальной) повестью. И их тоже, разумеется, надо регулярно обновлять — они имеют привычку закрываться и открываться вновь.

Главная проблема, возникающая при сборке карт, – корректно объединить и наложить информацию из всех слоев. Если сбор информации и ее наложение целиком ведется внутри одной компании, то это несколько проще, поскольку используются единые форматы данных, стандартизована процедура их сбора и верификации. Но зачастую приходится объединять информацию из многих источников, и вот тут возникает настоящая головная боль. Когда популярная в прошлом российская навигация «Автоспутник» перешла на карты TeleAtlas (ныне подразделение TomTom), выяснилось, что у новых карт даже в Москве, не говоря о других регионах России, есть большие пробелы по части адресации. Проще говоря, не все дома на карте имели корректные номера, поскольку в систему TeleAtlas тогда просто невозможно было запихнуть такие российские изобретения, как «дом 1/4а корпус 2-бис». В результате «Автоспутник» собрал интересный гибрид под названием «карта TeleAtlas с домами от «Геоцентр-Консалтинг». Но склеить карты было чрезвычайно непросто, поскольку некоторые дома «Геоцентра» оказывались прямо посреди дорог TeleAtlas!

В каждом таком случае, конечно, требуется ручное разбирательство, чтобы понять, ошибка ли это программы-преобразователя данных или на одной из карт неверно указаны координаты дороги/дома. Подобные проблемы приходится разбирать при добавлении каждого слоя: дорожные атрибуты, дорожные знаки, POI, 3D-дома, пробки — и так далее. Работа эта во многом ручная, и даже качественно сделанная автоматизация не может целиком заменить человека.

Каждый метод удешевления и ускорения производства карты (отказ от поездок по дорогам, отказ от ручной обработки съемок, автоматизированное склеивание слоев, объединение слоев от разных поставщиков) обязательно влияет на результат самым серьезным образом –в худшую, конечно, сторону. На собранной карте появляются ошибки всех видов. Не вдаваясь в формальную классификацию, перечислим самые распространенные: отсутствие второстепенных дорог, неверная информация о наличии проезда там, где его на самом деле физически нет, отсутствие данных о запрещающих знаках и построение маршрута с наказуемыми маневрами, неверная или отсутствующая нумерация домов, невозможность найти улицу поиском, устаревшие POI, неверная привязка POI к координатам, неверная классификация POI. Apple удалось собрать полную коллекцию, а также пополнить мировую сокровищницу картографических ляпов несколькими бриллиантами: от переноса лондонских доков далеко на сушу до объявления фермы аэродромом.

То, что карты оказались настолько плохо проработаны – сюрприз. Но то, что карты должны были оказаться далеко не блестящими – явление целиком ожидаемое. Достаточно посмотреть, как Apple готовилась к их запуску. Несколько вызвавших шумиху поглощений, сделанных Apple, связаны с интересными вспомогательными технологиями типа генерации тех же 3D-ландшафтов (кстати, там тоже есть знатные ляпы), но гигант из Купертино не приобрел ни одну компанию, реально занимающуюся сбором данных. Вместо этого незадолго до выхода iOS6 было объявлено о партнерстве с TomTom, Yelp и еще несколькими компаниями.

Apple пошла по самому сложному пути – объединение слоев, полученных из разных источников. Это можно назвать ошибкой, но, возможно, у компании просто не было иного выхода, поскольку альтернативные поставщики с интегрированным контентом – это заклятые друзья Google и Nokia, больше пойти некуда. Но вот как обращаться с полученными данными – это уже было во власти Apple. И здесь ошибка была явной – решили сшивать все данные автоматически. Возможно, правда, другие варианты были отвергнуты из-за дефицита времени, но тогда придется признать, что речь идет о хладнокровном и расчетливом выпуске в публичное пользование заведомого брака.

Еще один аспект, который нельзя не учитывать – качество полученных данных. О нем красноречиво говорит, например, наличие на карте станции метро, закрытой почти 20 лет назад, или полное отсутствие дорог на Фолклендских островах. Здесь уже дефектами склеивания ошибку не объяснить.

Ведущим поставщиком навигационных карт стал производитель навигаторов и приложений TomTom, купивший 4 года назад специализированную картографическую компанию TeleAtlas. Наряду с NavteQ (ныне – подразделение Nokia), Teleatlas был мировым лидером в производстве карт, предлагая покрытие в большинстве стран. Одно время TeleAtlas в России, например, опережал NavteQ по качеству и оперативности, но потом компания начала сдавать позиции, а неизбежные пертурбации при продаже бизнеса только ухудшили ситуацию. Поэтому на сегодня TomTom уступает по оперативности и охвату двум другим локальным игрокам – Google и Nokia.

А ведь TomTom – лучшее, что есть у Apple: для ряда регионов, где TomTom не работает, используются карты местных игроков третьего эшелона, а также карты OpenStreetMaps – краудсорсингового проекта, результаты работы которого крайне неоднородны по качеству и очень плохо привязываются к другим слоям информации. Кстати, Google в свое время тоже пользовался картами TeleAtlas, но постепенно перешел на самостоятельное производство карт везде, где это только возможно. В компании поняли, что это – единственный способ поддерживать целостность и актуальность карт. Внешнего поставщика приходится забрасывать «вводными» по приоритетным регионам, требующим актуализации, и все равно задержка при получении свежих данных составляет не меньше 3 месяцев. В своем подразделении оперативную работу организовать, несомненно, проще.

Это плавно подводит нас к вопросу о том, что Apple делать дальше. Сегодня у компании есть куча купленных данных, склеенных в единое целое при помощи автоматических алгоритмов. Пользователи сказали о качестве этой работы уже достаточно много. Путь «начать все заново и сделать правильно» для Apple практически неприменим, поскольку обновленный продукт увидит свет через несколько лет – помним о флоте автомобилей с камерами, ручной оцифровкой, и так далее. Создание данных для навигационного сервиса – огромная, дорогая, систематическая и долгая работа.

Поэтому компания, вероятней всего, изберет гибридный подход, отчасти повторив путь Google. Пользуясь информацией об ошибках, которую любезно сообщают пользователи iOS, Apple определит самые проблемные регионы и будет решать с ними вопрос «в ручном режиме» и на индивидуальной основе. Где-то придется заменить поставщика локальных данных, где-то произвести склеивание слоев информации частично вручную и провести полную верификацию данных с участием живых людей (предпочтительно, местных жителей). Кое-где, возможно, придется нанять компанию-подрядчика и самостоятельно заняться объездом дорог со сбором всех необходимых атрибутов и созданием собственной навигационной карты.

Таким образом, ситуация будет медленно улучшаться – от самых важных для Apple и проблемных для пользователей регионов к менее важным и менее проблемным. Но даже там, где вопрос надо решать в приоритетном порядке, быстро удастся исправить лишь единичные, самые возмутительные ляпы, а систематическая работа даст свои плоды по общему улучшению ситуации в конкретных городах лишь через полгода-год. Сказать же, что карты Apple стали зрелыми и ошибок на них осталось мало, можно будет, по оптимистичной оценке, через пять лет. Но это – и правда оптимизм. Ведь для того чтобы через пять лет получить «конфетку», нужно все эти годы наращивать штат, вкладывать в технологии и рутинную работу большие деньги. У Apple в принципе есть такая возможность, но есть ли потребность?

Несмотря на впечатляющие доходы с App Store, основная специализация и главная статья дохода Apple, как и годы назад, – производство устройств. И, судя по всему, компания не очень-то стремится стать сервисной или не умеет это делать. Научившись продавать приложения и медиаконтент, Apple добавила к этому синхронизацию данных между устройствами, причем успешно реализовать это получилось лишь со второго раза. Попытки запустить социальную сеть и собственную систему обмена сообщениями были более чем неубедительны. Это весьма напоминает покойные сервисы OVI от Nokia – одной торговой марки и принудительной инсталляции на устройства для успеха здесь мало. Поэтому нельзя исключать, что карты запущены лишь в рамках программы «сокращения зависимости от крупных поставщиков» (см. память Samsung) и делать их основой будущего великого и важнейшего сервиса никто не планирует. Помнится, год назад аналитики и журналисты уже расписывали, как Siri будет бороздить просторы Вселенной, а Apple – брать деньги с гостиниц, ресторанов, магазинов и прочих заведений за то, чтобы Siri произносила именно их названия в ответ на запросы пользователя. Не состоялось, и на горизонте не видать.

Кратко резюмируя, можно сказать, что Apple не занималась картами предыдущие пять лет, поэтому не могла их «вытащить из шляпы» – здесь нужно методично перелопачивать тонны информации, а не показывать интерфейсные и алгоритмические находки. По той же причине, радикально улучшить ситуацию быстро нельзя – это постепенный и многолетний процесс. «Просто купить» результат такой работы практически невозможно, хотя бы потому, что не у кого. Не стоит преувеличивать значимость происходящего для Apple и Google. Продажи Apple от этого не уменьшатся сколько-нибудь заметным образом, резерв лояльности все еще огромен. Абонентская база Google тоже особо не пострадает – те, кто активно пользовался Google Maps, в обозримом будущем продолжат делать это, просто через браузер. Те же, кому нужно «изредка глянуть на карту», не делают погоду для Google вообще. Поисковая строка никуда из iPhone не делась, поэтому показывать рекламу пользователям Google сможет, как и прежде.

Самая смешная шутка про карты Apple исходит из стана фанатов Nokia. «В Lumia браузер служит для просмотра смешных картинок, а приложение «Карты» – для навигации. В iPhone – наоборот». Это намек на популярный в последние дни «лайфхак» для iOS6 – открывать карты Google в браузере и искать информацию там. Но это, конечно, не единственный выход для пользователей. Самое простое решение – приложение от сильного локального игрока. На территории СНГ первым кандидатом, конечно, являются «Яндекс.Карты» вместе с «Яндекс.Навигатором». Их качество признает и сама Apple, используя POI «Яндекса» в своих картах и перебрасывая в «Яндекс.Карты» при запросе пользователем дополнительных подробностей. Весомой альтернативной являются и коммерческие локальные разработки, такие как «Навител» и «Ситигид». Они также имеют неплохую по актуальности карту, POI, информацию о трафике, и так далее. Для тех, кто хочет получить «всемирное» решение, и при этом бесплатное, в App Store давно имеются сторонние клиенты для доступа как к Google Maps, так и OpenStreetMaps. В качестве примера приведем Maps+ и OpenMaps Pro от IZE Ltd. Ну и, конечно, приложениями для iOS давно и успешно торгуют производители навигаторов и коммерческого навигационного софта: iGo, Sygic, Navigon. Их успехи вообще мало зависят от разборок Apple и Google за души «бесплатников».

Автор — главный редактор журнала Mobile Digital



Оригинал материала: https://3dnews.ru/635802