Оригинал материала: https://3dnews.ru/636041

Почему Apple AppStore нет равных

Хочется начать с неизбежного пояснения: я не фанат Apple и никогда им не буду. Apple безразлична мне ровно так же, как и остальные игроки данного рынка. У меня есть своя компания, и я предпочитаю беспокоиться о ней. Описанное ниже — это непредвзятое мнение, основанное на достаточно долгом и насыщенном опыте работы на рынке разработки мобильных приложений, развитие которого во многом диктуется iOS, нравится вам это или нет.

После выхода iOS 6 и соответствующего обновления Apple AppStore появилось много публикаций, с разной степенью подробности разбирающих ошибки, допущенные в новой версии магазина. Это и неудобная организация разделов, и противоречащая базовым законам удобства навигация, и изменение алгоритмов ранжирования приложений, дурной поиск, а также другие несущественные изменения, которые в совокупности ведут к снижению конверсии заходов в покупки приложений.

Вся эта истерия по поводу проблем iOS 6 в целом и AppStore в частности — хороший повод задуматься о том, почему именно к магазину Apple такое повышенное внимание. В конце концов, в текущем своем состоянии магазины на других платформах ни в какое сравнение не идут ни по количеству приложений, ни по их качеству, ни по удобству использования, ни тем более по количеству продаж приложений и доходам разработчиков. Google Play, MS Marketplace, Nokia Store и другие скопировали базовую механику организации работы с пользователями, но упустили ряд деталей, которые в свое время вызвали резкий скачок в развитии рынка мобильных приложений.

Понимание причин изначального успеха Apple в создании своей экосистемы и влияния на развитие индустрии в целом необходимо для того, чтобы иметь возможность здраво оценивать происходящее на рынке мобильных приложений, видеть тенденции и фильтровать измышления фанатиков и антифанатиков конкретных платформ, чьи мнения создают много шума, но ни на что не влияют.

#Влияние на развитие отрасли

Безусловно, рынок мобильных приложений существовал до AppStore. Однако до его появления мобильной разработкой занимались исключительно компании-разработчики, для которых это и было основной (и, зачастую, единственной) задачей. На волне же популярности iPhone и AppStore мобильные приложения начали писать абсолютно все — и профессиональные разработчики, и компании, основная деятельность которых вообще никакого отношения не имеет ни к приложениям, ни к IT. Такие бренды, как Nike и Coca-Cola, используют мобильные приложения как дополнительный маркетинговый канал. Такие финансовые организации, как ВТБ, «Альфа-банк» и другие, используют мобильные приложения как средства повышения лояльности своих клиентов. Такие издания, как Men's Health, Vogue и Cosmopolitan, используют мобильные приложения как средство расширения географии пользователей своего контента и повышения дохода от рекламы и прямых продаж.

Приложения теперь делают даже компании, для которых это совсем не является основной деятельностью

По сути, именно тот факт, что на рынок пришли компании, рассматривающие приложения как дополнительный канал дистрибуции своих продуктов, определил тот бум развития экосистем, который мы наблюдаем сейчас. Сама Apple способствовала этому, создав, во-первых, нормальный канал продаж в виде AppStore и, во-вторых, предоставляя компаниям возможности по дистрибуции своего контента внутри экосистемы (Apple Newsstand, например).

#Content is King

Принцип Content is King активно применяется и при презентации всех версий iPhone. В то время как другие производители рассказывают о безразличных потребителю технологиях, используемых в устройствах, Apple показывает контент, который можно с помощью их продуктов потреблять. В секциях Featured AppStore попадаются только действительно качественные приложения, рассчитанные на массового потребителя, которые вызывают у него постоянное желание возвращаться в магазин.

Для сравнения: можно посмотреть на секцию рекомендованных приложений в Windows Phone Marketplace — наборы текстов любовных SMS, неофициальный ридер для «Хабрахабра», а также приложения «Яндекс» и «Фейсбук», которые и так у всех уже давно есть. В то время как AppStore работает над качеством контента, Marketplace работает над его количеством. Одни конкурсы из серии «сделай как можно больше WP7-приложений и получи Nokia Lumia» чего стоят.

Конкурсы приложений пока не очень помогают Windows Phone наполнить магазин качественным контентом

Проще говоря, адекватная оценка того, какой конкретно контент нужен пользователям и какой контент нужно продвигать и поддерживать, — это одна из причин, почему AppStore заставляет потребителей регулярно в него возвращаться, а догоняющие магазины приложений лишь утомляют пользователей и еще больше — разработчиков. К слову сказать, в этом плане ситуация в магазине Google Play в последнее время существенно улучшилась.

#Правило 1-2 кликов

После появления Apple AppStore стала повсеместно распространяться практика, заключающаяся в том, что любой контент должен загружаться или покупаться одним нажатием на кнопку. Эта же концепция применяется и во всех продуктах Apple — любая ключевая для конкретного продукта функциональность не требует 5-10 нажатий на кнопки или кликаний по ссылке, как это бывает у конкурентов. Фактически это привело к тому, что пользователи мобильных приложений уже настолько привыкли искать любую функциональность или любой контент на расстоянии 1-2 кликов от них, что начинают ожидать подобной организации UI/UX и при использовании веб-сайтов, десктопного ПО, различных терминалов и любых других продуктов.

Это наиболее очевидный пример того, каким образом развитие рынка мобильных приложений влияет на развитие интернет-технологий в целом. Если раньше веб-мастера, например, могли себе позволить делать навигацию с большим количеством уровней вложенности, то теперь чем дальше, тем больше это вызывает непонимание у пользователей, начинающих привыкать к тому, что должна быть одна кнопочка, которая делает хорошо.

Собственно говоря, тезис «Чем больше кликов необходимо для того, чтобы получить результат, тем меньше конверсия» не нов. Но именно после развития экосистемы iOS игнорировать его стало особенно опасно. Интересно при этом, что до сих пор правило 1-2 кликов выполняется в полном объеме только в AppStore.

#Приложение, а не транзакция

Недавно я наткнулся на интересный пост в блоге Signal vs Noise: Uber’s magic: a ride, not a transaction. Основная мысль проста: если из сервиса убрать явный этап оплаты и необходимость задумываться о таких вещах, как сдача, чаевые и снятие денег с карты, то он начинает восприниматься как приятное удовлетворение конкретной потребности, которое не заставляет пользователя беспокоиться. В результате повышается и удовлетворение от сервиса (в конкретном случае — сервиса трансфера), а как следствие — и частота его использования.

Если перенести этот подход на рынок мобильных приложений, то становится понятно, почему Apple AppStore до сих пор является самым продающим магазином (помимо других причин, естественно). Попробуйте купить приложение в Google Play — вам придется думать и делать лишние клики. Попробуйте купить приложение в Marketplace — это вообще болезненный процесс. В AppStore вы просто получаете приложение, которое хотите. Один клик — и нет необходимости думать о транзакции. Пользуясь AppStore, вы думаете о том, чего хотите. Пользуясь другими магазинами приложений, вы думаете о препятствиях, которые возникнут на вашем пути. Разница существенна, и рынок это наглядно демонстрирует.

В AppStore пользователь думает о данных своей кредитки один раз — при регистрации аккаунта.

Google Play пугает пользователей мыслями о финансах при каждой покупке, плюс приходится ставить галочку согласия с условиями оплаты.

#Случайные продажи

Apple AppStore больше других способствует случайным продажам, вызванным праздным блужданием пользователей по каталогу. Удобство организации каталога, а также адекватный набор приложений, находящихся в топах и на местах премиум-размещений, вызывает желание возвращаться, регулярно просматривать новинки и покупать их.

Для сравнения: набор рекомендованных приложений в Google Play хорош, но система ранжирования приложений в топах такова, что они практически не меняются. В Windows Marketplace каталог и вовсе организован таким образом, что большинство пользователей хотят в него вернуться только при необходимости найти и скачать что-то конкретное.

К сожалению, изменения, которые произошли в новой версии AppStore и описаны в начале, существенно снижают возможность случайных продаж праздношатающимся пользователям.

#Нормальная фильтрация контента

Что еще можно сказать о магазине приложений, в котором стремление не к качеству, а к количеству в погоне за AppStore приводит к тому, что вот такое находится в топе:

#Текущее положение AppStore по отношению к остальным

Более 90% всех продаж мобильных приложений генерирует Apple AppStore. Комментарии, думаю, излишни. Дело не в количестве проданных устройств — те же Android и Symbian распространены в гораздо больших количествах. Дело в элементарном стремлении предоставить пользователю сервис, избавив его от головной боли.

Магия AppStore — это выполнение простых условий:

  • Удобная организация каталога и правильная работа с контентом — формирование витрины исходя из здравого смысла, которого не хватает остальным экосистемам.
  • Удобство загрузки и покупки приложений. Максимум 1-2 клика необходимы для получения контента.
  • Не надо заставлять пользователей лишний раз думать о деньгах. Процесс поиска и загрузки приложения должен быть легким бризом на берегу лазурного моря, а не фрустрацией.
  • Нормальная фильтрация софта и четкое понимание того, что магазин приложений — это такой же магазин, как и локальный супермаркет. Если вы продаете гнилую картошку, то будете мало зарабатывать сами и не сможете удовлетворить людей, которые хотят с вами работать.

Автор — разработчик мобильных приложений, владелец компании Tarasov Mobile.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/636041