Оригинал материала: https://3dnews.ru/637682

Pentax X-5: назвался груздем — полезай в кузов!

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

У Pentax есть целых два фотоаппарата с кратностью трансфокатора более 20: это модель X90 и ещё более ранняя камера X70. Похожи они как братья-близнецы, а различаются, по сути, той самой кратностью — 26x и 24x соответственно. Ни первый, ни вторый звёзд с неба не хватали, даже несмотря на разумный ценник, и особой популярности не снискали. Новинка внешне похожа на предков, вот только цифровой индекс модели теперь указан через дефис, и это не сотня, а пятёрка. Чем-то она напоминает DSLR-аппарат K-5: схожести добавляет использованный шрифт надписи и зелёное кольцо на объективе, ранее присущее только лишь зеркалкам Pentax.

K-5 уважают даже «кэнонисты» и «никонисты»: это качественная камера зеркального типа с множеством свойственных только ей особенностей и сравнительно невысокой стоимостью. Среди фанатов Pentax модель K-5 — вовсе чуть ли не объект культа. И нужно отметить, что заслуженно. Это имя дорого стоит, вот его и решили эксплуатировать в сегменте ультразумов. Но не сослужит ли это решение дурную службу? Ведь между X-5 и K-5 — пропасть, а пользователи данного компакта будут подсознательно проводить аналогии. В общем, назвался груздем — полезай в кузов!

Новинка, в отличие от предков, оборудована КМОП-матрицей, которая позволяет реализовать съёмку Full HD-видео и высокоскоростных серий, а дисплей камеры теперь наклонный. Кроме того, как и у предков, имеется электронный видоискатель, однако по стоимости X-5 соизмерима с аналогами без него либо с видоискателем, но на базе ПЗС-матрицы. В общем, на первый взгляд все о'кей.

Технические характеристики
Pentax X-5
Сенсор изображения 1/2,3 дюйма, КМОП, 16,37 млн пикселей
Эффективное количество точек 16 млн
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF)
Видео: MPEG-4 AVC/H.264
Диапазон фокусных расстояний, мм 4,0–104,0 (22,3–580 в формате 35 мм)
Раскрытие диафрагмы ƒ/3,1–ƒ/5,9
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 16M (4608x3456),
12M [1:1] (3456x3456),
12M [16:9] (4608x2592),
7M (3072x2304),
5M (2592x1944),
4M (16:9) (2592x1464),
3M (2048x1536),
2M [16:9] (1920x1080), 1024 (1024x768),
640 (640x480)
Видео: 1920 (1920x1080): 30 к/с, 1280 (1280x720): 60/30 к/с, 640 (640x480): к/с
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400
Диапазон выдержек, с От 1/1500 до 1/4, 4 (в ручном режиме и режиме ночной съёмки)
Экспозамер Многосегментный, центрально-взвешенный, точечный режимы экспозамера
Экспокоррекция +/-2 EV с шагом 1/3 EV
Диапазон действия встроенной вспышки, м ШУ: 0,2—11,6
Теле: 1,5—6,1
Автоспуск, с 2/10
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC
ЖК-дисплей ЖК-дисплей 3 дюйма, 460 тыс. точек
Видоискатель Электронный, 230 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, AV-выход
Питание 4 элемента питания типоразмера AA (LR6)
Габариты (ШхВхД), мм 120x106,5x86,5
Масса, г 507 (без элементов питания и карты памяти)
Средняя цена, руб. 10 000

#Комплект поставки

Комплект поставки весьма скромный, но типичный для фотоаппаратов, использующих в качестве элементов питания источники стандартного типоразмера:

  • четыре одноразовые батарейки;
  • крепёжный ремень;
  • USB-кабель;
  • крышка объектива с крепёжным шнурком;
  • инструкция пользователя;
  • диск с дополнительным ПО.

#Внешний вид и удобство использования

Тестируемый фотоаппарат похож на K-5 не только названием и начертанием имени на корпусе, а также зеленым кольцом, но и непосредственно внешне — те же рубленые грани, такая же массивная встроенная вспышка, резиновое покрытие объектива...

Впрочем, сам корпус скроен ладно, камера удобно лежит в руке, а к качеству сборки нет ни единого замечания. Корпусные панели пластиковые, но пластик качественный, к тому же он не боится небольших царапин и отпечатков. Собственно, металл за такие деньги почти никто и не предлагает.

Вид спереди

Спереди находится объектив, лампа подсветки автофокуса, отверстие монофонического микрофона и окошко встроенного ИК-приёмника. Стоит отметить, что ИК-приёмник, можно сказать, уже является "фишкой" компактов Pentax, ведь он есть во многих камерах модельного ряда, чем конкуренты похвастаться не могут.

Вид сзади

Видоискатель

Сзади находится наклонный дисплей, над которым установлен видоискатель. Разумеется, видоискатель оснащён регулятором диоптрий, но расположен он чрезвычайно неудобно, к тому же обладает крайне жёстким ходом, поэтому производить настройку довольно сложно. С другой стороны, есть и плюсы — само по себе колечко регулировки не сдвинется. Также над экраном находится клавиша смены режима отображения и переключения между видоискателем и дисплеем. В правом верхнем углу тыльной панели установлен диск управления, что в бюджетных моделях ультразумов практически не встречается, а в более дорогих чаще используется кольцо по периметру многофункциональной 4-позиционной клавиши. К слову, данный диск тоже добавляет камере схожести с зеркалкой. Также в правой части находятся клавиша видеосъёмки, кнопка перехода в режим просмотра, четыре многофункциональные клавиши навигации, объединённые в схематическое кольцо, ну и кнопка ввода. В самой нижней части панели управления расположены клавиша входа в основное меню и привычная для владельцев камер Pentax зелёная кнопка автоматического режима, который можно активировать одним нажатием, находясь даже в полностью ручном режиме.

Вид сверху

Сверху находится подъёмная вспышка, в верхней части которой прячется муляж крышки «горячего башмака». Самого «башмака» нет, муляж сделан для красоты и схожести с зеркалкой. Правее расположены диск выбора режимов съёмки, клавиша вызова меню и введения экспокоррекции, кнопка питания и клавиша спуска затвора, дополненная рычажком управления трансфокацией.

Вид снизу

Снизу можно заметить крышку, скрывающую отсеки для элементов питания и карты памяти, а также разъём установки на штатив. К последнему сразу два замечания: он, во-первых, черный, а во-вторых — пластиковый, то есть его плохо видно в темноте и легко повредить в процессе использования. Справа находятся системный динамик и резиновая заглушка, за которой прячутся разъёмы подключения USB/AV- и HDMI-кабелей, а также разъём для внешнего источника питания. Левая боковая поверхность пустует.

Вид слева и справа

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Видоискатель — это одно из главных отличий камеры: у X-5 он есть, а у конкурентов — нет. Однако сильно радоваться не стоит. Да, видоискатель поможет работать с камерой в сложных условиях, например при сильной боковой засветке дисплея, но часто пользоваться им не хочется: наглазник довольно жёсткий и неудобный, хотя это отличительная черта большинства компактов с оптическим видоискателем. Разрешение матрицы низкое, поэтому зернистость режет глаз, качество цветопередачи невысокое, да и контраст не лучший. В общем, для крайнего случая подойдёт, да и только. 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 тыс. точек у X-5, в отличие от предков, наклонный. И весьма кстати, потому что углы обзора невелики и уже при взгляде под углом менее 45 градусов цвета начинают инвертироваться. Антибликового слоя у экрана нет, поэтому на ярком свету иногда приходится подбирать угол наклона, дабы избавиться от бликов. Кроме того, защита матрицы очень тонкая, поэтому легко прогибается при давлении. Но есть у дисплея и положительные качества — это довольно высокая яркость подсветки и высокий уровень контраста, а также весьма неплохая цветопередача, что для бюджетной камеры — редкость.

Интерфейс чрезвычайно сильно похож на меню других компактов Pentax. Оно и неудивительно: производители в целом редко прибегают к кардинальной переработке интерфейса, но Pentax в этом отношении — абсолютный лидер. Зачем менять то, что и так удобно? Однако без небольших доработок не обошлось. Например, зелёную клавишу теперь можно программировать: она может как активировать как «зелёный режим», так и дополнительные функции различных клавиш, причём каждой клавише навигации можно присвоить фактически любую доступную функцию (насыщенность, контраст, резкость, компенсация теней, компенсация засветок, выбор режима экспозамера, автомакро, выбор зоны фокусировки, чувствительности, баланса белого, качества сжатия и разрешения). В общем, по настройке под себя камера не имеет равных не только среди конкурентов, но и во всем сегменте компактных камер. Соперничать могут только компакты из собственного модельного ряда Pentax. А вот шрифты и графика интерфейса крайне низкого качества и лишены даже намёка на сглаживание. Это давняя проблема камер Pentax, причём не только компактных. Конечно, прорисовка интерфейса — не главный параметр фотокамеры, а для многих и вовсе неважный, но ведь все производители уже давно вылизали интерфейсы своих камер, а Pentax всё еще топчется на месте. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков меню камеры.

#Особенности камеры

Начнём, пожалуй, с элемента, определяющего подкласс устройства, а именно объектива. Кратность вроде бы не слишком впечатляющая по современным меркам, ведь уже появились ультразумы с кратностью 50x, да и светосилой объектив не отличается. Впрочем, от недорогого компакта этого и ожидать не стоило. Особенность заключается в минимальном фокусном расстоянии, которое составляет всего-навсего 22,3 мм (в 35-мм эквиваленте). Что это даёт на практике? Например, возможность съёмки крупных зданий с близкого расстояния или групп людей в небольших помещениях. В общем, с таким минимальным фокусным делать несколько шагов назад и с досадой упираться в стену не придётся.

Также к особенностям камеры стоит отнести возможность расширения динамического диапазона путём программной обработки. Так называемые функции компенсации теней и компенсации засветок иногда действительно помогают, но чаще, наоборот, портят снимок. Фактически их может заменить даже простейший редактор с возможностью управления уровнями. Кроме того, предусмотрен и режим HDR, что является заслугой КМОП-матрицы. В данном режиме автоматика склеивает три последовательно отснятых кадра с разной экспозицией. Режим HDR находится в списке сюжетных программ, поэтому настройки существенно урезаны: съёмка фактически происходит в автоматическом режиме. Также КМОП-матрица позволила реализовать быструю серийную съёмку со скоростью 8 кадров/с. Заявленная скорость соответствует действительности, причём длина серии достигает 30 кадров, вот только максимальное разрешение при быстрой серийной съёмке ограничено 5 Мп. Создание автоматических панорам обычно является обязательной "фишкой" камер, оборудованных КМОП-сенсором, но у Pentax X-5 предусмотрена лишь склейка трёх кадров. Она происходит корректно, но всё же это не совсем то, к чему уже успели привыкнуть многие пользователи.

Наконец, из особенностей стоит отметить режим определения лиц. Он есть у многих современных компактов, чаще всего нормально реализован, но в тестируемой камере он дополнен функцией определения улыбки и моргания. Оба дополнения работают корректно. Режим определения моргания постфактум сообщает о том, что кто-то моргнул (камера способна захватить до 32 лиц одновременно). Режим определения улыбки способен подхватить любую, даже небольшую улыбку, поэтому скалиться для активирования автоспуска, как в случае компактов Sony, не приходится. Но есть пара досадных промахов. Во-первых, при фотографировании группы людей автоспуск сработает, если улыбнётся лишь один человек. А во-вторых, при активированном режиме коррекции «красных глаз» вспышка сначала отрабатывает предварительный импульс малой мощности, дабы сузить зрачки фотографируемых, после чего с задержкой около трети секунды происходит съёмка со вспышкой. Разумеется, в этом случае фотографируемый на момент съёмки уже может не улыбаться.

#Съёмка и впечатления от работы

Первое включение выявило сразу несколько особенностей камеры. Для начала — алгоритм передвижения объектива в рабочее положение. В большинстве ультразумов объектив яростно ерзает и бьется о крышку, если вы нечаянно забыли ее снять. В X-5 он медленно выдвигается и, упёршись в крышку, ждет, когда же вы ее снимете. Вторая особенность — это длительность подготовки к работе. Для ультразума она не слишком велика — первый снимок можно сделать через 2,83 секунды, вот только все органы управления, за исключением спусковой клавиши, после включения блокируются приблизительно на 5 секунд. Аналогично себя ведёт и недавно протестированная нами камера Nikon S800c, в которой сенсорный экран блокировался до полной загрузки ОС Android, но ведь в тестируемой камере никакого Android нет. Объектив с 26-кратной трансфокацией оказался довольно шустрым: он проходит весь диапазон фокусных расстояний за 1,93 секунды. К сожалению, уменьшенной скорости трансфокации при половинном нажатии рычажка управления не предусмотрено.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. К сожалению, автофокус работает только в непрерывном режиме, поэтому его приходилось блокировать на бесконечности путём половинного нажатия клавиши спуска затвора. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 50 см и со 100 см при телеположении объектива. В широкоугольном положении камера уложилась в 0,35 секунды, что весьма и весьма неплохо для недорогого ультразума, но вот в телеположении результат почти что провальный — 1,26 секунды.

В настройках выбора зоны фокусировки доступно четыре режима: ручной, автоматический, центр и режим ведения. Первые три не особо интересны, да и замечаний к их работе нет. Последний режим, к сожалению, в X-5 реализован неудовлетворительно: он теряет объекты практически сразу же после фиксации при малейшем движении. А если ещё и фон не особо контрастирует с объектом, то автоматика даже захватить цель не в состоянии. Режимов фокусировки также несколько: автоматический, макро, супермакро и ручной. Режим супермакро позволяет снимать с расстояния всего 1 см, но, как это часто бывает, он имеет некоторые ограничения. Трансфокатор перемещается в положение 60 мм, и пускай не блокируется, как у многих конкурентов, но двигаться может лишь в диапазоне 60-118 мм. Зато фотографировать можно со вспышкой, что выручает при макросъёмке, конечно, если не снимать объекты с минимально возможных дистанций, ведь в таком случае от вспышки будет один вред. Режим ручной фокусировки есть, и это хорошо, но вот его реализация не лучшая. Во-первых, увеличивается только центральная зона, что крайне неудобно, если фокусировка производится не на объекте в центре кадра, во-вторых, скорость прохождения всех дистанций фокусировки (от 1 см до бесконечности) занимает 26 секунд, а это слишком долго. Дольше всего проходится диапазон от 1 до 50 см — около 15 секунд.

Пользователю дана возможность выбора одного из трёх режимов экспозамера (точечный, центрально-взвешенный и матричный), а также введения экспосдвига в диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени. Кроме того, предусмотрен ручной режим установки экспопары, а вот режимов приоритета выдержки и диафрагмы нет. Такой подход крайне удивителен, но объяснение находится на поверхности — диафрагма имеет всего два крайних положения, чего явно недостаточно для гибкого управления. Фактически ручной режим был интегрирован лишь для галочки. Как мы уже упоминали, в настройках предусмотрена возможность программного расширения динамического диапазона путём активирования функций компенсации засветок и теней, однако толку от этого чаще всего немного. В лабораторных условиях автоматика оказалась весьма точной. При освещении лампами накаливания и уровне чувствительности 100-1600 единиц ошибка не превышает 0,06 EV, а при значениях ISO 3200-6400 — 0,16 EV. При флуоресцентном освещении промахи обычно укладываются в -0,04 EV и крайне редко достигают -0,09 EV. Отличный результат? Конечно, но вот в реальных условиях экспозамер показал себя не с лучшей стороны: ошибка крайне нестабильна, в довольно простых условиях она может достигать одной ступени, причём как в большую, так и в меньшую сторону. Конечно, при хорошем освещении каких-либо существенных огрехов нет, но даже при съёмке вне помещения в пасмурный день пользоваться экспокоррекцией приходится довольно часто.

В настройках баланса белого предусмотрено несколько пресетов: три настройки флуоресцентного освещения, освещение лампами накаливания, солнечный свет, тень. Кроме того, имеются автоматический и ручной режимы. Автоматическое определение баланса белого в тестируемой камере неплохо работает только при естественном освещении, причём независимо от погодных условий. При использовании искусственных источников автоматика сдаёт, и если при флуоресцентном освещении результат всё же приемлемый, то перед светом от ламп накаливания автоматика пасует. При галогенном освещении ошибка в особенности велика, если в помещении темновато.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Тестирование

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты в диапазоне от 100 до 6400 ISO с шагом 1 EV. В качестве оппонента был выбран фотоаппарат Fujifilm FinePix S3300, который оборудован ПЗС-матрицей размером 1/2,3 дюйма и объективом с 24-кратной трансфокацией, а также гораздо более дорогая камера Nikon Coolpix P510, оснащенная КМОП-сенсором аналогичного размера и объективом с 42-кратной трансфокацией. В связи с тем, что ни у камеры Fujifilm, ни у героя материала нет настроек активности шумоподавления, из результатов камеры Nikon P510 были взяты лишь кадры с шумоподавлением в режиме «стандартное».

Области кроп-фрагментов

Фр 1 Fujifilm FinePix S3300 Nikon Coolpix P510
шумоподавление стандартное
Pentax X-5
ISO
64
- -
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
-
ISO
6400
-
Фр 2 Fujifilm FinePix S3300 Nikon Coolpix P510
шумоподавление стандартное
Pentax X-5
ISO
64
- -
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
-
ISO
6400
-
Фр 3 Fujifilm FinePix S3300 Nikon Coolpix P510
шумоподавление стандартное
Pentax X-5
ISO
64
- -
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
-
ISO
6400
-

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 22,3 мм, ƒ/3,1, 1/6 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 22,3 мм, ƒ/3,1, 1/16 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 22,3 мм, ƒ/3,1, 1/25 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 22,3 мм, ƒ/3,1, 1/50 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 22,3 мм, ƒ/3,1, 1/100 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 22,3 мм, ƒ/9,7, 1/200 c, ISO 3200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 22,3 мм, ƒ/9,7, 1/400 c, ISO 6400

#Вспышка

Для недорогого ультразума количество режимов работы вспышки велико: авто, принудительный, понижение эффекта «красных глаз», медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз». Коррекция вспышки и делитель мощности не предусмотрены. Примечательно, что минимальная заявленная дистанция составляет всего 20 см. Ниже приведена миниатюра-ссылка на полноформатный кадр, отснятый в тёмном помещении.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой

#Примеры снимков

Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.

#Работа в режиме видеосъёмки

Камера оборудована КМОП-сенсором, так что, в отличие от конкурентов, способна снимать Full HD-видео. Максимальное разрешение составляет 1920х1080 точек, но скорость потока кадров ограничена 30 в секунду, причём при записи как Full HD-, так и HD-видео. При этом в режиме видеосъёмки у камеры есть масса других недостатков. Запись ведётся в формате MPEG-4 H.264, звук записывается в режиме моно, но хуже всего то, что настройка фокусировки и установка фокусного расстояния возможна только перед началом записи, а во время видеосъёмки трансфокатор заблокирован, и это существенно сокращает возможности K-5 как видеокамеры. В принципе, подобная особенность свойственна фотоаппаратам Pentax, оборудованным объективами с высокой кратностью трансфокатора, но остальные компакты умеют снимать только HD-видео, тогда как тестируемая камера поддерживает Full HD, причём весьма неплохого качества, из-за чего ограничение оказывается вдвойне досадным.

Пример записи с разрешением 1920х1080 точек

#Автономная работа

В камере используются стандартные «пальчиковые» батарейки. Они дешевые, их можно найти где угодно, однако они довольно крупные и тяжёлые, кроме того, производитель в таком случае экономит на комплекте поставки, ведь ни литий-ионный аккумулятор, ни зарядное устройство не нужны (к счастью, в случае тестируемой камеры это положительно сказалось и на итоговой цене). Производителем заявлена возможность съёмки 330 кадров при использовании одноразовых щелочных элементов питания, 950 — с достаточно дорогими литиевыми и 500 при использовании никель-металлгидридных аккумуляторов. На комплектных одноразовых батарейках Panasonic (OEM, не предназначенные для розничной продажи) при редком использовании вспышки камера продержалась 412 кадров, что является весьма неплохим результатом. В настройках предусмотрен выбор типа источника питания, хотя есть и автоматический выбор. Однако даже при указании типа источника 3-сегментный индикатор уровня заряда оказался крайне неточным, поэтому ориентироваться на него в текущей версии прошивки бесполезно.

#Заключение

Pentax X-5 с 26-кратным трансфокатором и КМОП-матрицей, которая позволяет реализовать съёмку быстрых серий и Full HD-видео, к тому же оборудована видоискателем и поворотным экраном, прямых конкурентов, в общем-то, не имеет: камеры со схожим ценником либо лишены оптического видоискателя, либо построены на базе ПЗС-сенсора, да и поворотный дисплей — прерогатива гораздо более дорогих камер. Среди плюсов нельзя не отметить и минимальное фокусное расстояние, которое ощутимо меньше, чем у конкурентов, развитую систему программируемых клавиш, высокую скорость серийной съёмки, а также большую длительность серий и очень хорошо работающие технологии определения лица и улыбки (тут камеры Pentax вовсе одни из лучших, и X-5 не исключение).

Однако без недостатков не обошлось, причём некоторые из них весьма существенны. Для начала стоит отметить блокировку трансфокатора при видеозаписи, что серьёзно подкашивает позиции камеры в этом режиме. Кроме того, почти безупречный в лабораторных условиях экспозамер в реальных условиях съёмки допускает солидные промахи. Скорость включения не очень велика, но хуже то, что большинство органов управления блокируется на 5 секунд после нажатия клавиши питания. Вдобавок индикатор уровня заряда крайне неточен, а автофокус довольно медлителен в телеположении. В общем, по комплексу характеристик и возможностей равных камере Pentax X-5 в ее ценовой категории вроде бы и нет, но прошивка требует активной и как можно более быстрой доработки.

Благодарим украинское представительство компании Pentax за предоставленный на тестирование фотоаппарат.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/637682