Жанр | Экшен |
Издатель | Ubisoft |
Издатель в России | Ubisoft Sofia |
Дата выхода | 31 октября 2012 года |
Возрастной ценз | от 17 лет |
Платформы | PS Vita |
Официальный сайт |
Едва ли кому нужно лишний раз рассказывать, что обычно собой представляют спин-оффы популярных серий на портативных консолях. Посредственные недоделки, паразитирующие на популярности «больших братьев», неспособные соответствовать им даже на уровне концепции. На PSP подобные дешевки стабильно выходили по несколько штук в год, и лишь единицы — вроде неосновных частей GTA или Metal Gear Solid — хоть как-то скрашивали общую печальную картину.
На PS Vita подобная ситуация может оказаться вдвойне неприятной: пока еще проекты на этой платформе чисто условно не отстают от игр с больших консолей. Практически идентичное управление, достойные технические параметры — с них спрос как со всех, без всяких поблажек из-за слабого железа портативки.
И Assassin's Creed III: Liberation производит очень даже приличное первое впечатление. Привычная раскладка кнопок, достойная детализация персонажей и окружения, кажущийся огромным виртуальный Новый Орлеан. Эвелин лазает по разнообразным поверхностям, дерется и использует богатый арсенал всяких ассасинских штучек ничуть не хуже, чем Коннор, Эцио или Альтаир.
Правда, быстро вылезают некоторые технические проблемы. Во время сражений с множеством противников игра начинает тормозить; Эвелин иногда неадекватно реагирует на команды; несколько эпизодов в сюжетной кампании оказались непроходимыми — хотя Ubisoft оперативно выпустила патч, исправляющий последнюю проблему. Снова сказывается ограничение объема памяти на картридже — в 3 с лишним гигабайта при всем желании не запихнешь большой и красивый игровой мир, на фасаде которого не был бы заметен отпечаток «копипаста». Колониальный город и близлежащие луизианские болота удивительно однообразны, игрока не тянет их исследовать и раскрывать местные секреты.
Как и в Assassin's Creed III, в Liberation почти потерял смысл паркур — архитектура в Америке XVIII века скромна и откровенно провинциальна, поэтому сравнивать местные города с величественными и помпезными постройками Италии эпохи Возрождения совершенно неуместно. Что у Коннора, что у Эвелин почти нет поводов залезать на крыши или стены — большинство заданий отлично выполняются и на бренной земле. И только за чертой города нас буквально насильно загоняют на деревья — если, конечно, пользователь не желает преодолевать болота вплавь с риском наткнуться на голодного аллигатора.
Не могли создатели обойтись и без обязательного использования нестандартных средств управления PS Vita. Карта открывается нажатием на сенсорный экран — это и в самом деле удобно. Плавать на каноэ, «поглаживая» заднюю панель, уже не столь комфортно. Ну а «вскрывать» письмо двойным касанием обеих сенсорных областей или подносить консоль к яркому свету (типа, просматривать документы на свету!) — и вовсе глупо. Подобное встречалось в Uncharted: Golden Abyss — и, как все мы помним, это нисколько игру не красило.
Зато новая героиня — прямо-таки специалист по скрытности. В игре предусмотрена новая система социального стелса. Эвелин имеет три образа: светской дамы, рабыни и ассасина. Темнокожая девушка, дочь богатого французского аристократа и негритянки, днем притворяется респектабельной леди. Это помогает ей не мозолить глаза внимательным стражам и вершить свои дела практически незамеченной. Но в вечернем платье она не слишком ловка, не умеет лазать по стенам, более уязвима и ограничена в арсенале. С этим связан дурацкий баг — если случайно упасть в воду, то игру придётся перезагрузить, потому что у латентной ассасинки нет возможности вылезти на пристань в шикарном наряде — она просто не хочет цепляться за выступы.
Личина рабыни помогает слиться с толпой трудящихся чернокожих и также проникать в разнообразные закрытые локации. Ограничений уже меньше, но больше всего возможностей Эвелин получает в образе ассасина. Ну а расплачиваться приходится высоким уровнем подозрительности, что порой блокирует доступ к некоторым областям.
Эта идея с перевоплощениями навевает мысли о Hitman, где подобный элемент раскрывал интересные тактические варианты прохождения отдельных уровней. Тут нет ничего подобного — в каждой из миссий пользователя буквально обязывают выбирать тот или иной внешний вид. В результате все сводится к унылой беготне до «гардероба» и обратно, что никакого положительного влияния на общую увлекательность игры не оказывает.
Миссии в Liberation тоже, в общем-то, скучноваты и состоят из банально-традиционных заданий в стиле «убей», «проследи», «сгоняй на другой конец карты». Если в Assassin's Creed III действительно добавили ряд новых для серии развлечений, то портативная игра следует принципам самой первой части серии, которую справедливо ругали за однообразие и излишне условную структурированность.
Сражений не то чтобы много, к тому же Эвелин, как ни странно, заметно мощнее своих братьев по ордену убийц. Ее блок почти непробиваем, тело выдерживает мощные удары и не воспринимает пули как нечто смертельное, а лассо и вовсе является читерским оружием — на приличном расстоянии с помощью верёвки можно задушить вообще любого соперника за полсекунды. Тут уже никакие мечи с топорами не нужны, с таким-то супергаджетом.
Что до сюжета, то «Освобождение» — это как бы игра в игре. Компания «Абстерго», с которой воюет Дезмонд Майлз в основных частях, представила в мире Assassin's Creed игру собственной разработки. Клиенты корпорации могут заглянуть в генетическую память ассасина Эвелин и совершить небольшое путешествие по Америке времен Войны за независимость. Впрочем, современные тамплиеры подправили ряд исторических моментов, чтобы выставить конкурирующий орден в дурном свете. Поэтому по ходу игры иногда происходят «взломы» и правда понемногу всплывает наружу.
Однако на практике настоящему постмодернизму на этот раз места не нашлось. Всей этой подоплеке с пропагандой «Абстерго» не уделено и пяти минут, а наблюдать приходиться лишь за не слишком интересными страстями Эвелин в Новом Орлеане. Героиня вскрывает тайны своего прошлого, разбирается с испанскими солдатами, помогает освобождать рабов, попутно ищет древние артефакты. Все это подано плоско и будто бы для галочки. Особенно удручающе выглядит сравнение со все той же Assassin's Creed III (как тут без параллелей, если игры вышли в один день и щеголяют тройкой в названии?), где наличествуют важные исторические события, классно прописанные персонажи и впечатляющий размах повествования. Но самое главное, что триквел представлен в великолепной режиссуре, которой, увы, в Liberation совсем не наблюдается.
И дело тут не в портативном формате игры — все претензии связаны отнюдь не с техническими ограничениями. Это обычное следствие не самого усердного труда разработчиков, конкретно — нового болгарского подразделения Ubisoft.
Может быть, какой-нибудь смелый издатель ради приличия хотя бы раз отдаст создание мобильного спин-оффа в проверенные руки хорошо зарекомендовавших себя людей? А то с каждым разом становится всё грустнее и грустнее.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | В динамике совсем не заметны «лесенки» и крупные пиксели, лица персонажей и основная часть Луизианы смотрятся очень здорово для портативной консоли. Единственная претензия к самому дизайну — выходит, что после путешествия особо нечего и вспомнить. | 9 |
Звук | Музыка слабее, чем в основных частях серии, но явно пытается соответствовать. Зато озвучение персонажей хорошее — особенно удалась Эвелин с её милым акцентом. | 8 |
Одиночная игра | Восемь «последовательностей» — примерно 6-7 часов игры. Не так много, но с финальными титрами приходит облегчение — сюжет всё это время почти не мотивировал к прохождению. | 6 |
Коллективная игра | Геополитическая карточная игра — ничего особенного, зато оригинально. Впрочем, долго за ней сидеть вряд ли захочется. | 7 |
Общее впечатление | С одной стороны, игре хочется сделать поблажку — всё-таки далеко не самый плохой вариант Assassin’s Creed на карманной консоли. Но не слишком увлекательная одиночная кампания серьёзно портит общую картину — с интересными развлечениями в Liberation не сложилось. | 6 |