3DNews: Начну с, возможно, не очень приятного вопроса. В последнее время все больше людей использует в качестве автомобильных навигаторов смартфоны и планшеты. Не является ли это угрозой рынку PND (Personal Navigation Device) в целом?
Рик Ляо: Это очень интересный вопрос, и он касается не только России – то же самое происходит и в других странах, по мере того как смартфоны становятся все более популярными. Разумеется, мы проводим множество исследований на эту тему, и я могу с уверенностью сказать, что в данный момент рынку PND смартфоны и планшеты на самом деле не угрожают. Ведь даже те, у кого уже есть смартфон или планшет, имеют веские причины купить отдельное устройство именно для навигации.
Дело тут в сценарии использования подобных устройств. Ведь на самом деле смартфон совершенно не оптимизирован для применения в качестве навигатора в автомобиле, изначально он создан для совершенно других задач. Соответственно, конструкция и дизайн устройства совершенно иные, в то время как PND создаются с расчетом на использование именно в автомобиле и во время движения.
Кроме того, мы плотно сотрудничаем с автопроизводителями. Например, аккумулятор PND проектируется с расчетом на более широкий диапазон температур, в то время как смартфоны очень не любят и мороз и жару. Если вы в яркий солнечный день оставите автомобиль на солнце, то температура в нем может подняться до 50-60 градусов – оставленный в машине смартфон может при таких температурах банально сломаться. (На наш взгляд, в России оставленный в машине смартфон в первую очередь подстерегает другая опасность, но, видимо, привыкший к характерному для Тайваня низкому уровню криминала Рик Ляо о ней не подозревает. – прим. ред.). Кроме того, чтобы использовать смартфон в машине, вам необходимо отдельно приобрести для него крепление и специальное зарядное устройство. Иначе придется держать смартфон в руке во время движения, а это, очевидно, небезопасно. А без зарядника батарейки смартфона надолго не хватит. С PND же эти аксессуары поставляются по умолчанию.
Ну и последнее – это стоимость. В сравнении со смартфоном или планшетом навигатор – очень недорогое устройство. Мало кто захочет рисковать дорогим гаджетом или, тем более, собственной безопасностью, если сравнительно недорого можно купить устройство, специально заточенное под решение этой задачи и при этом совсем недорогое.
Кстати, еще один важный момент – к цене смартфона надо добавить стоимость навигационной программы, карты. Вы, конечно, можете использовать бесплатные решения вроде «Яндекс.Навигатора», но они требуют наличия интернет-соединения, что и в городе-то не всегда удобно, а в дальних поездках – тем более. Да и картография и построение маршрутов в таких решениях ориентированы скорее на крупные города. Так что причин для покупки отдельного навигационного устройства достаточно много — и статистика продаж это подтверждает. Кстати, в некоторых странах мы поставляем навигационный софт для Android, так что и в этом секторе рынка тоже присутствуем. Но это скорее задел на будущее, по описанным выше причинам PND все еще очень востребованны.
3DNews: Мы обратили внимание, что модельные ряды Mio для разных стран заметно различаются. В Европу, например, вы поставляете навигаторы для велосипедистов. Планируете ли вы продавать такие устройства в России?
Рик Ляо: Подобные модели создавались нами изначально именно для рынка Европы, ведь там велосипеды занимают заметное место среди городского транспорта. В некоторых странах проникновение велотранспорта более 100%, то есть на каждого жителя страны приходится более одного велосипеда. Разумеется, в этих условиях есть спрос, есть рынок для подобного типа устройств. Сейчас мы планируем выпустить эти устройства на рынке Восточной Европы, а уже в сентябре они появятся на Тайване.
В России мы проводили исследования, чтобы оценить этот рынок, понять, как много людей используют велосипеды в городах. И вынуждены констатировать, что ситуация не самая благоприятная. Это, в общем-то, понятно, ведь даже летом погода у вас не всегда подходящая как с точки зрения личного комфорта, так и с точки зрения безопасности вождения велосипеда в городе. Сложно представить себе человека на велосипеде в условиях русской зимы – такие бывают, конечно, но в целом, повторюсь, даже летом на велосипеде не всегда можно ездить. А так как мы основываемся на исследованиях, на оценке пользовательских моделей поведения, приходится признать, что рынок таких устройств в России не очень велик. Но мы продолжаем исследования, и, возможно, какие-то из этих продуктов появятся и в России.
3DNews: Есть еще один тип транспорта, который достаточно широко распространен в России, а главное, популярность которого растет в последние 2-3 года заметными темпами, – это мотоциклы. В больших городах серьезно стоит проблема пробок, мотоцикл зачастую становится решением. Есть ли у вас продукты, ориентированные на мотоциклистов?
Рик Ляо: Это очень интересное направление, так как, в отличие от велосипедистов, мотоциклисты ближе к водителям авто – им нужны как GPS-навигаторы, так и видеорегистраторы. Но при этом мотоциклисты, как правило, не могут использовать те модели, которые мы создаем для автовладельцев: требуются специальные крепления, ведь у мотоциклов обычно нет лобового стекла; необходимо дорабатывать карты для навигаторов – в некоторых странах, например, на скутере можно перемещаться не по всем дорогам. Кроме того, в отличие от автомобилистов, для мотоциклистов требуется создать пылевлагозащищенное устройство – нечто более близкое к экшен-камерам. Так что создание такого устройства – достаточно комплексная задача. Мы изучаем и эту возможность, но пока у нас в модельном ряду нет моделей именно для водителей мотоциклов и скутеров. Когда они появятся, мы, разумеется, будем иметь в виду и российский рынок.
3DNews: В настоящее время, помимо навигаторов, Mio активно продвигает автомобильные видеорегистраторы. Какой из этих типов устройств для Mio сейчас важнее? Вы начали заниматься видеорегистраторами сравнительно недавно, но этот рынок, возможно, интереснее для вас, чем рынок PND?
Рик Ляо: Оба этих типа устройств принадлежат одному сектору рынка для нашей компании – Automotive. К нему мы относим любой тип устройств, сценарий использования которых подразумевает применение в автомобиле. В линейке Automotive есть и другие решения, в некоторых странах мы поставляем также планшеты, ориентированные именно на навигацию, но в Россию такие продукты мы не возим. Однако навигаторы и видеорегистраторы, разумеется, — два наиболее важных для нас типа устройств.
Действительно, в данный момент в России основной упор мы делаем именно на видеорегистраторы, несмотря на то, что объем этого рынка все еще меньше, чем у PND. Дело в том, что в секторе PND в данный момент очень велика конкуренция, и это негативно сказывается на ценообразовании. Стоимость 5-дюймовых моделей в данный момент составляет всего 2 000-3 000 рублей. Сектор же видеорегистраторов в России быстро растет, и у нас на нем очень сильные позиции – мы предлагаем хороший продукт с высоким качеством изображения и поставляем его под маркой, уже хорошо известной на рынке. Так что видеорегистраторы Mio пользуются заслуженной популярностью и показывают отличный рост по сравнению с прошлым годом.
Стоит отметить, что Россия – не единственная страна, где мы сильны на рынке видеорегистраторов. На Тайване мы занимаем первое место, недавно вышли на рынки Гонконга и Китая, и там наши результаты тоже весьма обнадеживают. Неплохо мы себя чувствуем и в Корее, рынок регистраторов там – это около 1,2 млн устройств.
А вот Европа – практически закрытый для видеорегистраторов рынок, потому что там во многих странах запрещено делать видеозаписи на дороге, по соображениям приватности. Зато есть другое интересное направление. В Европе в данный момент стоимость автостраховки зависит от возраста водителя. Все понимают, что это не совсем честно, не корректно. Стоимость страховки должна зависеть от стиля вождения, от поведения на дороге. Если вы водите опасно, нарушаете правила – страховка должна быть дороже. Но как определить стиль вождения? Для этого тоже можно создать соответствующие устройства — и это перспективный рынок.
3DNews: Мы уже говорили о различиях модельных рядов для разных стран. Не могли бы вы рассказать: в целом российский рынок — он ближе к европейскому, США, или Азии?
Рик Ляо: О! Мы об этом очень часто говорим внутри компании, довольно жаркие иногда случаются дебаты! Mio – международная компания, и у нас есть несколько операционных центров, обслуживающих разные страны и регионы. Например, в Западную и Восточную Европу поставляется продукция из разных операционных центров. Так вот, когда мы разрабатывали стратегию для российского рынка, было очень важно ответить на этот вопрос.
Первоначально мы считали, что Россия по стилю ближе к Европе, но, как выяснилось, мы ошибались, рынок России совершенно иной. Это очень интересно: например, перелет из Москвы до Лондона занимает всего около четырех часов, в то время как путь на Тайвань из Москвы – это 13 и более часов. Но если судить по рыночным тенденциям и по предпочтениям пользователей, то Россия гораздо ближе к Азии. Соответственно, и наша стратегия в России гораздо ближе к тому, что мы делаем на Тайване и в Китае, – эти три страны вместе являются основными потребителями видеорегистраторов, кстати. Но Россия имеет особую, непривычную для нас культуру, впитала в себя и европейские и азиатские традиции — это надо учитывать.
3DNews: Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на российском рынке на 2013 год.
Рик Ляо: Прежде всего, мы абсолютно уверены, что видеорегистраторы – это самый важный и быстрорастущий в России сектор рынка с высочайшим потенциалом. Мы уделяем ему максимум внимания в данный момент, причем не только с точки зрения маркетинга и рекламы, но и с точки зрения работы над узнаваемостью бренда.
Второе важное для нас направление – это корпоративные устройства, сектора B2B и B2G. Как я уже говорил, у нас есть четыре категории продукции. О первой – Automotive – мы уже поговорили. Вторая – Cycling (Mio Sports Products – устройства для велосипедистов, для e-bike, экшен-камеры). Третье направление – Professional. К нему относится, например, индустриальный планшет MioCARE 6290, который предназначен для использования в больницах или на складах для инвентаризации и контроля. MioCARE 6290 оснащен встроенным считывателем штрих-кодов. Это новое поколение устройств, предлагающее новый способ использования PDA – в качестве интерфейса к базам данных. Этот сегмент мы сейчас развиваем в Европе, на Тайване, в Китае и даже в Северной Америке.
Четвертое направление – системы управления. Мы делимся нашим опытом с системными интеграторами для создания навигационных систем. Например, раньше подобные системы использовались для мониторинга поведения водителей, но это лишь простейший контроль. А ведь они могут гораздо больше. Предположим, у вас есть 500 автомобилей и вам нужна система управления, способная организовать их перемещения, дать задание каждому из них. На каждой машине устанавливается маяк, и диспетчерская система управляет ее перемещениями – не только логистикой, то есть последовательностью выполнения заданий в течения дня, но и оптимизацией маршрутов между заданиями. Мы работаем вместе с системными интеграторами, чтобы внедрить нашу навигационную систему в это решение. Подобные системы, оптимизирующие логистику, мы уже реализовывали в США и Китае. В России такие решения пока что ориентированы только на контроль перемещений, но в будущем, думаю, появятся все-таки и комбинированные с навигацией системы.
Что касается России, то в основном фокусе внимания по-прежнему – навигаторы и видеорегистраторы. Перспективы направления Cycling мы в данный момент оцениваем. Кроме того, большой потенциал у B2B- и B2G-направления на российском рынке. Разумеется, мы продолжим инвестиции в российский рынок, так как он очень важен для нас и потенциал его высок. Особенно на фоне проблем европейской экономики и замедления темпов развития экономики Китая.
Я думаю, в среднем уровень образования в России очень высок, очень много людей с высшим образованием. ИТ-рынок молод, в том смысле, что в этой сфере работает огромное количество специалистов, возраст которых всего около 30 лет. Так что с Россией компания Mio связывает множество планов и надежд.
С мистером Риком Ляо беседовал Денис Нивников.