GeForce GTX 680 — одна из наиболее удачных карт в линейке GeForce 600. Флагман получился в целом более производительным, чем основной конкурент на момент выхода — Radeon HD 7970, в то же время обладая меньшим энергопотреблением. Со времен мартовского релиза GTX 680 партнеры NVIDIA представили свои варианты этой модели. Какие-то — подешевле, с простой печатной платой. Другие, наоборот, нацелены на разгон и построены на PCB с развитой системой питания. На некоторых даже заранее установлена такая частота GPU, какая и не снилась референсным адаптерам.
KFA2 в лице GTX 680 LTD OC предлагает одно из самых мощных воплощений GeForce GTX 680. Напомним, что KFA2 — это европейский бренд компании Galaxy, который расшифровывается как «Kick Friggin’ Ass в квадрате». С продукцией, которая выпускается под этой маркой, мы уже познакомились ранее на примере карты KFA2 MDT X5 GTX 560 Ti. MDT — это необычная линейка в ассортименте KFA2, преимущественно состоящая из карт поколения GeForce 500. Они обладают расширенным набором видеовыходов и за счет дополнительного чипа на плате и специального ПО дают возможность одновременно использовать четыре-пять мониторов. В эпоху GeForce 600 эти изыски уже не столь актуальны, так как все старшие карты серии и без того умеют выводить изображение на три монитора. И все же производитель опять не удержался от того, чтобы переделать панель портов GTX 680 по своему усмотрению, в чем мы скоро убедимся.
⇡#Технические характеристики, комплект поставки
GeForce GTX 680 LTD OC обеспечена колоссальным заводским разгоном. В качестве штатного значения базовой частоты GPU производитель указывает 1110 МГц. А на практике наш тестовый экземпляр работал аж на 1150 МГц. Судя по тому, что в других обзорах этой модели в Интернете фигурирует такая же частота, официальный сайт попросту скромничает.
Тем более мощно GTX 680 LTD OC выглядит на фоне референсных спецификаций. Ведь стандартная базовая частота GTX 680, установленная NVIDIA, — 1006 МГц. А в экспериментах с разгоном из референсного адаптера нам удалось выжать лишь 1086 МГц.
Как и у референсной карты, механизм GPU Boost позволяет процессору карты KFA2 прибавить вплоть до 104 МГц сверх базовой частоты (абсолютное значение — 1254 МГц). По частоте и объему видеопамяти она не отступает от референсных спецификаций.
KFA2 GeForce GTX 680 LTC OC | |
---|---|
Модельный номер | 68NPH6DT6EXZ |
Основные компоненты | |
GPU | GK104 |
Число транзисторов, млн | 3 540 |
Техпроцесс, нм | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1150/НД |
Потоковые процессоры | 1536 |
Текстурные блоки | 128 |
ROPs | 32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 2048 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 256 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | |
Интерфейсы | 3 х Mini HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение | HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 |
Макс. потребляемая мощность, Вт | НД |
Габаритные размеры: ДхВхГ, мм | НД |
Масса, г | НД |
Гарантийный срок, лет | 2 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных |
В комплект поставки карты входит бумажная документация, диск с ПО, два адаптера питания, переходник с разъема Mini HDMI на полноформатный HDMI и с последнего — на DVI.
По сравнению с референсными аналогами, GTX 680 LTD OC стоит довольно много. В московских интернет-магазинах удалось найти только одно предложение по цене 19,5 тыс. рублей. В то же время цены на дешевые референсные варианты уже опускаются ниже 15 тысяч.
Среди многочисленных вариантов GeForce GTX 680 на оригинальных PCB плата KFA2 выделяется текстолитом молочно-белого цвета. Всю лицевую поверхность устройства занимают три вентилятора системы охлаждения.
По краю кожуха проходит белая полоса, подсвеченная светодиодами. Ее яркость постоянно плавно изменяется, независимо от нагрузки на GPU или других показателей работы, как это иногда делают в адаптерах с более изощренными индикаторами.
Сам кулер состоит из трех вентиляторов стандарта 90 мм и массивного радиатора во всю длину платы. Тепло от медной подошвы распределяют пять толстых тепловых трубок.
Микросхемы памяти обслуживаются отдельным радиатором в виде простой алюминиевой пластины. Еще один радиатор прижат к элементам системы питания.
А вот неожиданная особенность KFA2 GeForce GTX 680 LTD OC, которая напомнила нам карты того же производителя серии MDT: вместо стандартного для GTX 680 набора видеовыходов (два DVI, по одному HDMI и DisplayPort) на задней панели разведен один полноформатный разъем DisplayPort и сразу три Mini HDMI.
Вот почему к карте прилагаются два переходника: с Mini HDMI на HDMI и c HDMI — на DVI. Только вставив одно в другое, а другое в третье, можно подключить к ней большинство мониторов. Единственное и веское «но»: переходники не дают выход Dual-Link DVI, так что задействовать разрешение 2560х1440 или 2560x1600 получится только с помощью интерфейсов DisplayPort или HDMI.
Демонтаж системы охлаждения открывает доступ к прелестям молочно-белой платы. Питание на GPU подается по восьмифазной схеме с помощью контроллера CHiL CHL8318. Еще четыре фазы отведены для питания микросхем памяти. В цепи питания GPU присутствует так называемый Proadlizer от NEC/TOKIN — интегрированная схема с несколькими конденсаторами. Дополнительное питание карта получает от двух восьмиконтактных разъемов.
Микросхемы памяти расположены только на стороне GPU. Это неоднократно виденные нами на различных видеоадаптерах Hynix H5GQ2H24MFR-R0C со штатной эффективной тактовой частотой 6 ГГц.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | Catalyst 12.2 WHQL |
ПО для карт NVIDIA | 310.54 Beta |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | - | - |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Начало миссии Going Hunting. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown | DirectX 11 | Shibuya, 8 машин. Макс. качество, Global Illumination вкл. | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS | DirectX 9 | Город Whiterun. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS | DirectX 9 | Миссия Return to Sender. Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
Так как GPU в адаптере KFA2 изначально работает на сильно повышенной частоте, на дальнейший разгон мы не возлагали больших надежд. И тем не менее, подняв до предела лимит энергопотребления, удалось выдавить еще 60 МГц частоты, что в абсолютном выражении дает внушительные 1210 МГц. Но признаемся, что при таком разгоне технология GPU Boost перестала выставлять максимальную прибавку к тактовой частоте (104 МГц) — только 94 МГц.
Видеопамять со штатных 6008 МГц разогналась до эффективной частоты 7308 МГц.
Даже в штатном режиме система с KFA2 GeForce GTX 680 LTC OC на борту потребляет существенно больше энергии, чем в случае с референсным GTX 680. От экономичности действующего флагмана NVIDIA здесь не осталось ни следа. Разгон вручную поднимает мощность еще на одну заметную ступеньку.
Система охлаждения обеспечивает в нагрузке точно такую же температуру GPU, что и закрытая турбинка референсного GTX 680, но не будем забывать, что и TDP карты KFA существенно выше. При разгоне кулер легко справляется с возросшим тепловыделением: температура падает на несколько градусов при условии, что вентиляторы работают на полных оборотах. Возникает изрядный шум, хотя в штатном режиме система охлаждения действует довольно тихо.
3DMark 2011
Очки в 3DMark всегда бодро отзываются на увеличение частот. И в этот раз KFA2 GeForce GTX 680 LTD OC демонстрирует большое преимущество перед референсным адаптером, и дальнейший разгон также приводит к заметному росту итоговых баллов.
Игровые тесты + Unigine Heaven 2
Как уже не раз случалось с видеокартами серии GeForce 600, в реальных играх эффект от повышения частоты, будь то заводской разгон или оверклокинг силами пользователя, не одинаков. Только в Call of Duty: Modern Warfare 3 разница во фреймрейте карты KFA2 и референсного GTX 680 выходит за пределы нескольких FPS. От оверклокинга вручную больше пользы. Только Skyrim, а также CoD: MW3 и Crysis 2 (в последнем, как известно, установлено ограничение фреймрейта на уровне 100 FPS) при разрешении 1920х1080 стали теми играми, которые не отозвались на него существенным повышением фреймрейта.
KFA2 GeForce GTX 680 LTD OC — один из быстрейших вариантов GTX 680, которые можно купить сегодня. Впрочем, с практической точки зрения это само по себе не великое достоинство: в бенчмарках прирост частоты по сравнению с референсной картой производит мизерный эффект. Потенциал продукта KFA2 раскрывается только при дальнейшем разгоне. Даже в штатном режиме базовая частота 1150 МГц, на которой молотит GPU, находится за пределами возможного для референсных моделей, а вручную ее можно поднять и до 1210 МГц. В сочетании с не менее успешным разгоном памяти до 7308 МГц и увеличением лимита энергопотребления это дает солидную прибавку производительности относительно референсных результатов, не говоря уже о моральном удовлетворении владельца.
Другое качество карты KFA2 — оригинальный дизайн. Нечасто встречаются видеокарты с тремя вентиляторами, молочно-белой PCB и «плавающей» светодиодной подсветкой. Устройство выделяется и набором видеовыходов из трех портов Mini HDMI и полноформатного DisplayPort. Надо только иметь в виду, что получить разрешение 2560х1440 или 2560x1600 через интерфейс DVI карта не позволит.
В общем, KFA2 GeForce GTX 680 LTD OC — хорошая возможность похвастаться перед ценителями оригинального железа. Карта производит общее впечатление эксклюзива, которое, между прочим, поддерживается и ее редкостью в продаже.