Итак, свершилось непоправимое — в России запустили iTunes Store. Апокалипсис неминуем, ад уже начинает покрываться корочкой льда. Пока <sarcasm>внештатные сотрудники Apple</sarcasm> рассказывают на всех углах, что там есть, мы тут прикинем, что отделяет нас от края пропасти — чего в российском iTunes Store нет, а также чего там могут недосчитаться в самое ближайшее время.
Начнем с музыки, так как во время запуска многие почему-то решили, что россиянам открыли только эту часть. К удивлению скептиков, согражданам, помимо низких цен, пожаловали с барского плеча всякие дополнительные фишки, такие как "бесплатная песня недели" (над этим скоро будет трудиться русская редакция, ждите Елену Ваенгу и "Кристину Агилеру российской эстрады" Валерия Леонтьева) и "годовая индульгенция на пиратство за 799 рублей", также известная как iTunes Match.
А вот с наполнением самого каталога, как пишет газета "Ведомости", произошел небольшой конфуз — Apple договорилась только с двумя крупными правообладателями, рассчитывая, что и так сойдет. Но с цифровыми правами в России адский бардак — долгое время "крупная рыба" считала рынок бесперспективным, в связи с чем права расползлись по куче издательств помельче, чья степень адекватности неоднородна. При этом существуют организации, которые искренне считают себя повелителями вообще всех цифровых прав в России, но пока почему-то не помещены под контроль санитаров. Думается, нас ждет целая череда трехкопеечных разборок вида "убрали из iTunes — вернули в iTunes", касающаяся даже весьма известных и неплохих, в общем-то, групп.
Музыка — это еще полдела. Самая читающая страна в мире не получила библиотеки книг. "Известия" пишут, что к нам они доберутся только после Нового года — это при том, что с отечественными обладателями ключей от кладовых Дарьи Донцовой и Александра Бушкова удалось договорится куда более слабосильным Barnes & Noble. Остается только надеяться, что эти самые спасители русской словесности проявят адекватность при установлении ценовой политики и не будут догонять американские цены так же яростно, как они это делают в случае с физическими книгами.
С кино тоже не все гладко — довольно адекватные цены компенсируются маленьким выбором, советских или российских фильмов в каталоге пока всего пара десятков или около того. Впрочем, есть мнение, что у целевой аудитории все равно другие интересы.
Еще одно упущение, пока мало зависящее от Apple, — образовательный материал. iTunes U действительно содержит богатый набор лекций ведущих американских и европейских университетов по самым разным темам. Ряд почтенных заведений даже использует любезно предоставленный Apple инструмент в учебном процессе — все равно студенты отучились писать от руки, так хоть пусть с помощью iPod поправят положение. В том, что наши университеты будут делать так же, у автора есть некоторые сомнения, причем не только потому, что в России к технике Apple относятся с несколько меньшим пиететом. В общем, максимум, что нам грозит, — появление лекций из какой-нибудь бизнес-школы "Сколково".
Для верности еще раз пройдемся по музыке — в iTunes пока нет потокового вещания, причем не только в России, но и еще где-либо. Недооценивать этот пробел не стоит — в некоторых странах уже под 90% выручки музыкантам и их продюсерам поступает от людей, упорно не желающих забивать жесткие диски тем, что и так можно в любой момент послушать. Незаполненную нишу окучивает, держа наперевес каталог почти в 5 млн треков, "Яндекс", по здравом размышлении снизивший стоимость мобильного доступа до 99 рублей в месяц, да к тому же доступный не только на iOS.
Ну и напоследок о главном — есть мнение, что русский iTunes Store может (по крайней мере на первых порах) очень сильно недосчитаться пользователей. Автор еще лет 5 назад слышал от хардкорных фанатов Apple отговорку следующего содержания: мол, мы бы платили, да кому платить, так, чтобы удобно было? iTunes-то нет! Претензия справедливая, но что-то подсказывает, что упомянутые граждане несколько лукавят.
Отчасти на руку пиратам играет сама Apple, упорно не желая выкидывать из App Store не только сам клиент "Вконтакте", но и многочисленные приложения, ориентированные исключительно на трансляцию музыки или видео из данной социальной сети. Ну то есть натурально — жалуются на "оборзевших" питерцев почти еженедельно, но реакция из Купертино, как правило, весьма флегматична: "Ребят, вы там сами разберитесь между собой, устраните, о выполнении можете не докладывать".
Помогает и то, что под синей иконкой прячется вообще абсолютно любая песня или фильм, который только вздумается, а не исключительно "лицензированное" — вероятность найти среди 60 млн пользователей хоть одного, чьи музыкальные вкусы погнуты в ту же сторону, весьма высока. А уж что касается способности сторонних клиентов для iOS "делать удобно и красиво", то тут с радостью можно признать — умеют! Открываешь какой-нибудь клиент для VK music, а там тебе и на плей-листы побьют, и в офлайн закачают, и даже обложки с текстами с открытых баз достанут, где можно. Отдать один раз 30 рублей за то, за что иные просят в три раза больше и каждый месяц? Конечно, потребитель кошельком проголосует. Честно говоря, кроме ощущения собственной лучезарности и гармонии с мирозданием, легальным источникам в такой ситуации предложить потребителю почти нечего.
И все же — слава богу, что iTunes Store наконец завезли, потому что хорошо от этого будет далеко не только адептам the Культа. По проторенной дорожке к нам пожалуют и Spotify, и какое-нибудь Rdio, и даже (смеем надеяться) Google Music. Последний послужит отличной страховкой на тот случай, если с "Вконтакте" все-таки сделают что-то нехорошее.